Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Республиканская программа
мероприятий развития конкуренции на продовольственном рынке
Республики Бурятия на 2009-2011 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 24 ноября 2008 г. N 507)
1. Общие положения
Развитие конкурентных отношений служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, решение социальных проблем. Конкуренция требует оптимального сочетания экономических, технологических и правовых предпосылок.
Сегодня в стране принимаются меры для создания условий формирования конкурентной среды - проведено разгосударствление многих экономических процессов: трансформация отношений собственности, создание разнообразных организационно-правовых форм хозяйствования, либерализация в сфере ценообразования, заработной платы, внешнеэкономической деятельности и т.д. Однако рыночные отношения еще не стали определяющими факторами, ускоряющими процесс воспроизводства, конкуренция еще не приобрела созидательного характера, остаются сильными позиции монополизма в сфере производства и обращения.
На современном этапе необходимо не только увеличить внимание исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия к проблеме развития конкуренции, но и задействовать внутренние механизмы саморазвития конкурентной среды.
Развитая конкурентная среда означает снижение издержек для производителей, более низкие цены для потребителей, повышение качества продукции, расширение ассортимента товаров и услуг.
Развитие конкуренции на товарных рынках является одним из основных направлений повышения конкурентоспособности продовольственного рынка Республики Бурятия в целом, что, в свою очередь, является одной из задач социально-экономического развития Республики Бурятия, определенной Законом Республики Бурятия от 09.11.2007 г. N 2595-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2011 годы и на период до 2017 года".
Для целей настоящей Программы используются понятия, определенные статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Цели и задачи Программы мероприятий развития
конкуренции на продовольственном рынке Республики Бурятия
Целью Программы является формирование конкурентной среды на продовольственном рынке Республики Бурятия и стабилизация ситуации на рынке социально значимых товаров.
В соответствии с целью задачами Программы являются:
1. Развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка, обеспечивающее доступность товаров на всей территории Республики Бурятия.
2. Насыщение товарами продовольственного рынка Республики Бурятия.
3. Обеспечение доступности продовольственных товаров для социально незащищенных слоев населения.
Цель и задачи Программы определяют межведомственный подход к их решению, требуют концентрации усилий исполнительной власти, координации действий с органами местного самоуправления и общественными объединениями.
3. Анализ состояния конкуренции
на продовольственном рынке Республики Бурятия
3.1. Социально-экономическое развитие
Республики Бурятия за 2005-2007 годы
Социально-экономическое развитие Республики Бурятия в течение ряда последних лет характеризуется тенденцией роста по всем основным макроэкономическим показателям.
Реализация комплекса мер по стимулированию экономического роста, улучшению инвестиционного климата, сохранению потребительского спроса позволила сохранить высокие темпы роста валового регионального продукта. За последние три года ВРП возрос на 18,2%. Объем выпуска промышленной продукции увеличился на 28,8%, сельского хозяйства - на 5,5%, объем платных услуг населению - на 58,5%.
Таблица 1
Динамика макроэкономических показателей Республики Бурятия
(в % к предыдущему году)
Наименование показателя |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2007 к 2005 году |
Валовой региональный продукт |
104,8 |
105,8 |
106,6 |
118,2 |
Объем промышленного производства |
107,9 |
108,4 |
110,1 |
128,8 |
Продукция сельского хозяйства |
101,3 |
102,2 |
101,9 |
105,5 |
Оборот розничной торговли |
114,6 |
110,5 |
118,1 |
149,6 |
Инвестиции в основой капитал |
105,1 |
154,0 |
122,3 |
197,95 |
Платные услуги населению |
114,4 |
118,0 |
117,4 |
158,5 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
109,2 |
108,7 |
116,9 |
138,8 |
3.2. Анализ ситуации на потребительском рынке Республики Бурятия
Потребительский рынок в Республике Бурятия развивался достаточно стабильно. Оборот розничной торговли в 2007 году составил 53,6 млрд. руб. и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2006 года на 18,1%.
В 2007 году оборот розничной торговли на душу населения в Республике Бурятия составил 55,9 тыс. руб., в Сибирском федеральном округе - 63,1 тыс. руб.
Потребительские расходы населения в Республике Бурятия (по данным баланса денежных доходов и расходов населения) в 2007 году возросли к уровню 2006 года на 22,7% - до 99,1 млрд. руб. Среднедушевые потребительские расходы составили 7750 руб.
Рынок продовольственных товаров Республики Бурятия в 2005-2007 годах характеризовался высокой насыщенностью, широким ассортиментом отечественных и импортных товаров.
В 2007 году оборот розничной торговли продовольственными товарами сложился в сумме 29 млрд. руб., превысив уровень 2006 года на 19,5%.
Производством продовольственных товаров повседневного спроса на территории Республики Бурятия занято более 400 организаций различных форм собственности, из них 35 крупных и средних, в которых формируется до 6% доходной части бюджета. Приоритетным направлением в их деятельности является производство мяса и мясопродуктов, алкогольной продукции, переработка и консервирование рыбы, овощей, производство растительных и животных масел, молочных продуктов, продуктов мукомольно-крупяной промышленности, напитков, хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий. Основная масса производимой продукции (около 85 %) потребляется внутри Республики Бурятия, остальная вывозится за ее пределы - преимущественно в Москву, Иркутскую, Читинскую, Амурскую, Новосибирскую, Челябинскую области, Республику Саха (Якутия), Приморский, Хабаровский, Красноярский край, Сахалин, Монголию и Китай.
В 2005-2007 годах цены на основные продукты питания в Республике Бурятия росли более медленными темпами, чем в целом по России. Так, в 2007 году сводный индекс потребительских цен (декабрь 2007 г. к декабрю 2006 г.) составил в целом по Республике Бурятия 107% (в Российской Федерации - 109,2%). Потребительские цены на товары продовольственной группы выросли за 2007 год на 8,8% (в Российской Федерации - 113,9%).
В соседних регионах индекс потребительских цен в декабре 2007 года сложился следующим образом:
Таблица 2
Индекс потребительских цен в декабре 2007 года
(на конец периода, в %)
|
Всего |
В том числе на: |
||
продовольственные товары |
непродовольственные товары |
платные услуги населению |
||
Республика Бурятия |
101,1 |
101,5 |
100,6 |
100,9 |
Иркутская область |
101,6 |
102,5 |
101,0 |
101,4 |
Читинская область |
101,7 |
101,9 |
101,7 |
101,3 |
Изменение цен по основным группам товаров шло в рамках общей тенденции повышения, но различными темпами (табл. 3).
Таблица 3
Изменение цен по основным группам продовольственных товаров
(декабрь, в % к декабрю предыдущего года)
|
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Продовольственные товары |
115,1 |
107,3 |
109,2 |
Мясо и птица |
121,7 |
103,8 |
106,2 |
Рыба и морепродукты |
111,1 |
108,4 |
115,6 |
Масло сливочное |
111,9 |
107,2 |
153,1 |
Масло подсолнечное |
99,6 |
99,1 |
144,5 |
Молоко и молочная продукция |
112,0 |
112,0 |
129,6 |
Сахар-песок |
99,1 |
120,0 |
96,6 |
Яйца |
96,4 |
105,7 |
133,1 |
Кондитерские изделия |
105,8 |
111,1 |
110,9 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
102,9 |
109,9 |
116,1 |
Крупа и бобовые |
94,3 |
115,3 |
119,6 |
Макаронные изделия |
100,9 |
102,2 |
112,8 |
Плодоовощная продукция |
121,6 |
110,2 |
111,4 |
Алкогольные напитки |
111,3 |
111,1 |
109,3 |
Значительно повысились цены на масло сливочное, масло подсолнечное, яйца, молоко и молочную продукцию. Несколько снизились цены на сахар. В пределах уровня инфляции цены росли на мясо и птицу.
Покупательная способность населения отражает потенциальные возможности населения на приобретение товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент различных видов товаров и услуг, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход.
За последние годы рост цен на продовольственные и иные товары отставал от роста среднедушевых денежных доходов населения, в результате чего их покупательная способность заметно выросла (табл. 4).
Таблица 4
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения
и величины прожиточного минимума Республики Бурятия
Характеристика |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Величина прожиточного минимума (руб.) |
2942 |
3528 |
4030 |
Среднедушевые денежные доходы (руб.) |
8021 |
9531 |
12349 |
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума |
2,73 |
2,70 |
3,06 |
В 2007 году среднедушевой денежный доход превысил величину прожиточного минимума в 3 раза, тогда как в 2005 году это соотношение составляло 2,7 раза.
Проблема ценовой доступности является крупной структурной проблемой потребительского рынка Республики Бурятия.
Сектор торговли со средними (умеренными) ценами и качеством товаров и услуг развит недостаточно. Особо остро проблема ценовой доступности сказывается на малообеспеченных жителях Республики Бурятия, а также жителях, имеющих фиксированные и низкие доходы.
Объективно существующая потребность в объектах торговли с низкими ценами восполняется медленно. При контингенте потребителей, превышающем 30% всего населения Республики Бурятия, доля таких предприятий в стационарной сети по торговле продовольственными товарами составляет порядка 9%.
Обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения является одной из главных проблем развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Бурятия в рассматриваемой перспективе (2009-2011 гг.).
Структура реального питания населения в целом не отвечает рекомендуемому пищевому рациону, а тем более характеристикам качественного здорового потребления. Во многом это обусловлено уровнем доходов населения и ростом цен на продукты питания.
3.3. Инфраструктура потребительского обслуживания населения
В развитии инфраструктуры потребительского обслуживания населения наблюдается устойчивая тенденция уменьшения доли рынков: в 2007 году их доля составила 3,4%, в 2006 году - 12,9%. Торгующие организации, формирующие основную часть оборота розничной торговли, развивались опережающими темпами. В 2007 году объем прироста оборота торгующих организаций к уровню прошлого года составил 118,1%. В настоящее время 17,2% розничного товарооборота торгующих организаций формируется за счет крупных и средний организаций. В обороте торгующих организаций 6,9% занимают малые торговые предприятия и 72,5% - индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынков.
Динамично развивающаяся инфраструктура потребительского рынка в последние годы пополнилась магазинами различных форматов: современными торговыми центрами, супер- и гипермаркетами, "магазинами у дома". Количество стационарных розничных предприятий превысило 4000 ед., общей площадью торговых залов более 300 тыс. кв. м. Прирост торговых площадей в 2007 году составил 29,5 тыс. кв. м. Основным качественным показателем развития торговли является обеспеченность населения торговыми площадями. По состоянию на 1 января 2008 года обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей Республики Бурятия составила 322 кв. м и увеличилась по отношению к 2006 году на 10,5%.
С ростом числа магазинов повысился и уровень обслуживания покупателей, которому способствуют современные методы обслуживания. Так в 2007 году 96 торговых предприятий работают по методу самообслуживания, более 50 объектов розничной торговли - оказывают населению не только торговые, но и развлекательные и сервисные услуги.
В последние годы в сфере розничной торговли Республики Бурятия активно используется сетевой принцип развития бизнеса. По состоянию на 1 января 2008 года на территории Республики Бурятия работают 5 крупных продовольственных розничных сетевых предприятий, общее количество магазинов которых составляет 1,7% от общего количества стационарных магазинов на территории республики.
На территории муниципальных образований районов в Республике Бурятия торговое обслуживание населения осуществляют 2878 магазинов с общей площадью торговых залов 117 тыс. кв. м и 509 киосков и павильонов.
На 1 тысячу жителей районов в 2007 году приходилось 212 кв. м площадей торговых залов (в 2005 году - 201,5 кв. м на 100 жителей).
В Республике Бурятия имеются 81 небольшое поселение с общим числом жителей 18,3 тыс. чел., на территории которых нет стационарной торговой сети. Торговое обслуживание этих поселений осуществляется силами почтовых отделений, автолавками потребительской кооперации и частными предпринимателями по заявкам местных жителей.
3.4. Характеристика состояния конкурентной среды в Республике Бурятия
Анализ состояния конкуренции на продовольственном рынке позволяет зафиксировать определенные тенденции:
- усиливаются позиции сетевых структур на розничных рынках;
- снижаются объемы реализации продовольствия через розничные рынки;
- растет доля продукции, произведенной крупными и средними предприятиями пищевой промышленности, и снижается доля продукции других видов предприятий, что свидетельствует об укрупнении производства в отрасли;
- расширяется деятельность объединений переработчиков и сельхозпроизводителей.
Влияние отмеченных тенденций на конкуренцию в сфере производства и реализации пищевой продукции в Республике Бурятия является неоднозначным, однако в целом прослеживается ухудшение состояния конкурентной среды, что проявляется:
- в уменьшении доли малых и средних предприятий в сфере производства и реализации продовольственных товаров;
- в укреплении позиций профессиональных объединений участников рынков продукции предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности, что, в свою очередь, также увеличивает вероятность осуществления ими согласованных действий, приводящих к ограничению конкуренции между ними.
В качестве причин ухудшения состояния конкурентной среды на республиканском продовольственном рынке можно назвать:
1. Неразвитость транспортной инфраструктуры Республики Бурятия, что затрудняет субъектам малого предпринимательства на селе осуществлять транспортировку собственной продукции потребителям.
2. Неразвитость системы кредитования субъектов малого предпринимательства в сфере производства, переработки и поставки сельскохозяйственной и пищевой продукции, что, прежде всего, относится к вновь создаваемым предприятиям.
3. Неразвитость специализированных сельскохозяйственных рынков, которая приводит к ограничению возможностей малых предприятий, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственной и пищевой продукции, получить доступ к розничному потребителю.
4. Низкая квалификация кадров на селе, что затрудняет создание новых высокоэффективных современных хозяйств.
На решение указанных проблем направлена экономическая политика Республики Бурятия, проводимая органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления, в частности:
- поддержка развития инновационной составляющей бизнеса;
- развитие транспортной, финансовой и торговой инфраструктуры рынка;
- улучшение инвестиционного климата;
- реализация мер поддержки социально незащищенных слоев населения и др.
Однако в силу особой социальной значимости проблемы доступности продовольственных товаров возникает необходимость принятия специальных мер по развитию конкуренции на республиканском рынке.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация данной Программы приведет:
- к появлению на рынке новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
- к усилению тенденции импортозамещения в сфере продовольствия;
- к обострению конкуренции между действующими и новыми участниками рынка.
В результате чего:
- улучшится качество и ассортимент поставляемой на продовольственные рынки продукции;
- предприятия будут более взвешено подходить к проведению ценовой политики, что создаст условия для недопущения ими необоснованного роста цен;
- повысятся возможности по обновлению предприятиями парка технологического оборудования и внедрению современных технологий;
- более полно будут удовлетворены потребности жителей Республики Бурятия в продуктах питания;
- в Республике Бурятия будут созданы новые рабочие места и увеличится налогооблагаемая база.
Реализация программных мероприятий предусматривается в один этап с ежегодным анализом показателей эффективности, характеризующих изменение проблемной ситуации и степень достижения цели. Динамика изменения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы по годам ее реализации представлена в таблице 5.
Таблица 5
Индикаторы реализации Программы
Наименование индикатора |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей Республики Бурятия, кв. м |
327 |
330 |
335 |
Прирост торговых площадей, в % к предыдущему году |
103,5 |
105,0 |
107,0 |
Оборот розничной торговли продовольственными товарами, млн. руб. |
38 108 |
42 192 |
45 886 |
Индекс цен на продовольственные товары, % |
107,0 |
106,5 |
106,0 |
Объем оборота продовольственных товаров на душу населения, тыс. руб. |
39,6 |
43,9 |
47,7 |
5. Система Программы мероприятий
Программа носит комплексный характер, охватывает весь цикл мероприятий от производства сельскохозяйственной продукции, сырья, пищевой продукции до реализации продуктов питания на продовольственных рынках Республики Бурятия.
Система Программы мероприятий является совокупностью организационных, административных и правовых преобразований и направлена на:
- недопущение необоснованного роста цен на производимые и реализуемые в Республике Бурятия продовольственные товары;
- установление оптимального соотношения между сетевыми компаниями и предприятиями розничной торговли, обеспечение территориальной доступности предприятий торговли во всех муниципальных образованиях в Республике Бурятия;
- расширение возможностей реализации продуктов питания непосредственно сельхозтоваропроизводителями, в том числе путем развития ярмарочной торговли, создания достаточного количества торговых мест;
- координацию действий исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия, налоговых и правоохранительных органов с целью предотвращения административных барьеров и выявления нелегально действующих или уклоняющихся от уплаты налогов посреднических структур;
- развитие системы защиты прав потребителей;
- развитие системы подготовки и переподготовки кадров для отраслей потребительского рынка.
Выполнение комплекса некоммерческих программных мероприятий обеспечивает реализацию Программы в целом.
Основным принципом при группировке мероприятий служит направленность на достижение цели Программы и выполнение поставленных задач. Согласно указанному принципу мероприятия Программы сгруппированы по четырем основным разделам:
5.1. Государственная поддержка производства
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Целью комплекса мер по оказанию государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям является стимулирование роста объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышение его качества за счет ускоренного перехода к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий и оборудования, создания принципиально новой технологической базы, приобретения племенного высокопродуктивного скота.
Задачей государственной поддержки является развитие в Республике Бурятия приоритетных отраслей сельского хозяйства, выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном секторе путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать этот потенциал.
В Республике Бурятия такими отраслями являются молочное и мясное скотоводство. Меры государственной поддержки в 2009-2011 годах будут направлены на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных, рост объемов сельскохозяйственного производства.
Для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей отечественными племенными животными и сокращения их поставок по импорту планируется поэтапно укреплять существующую племенную базу. К началу 2012 года племенная база Республики Бурятия должна обеспечить увеличение доли племенного скота в соответствии с республиканской целевой программой "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий на 2009 год" в общем поголовье сельскохозяйственных животных до 19,5 %.
Рост объемов производства продукции животноводства будет способствовать увеличению потребности в продукции растениеводства, используемой на корм животным.
Повышение эффективности отрасли растениеводства связано со степенью доступности для сельскохозяйственных товаропроизводителей приобретения качественных семян. Для воспроизводства семенного материала высшей репродукции площадь, засеваемая элитными семенами, должна составить 10 % общей площади посевов, что обеспечит внедрение новых сортов, адаптированных к природно-климатическим условиям Республики Бурятия.
Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей будет осуществляться по следующим направлениям:
Повышение доступности кредитов
Целью мероприятия является повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу по привлечению кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока.
Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации
Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе являются рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.
Для достижения указанных целей предусмотрено решение следующих задач:
- содействие личным подсобным хозяйствам, крестьянским (фермерским) хозяйствам в получении кредитов;
- развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
- повышение доходов сельского населения.
5.2. Развитие торговой инфраструктуры
Целью мероприятия является создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары, торговые услуги в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности при гарантированном качестве и безопасности.
В рамках мероприятия предусмотрено решение следующих задач:
- формирование социально ориентированной системы торгового обслуживания;
- разработка мер (совместно с бизнес-сообществом) по увеличению ассортимента социально значимой продукции местного производства;
- обеспечение в сфере потребительского рынка баланса интересов потребителей, предпринимателей и государства на основе совершенствования правового регулирования, форм и методов координации и контроля, развития механизмов саморегулирования рынка;
- установление прозрачности финансового оборота в сфере продовольственного рынка на основе ограничения возможностей для теневого оборота;
- развитие конкуренции на продовольственном рынке;
- защита прав потребителей, обеспечение качества и безопасности продовольственных товаров.
Комплекс мер, предусматривающих развитие торговой инфраструктуры, будет реализовываться по следующему направлению:
Расширение и совершенствование инфраструктуры торговли, которая обеспечивает территориальную доступность продовольственных товаров и услуг во всех муниципальных образованиях в Республике Бурятия.
В рамках мероприятий предусмотрены:
- оптимизация размещения торговой сети, обеспечивающей территориальную доступность продовольственных товаров на уровне, соответствующем нормативам проживания населения, разработанным органами местного самоуправления;
- упорядочение и качественное улучшение объектов мелкорозничной торговой сети, ликвидация торговли в неустановленных местах;
- содействие преобразованию розничных рынков в современные продовольственные торговые комплексы с сохранением элементов структуры рынков;
- привлечение крупных отечественных и зарубежных компаний, активное внедрение современных сетевых технологий (в том числе сети нового типа: гипермаркеты, супермаркеты, магазины-склады и т.д.);
- привлечение частных инвестиций в реконструкцию и строительство объектов сферы розничных рынков;
- развитие фирменной торговли предприятий перерабатывающей промышленности в Республике Бурятия, не имеющих собственные торговые точки, торговые базы;
- создание условий для привлечения инвестиций в муниципальные образования, малопривлекательные для бизнеса, но важные для удовлетворения потребностей населения (реконструкция торговых площадей мини-рынков, приобретение торгового и холодильного оборудования);
- содействие в создании дополнительных торговых мест на розничных рынках в Республике Бурятия для крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств;
- организация сельскохозяйственных ярмарок, летней торговли плодово-ягодной продукцией с личных подворий, выставок;
- создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции.
Реализацию мероприятий планируется осуществлять за счет создания условий по привлечению средств инвесторов (собственных средств организаций торговли, заемных средств) в развитие торговой инфраструктуры.
В результате реализации мероприятия будет сформировано оптимальное размещение сети предприятий торговли, обеспечивающей территориальную доступность для жителей Республики Бурятия.
Повышение ценовой доступности товаров
Комплекс мероприятий призван обеспечить интересы жителей республики в товарах и услугах по ценам, соответствующим среднему и ниже среднего уровням. Будет продолжена политика социальной поддержки малообеспеченных и социально незащищенных групп населения.
Целевая группа - 234 тысячи жителей Республики Бурятия со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума, составляющая 24,4% общей численности населения республики. В целевую группу входят также инвалиды и участники Великой Отечественной войны, труженики тыла и другие льготные категории граждан, учащиеся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ.
Предполагается осуществить следующие основные мероприятия:
- стимулирование создания и развития социально ориентированных предприятий. Обеспечивается за счет выделения земельных участков, обусловленных целевым использованием выделяемого имущества и соблюдением ограничений по уровню цен и обеспечению качества реализуемых товаров и предоставляемых услуг;
- увеличение объемов услуг и расширение сети предприятий общественного питания, участвующих в обеспечении мер социальной защиты жителей, в том числе предоставляющих услуги малообеспеченным категориям граждан и инвалидам в центрах социального обслуживания населения;
- организация системы социального мониторинга в сфере потребительского рынка с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- организация муниципальных уличных ярмарок для проведения расширенных продаж продуктов питания, в том числе сельхозпродукции, заготавливаемой впрок.
5.3. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров
Цель мероприятия - обеспечение республиканского продовольственного рынка специалистами необходимой квалификации.
Общими задачами в данном направлении являются:
- определение ежегодной потребности продовольственного рынка в выпускниках учреждений профессионального образования на основе прогноза и перспективного планирования потребности объектов продовольственного рынка в квалифицированных кадрах;
- обеспечение новых рабочих мест квалифицированными кадрами;
- повышение квалификации кадров, занятых в отрасли.
В рамках мероприятия предусмотрены:
- развитие ресурсных центров для подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере торговли;
- организация и проведение обучающих и практических семинаров для работников продовольственного рынка;
- развитие и поддержка корпоративных систем обучения;
- содействие заключению договоров социального партнерства между предприятиями торговли и образовательными учреждениями;
- проведение смотров-конкурсов на лучшее предприятие торговли, конкурсов профессионального мастерства, мастер-классов;
- разработка методических материалов по применению нормативных правовых актов, регулирующих развитие конкуренции на продовольственных рынках;
- подготовка специалистов по вопросам развития конкуренции на продовольственных рынках.
Для предприятий торговли Республики Бурятия подготовка кадров ведется в 6 учебных заведениях:
- Восточно-Сибирский государственный технологический университет;
- Бурятский филиал Сибирского университета потребительской кооперации;
- Улан-Удэнский торгово-экономический техникум;
- профессиональные лицеи N 12, N 16, N 22.
Ежегодный выпуск специалистов в высших и средних учебных заведениях составляет порядка 600 человек, кадров массовых профессий - 1500 человек.
В результате реализации мероприятия в Республике Бурятия будет сформирована эффективная система подготовки и переподготовки кадров для организаций торговли продовольственными товарами, специалистов, занимающихся вопросами развития конкуренции на продовольственных рынках.
5.4. Информационное обеспечение конкуренции
на продовольственном рынке Республики Бурятия
Цель мероприятия - развитие и поддержание конкуренции на республиканском продовольственном рынке.
В рамках мероприятия предусмотрено формирование информационной базы данных, доступной для исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления и территориальных подразделений федеральных органов.
Планируется создание системы мониторинга и анализа экономической конъюнктуры на продовольственном рынке Республики Бурятия, состояния конкурентной среды на товарных рынках, системы информационной поддержки и взаимодействия с субъектами предпринимательской деятельности, их информирования о возможностях использования антимонопольного законодательства.
На портале Республики Бурятия в сети Интернет будет размещаться следующая информация:
- о фактических результатах реализации настоящей Программы;
- об уровне инфляции и изменении цен на продовольственные товары;
- маркетинговые исследования по вопросам спроса и предложений на региональном продовольственном рынке и по доле продукции местного производства;
- нормативные правовые акты, регулирующие развитие конкуренции на продовольственном рынке, методические материалы по их применению;
- сведения о проверках продовольственного рынка контролирующими органами, сведения о выявленных нелегально действующих и уклоняющихся от уплаты налогов посреднических структурах и о мерах, предпринятых контролирующими органами и органами местного самоуправления для устранения выявленных нарушений;
- предложения ассоциаций, торговых сетевых компаний и производителей социально значимой продукции по номенклатуре, объемам реализации и ценам, а также действиям, направленным на недопущение необоснованного роста цен на производимые и реализуемые ими продовольственные товары;
- информация о проведении региональных ярмарок сельскохозяйственной продукции.
В рамках мероприятия будут созданы пункты общественного доступа к информационным ресурсам, запланировано проведение пресс-конференций, освещение в средствах массовой информации вопросов защиты прав потребителей, в том числе организация "горячих линий".
Реализация мероприятия позволит улучшить имидж и повысить привлекательность Республики Бурятия среди населения, бизнес-сообщества и потенциальных инвесторов.
6. Механизмы реализации Республиканской программы
мероприятий развития конкуренции на продовольственном рынке
Республики Бурятия на 2009-2011 годы
Основными механизмами реализации Программы являются:
- формирование эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающими законность и контроль в сфере развития продовольственного рынка;
- обеспечение деятельности Комиссии по регулированию потребительского рынка при Правительстве Республики Бурятия;
- организация информационно-просветительной деятельности и обеспечение гласности результатов реализации настоящей Программы;
- объединение и координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления, общественных объединений в развитии высокого качества жизни населения на основе развития конкурентного и эффективного производства.
7. Организация управления Программой
Реализация мер, определенных Программой может быть обеспечена на основе эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, экспертных организаций и общественных объединений.
В целях оперативного отслеживания контроля хода осуществления Программы, своевременной корректировки механизмов ее реализации и уточнения основных целевых показателей организуется система непрерывного мониторинга, обеспечивающая сопоставительный анализ фактически достигнутых результатов и прогнозно-целевых показателей, а также влияние результатов реализации Программы на развитие конкуренции на продовольственном рынке Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.