Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Республиканская целевая программа
"Сохранение объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) Республики Бурятия
на 2010-2013 годы и на период до 2017 года"
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 июня 2010 г. N 257)
(с изменениями от 25 февраля 2011 г.)
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 февраля 2011 г. N 74 в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Бурятия на 2010-2013 годы и на период до 2017 года" |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; Закон Республики Бурятия от 01.12.2003 г. N 542-III "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)"; Закон Республики Бурятия от 09.11.2007 г. N 2595-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года" |
Дата принятия Правительством Республики Бурятия решения о разработке Программы |
Поручение Правительства Республики Бурятия от 23.11.2009 г. N И053-000413 |
Государственный заказчик |
Правительство Республики Бурятия |
Разработчик Программы |
Республиканская служба государственной охраны объектов культурного наследия |
Основные исполнители Программы |
Республиканская служба государственной охраны объектов культурного наследия; проектные и строительные организации, имеющие лицензию на работы с объектами культурного наследия (на конкурсной основе) |
Цели и задачи Программы |
Цели Программы: - доведение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, к 2017 году до 46,1%; - содействие развитию культурно-познавательного туризма в Республике Бурятия. Задачи Программы: - улучшение технического состояния объектов культурного наследия, расположенных на популярных туристско-экскур-сионных маршрутах Республики Бурятия; - проведение противоаварийных мероприятий на объектах культурного наследия; - обеспечение общественной доступности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) |
Срок и этапы реализации |
2010-2017 годы. I этап - 2010-2013 годы; II этап - 2014-2017 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования - 6 659 304 тыс. рублей, в том числе за счет средств: - республиканского бюджета - 545 904 тыс. рублей*; - федерального бюджета - 2 944 200 тыс. рублей**; - местных бюджетов - 2 776 450 тыс. рублей**; - привлеченных средств - 392 750 тыс. рублей** _______ *Подлежит уточнению при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год **Справочно, носит прогнозный характер |
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит: - повысить значимость объектов культурного наследия как одного из важнейших ресурсов культурного и экономического роста Республики Бурятия; - ввести памятники в хозяйственный и культурный оборот после проведения ремонтно-реставрационных работ; - посредством эффективного использования объектов культурного наследия способствовать популяризации туристско-экскурсионных маршрутов в Республике Бурятия; - получить экономические преимущества от сохранения историко-культурного наследия в виде положительного воздействия на экономический рост в сфере строительства и реставрации, туризма, образования, культуры. Доля объектов культурного наследия, состояние которых является удовлетворительным, к 2017 году увеличится до 46,1% |
Организация контроля за выполнением Программы |
Контроль за выполнением Программы осуществляют |
Введение
Программа направлена на обеспечение сохранности и эффективного использования объектов культурного наследия, формирование у граждан понимания необходимости его сохранения, духовно-нравственное и эстетическое воспитание, на создание условий для дальнейшего использования памятников истории и культуры как объектов социально-культурной сферы, их введение в хозяйственный и культурный оборот.
Значимость и высокая затратность мероприятий по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) требует программно-целевого подхода.
1. Технико-экономическое обоснование
Проблемная ситуация в сфере сохранения объектов культурного наследия Республики Бурятия сформировалась по ряду причин:
1) "солидный возраст" самих памятников (от ста до двухсот лет);
2) использование объектов культурного наследия без проведения капитальных и текущих ремонтов;
3) отсутствие государственной поддержки реставрационных работ.
Анализируя состояние памятников по их техническим паспортам, можно сделать вывод, что износ составляет 80%. Износ объектов культурного наследия выражается в уменьшении потребительских свойств объекта недвижимости. При невыполнении работ по комплексной реставрации памятника возрастает угроза физического изменения отдельных архитектурных и конструктивных особенностей и элементов декора, предметов внутреннего убранства, составляющих особенность предметов охраны объектов культурного наследия, что в дальнейшем повлечет удорожание ремонтно-реставрационных работ.
В случае реализации мероприятий Программы объекты выводятся из аварийного состояния, снижается риск их утраты, объекты будут приспособлены к дальнейшей эксплуатации.
Заявленные к финансированию средства на разработку проектно-сметной документации и реставрационные работы рассчитываются на основании дефектных ведомостей, составленных по актам технического осмотра памятников. При расчете за основу принималась усредненная стоимость 1 кв. м реставрации объектов культурного наследия в ценах 1991 года с применением инфляционных коэффициентов. При этом учитывались материал конструкций (камень, дерево), категория сложности объектов культурного наследия, наличие инженерных и научно-изыскательских работ, нормативы на научно-проектные и реставрационные работы в соответствии с утвержденными сборниками цен на специальные научно-проектные работы по памятникам (СЦНПР-91, СНАИНИР, РниП-91, РниП-94).
Государственная охрана объектов культурного наследия предполагает проведение мероприятий по установлению границ территорий, паспортизацию, мониторинг, проведение историко-культурных экспертиз объектов культурного наследия, установление информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия. В 2008-2009 годах на эти цели было направлено 9 600 тыс. рублей.
В 2007-2009 годах проведены мероприятия по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Бурятия на 38 объектах культурного наследия на сумму более 1 млрд. рублей (приложение N 1).
В рамках ФЦП "Культура России (2006-2010 годы)" из федерального бюджета выделены средства на реставрацию, консервацию и ремонт объектов культурного наследия Республики Бурятия.
2. Содержание проблемы
В Республике Бурятия под государственной охраной находятся 1632 объекта культурного наследия, в том числе 334 здания. Около 240 зданий нуждаются в проведении ремонтно-реставрационных работ. Из них аварийным является 21 здание (здания либо не используются, либо в них расположены объекты социальной сферы). Под угрозой исчезновения находятся здания-памятники деревянного зодчества, в которых в основном расположен жилой фонд.
Утраты культурных ценностей, как правило, невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся во всех сферах деятельности нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом и не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых произведений искусства. В отличие от других материальных ценностей объекты историко-культурного наследия являются частью национального достояния, историко-культурный потенциал которого не всегда воссоздаваем при полной утрате объекта или утрате его значительной части. Сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации, самоуважения и признания мировым сообществом.
На нынешнее поколение возложена ответственность за сохранение культурного, материального и духовного наследия. Мы обязаны обеспечить соответствующую защиту объектов культурного наследия, сохранив и передав традиционный стиль жизни, дух народа, населяющего нашу республику. При этом само наследие нужно рассматривать не только как категорию культурологическую, но и экономическую.
Мобилизация экономического ресурса культурного наследия может стать стимулирующей направляющей социально-экономического развития Республики Бурятия, в первую очередь в сфере туризма и смежных отраслях. Качества и степень сохранности культурного наследия, национальной самобытности могут обеспечивать инвестиционную привлекательность.
В настоящее время одним из наиболее перспективных видов туризма на мировом туристском рынке является культурно-познавательный туризм. Он охватывает 10% общего международного потока туристов и характеризуется высокой средней нормой туристских расходов.
При разумном и рачительном подходе здания-памятники можно использовать для развития туризма, размещения субъектов малого предпринимательства.
Проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия является основным методом их сохранения. На предварительном этапе необходимо наличие согласованной проектно-сметной документации с положительным заключением историко-культурной и государственной экспертизы.
3. Основные цели и задачи
Цели Программы:
- доведение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, к 2017 году до 46,1%;
- содействие развитию культурно-познавательного туризма в Республике Бурятия.
Достижение цели требует решения следующих задач:
- улучшение технического состояния объектов культурного наследия, расположенных на популярных туристско-экскурсионных маршрутах Республики Бурятия;
- проведение противоаварийных мероприятий на объектах культурного наследия;
- обеспечение общественной доступности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Ввиду высокой затратности реставрационных мероприятий необходима концентрация ресурсов на особо значимых объектах культурно-исторического наследия.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в 2010-2017 годах в два этапа:
I этап - 2010 - 2013 годы;
II этап - 2014 - 2017 годы.
5. Программные мероприятия
Для реализации мероприятий по сохранению объектов культурного наследия требуется обследование технического состояния объектов, установление и уточнение границ территорий и зон охраны, проведение фотофиксации, определение предмета охраны. Для принятия решений в отношении выявленных объектов, изменения категории историко-культурного значения, хозяйственного освоения земельных участков, согласования проектной и градостроительной документации необходимо проведение историко-культурной экспертизы.
Для решения задач по сохранению объектов культурного наследия планируется реализация следующих программных мероприятий:
- разработка проектно-сметной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ;
- осуществление полного комплекса реставрационных работ по сохранению памятников, использующихся в активной культурной деятельности;
- поддержка реставрационных работ по сохранению памятников культового назначения, переданных в пользование религиозным объединениям;
- приспособление объектов культурного наследия для дальнейшей благоприятной эксплуатации, в том числе в музейных целях.
Данные мероприятия реализуются на объектах культурного наследия согласно приложению N 2.
Объекты культурного наследия включаются в Программу по следующим критериям:
- расположение объектов культурного наследия на популярных туристско-экскурсионных маршрутах в Центральном, Юго-западном, Юго-восточном, Северо-восточном, Северном макрорайонах;
- социальная значимость объекта культурного наследия;
- развитие инфраструктуры туризма;
- включение объектов в хозяйственный оборот.
При наличии источников доходов бюджетов всех уровней, привлеченных средств предусматривается проведение дополнительных мероприятий в рамках реализации Программы по объектам культурного наследия согласно приложению N 3.
В результате для современного использования в культурно-просветительных, в том числе музейных, целях планируется приспособить до 60 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), что позволит увеличить поток туристов, экскурсантов и паломников.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 февраля 2011 г. N 74 в раздел 6 настоящей программы внесены изменения
6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы, направленных на решение конкретных задач по сохранению культурного наследия, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Объемы финансирования из республиканского бюджета, предусмотренные в Программе, носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджетов на соответствующий год.
Объемы финансирования по годам:
(тыс. рублей)
Год |
Объем финансирования, тыс. руб. |
В том числе по источникам, тыс. руб.: |
|||
ФБ |
РБ |
МБ |
ПС |
||
2010-2017 |
504 624 |
0 |
487 124 |
350 |
17 150 |
2010* |
13 100 |
0 |
7 000 |
0 |
6 100 |
2011 |
64 400 |
0 |
61 400 |
350 |
2 250 |
2012 |
131 900 |
0 |
123 100 |
0 |
8 800 |
2013 |
122 224 |
0 |
122 224 |
0 |
0 |
2014-2017 |
173 400 |
0 |
173 400 |
0 |
0 |
__________
*Мероприятия в 2010 году реализуются только при наличии источников дополнительных поступлений в республиканский бюджет
Источниками финансирования также могут выступать субсидии местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местного бюджета. В 2011 году предусмотрено выделение субсидии бюджету муниципального образования "Баргузинский район" на софинансирование мероприятий по реставрации объекта культурного наследия "Спасо-Преображенский собор" (п. Баргузин, Баргузинский район) в размере 7 млн. рублей.
Источниками финансирования могут выступать средства федерального бюджета, местных бюджетов, а также привлеченные средства инвесторов.
Средства федерального бюджета выделяются в рамках ФЦП "Культура России (2006-2010 годы)" на реставрацию, консервацию и ремонт объектов культурного наследия, а также культовых зданий и сооружений, переданных религиозным организациям. Объемы финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета ежегодно уточняются на основе отобранных по конкурсу проектов.
7. Ожидаемые социально-экономические
результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит повысить значимость объектов культурного наследия как одного из важнейших ресурсов культурного и экономического роста Республики Бурятия. После проведения ремонтно-реставрационных работ памятники будут введены в хозяйственный и культурный оборот. Эффективное использование объектов культурного наследия будет способствовать популяризации туристско-экскурсионных маршрутов в Республике Бурятия, что позволит получить экономические преимущества в виде положительного воздействия на экономический рост в сфере строительства и реставрации, туризма, образования, культуры.
Выполнение Программы приведет к сохранению и развитию культурно-архитектурного облика республики, повышению уровня благоустроенности республики.
Результативность мероприятий определяется следующими индикаторами:
8. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком Программы с исполнителями мероприятий после утверждения республиканского бюджета и перечня мероприятий на очередной год.
Отбор мероприятий Программы и их исполнителей (заказчиков-застройщиков) осуществляется на конкурсах, проводимых ежегодно государственным заказчиком.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета в соответствии с утвержденным бюджетом на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком Программы.
Государственный заказчик Программы несет ответственность за качественное и своевременное выполнение программных мероприятий, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.