Постановление Правительства Республики Бурятия
от 3 декабря 2010 г. N 524
"Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Бурятия"
26 июля 2012 г.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в связи с получением положительных сводных заключений Министерства регионального развития Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Республикой Бурятия, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Схему территориального планирования Республики Бурятия.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент - |
В.В. Наговицын |
Схема
территориального планирования Республики Бурятия
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 декабря 2010 г. N 524)
26 июля 2012 г.
Введение
Представленная Схема территориального планирования Республики Бурятия выполнена в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Схема территориального планирования Республики Бурятия является стратегическим градостроительным документом со сроком реализации до 2040 г. (прогнозный период), в том числе на период до 2015 г. - первая очередь, на период до 2025 г. - расчетный срок.
Схема территориального планирования Республики Бурятия является градостроительным документом регионального уровня и составляет основу для разработки всех других документов территориального планирования Республики Бурятия, а также обеспечивает согласованное развитие этого региона в структуре Сибирского федерального округа Российской Федерации в целом.
Схема территориального планирования Республики Бурятия в соответствии со п. 3 - 6 ст. 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации включает в свой состав карты (схемы):
- планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения;
- планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:
- объектов энергетических систем регионального значения;
- объектов транспорта и связи регионального значения;
- линейных объектов регионального значения;
- иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами Республики Бурятия полномочий Республики Бурятия.
Таким образом, в разработанной Схеме территориального планирования Республики Бурятия представлен долгосрочный план развития государственной инфраструктуры регионального уровня (транспортной, инженерной и социальной), а также планирование территории для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных нужд, зон с особыми условиями использования территории.
1. Цели и задачи территориального планирования
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации: "Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований".
Данная Схема территориального планирования Республики Бурятия строится на комплексном подходе к развитию территории Республики Бурятия, конечным результатом которого является выделение территорий:
- определенного моно- или полифункционального назначения (с наличием одной, преимущественной функции, или с наличием нескольких равно приоритетных функций, соответственно);
- приоритетного нового освоения и развития, с преимущественной специализацией;
- планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения (или инвестиционных проектов).
С позиций территориального планирования крайне важно выделение зон:
- особо охраняемых природных территорий;
- с особыми условиями использования территории;
- действия опасных геологических процессов;
- с ограничениями для капитального строительства (по условиям строительства);
- размещения историко-культурного потенциала (памятники истории, культуры и архитектуры, исторические города).
В Схеме территориального планирования Республики Бурятия поставлены задачи по определению границ:
- муниципальных образований;
- земель сельскохозяйственного назначения и земель сельхозугодий в составе земель сельскохозяйственного назначения;
- земель лесного фонда;
- земель особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- земель обороны и безопасности;
- территорий объектов культурного наследия;
- зон с особыми условиями использования территории;
- территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
- резервных территорий для развития городов;
- зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.
Основной задачей Схемы территориального планирования Республики Бурятия является планирование взаимоувязанного размещения конкретных объектов капитального строительства, пространственного положения планируемых к строительству объектов, в целях исключения конфликта интересов различных структур управления по отношению к земле как главному инвестиционному ресурсу территории Республики Бурятия.
2. Проектные предложения и мероприятия
по территориальному планированию Республики Бурятия
2.1. Состав и границы муниципальных образований Республики Бурятия
Границы муниципальных образований
На территории Республики Бурятия сформирована сеть муниципальных образований, включающая:
- 2 городских округа: город Улан-Удэ, город Северобайкальск;
- 21 муниципальный район;
- 18 городских поселений, в том числе 4 города районного подчинения: город Кяхта, город Гусиноозерск, город Бабушкин и город Закаменск;
- 255 сельских поселений".
Наличие статуса городского округа только у двух городов Республики Бурятия является спецификой муниципальных образований Республики Бурятии, и свидетельствует об относительно низком уровне урбанизации Республики Бурятия.
Сетка муниципальных районов является достаточно крупной, что во многом определяется масштабами и конфигурацией территории, а также и особенностями рельефа Республики Бурятия.
Границы муниципальных образований по городским округам, муниципальным районам и по поселениям отображены на карте (схеме) "Границы муниципальных образований", в масштабе М 1:1 000 000.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 июля 2012 г. N 451 в раздел 2.2. настоящего приложения внесены изменения
2.2. Земельный фонд Республики Бурятия.
Границы земель различных категорий
Общий земельный фонд Республики Бурятия составляет 35133,4 тыс. га, в том числе:
- 10% приходится на земли сельскохозяйственного назначения;
- 0,4% - на земли населенных пунктов;
- 1,4% - на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и безопасности и иного назначения;
- 6,0 % - на земли особо охраняемых природных территорий;
- 73,6% - на земли лесного фонда;
- 6,2% - на земли водного фонда;
- 2,4% - на земли запаса.
Земли лесного фонда
Региональной особенностью земельных ресурсов Республики Бурятии является преобладание земель лесного фонда (почти 74% всех земель Республики Бурятия). В северных районах (Баунтовский, Курумканский, Баргузинский, Муйский и Северо-Байкальский) на земли лесного фонда приходится до 90% территории.
Границы земель лесного фонда отображены на карте (схеме) "Границы земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий регионального значения", в масштабе М1:1 000 000.
Земли особо охраняемых природных территорий регионального значения
Земли особо охраняемых территорий, в совокупности с особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения, входящими в состав лесного фонда Республики Бурятия, составляют около 9% земельного фонда Республики Бурятия (то есть сопоставимо с землями сельскохозяйственного назначения). В проектном периоде не планируется изменение статуса и границ особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения", показаны на карте (схеме) "Границы земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий регионального значения", в масштабе М 1: 1 000 000.
Земли сельскохозяйственного назначения
Для Республики Бурятия характерно относительно низкая доля земель сельскохозяйственного назначения - всего 10% земель, особенно пашни - около 2% всех земель Республики Бурятия.
В структуре земель сельскохозяйственного назначения около 60% занимают сельскохозяйственные угодья, в составе которых естественные кормовые угодья составляют 65%, пашня - 33%, залежи - 2,1%, многолетние насаждения - 0,3%.
Наибольший процент земель сельскохозяйственного назначения в общей площади земель приходится на южные районы Республики Бурятия: Мухоршибирский (56,4%), Джидинский (52,9%) и Селенгинский (44,1%).
Границы земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения отражены на карте (схеме) "Границы земель сельскохозяйственного назначения и границы земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения", в масштабе М 1: 1 000 000.
Земли обороны и безопасности.
Общая площадь земель обороны составляет около 450 тыс. га, или около 1,5% от общей земельной площади Республики Бурятия, и распределены по разным территориям Республики Бурятия - по 2-м городским округам и 9-ти муниципальным районам.
Преобладающая часть земель обороны находится в Еравнинском районе - 85%, где дислоцированы две войсковые части. На втором месте - пограничный Кяхтинский район, где размещены земли обороны - около 6% (или 25,6 тыс. га), и на третьем месте - Заиграевский район - 3,4% (или 15,1 тыс. га) земель обороны.
Таблица 1
Земли обороны Республики Бурятия
(в территориальном разрезе) на 01.01. 2008 г.
Площадь земель обороны и распределение по территории Республики Бурятия |
га |
% |
Республика Бурятия |
445174,5 |
100,000 |
Джидинский район |
2370,0 |
0,532 |
в/ч СибВО спец.уч. |
639,0 |
0,144 |
в/ч 62286 спец.уч. |
1257,0 |
0,282 |
в/ч 22161 склад |
125,0 |
0,028 |
в/ч 44413 склад |
90,0 |
0,020 |
в/ч 26292 спец.уч. |
157,0 |
0,035 |
в/ч в-л Юкв. |
2,0 |
0,000 |
в/ч спец.уч. |
53,0 |
0,012 |
кэч |
14,0 |
0,003 |
Желтуринская п/з |
17,0 |
0,004 |
Боцинская п/з |
7,0 |
0,002 |
Цаган-Усунская п/з |
9,0 |
0,002 |
Еравнинский район |
378235,0 |
84,963 |
в/ч 03423 |
370363,0 |
83,195 |
в/ч 21345 |
7872,0 |
1,768 |
Заиграевский район |
15114,0 |
3,395 |
в/ч 14129 |
470,0 |
0,106 |
в/ч 11447 |
10,0 |
0,002 |
в/ч 39284 |
742,0 |
0,167 |
КЭЧ ЗабВО |
24,0 |
0,005 |
в/ч 57358 |
37,0 |
0,008 |
в/ч 83217 |
29,0 |
0,007 |
ЗабВО |
249,0 |
0,056 |
УНР256 |
464,0 |
0,104 |
в/ч 30682 (N2094) |
50,0 |
0,011 |
в/ч 28098 (N 1019) |
601,0 |
0,135 |
в/ч 32364 |
12023,0 |
2,701 |
ФГУП 1019 зав. |
409,0 |
0,092 |
КЭЧ 235 |
6,0 |
0,001 |
Иволгинский район |
403,9 |
0,091 |
в/ч 14129 |
190,0 |
0,043 |
в/ч 83217 |
8,2 |
0,002 |
в/ч 01807 |
192,8 |
0,043 |
в/ч 46167 |
12,9 |
0,003 |
Кяхтинский район |
25562,0 |
5,742 |
Уч. "Орбита" |
7,3 |
0,002 |
Очист.сооруж. |
4,5 |
0,001 |
п/заставы |
51,8 |
0,012 |
в/ч 44286 |
2,4 |
0,001 |
в/ч 69647 |
24453,0 |
5,493 |
в/ч 44413 |
80,0 |
0,018 |
КЭУ ЗабВО 9км. |
426,3 |
0,096 |
в/ч 04176 |
29,0 |
0,007 |
в/ч 30227 |
45,0 |
0,010 |
в/ч ЗабВО |
86,3 |
0,019 |
в/ч 2043 |
255,3 |
0,057 |
в/ч 62162 |
10,3 |
0,002 |
в/ч 22351 |
66,0 |
0,015 |
Очист.сооруж. п. Суджа |
4,0 |
0,001 |
КЭУ ЗабВО ЛЭП |
0,1 |
0.000 |
КЭУ ЗабВО водовод |
14,7 |
0,003 |
в/ч 03820 |
6,0 |
0,001 |
в/ч 05376 |
20,0 |
0,004 |
Прибайкальский район |
33,8 |
0,008 |
Спец.уч. в/ч 83217 |
33,8 |
0,008 |
Северо-Байкальский район |
11,0 |
0,002 |
в/ч 7628 |
11,0 |
0,002 |
Селенгинский район |
13134,0 |
2,950 |
Земли Мин. обороны |
13134,0 |
2,950 |
Тарбагатайский район |
7643,7 |
1,717 |
в/ч 32908 |
54,1 |
0,012 |
в/ч 39284 |
126,0 |
0,028 |
в/ч 5506 |
14,5 |
0,003 |
в/ч 32412 |
0,6 |
0,000 |
уч.Мин. обороны |
7448,5 |
1,673 |
Тункинский район |
17,0 |
0,004 |
Погранзастава |
9,9 |
0,002 |
Вост.Сиб. тыл таможня |
2,5 |
0,001 |
Бурятская таможня |
3,6 |
0,001 |
Мондинское ОКВП |
1,0 |
0,000 |
г. Северобайкальск |
7,0 |
0,002 |
Земли обороны |
7,0 |
0,002 |
г. Улан-Удэ |
2643,1 |
0,594 |
Военный комиссариат РБ |
8,0 |
0,002 |
Военный комиссариат РБ |
0,4 |
0,000 |
Военный комиссариат РБ |
1,7 |
0,000 |
Военный комиссариат РБ |
0,3 |
0,000 |
в/ч 32908 |
3,3 |
0,001 |
в/ч 832117 Мин.обороны |
27,2 |
0,006 |
в/ч 31527 |
0,4 |
0,000 |
в/ч 01880 |
0,8 |
0,000 |
в/ч 14344 |
1127,7 8,7 |
0,253 |
в/ч 21405 |
|
0,002 |
в/ч 21881 |
4,6 |
0,001 |
в/ч 26001 |
1,5 |
0,000 |
в/ч 32 |
1,0 |
0,000 |
в/ч 32908 |
10,2 |
0,002 |
в/ч 41055 |
90,5 |
0,020 |
в/ч 51587 |
18,2 |
0,004 |
в/ч 63292 |
1258,5 |
0,283 |
в/ч 69692 |
1,3 |
0,000 |
в/ч 72697 |
1,1 |
0,000 |
в/ч 73697 |
4,7 |
0,001 |
в/ч 95961 "А" (65463) |
0,2 |
0,000 |
в/ч 14344 |
73,0 |
0,016 |
Кроме того, к землям обороны относятся территории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. В проектном периоде не планируется изменение статуса и границ земель обороны и безопасности.
Границы земель обороны и безопасности отображены на карте (схеме) "Границы земель обороны и безопасности", в масштабе М 1: 1 000 000.
Таблица 2
Перечень пунктов пропуска через государственную границу
Российской Федерации в Республике Бурятия
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации в Схеме территориального планирования Республики Бурятия" показаны планируемые границы земель сельскохозяйственного назначения, планируемые границы сельхозугодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, планируемые границы земель обороны и безопасности, планируемые границы земель особо охраняемых природных территорий, планируемые границы земель лесного фонда.
Реализация инвестиционной программы Республики Бурятия, с целью создания новой экономики Республики Бурятия, базирующейся на масштабных инвестиционных проектах, безусловно, будет связано с изменением границ земель различных категорий, и прежде всего, с изменением границ лесного фонда как преобладающей категории земель Республики Бурятия.
В проектном периоде границы земель лесного фонда могут быть изменены преимущественно за счет строительства Мокского гидроузла и Мокской ГЭС, освоения новых минерально-сырьевых баз и добычи полезных ископаемых, строительства промышленных и транспортных объектов, а также за счет создания особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань" и перевода их в земли промышленности, энергетики, транспорта и земли иного специального назначения(рекреационные земли).
В проектном периоде границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельхозназначения могут быть изменены преимущественно за счет перевода их в земли населенных пунктов в связи с территориальным развитием поселений, в первую очередь - городского округа г. Улан-Удэ, в связи с решением амбициозной задачи по увеличению численности населения до 700 тыс. жителей.
В проектном периоде границы лечебно-оздоровительных местностей и курортов (рекреационных земель) могут быть изменены преимущественно за счет создания особой экономической зоны туристско - рекреационного типа "Байкальская гавань", восстановления и развития курортов местного значения (Закаменский, Баунтовский, Курумканский, Тункинский, Северо-Байкальский, Баргузинский, Кяхтинского и Иволгинский районы).
В проектном периоде могут измениться площади земель особо охраняемых территорий регионального значения.
При разработке генеральных планов необходимо предусмотреть по прибрежным районам оз. Байкал (Кабанский, Баргузинский, Прибайкальский, Северо-Байкальский) возможность расширения границ населенных пунктов под земли рекреационного назначения.
2.3. Инженерно-строительное районирование
(по инженерно-геологическим изысканиям)
В Схеме территориального планирования Республики Бурятия, в рамках общих требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, проведения инженерных изысканий на основании анализа инженерно-геологических условий (рельеф и геоморфология, геологическое строение, гидрогеологические условия, опасные геологические процессы) на территории Республики Бурятии выполнено инженерно-строительное районирование.
Согласно инженерно-строительному районированию на рассматриваемой территории выделены регионы только со сложными и особо сложными инженерно-строительными условиями и исключаемые из масштабного градостроительного освоения.
Территории со сложными условиями для строительства охватывают средневысокие горы, долины рек в 7-8-балльной зоне, территории, пораженные опасными геологическими и геокриологическими процессами. Такие территории преобладают в юго-восточной части Республики Бурятия, встречаются на севере и в западной части Республики Бурятия.
Территории с особо сложными условиями и исключаемые из масштабного градостроительного освоения приурочены к высоким горам, оконтуривающим озеро Байкал, с сейсмичностью 9-10 баллов и выше, территориям, сильно пораженным опасным геологическим процессам, затапливаемым паводками.
Из анализа природных условий Республики Бурятия следует, что они достаточно сложны для освоения территории, что определяется:
- суровыми погодными условиями, присущими резко континентальному климату с холодной, но малоснежной зимой и резкими перепадами температур;
- преобладанием на большей части территории горного рельефа;
- повсеместным распространением многолетней мерзлоты (преимущественно сплошной и прерывистой, реже островной) и связанными с ней криогенными процессами;
- высокой сейсмичностью региона, достигающей 10 баллов;
- значительным распространением опасных геологических процессов;
- сложностью инженерно-строительных условий.
2.4. Развитие государственной инфраструктуры регионального значения.
Объекты капитального строительства регионального значения
2.4.1. Социальная инфраструктура
Образование
Схемой территориального планирования Республики Бурятия предусматривается, в рамках приоритетного национального проекта "Образование", реализация программы "Подключение школ к сети Интернет", по итогам которой все образовательные учреждения в Республике Бурятия будут подключены к сети Интернет.
До 2010 г. планируется строительство и ввод в эксплуатацию:
- 18 новых дошкольных образовательных учреждений на 1555 мест;
- общеобразовательных школ в с. Хонхолой, с. Исинга, с. Ацагат, г. Северобайкальск, в п. Орешкова, г. Улан-Удэ;
- дома-интерната в Новой Бряни Заиграевского района, расширение Верхнежиримского, Джидинского, Гусиноозерского домов-интернатов, Бабушкинского психоневрологического интерната, с общим увеличением на 359 мест;
- общежития специального профессионального училища N 1, в п. Южный г. Улан-Удэ;
- общежития на 350 мест в г. Улан-Удэ (19 квартал);
- детского дома на 50 мест в с. Субуктуй Кяхтинского района;
- детского дома на 70 мест в с. Красный Яр Кабанского района;
- общеобразовательной средней школы в г. Северобайкальск;
- общеобразовательной средней школы на 242 учащихся с интернатом на 28 мест в с. Улюнхан Курумканского района;
- Профессионального лицея N 21 в п. Онохой Заиграевского района;
- библиотечно-информационного корпуса Бурятской Государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филлипова в г. Улан-Удэ.
Здравоохранение
В рамках Программы "Социально-экономического развития Республики Бурятия на период 2008-2010 годы и на период до 2017 года" намечены к реализации, следующие инвестиционные проекты:
- Реконструкция и развитие Государственного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" в г. Улан-Удэ (1-ая и 2-ая очереди, 1-ая очередь - срок ввода в эксплуатацию 2011 г.);
- Строительство комплекса Государственного учреждения здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница" в г. Улан - Удэ (1-ый - 4-ый пусковые комплексы);
- Строительство лечебного корпуса на 70 коек Государственного учреждения здравоохранения "Центр восточной медицины" на Верхней Березовке в окрестности г. Улан - Удэ (срок ввода в эксплуатацию - 2010 г.);
- Строительство акушерско-педиатрического корпуса на 30 коек Курумканской центральной районной больницы (срок ввода в эксплуатацию - 2010 г.);
- Строительство хирургического корпуса на 27 коек Гусиноозерской центральной районной больницы в г. Гусиноозерск (срок ввода в эксплуатацию - 2010- 2011 г.);
- Строительство комплекса из 3-ех зданий Государственного учреждения здравоохранения "Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" в г. Улан- Удэ (срок ввода в эксплуатацию - 2012 г.);
- Пристрой к участковой больнице с. Кудара - Сомон Кяхтинского района (срок ввода в эксплуатацию - 2012 г);
- Строительство хирургического корпуса на 15 коек Тункинской центральной районной больницы в с. Кырен Тункинского района (срок ввода в эксплуатацию-2011 г.);
- Строительство центральной районной больницы на 100 мест в с. Сосновоозерское Еравнинского района (срок ввода в эксплуатацию - 2012 г);
- Реконструкция городской инфекционной больницы на 126 коек в г. Улан-Удэ (2011 г.);
- Строительство родильного стационара на 150 коек Государственного учреждения здравоохранения "Республиканский перинатальный центр"в г. Улан-Удэ (2011 г.);
- Строительство хирургического стационара на 100 коек и каньона для линейного ускорителя Государственного учреждения здравоохранения "Бурятский республиканский онкологический диспансер" в г. Улан-Удэ (2010-2013 гг.);
- Строительство лабораторного корпуса Государственного учреждения здравоохранения "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" в г. Улан-Удэ (2012 г);
- Строительство общежития на 200 мест для Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Республиканский базовый медицинский колледж им. Э.Р. Раднаева" в г. Улан-Удэ (2012 г.);
- Строительство 6-ой поликлиники на 800 посещений в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ (2012-2013 гг.);
- Строительство Государственного учреждения здравоохранения "Республиканское паталогоанатомического бюро" в г. Улан-Удэ (2013 г.);
- Строительство станции скорой медицинской помощи в г. Улан-Удэ (2013-2014 гг.);
- Строительство участковой больницы в с. Турка Прибайкальского района Республики Бурятия для обслуживания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань" (2014 гг.);
- Строительство пансионата Государственного учреждения здравоохранения "Центр восточной медицины" в с. Аршан Тункинского района (2013 г.);
- Строительство бальнеологического стационара для реабилитации космонавтов в с. Горячинск Прибайкальского района (2012 г.);
- Строительство комплекса Государственного учреждения здравоохранения "Республиканский кожно-венерологический диспансер" на 50 коек в г. Улан-Удэ (2014 г.);
- Строительство Государственного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая гинекологическая больница" на 200 коек в г. Улан-Удэ (2013-2015 гг.);
- Реконструкция мастерских Государственного учреждения здравоохранения "Республиканский психоневрологический диспансер" в г. Улан-Удэ под психо-туберкулезное отделение на 50 коек (2012 г.);
- Строительство Государственного учреждения здравоохранения "Республиканский врачебно-физкультурного диспансер" в г. Улан-Удэ (2017 г.).
Физическая культура и спорт
До 2010 г. планируется строительство и ввод в эксплуатацию (в рамках республиканской целевой программы "Здоровый образ жизни" на период 2005-2007 годы и до 2010 года):
- строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в районах Республики Бурятия;
- капитальный ремонт муниципальных учреждений и укрепление их материально-технической базы (приобретение спортинвентаря, оборудования, техники) во всех городах и районах Республики Бурятия.
В рамках целевой программы социально-экономического развития Республики Бурятия на период 2008-2010 годы и на период до 2017 года намечены к реализации следующие инвестиционные проекты:
- Строительство физкультурно-спортивного комплекса в г. Улан - Удэ;
- Строительство Центра Олимпийской подготовки на побережье озера Байкал в районе курорта Горячинск;
- На период до 2010 года планируется проведение проектно-изыскательские работы для строительства спортивного комплекса Бурятской Государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова в г. Улан-Удэ.
Культура и духовно-религиозная деятельность
В рамках Программы "Социально-экономическое развитие Республики Бурятия на период 2008-2010 годы и на период до 2017 года" намечены к реализации, следующие инвестиционные проекты:
- Реконструкция Автономного учреждения культуры "Государственный ордена Трудового Красного Знамени Бурятский академический театр драмы им. X. Намсараева" в г. Улан-Удэ;
- Реконструкция здания кинотеатра "Дружба" под размещение Государственное учреждение культуры "Государственный русский драматический театр им. Н.А. Бестужева" в г. Улан-Удэ;
- Реконструкция и реставрация Государственного учреждения культуры "Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Г. Ц. Цыдынжапова";
- Реконструкция Государственного учреждения культуры "Республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова";
- Строительство пристроя и реконструкция Государственного учреждения культуры "Национальная библиотека Республики Бурятия";
- Строительство пристроя к учебному корпусу Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств;
- Строительство национального театра Государственного учреждения культуры "Бурятский государственный национальный театр песни и танца "Байкал".
Объекты капитального строительства социальной инфраструктуры регионального значения показаны на карте (схеме) "Границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения", в масштабе М 1:1 000 000.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 июля 2012 г. N 451 в подраздел 2.4.2. настоящего приложения внесены изменения
2.4.2. Транспортная инфраструктура
Развитие транспорта
Схемой территориального планирования Республики Бурятия рассматривается как главное стратегическое направление развития территории Республики Бурятия, реализуемое как через реконструкцию и модернизацию существующей транспортной сети, так и строительства новых объектов транспортной инфраструктуры, в том числе в рамках создания портовой особой экономической зоны на базе международного аэропорта "Байкал" в г. Улан-Удэ (Мухино).
Автомобильный транспорт
Схемой территориального планирования Республики Бурятия предусмотрено новое строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования:
- Автодороги федерального значения:
- М-55 "Байкал"- Иркутск - Улан-Удэ до Читы; от Улан-Удэ (автомобильная дорога "Байкал") - Кяхта до границы с Монголией;
от Култук-Монды
- Автодороги регионального значения:
- Хаим - Бычье Озеро;
- Бычье Озеро - Котокель;
- Бабушкин - Гусиноозерск;
- Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан - Новый Уоян (на участке Улюнхан - Кумора);
- Даван (граница с Иркутской областью) - Северобайкальск - Нижнеангарск - Кичера - Новый Уоян - Северомуйск - Таксимо - Витим (граница с Забайкальским краем);
- Улюнхан - Багдарин;
- Улан-Удэ - Романовка - Багдарин - Таксимо-Бодайбо (на участке Багдарин-Таксимо);
- Обходная дорога вокруг г. Улан-Удэ;
- Закаменск - Кырен (а/д "Байкал"-Иркутск-Улан-Удэ-Чита ч/з н. п. Слюдянка);
- Автодорога от Багдарин- Орекитканский ГОК;
- Автодорога от с. Романовка- граница с Забайкальским краем;
- Мост через реку Витим в районе с. Романовка;
- Автодорога от с. Романовка до отворота на Хиагдинское месторождение;
- Автодорога "Витим- Мокская ГЭС";
- Автодорога Багдарин-Таксимо;
- Мост через реку Витим в районе Мокской ГЭС.
- Прочие автомобильные дороги регионального значения:
- Таксимо - Бамбуйка - Солонцово. Схемой территориального планирования Республики Бурятия также предусмотрено:
- Реконструкция автомобильной дороги Шергино - Оймур - Заречье, км 38 - км 58, в Кабанском районе (2009 г.);
- Строительство автомобильной дороги Шарогол - Хутор, км 0-км 1, в Кяхтинском районе (2007 г.);
- Строительство мостового перехода через р. Селенга на 2 км автодороги Тресково - Оймур - Заречье, в Кабанском районе (достройка объекта - до 2007 г.);
- Строительство железобетонного моста через р. Большая Речка на км 66 автодороги Береговая - Кабанск - Большая Речка, в Кабанском районе (2007 г.);
- Строительство мостового перехода через р. Хилок на 8 км автодороги Бичура - Новосретенка - Мотня - Гутай - Шибертуй, в Бичурском районе (2008 г.);
- Строительство подъезда к с. Мухор - Тала, км 0-км 11 от автомобильной дороги Улан-Удэ - Заиграево - Кижинга - Хоринск, в Заиграевском районе (2008 г.).
Железнодорожный транспорт
Схемой территориального планирования Республики Бурятия предусматривается новое строительство железных дорог регионального значения:
- Участок железной дороги для освоения Кедрово-Иракиндинского ЗРУ от ст. Таксимо дос.Бамбуйка;
- Железнодорожная ветка Таксимо - Цементный завод;
- Железнодорожная ветка Витим - Мокская ГЭС;
- Модернизация железной дороги ст. Наушки - ст. Улан-Удэ;
- Большую роль в социально-экономическом развитии Республики Бурятия должна сыграть проектируемая железная дорога регионального значения Могзон - Озерный ГОК - Новый Уоян, которая обеспечит развитие восточной части Республики Бурятия.
Воздушный транспорт
Схемой территориального планирования Республики Бурятия предусматривается восстановление сети местных воздушных линий и аэродромов (ранее закрытых), в связи с возрастающим спросом на внутриреспубликанские авиаперевозки.
Для обеспечения транспортной доступности населения, для увеличения туристического потока в Республике Бурятия планируется реконструкция следующих аэропортов местных воздушных линий: Нижнеангарск, Таксимо, Багдарин, Горячинск, Кырен, Закаменск, Баргузин, Сосново-Озерское, организация постоянно функционирующих местных воздушных линий, связывающих аэропорты местных воздушных линий (МВЛ) со столицей Республики Бурятия - городом Улан-Удэ.
Кроме этого, Схемой территориального планирования Республики Бурятия предусматривается реконструкция вертолетных площадок, в т.ч. организация современного искусственного покрытия взлетных площадок в населенных пунктах: Новый Уоян, Кумора, Хужир, Новоселенгинск, Джида, Боргой, Селенгинск, Энхалук, Хоринск, Кижинга, Романовка, Баргузин, Усть-Баргузин, Курумкан, Верхняя Заимка, Россошино, Бамбуйка, Муя, Северный, Сосново-Озерское. Указанные площадки обеспечиваются оборудованием для работы в ночное время и в сложных метеоусловиях.
В долгосрочной перспективе возможно преобразование части вертолетных площадок в аэропорты (в т.ч. Усть-Баргузин, Орлик, Сосново-Озерское).
Речной транспорт
Схемой территориального планирования Республики Бурятия предусматривается:
- Реконструкция портовых и причальных сооружений в г. Улан-Удэ, Нижнеангарск, п. Усть-Баргузин, г. Бабушкин (с. Клюевка), с. Турка, Сеногда, Хакусы, Лударь, Онокочан, Монахово, Максимиха, Энхалук, Сухая, Танхой, в местности Байкальский сор (Култушная, Истомино, Посольское) и др.;
- Организация регулярных рейсов (в т.ч. судами разного типа, а также грузопассажирскими судами) между северной частью оз. Байкал с населенными пунктами восточного и южного берега оз. Байкал;
- Организация круизных и регулярных рейсов по маршрутам "Улан-Удэ - Турка - Ольхон", "Улан-Удэ - Усть-Баргузин - Нижнеангарск" и др.
Объекты капитального строительства транспортной инфраструктуры регионального значения показаны на карте (схеме) "Границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения", в масштабе М 1:1 000 000.
2.4.3. Связь
Электросвязь
Для достижения поставленной стратегической задачи по обеспечению населения надежной связью на всей территории Республики Бурятия, включая малонаселенные, удаленные и труднодоступные районы, в проектном периоде необходимо:
- создание новых современных цифровых линий передач на основе оптоволоконных и радиорелейных линий передач;
- создание спутниковой телефонизации в тех районах, где создание наземной инфраструктуры невозможно (для территорий с низкой плотностью населения и сложным рельефом местности), а также корпоративное использование спутниковой связи в целях реализации крупных проектов по освоению месторождений полезных ископаемых, строительства трубопроводов федерального значения, а также для развивающего туристического сектора. При этом планируется размещение станций во всех сельских районах.
Информатизация. Планируется расширение и развитие существующего сегмента сети цифровых каналов связи с районными центрами Республики Бурятия.
Телевидение. Планируется внедрение цифровых технологий телевещания в целях более высокого качества принимаемого сигнала.
Предложения по развитию систем связи.
- Развитие услуг Интернета, сотовой и пейджинговой связи;
- Внедрение новых информационных технологий для предоставления новых видов услуг почты в рамках федеральных программ;
- Реконструкция сети распространения и трансляции программ центрального телевидения и радио в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы";
- Расширение и модернизация телекоммуникационных сетей в сельской местности;
- Реализация проекта развития региональной сети телерадиовещания с использованием спутниковых систем для дальнейшего увеличения зоны охвата;
- Строительство современных линий передач для организации цифровых каналов связи.
2.4.4. Инженерная инфраструктура
Электроснабжение
Предложения по перспективному развитию системы электроснабжения Республики Бурятия:
1. Гусиноозерская ГРЭС:
- Окончание реконструкции энергоблока N 4 (к 2011 году);
- Начало строительства энергоблоков N 7 и N 8 (2013-2015 г.п).
2. Реконструкция и модернизация Улан-Удэнской ТЭЦ-1, установка ТГ-7 мощностью 100 МВт (2010 год).
3. Строительство и доведение до проектных параметров Улан-Удэнской ТЭЦ-2 (строительство 4-х энергоблоков по 210 МВт).
4. Строительство Мокской ГЭС и Ивановского контррегулятора в составе Витимского гидроузла (2020 год).
5. Строительство и реконструкция:
- ВЛ 500 кВ "Усть-Кут - Нижнеангарск" и ВЛ 500 кВ "Нижнеангарск - Витим" с ПС 500 кВ "Нижнеангарск" (ОРУ 220 кВ) и ПС 500 кВ "Витим" (ОРУ220 кВ);
- Строительство и проектирование 2-х цепной ВЛ 220 кВ "Орекиткан - Витим" (550 км) с ПС 220/110/10 кВ "Орекиткан";
- ВЛ 500 кВ "Мокская ГЭС - Витим";
- Мероприятия по подготовке водохранилища и нижнего бьефа Мокской ГЭС (2011-2019 гг.);
- Мероприятия по подготовке водохранилища и нижнего бьефа Ивановской ГЭС (2015-2018 гг.);
- Проектирование и строительство ВЛ 500 кВ Витим - Исток - Еравна с ПС 500 кВ "Еравна" и "Исток"; ПС 500 кВ "Витим";
- Строительство ВЛ-110 кВ "Хоринск-Георгиевка", "Георгиевка-Поперечная 1-Комсомольская", "Комсомольская-Сосново-Озерная" (в габаритах 220 кВ, провод АС-300) (145км);
- Реконструкция ПС 110/35/10 кВ "Сосново-Озерская" 2*25 МВА;
- Расширение ПС 35/10 кВ "Гунда" (перевод на напряжение 110 кВ) 2*16 МВА;
- Строительство ВЛ-110 кВ "Сосновоозерск-Гунда" (провод АС-120, 33 км);
- Комплексная реконструкция ПС 220 кВ "Районная";
- Строительство ВЛ-110 кВ "Районная-Новая-Онохой" (в габаритах 220 кВ, провод АС-300) (45 км);
- Реконструкция ВЛ-110 кВ "Онохой-Курба-Удинск" (в габаритах 220 кВ, провод АС-300) (80 км);
- Строительство ВЛ-110 кВ "Удинск-Хоринск" (в габаритах 220 кВ, провод АС-300) (50 км);
- Расширение ПС 35/10 кВ "Санномыск" (перевод на напряжение 110 кВ) 2*2,5 МВА;
- ПС 220 кВ "Хоринск";
- ВЛ 500 кВ "Еравна - Чита";
- ВЛ 500 кВ "Улан-Удэ - Еравна";
- Проектирование и строительство ВЛ 500 кВ "ГО ГРЭС - Улан-Удэ" (110 км) с ПС 500 кВ "Улан-Удэ";
- Проектирование и строительство 2-х цепной ВЛ 220 кВ "ГО ГРЭС - Петропавловка - Инкур" с (460 км), ПС 220/110/10 кВ "Инкур", ПС 220/110/10 кВ "Петропавловка";
- Проектирование и строительство ВЛ 110 кВ "Байкало-Кудара - Оймур - Сухая" (36 км) с ПС 110/10 кВ Сухая" (2x10 МВт);
- Проектирование и строительство ПС 110/10 кВ "Вершина" (2x10 МВт) с отпайкой ВЛ 110 кВ (2x10 км);
- Реконструкция ПС 110/10 кВ "Нестерово" (2x2,5 МВт);
- Проектирование и строительство ВЛ 110 кВ "Баргузин - Курумкан" (96 км) с ПС 110/10 кВ (2x10 МВт) "Баргузин" и ПС 110/10 кВ (2х 6,3 МВт) "Курумкан";
- Проектирование и строительство ПС 110/10 кВ (2x10 МВт) "Максимиха", с отпайкой ВЛ 110 кВ (2x10 км);
- Реконструкция ПС 110/35/10 кВ "Октябрьская", замена трансформаторов 2*25 МВА на 2*40 МВА;
- Реконструкция ПС 110/35/6 кВ "Западная" замена трансформаторов 2*16 МВА на 2*40 МВА;
- Строительство ПС 110/6 кВ "Затон" 2*40 МВА;
- Расширение ПС 35/10 кВ Таежная (перевод на напряжение 110 кВ) 2*40 МВА;
- Реконструкция ПС 110/35/10/6 кВ "Тимлюйская" 2*40 МВА;
- Реконструкция ПС 35/10 кВ "Аршан" 2*6,3 МВА;
- Проектирование и строительство ПС 110/10 кВ "Слобода" "Кяхта" 2*6,3 МВА с ВЛ-110 кВ(3 км);
- Строительство подстанции ПС 110/10 "Зауда" ул. Трубачеева г. Улан-Удэ;
- Строительство подстанции ПС 110/10 Н. Комушка г. Улан-Удэ;
- Строительство подстанции ПС 110/10, Железнодорожная, район заправки, Стеклозавод г. Улан-Удэ;
- Строительство подстанции ПС 110/10, п. Аэропорт, Международный аэропорт, г. Улан-Удэ;
- Строительство подстанции ПС 110/35/10 п. Загорск г. Улан-Удэ;
- Проектирование и строительство ВЛ 220 кВ "Татаурово - Баргузин" (300 км);
- ПС 220/10 кВ Баргузин" (2x16 км);
- Расширение ПС 220 кВ "Северная";
- Реконструкция ПС 220 кВ "Татаурово";
- ВЛ 220 кВ "Татаурово - Горячинск - Баргузин" с ПС 220 кВ "Горячинск" и ПС 220 кВ Баргузин" (2010-2012 гг.);
- ОРУ 500 кВ Гусиноозерской ГРЭС и ПС 500 кВ "Чита", перевод на номинальное напряжение ВЛ "Ключи - ГО ГРЭС и ВЛ ГО ГРЭС - Петровск-Забайкальский - Чита", сооружение ПП 500 кВ "Петровск-Забайкальский";
- ПС 500 кВ,"Иркутская", ПС 500 кВ Гусинозерская ГРЭС;
- Реконструкция ВЛ-110 кВ "Джида-Хоронхой" (25км);
- Реконструкция ВЛ-110 кВ "Селендума-Джида" (32км);
- Реконструкция ВЛ-110 кВ "Селендума-Боргой" (50км);
- Реконструкция ВЛ-110 кВ "Боргой-Петропавловка";
- Реконструкция ВЛ-110 кВ "Петропавловка-Бургултай";
- Реконструкция ВЛ-110 кВ "Бургултай-Торей";
- Реконструкция ВЛ-110 кВ "Гусиноозерская ГРЭС-Селендума";
- Проектирование и строительство 2-й ВЛ 500 кВ "Шелехов - Гусиноозерская ГРЭС - Улан-Удэ"(340 км);
- ВЛ 4*220 кВ Витим-Таксимовский металлургический комбинат с ПС 220 кВ "Металлургический комбинат";
- ВЛ 2*110 кВ ПС "Таксимо- ПС 110 кВ "Цементный завод";
- ВЛ -110 кВ Нижнеангарск- Холоднинский ГОК сПС 110 кВ "Холоднинский ГОК";
- ВЛ 2*220 кВ "Улан-Удэ-Хоринск-Еравна" с ПС220 кВ "Хоринск";
- ВЛ 2*220 кВ Мокская ГЭС -Орекиткан с ПС 220/110/10 кВ "Орекиткан".
Электроснабжение центральной части Республики Бурятия.
Для возможности подключения новых потребителей, а так же для повышения надежности электроснабжения г. Улан-Удэ и районов Республики Бурятия необходимо:
- установка 2-го автотрансформатора мощностью 125 МВД на ПС Северная;
- установка автотрансформаторов 63 МВД на ПС Татаурово.
Для возможности присоединения нагрузок новых потребителей и повышения надежности электроснабжения необходимо также предусмотреть техническое перевооружение ТЭЦ-1 Улан-Удэ и ускорить ввод электрических мощностей на ТЭЦ-2 Улан-Удэ.
Электроснабжение участка БАМ.
Для возможности подключения новых потребителей, повышения надежности электроснабжения необходимо строительство:
- ВЛ-500 кВ Усть-Кут-Якурим-Киренга-Нижнеангарск, с ПС 500 кВ Нижнеангарская 2012-2015 гг.
- ВЛ-500 кВ Нижнеангарск-Витим с ПС 500 кВ Витим-2013-2015 гг.
При этом на 1-м этапе, возможна работа на напряжении 220 кВ.
Для выдачи мощности Мокской ГЭС, необходимо строительство ВЛ-500 кВ Мокская ГЭС-Витим.
Побережье озера Байкал.
В связи с развитием индустрии отдыха и туризма в с. Максимиха Баргузинского района, необходимо строительство ПС 110/10 кВ "Максимиха", ПС 110/10 кВ "Безымянная", ПС "Вершина" 110/ 10 кВ.
Электроснабжение Прибайкальского района Байкальских электрических сетей и Баргузинского и Курумканского районов Северных электрических сетей осуществляется по радиальной ВЛ 110 кВ Татаурово-Баргузин-Могойто от ПС 220 кВ Татаурово. По Прибайкальскому району, Баргузинскому, Курумканскому резерв мощности составляет всего 3 МВД. Для возможности присоединения нагрузок новых потребителей предусмотрено поэтапное строительство ВЛ 2200 кВ Татаурово-Горячинск-Баргузин.
Юг Республики Бурятия.
Для повышения надежности электроснабжения г. Гусиноозерск необходимо восстановление участка ВЛ 110 кВ Гусиноозерск-Окино-Ключи, реконструкцию ВЛ 110 кВ Селендума-Боргой, Петропавловка-Бургултай-Торей, ГОГРЭС-Селендума.
Тункинский район и Окинский район питаются по радиальной ВЛ 110 кВ от тяговой ПС 220 кВ Слюдянка (Култук) ВСЖД. Для возможности присоединения нагрузок новых потребителей и повышения надежности построен головной участок второй цепи ВЛ 110 кВ Култук-Зун-Мурино. Предусматривается реконструкция ПС 110 кВ Монды.
Восточные районы Республики Бурятия.
Восточные районы питаются по протяженной радиальной сети 110 кВ, от ПС 220/110/35/6 кВ "Районная". На участке "Районная-Онохой" (Заиграевский район Центрального ПЭС) ВЛ 110 кВ двухцепная, далее для ввода второй цепи ВЛ 110 кВ Онохой-Курба-Удинск необходима подвеска провода.
Для возможности присоединения новых потребителей (Озерный ГОК, ОАО "Хиагда", ООО "Флюорит", ЗАО "Ирис") необходим перевод на 110 кВ второй цепи 110 кВ "Удинск-Хоринск", используемой на напряжении 35 кВ, в связи с чем необходим перевод ПС 35 кВ Санномыск на 110 кВ, реконструкция ПС 110 кВ Хоринск и Сосновоозерская, установка дополнительных КУ от +25 МВАр до -25 МВАр на ПС 110 кВ Удинск и Сосновоозерск. Строительство ВЛ 110 кВ осуществляется в габаритах 220 кВ.
Обеспечение надежности.
Для обеспечения надежного электроснабжения Республики Бурятия, а также для исключения возможных аварийных ситуаций проводятся или планируются следующие мероприятия:
- Восстановление ЛЭП-126 между ПС Гусиноозерская и ПС Окино-Ключи;
- Установка второго автотрансформатора мощностью 125 кВА на ПС "Северная";
- Проектирование двух турбогенераторов по 210 МВт на ТЭЦ-2.
Структура распределения мощности энергосистемы Республики Бурятия
Анализ существующих мощностей осуществляется с учетом перспектив электроснабжения.
Учитываются следующие проекты:
- Дополнительная тяга поездов ВСЖД (около 200 МВт);
- Развитие туристического бизнеса по побережью озера Байкал (около 180 МВт);
- Разработка Хиагдинского уранового месторождения (7 МВт);
- Строительство Озерного ГОКа (свинцово-цинковое-пиритное месторождение) (60 МВт);
- Разработка Никольского месторождения угля (около 10 МВт).
Прирост электропотребления при реализации вышеуказанных проектов за период 2009-2014 гг. может составить около 500 МВт., таким образом, электропотребление территории значительно увеличится.
Теплоснабжение
Перспективы развития теплоснабжения.
Дальнейшее развитие теплофикации в существующих поселениях Республики Бурятия, повышение ее эффективности могут быть достигнуты при реализации мероприятий в двух основных направлениях.
Первое направление, реализуемое на первом этапе (до 2015 года) - обновление, техническое перевооружение и реконструкция систем теплоснабжения городов и населенных пунктов Республики Бурятия с целью сокращения эксплуатационных издержек.
Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года предусмотрены строительство 2-го пускового комплекса теплоснабжения пос. Мясокомбината в г. Улан-Удэ, оптимизация теплоснабжения с. Сосновоозерск (строительство центральной котельной), реконструкция и модернизация котельной в с. Барагхан, реконструкция центральной котельной в с. Мухоршибирь.
В разрабатываемых муниципальных программах комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, входящих в состав Республиканской целевой программы "Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Бурятия в 2008-2010 годах и на период до 2019 года" обозначены конкретные мероприятия по модернизации и техническому перевооружению существующих систем теплоснабжения муниципальных образований.
Так, в соответствии с программой "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры городского округа "г. Улан-Удэ" Республики Бурятия", теплоснабжение города на перспективу планируется сохранить, в основном, централизованным. Источниками централизованного теплоснабжения города, как и в настоящее время, будут служить существующие ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.
По ТЭЦ-1 предусматривается реконструкция за счет замены турбин высокого давления и увеличения паровой мощности ТЭЦ-1. По ТЭЦ-2 предусматривается установка двух турбоагрегатов мощностью по 110 тыс. кВт.
В результате тепловая мощность ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 увеличится.
Газоснабжение
В проектном периоде предусматривается:
- использование в качестве топлива газа (с целью оздоровления окружающей природной среды и улучшения качества жизни населения);
- применение топлива с минимальным количеством вредных веществ на территории охранных зон Байкала - применение сжиженных газов, что дает также возможность проектирования и строительства квартирных систем отопления, независимых от тепловых сетей;
- перевод котельных и внутридомовых газопроводов с сжиженным углеводородным газом (СУГ) на природный газ, при условии строительства в Бурятии газопровода;
Водоснабжение и канализация
В проектный период для обеспечения потребителей качественной водой приняты следующие решения:
- строительство централизованных водозаборов в населенных пунктах, в которых водоснабжение осуществляется из шахтных и трубчатых колодцев;
- модернизация 30% мощностей водозаборных сооружений и 17% водопроводных сетей (замена 255,5 км уличной водопроводной сети и 68 км уличной канализационной сети);
- расширение водозаборов в соответствии с расчетным водопотреблением, строительство павильонов;
- закрытие и тампонаж скважин, расположенных в зоне застройки, где невозможна организация зон санитарной охраны;
- государственная экспертиза запасов большинства водозаборных сооружений в Бурятии;
- проектирование зон санитарной охраны водозаборов;
- регулярный объектный мониторинг качества подземных водозаборных скважин;
- выполнение капитального ремонта 16 гидротехнических сооружений;
- установка бактерицидных установок для обеззараживания, типа УДВ, на всех водозаборах подземных вод, подающих воду потребителю, отвечающую по химическому составу СаНПиНу;
- строительство водоочистных сооружений в ряде населенных пунктов (Кабанского и Баргузинского районов), где в воде отмечено превышение нормативных показателей по железу и марганцу;
- строительство в населенных пунктах водонапорных башен с различной емкостью баков, в зависимости от водопотребления, и включение их в существующую систему водоснабжения.
С целью снижения уровня экологического воздействия на центральную экологическую зону Байкальской природной территории предлагаются следующие решения по водоотведению сточных вод от населенных пунктов:
- реконструкция и интенсификация существующих очистных сооружений с доведением их степени очистки до норм, отвечающих требованиям сброса в озеро Байкал и другие водные объекты: в п. Выдрино, с. Шалуты, с. Петропавловка, ст. Гусиное Озеро, с. Иволгинск, с. Петропавловка, с. Новокижингинск, а так же реконструкцию цеха механического обезвоживания осадка очистных сооружений г. Улан-Удэ);
- строительство новых очистных сооружений для населенных мест, не имеющих централизованного водоотведения, а так же в местах массового отдыха и рекреационных зонах: в с. Кабанск, г. Бабушкин, п. Заиграево, п. Аршан, с. Максимиха, п. Слобода;
- строительство очистных сооружений на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа;
- строительство сооружений обезвоживания и утилизации осадка сточных вод;
- предусмотреть очистку стоков от населенных пунктов с малой численностью населения и расположенных на незначительном расстоянии друг от друга на единых площадках (узлах);
- предусмотреть в местах массового отдыха населения строительство выгребов с водонепроницаемым днищем. Доставку стоков предлагается осуществлять спецавтотранспортом в сливные станции, предусмотренные на каждой площадке очистных сооружений.
Санитарная очистка территории
Предложения по районам размещения заводов по обезвреживанию мусора и полигонов захоронения отходов для городских поселений:
1. На расчетный срок 2025 г.:
- разработка системы обслуживания частного сектора санитарной очисткой и уборкой территории;
- организация сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов производства и потребления;
- развитие системы экологической информированности, образования и воспитания населения;
- проектирование и строительство полигона промышленных отходов в г. Улан-Удэ и с. Нижний Саянтуй;
- строительство полигонов твердых и жидких бытовых отходов в Мухоршибирском районе;
- завершение строительства полигона ТБО в с. Петропавловка, п. Джида, с. Иволгинск, с. Сосновоозерск;
- строительство производственных комплексов по переработке ТБО в г. Улан-Удэ;
- строительство мусороперерабатывающего завода на территории сельского поселения "Аршан" Тункинского района;
- строительство мусоросортировочной станции на территории особо экономической зоны туристско-рекреационной типа "Байкальская гавань".
- рекультивация мест несанкционированного складирования ТБО.
2. На перспективу 2040 г.:
во всех населенных пунктах (районных центрах) проектирование и строительство полигонов ТБО.
Рекультивация закрываемых полигонов.
Фактически во всех населенных пунктах отсутствуют полигоны ТБО - это обычные свалки, без подготовки территории, не имеющие ограждения и освещения, где не соблюдается технология обезвреживания ТБО.
На основании анализа сложившейся ситуации в Республике Бурятия рекультивации подлежат все места несанкционированного складирования ТБО.
Рекультивация таких свалок требует выполнения большого объема подготовительных работ:
- проведения комплекса экологических исследований (гидрологических, геологических, почвенных, исследования атмосферы, проверки отходов на радиоактивность и т.п.);
- решения вопросов по утилизации отходов, консервации фильтрата, использованию биогаза, устройству экранов и т.д.
Наиболее приемлемы для закрытых полигонов сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное и строительное направления рекультивации.
2.5. Развитие туристко-рекреационной деятельности.
Объекты капитального строительства регионального значения.
Памятники истории культуры
Развитие туристско-рекреационной деятельности в проектном периоде становится приоритетным стратегическим направлением социально-экономического развития Республики Бурятия. И с целью реализации этого направления проектом предусматривается создание на территории Республики Бурятия полноценного туристско-рекреационного комплекса, а в градостроительном плане - создание туристско-рекреационных зон и центров разного ранга по обслуживанию рекреантов. В первую очередь, это - создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань", включающие территории рекреационных объектов капитального строительства, как федерального, так и регионального значения.
Кроме того, создание особой экономической зоны будет связано с вовлечением туристических ресурсов других территорий Республики Бурятия и прежде всего территорий г. Улан-Удэ, г. Кяхты, Тункинского района, г. Северобайкальска и др. территорий, где будет также создаваться туристско-рекреационная инфраструктура регионального значения.
Памятники истории и культуры
Республика Бурятия обладает высоким историко-культурным потенциалом, представленным большим количеством памятников, ансамблями, достопримечательными местами.
Всего, движимых и недвижимых памятников истории, культуры и архитектуры на территории Республики Бурятия - 1859 объектов.
Всего на государственной охране состоит 1632 объектов культурного наследия. К ним относятся памятники древнейшей культуры - археологические объекты от эпохи раннего палеолита до позднего средневековья, памятники XVII-XIX веков, историко-революционные и военные, архитектурные и градостроительные.
Из общего числа недвижимых памятников (1632), федерального значения - 784 (в том числе без археологии - 29), регионального значения -848.
Из общего числа: памятников архитектуры - 286, из них регионального значения - 274; памятников истории - 587, из них регионального значения - 571; памятников искусства - 4, из них регионального значения - 3; памятников археологии -755.
Республика Бурятия имеет и движимые памятники, их 227, в том числе: православия - 30, буддизма -197 (согласно Постановления Правительства Республики Бурятия от 19.03.1997 г. N 78 "О постановке на государственную охрану вновь выявленных движимых памятников истории и культуры").
Списки объектов культурного наследия регионального значения приведены в работе в электронном виде отдельным файлом.
Исторический статус имеют города: Улан-Удэ, Кяхта, Бабушкин и пос. Новоселенгинск.
Памятники истории и культуры, а также исторические города показаны на карте (схеме) "Охрана памятников истории и культуры. Границы территорий объектов культурного наследия" в масштабе М 1 : 1 000 000.
Необходимо предусмотреть мероприятия по разработке и утверждению проектов зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Бурятия, на основании ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В целях обеспечения сохранения исторической среды, необходима разработка проектов охранных зон, как для исторических поселений, так и для отдельно стоящих объектов и ансамблей.
В соответствии с действующими методическими материалами, за основу принимается система зон охраны с различной степенью ограничений строительства и хозяйственной деятельности на их территории:
- охранные зоны памятников;
- зоны регулируемой застройки;
- зоны охраняемого природного ландшафта.
Охранные зоны памятников истории и культуры могут быть показаны на последующих уровнях проектирования.
Проект охранной зоны памятников и зоны регулируемой застройки разработаны для городов Улан - Удэ и Кяхта.
Границы территорий объектов культурного наследия показаны на карте (схеме) "Охрана памятников истории и культуры. Границы территорий объектов культурного наследия", внемасштабным значком.
2.6. Состав и границы зон с особыми
условиями использования территории
Зоны с особыми условиями использования территории занимают значительные земельные площади Республики Бурятия, и, имея особые режимы (регламенты) природопользования и хозяйственной деятельности, являются, как правило, жесткими планировочными ограничениями развития территории Бурятии,
В состав зон с особыми условиями использования территории входят:
Байкальская природная территория (БПТ, до 60% всей площади Республики Бурятия), с:
- Центральной экологической зоной - территория, включающая в себя озеро Байкал с островами, водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, в пределах территории Бурятии;
- Буферной экологической зоной - территория за пределами Центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Бурятии.
Хозяйственная деятельность на ее территории регламентируется целым пакетом нормативно-правовых документов, в том числе федерального уровня. Озеро Байкал имеет международный статус.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ), предназначенные для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Природно-заповедный фонд составляет 3262,2 тыс. га (6% территории Республики Бурятия) и включает: государственные природные заповедники: Баргузинский - в Баргузинском районе (площадью 374,3 тыс. га), Джергинский - в Курумканском районе (площадью- 238,1 тыс. га), Байкальский - в Селенгинском, Кабанском и Джидинском районах (площадью - 165,7 тыс. га), а также 2 национальных парка: Тункинский (площадью - 1088,2 тыс. га) и Забайкальский (площадью-230,2 тыс. га), 20 заказников и 266 памятников природы. Перечень особо охраняемых территорий регионального значения приводится в таблице 3, в конце раздела.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты это земли оздоровительного и рекреационного назначения, занимают 0,4 тыс. га, в основном на территории, прилегающей к озеру Байкал. Перечень рекреационных территорий приведен в таблице 4, в конце раздела.
Курортные территории:
- на территории Тункинского национального парка: 2 курорта федерального значения: Аршан и Нилова Пустынь (на основе источников: "Аршан Тункинский" и "Нилова Пустынь") и Шумакский;
- на территории Прибайкальского района: курорт Горячинск (на основе источника "Горячинское" (В настоящее время данный курорт, а также н.п. Турки и озеро Котокельское с прилегающими территориями включены в состав особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань");
- на территории Баунтовского района: курорт Баунт
- на территории Кяхтинского района: курорт Киран
- на территории Закаменского района: курорт Енгорбой
- на территории Курумканского района: курорт Кучигэр
- на территории Тункинского района: курорт Хонгор-Улла.
Проектируемые курортные территории: на основе минеральных источников Шумакский, Котельниковский, Хакусский, Баунтовский, Аллинский, Гаргинский, Гусихинский и др.
Перспективные территории на основе освоения месторождений:
- родоновых вод - вблизи городов Улан-Удэ, Гусиноозерска, Закаменска;
- минеральных источников - в долинах рек Хилок, и Курба, на западном берегу озера Котокель, источников Отобулак, Тэгдинский, Урминский, Шенистуйский;
- сероводородных вод: источник Пинесярикта (в долине р. Улюнги, правого притока р. Баргузин), Усть-котерский и Ченчивинский - в долине р. Верхняя Ангара, Халугунский (Далбайский), Кунтенский - в Тункинской долине, Боргуйский.
Водоохранные зоны водоемов - водоохранные зоны рек и озер (в Республике Бурятия законодательно на местности не определены):
- Ширина водоохранных зон рек, установлена в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и приведена в таблице 5, в конце раздела.
- Реки, ручьи протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны устанавливается в размере - 50 м.
- Для озера Байкал в разработках ученых предлагается установить водоохранную зону, шириной 2,5 км.
- Значения ширины водоохранных зон озер приведены в таблице 6, в конце раздела.
Санитарно-защитные зоны промышленных предприятий - на территории Бурятии все промышленные предприятия являются предприятиями 2, 3, 4 и 5 класса опасности. В зависимости от класса опасности рассчитывается размер санитарно-защитной зоны. Размеры санитарно-защитных зон не всегда соответствуют установленным нормам, а в отдельных случаях и вообще отсутствуют. Кроме того, территории некоторых санитарно-защитных зон заселены.
Территории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Границы зон с особыми условиями использования территории показаны на карте (схеме) "Границы зон с особыми условиями использования территории", в масштабе М 1:1 000 000.
Таблица 3
Перечень особо охраняемых территорий регионального значения
Наименование ООПТ |
Площадь, (тыс. га.) |
Административный |
Профиль (тип) |
Нормативно-правовая основа |
Заказники регионального значения | ||||
Государственный заказник "Ангирский" |
42,33 |
Заиграевский |
Биологический |
Республиканского значения |
Государственный заказник "Боргойский" |
42,18 |
Джидинский |
"-" |
"-" |
Государственный "Верхне-Ангарский" |
12,29 |
Северо-Байкальский |
"-" |
"-" |
Государственный "Кижингинский" |
40,07 |
Кижингинский |
"-" |
"-" |
Государственный заказник "Кондо-Витимский" |
40,85 |
Еравнинский |
"-" |
"-" |
Государственный заказник "Муйский" |
46,40 |
Муйский |
"-" |
"-" |
Государственный заказник "Прибайкальский" |
73,17 |
Прибайкальский |
"-" |
"-" |
Охранная зона "Прибайкальский" |
23,33 |
Прибайкальский |
"-" |
"-" |
Государственный заказник "Снежинский" |
238,48 |
Закаменский |
"-" |
"-" |
Государственный заказник "Тугнуйский" |
39,36 |
Мухоршибирский |
"-" |
"-" |
Государственный заказник "Узколугский" |
15,33 |
Бичурский |
"-" |
"-" |
Государственный заказник "Улюнский" |
18,35 |
Баргузинский |
"-" |
"-" |
Государственный заказник "Худакский" |
50,00 |
Хоринский |
"-" |
"-" |
Государственный заказник "Энхалукский" |
14,57 |
Кабанский |
"-" |
"-" |
Таблица 4
Перечень рекреационных территорий
N п/п |
Наименование |
Площадь, (тыс. га.) |
Административный район |
Профиль (тип) |
1. |
Байкальский прибой - Культушная |
10,5 |
Кабанский район |
Рекреационная местность местного значения |
2. |
Лемасово |
0,9 |
Кабанский район |
|
3. |
Щучье озеро |
|
Кабанский район |
|
4. |
Баргузинское побережье |
|
Баргузинский район |
|
5. |
Северо-Байкальский |
|
Северо-Байкальский район |
|
Таблица 5
Ширина водоохранных зон рек
N п/п |
Наименование водного объекта |
Протяженность по территории Российской Федерации |
Водоохранная зона (м) |
1. |
река Витим |
1024 км |
200 м |
2. |
река Селенга |
419 км |
200 м |
3. |
река Баргузин |
411 км |
200 м |
4. |
река Верхняя Ангара |
420 км |
200 м |
5. |
река Турка |
250 км |
200 м |
6. |
река Уда |
416 км |
200 м |
7. |
река Ока |
265 км |
200 м |
8. |
река Иркут |
300 км |
200 м |
9. |
река Джида |
510 км |
200 м |
10. |
река Темник |
250 км |
200м |
11. |
река Хилок |
250 км |
200 м |
12. |
река Китой |
134 км |
200 м |
13. |
река Тыя |
113 км |
200 м |
Таблица 6
Ширина водоохранных зон озер
N п/п |
Наименование водного объекта |
Площадь зеркала, (км2) |
Водоохранная зона, (м) |
1. |
оз. Кулинда |
7,05 |
500 |
2. |
оз. Блудная |
5,04 |
500 |
3. |
оз. Кичерское |
8,56 |
500 |
4. |
оз. Иркана |
11,7 |
500 |
5. |
оз. Фролиха |
15,4 |
500 |
6. |
оз. Арангатуй |
54,2 |
500 |
7. |
оз. Амут |
10,7 |
500 |
8. |
оз. Духовое |
6,16 |
500 |
9. |
оз. Котокельское |
68,9 |
500 |
10 |
оз. Таглей |
7,56 |
500 |
11 |
оз. Гусиное |
163 |
500 |
12 |
оз. Шакшинское |
53,6 |
500 |
13 |
оз. Б. Ундуген |
11,6 |
500 |
14 |
оз. Иргень |
33,2 |
500 |
15 |
оз. Б. Еравное |
104 |
500 |
16 |
оз. М. Еравное |
60,5 |
500 |
17 |
оз. Сосновое |
24,0 |
500 |
18 |
оз. Исинга |
31,0 |
500 |
19 |
оз. Харга |
6,6 |
500 |
20 |
оз. Исингинское |
33,4 |
500 |
21 |
оз. Арейское |
4,56 |
500 |
22 |
оз. Щучье |
4,24 |
500 |
23 |
оз. Телемба |
5,0 |
500 |
24 |
оз. Гунда |
11,9 |
500 |
Ширина водоохранных зон озер по СНиП 2007.01-89* при площади зеркала более 2,5 км кв. рекомендовано принимать равной 500 м.
2.7. Территории, подверженные риску возникновения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Территория Республики Бурятия подвержена значительному риску возникновения чрезвычайных ситуаций, источники которых многообразны, имеют природный и техногенный характер.
Территории, имеющие природные источники возникновения чрезвычайных ситуаций, включают:
- Территории, подверженные затоплению и наводнениям;
- Территории формирования селей;
- Лавиноопасные участки;
- Наиболее опасные в сейсмическом отношении районы, с распределением эпицентров зарегистрированных сильных землетрясений);
- Территории с широко развитой абразией;
- Участки с активной речной боковой эрозией и плоскостной эрозией;
- Территории активных оползневых процессов и сплывов, обвалов и осыпей;
- Участки карстообразования;
- Площади развития перевеваемых песков;
- Территории распространения мерзлоты и различных криогенных процессов (наледей, термокарста, солифлюкции, повторно-жильных льдов);
- Курумные участки;
- Площади развития пучения грунтов.
Территории, имеющие техногенные источники возникновения чрезвычайных ситуаций, включают:
- Территории размещения гидротехнических сооружений (защитных дамб, водохранилищ и прудов), находящихся в технически неудовлетворительном состоянии - представляют риск возникновения затопления и подтопления;
- Территории размещения взрыво-пожароопасных объектов, с категорией опасности от II до IV (ТЭЦ, склады взрывчатых материалов, ГСМ, топливно-заправочные пункты, автогазозаправочные станции, газонакопительные пункты, мазутохранилища, нефтебазы, элеваторы, приемно-раздаточные базы сжиженного газа, ТЭЦ и др.);
- Территории размещения химически опасных объектов, с категорией опасности от II до IV (аммиачно-холодильная установка, склады хлора, кислот и щелочей, хранилища химических удобрений и пестицидов);
- Территории размещения гидродинамически опасных объектов, III-IV категории опасности (хвостохранилища рудников Кедровского, Холбинского, Иракинда, а также шламонакопители, золошлакоотвалы, пруды - накопители и пр.);
- Территории размещения объектов жизнеобеспечения, прежде всего объектов теплоснабжения - котельных, IV класса опасности;
- Территории размещения энергетических объектов: электросетей (до 90% всех нарушений в электроснабжении), а также размещение генерирующих источников и объектов преобразования энергии;
- Территории лесов - потенциальные территории лесных пожаров (ежегодно в Бурятии сгорают многие гектары леса);
- Территории радиационной опасности, формируемые космическим излучением и природными радионуклидами (выявлено более 180 рудопроявлений, 8864 радиоактивных аномалий и свыше 400 радономинеральных источников), а также техногенной радиоактивностью (проведение медицинских рентгенорадиологических процедур, обращение лома цветных и черных металлов, содержащих источники ионизирующего излучения);
Территории размещения объектов транспортной инфраструктуры - практически всех видов транспорта. Вероятность чрезвычайных ситуаций имеется при перевозке взрывоопасных, химически опасных веществ и т.д., при неисправности транспортных средств, при неопытности водителей, при авариях на транспорте и т. д. Особую опасность представляют перевозки химически опасных веществ на участках БАМ и ВСЖД, проходящих по берегу Байкала в его северной и южной части.
Границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций показаны на карте (схеме) "Границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в масштабе М 1: 1 000 000.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 июля 2012 г. N 451 настоящее приложение изложено в новой редакции
Границы земель сельскохозяйственного назначения
и границы сельскохозяйственных угодий
в составе земель сельскохозяйственного назначения
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Границы зон с особыми условиями использования территории
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 3 декабря 2010 г. N 524 "Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Бурятия"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 8 декабря 2010 г. N 135
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 24 февраля 2023 г. N 90
Изменения вступают в силу с 1 марта 2023 г.
Текст постановления приводится без учета названных изменений
Постановление Правительства Республики Бурятия от 13 декабря 2021 г. N 724
Изменения вступают в силу с 17 декабря 2021 г.
Текст постановления приводится без учета названных изменений
Постановление Правительства Республики Бурятия от 28 января 2021 г. N 29
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2021 г.
Текст постановления приводится без учета названных изменений
Постановление Правительства Республики Бурятия от 15 июля 2019 г. N 388 (в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 21 октября 2019 г. N 568)
Изменения вступают в силу с 22 октября 2019 г.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 26 июля 2012 г. N 451