Постановлением Правительства Республики Бурятия от 24 мая 2010 г. N 190 в настоящее Постановление внесены изменения
Постановление Правительства Республики Бурятия
от 11 декабря 2008 г. N 529
"Об одобрении Концепции развития агропромышленного комплекса и сельских
территорий Республики Бурятия на 2009-2017 годы и на период до 2020 года"
24 мая 2010 г.
В целях реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, рассмотрев представленную Концепцию развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Бурятия на 2009-2017 года и на период до 2020 года, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Бурятия на 2009-2017 годы и на период до 2020 года.
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Манзанов А.Н.) в течение первого полугодия 2010 года разработать и представить на утверждение в Правительство Республики Бурятия Республиканскую целевую программу "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия на 2011-2017 годы и на период до 2020 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольный комитет Президента и Правительства Республики Бурятия (Мещеряков С.А.).
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент - |
В.В. Наговицын |
Концепция
развития агропромышленного комплекса и сельских территорий
Республики Бурятия на 2009-2017 годы и на период до 2020 года
(Одобрена постановлением Правительства Республики Бурятия от 11 декабря 2008 г. N 529)
24 мая 2010 г.
Введение
Концепция развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Бурятия на 2009-2017 годы и на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. N 120 (далее - Доктрина), Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 г. N 446 (далее - Госпрограмма) и Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года, утвержденной Законом Республики Бурятия от 09.11.2007 г. N 2595-III.
Концепция определяет цели, задачи и ключевые направления развития агропромышленного комплекса и сельских территорий республики, которые позволят повысить эффективность производства и обеспечить достойное качество жизни сельского населения.
1. Анализ состояния агропромышленного комплекса
Республики Бурятия
В 2007 году рост валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к уровню 2004 года составил 4,7%, в действующих ценах - 46,4%. В сравнении с предшествующим трехлетним периодом темпы роста сельскохозяйственной продукции возросли за 2005-2007 годы в 3,7 раза. Произведено скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий на 7,5%, молока - на 9,3%, яйца - на 0,6%, картофеля - 6,4%, овощей -15,8% выше уровня 2004 года, зерна - на 22,9% меньше, чем в 2004 году.
Производство продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в действующих ценах в 2007 году возросло к уровню 2004 года на 52,4%, в сопоставимых ценах снизилось на 9,7%.
Производство мяса и субпродуктов снизилось на 37,5%, цельномолочной продукции - возросло на 4,2%, товарной пищевой рыбной продукции - на 9,7%; водки и ликероводочных изделий - в 2,5 раза.
Выручка от реализации организаций пищевой и перерабатывающей промышленности к уровню 2004 года возросла на 38%.
Уровень среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства в 2007 году увеличился на 67,6%. В 2007 году реальные доходы сельского населения возросли к уровню 2004 года в 1,7 раза, за 2005-2007 годы создано 1200 новых рабочих мест, введено жилье для 709 семей.
Количество убыточных организаций снизилось в 2007 году к уровню 2004 года со 108 до 52, выручка от реализации в сельскохозяйственных организациях к уровню 2004 года возросла на 25%.
Техническое обновление основных средств сельскохозяйственных организаций в связи с реализацией приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" составило более 10%.
Вместе с тем остается высокой зависимость результатов деятельности организаций агропромышленного комплекса от природно-климатических условий, сезонного характера производства продукции. По показателям темпа роста производства мяса, молока, яйца Республика Бурятия находится соответственно на 8, 9, 10 местах среди регионов Сибирского федерального округа, по показателям продуктивности - на последнем.
Эффективность использования сельскохозяйственных угодий сократилась более чем в 5,5 раз: объемы производства зерна с 1991 года снизились с 454,6 тыс. тонн до 81,6 тыс. тонн в 2007 году, урожайность - с 12,8 ц/га до 8,8 ц/га соответственно.
Объемы внесения минеральных удобрений, гербицидов, протравителей семян ниже нормы на 50-80%. Коэффициент использования пашни составляет 28,5%.
Техническое оснащение сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия находится в критическом состоянии. Больше 15 лет работают 41,5% имеющихся тракторов, 41% зерноуборочных комбайнов, 30,9% кормоуборочных комбайнов; от 10 до 15 лет - 46,2% имеющихся тракторов, 46% зерноуборочных комбайнов, 50% кормоуборочных комбайнов. Общее количество тракторов с 1990 года сократилось с 11 тысяч единиц до 3 тысяч единиц, зерноуборочных комбайнов - с 3700 до 800 единиц.
Среднесуточный привес крупного рогатого скота в 2 раза ниже, чем в среднем по регионам Сибирского федерального округа, что связано с недостаточным уровнем кормления.
Удой на фуражную корову в Республике Бурятия почти в 2 раза ниже, чем в среднем по России, в 3 раза - чем в странах Европейского Союза и в 5 раз ниже, чем в США.
Обеспеченность населения Республики Бурятия собственными про-дуктами питания по мясу и мясным продуктам составило 54,3%, яйцу - 49,3%, продовольственному зерну - 15,7%. Ввоз продуктов питания из-за пределов республики составляет по мясу и мясным продуктам 54,3% от потребляемых объемов в республике, по молоку и молочным продуктам - 12,7%, яйцу - 73,8%, овощам - 11,8%.
Производство мяса на душу населения в Республике Бурятия составляет 49,9 кг, в Забайкальском крае - 62,8, а в целом по Сибирскому федеральному округу - 68, 5 кг. В Республике Бурятия на душу населения производится молока 248 кг в год, а в Сибирском федеральном округе - 282,7 кг; яйца соответственно - 66 и 287 штук.
В 2007 году в Республике Бурятия самый низкий удельный вес расходов на поддержку сельского хозяйства в общих расходах консолидированного бюджета среди регионов Сибирского федерального округа (в среднем по регионам СФО - 2,88%, по Республике Бурятия - 1,7%, в то же время в Республике Алтай - 4,6%).
Темпы роста продукции в сельскохозяйственных организациях не позволяют им вести расширенное воспроизводство, обновлять технику, повышать уровень заработной платы работников.
2. Оценка экономического потенциала
агропромышленного комплекса
Экономический потенциал агропромышленного комплекса Республики Бурятия включает совокупность человеческого, финансово-промышленного капитала, земельных ресурсов, имеющихся в наличии, которые могут быть мобилизованы для обеспечения экономического роста в агропромышленном комплексе.
Площадь сельскохозяйственных угодий Республики Бурятия составляет 3152,4 тыс. га, в том числе 868,5 тыс. га пашни. В структуре земельных угодий Республики Бурятия наибольший удельный вес занимают сенокосы, пастбища. Земли характеризуются невысоким плодородием, почвы подвержены ветровой и водной эрозии, биоклиматический потенциал составляет 0,48% по сравнению с данными в целом по России.
Животноводство: на 1 января 2008 года во всех категориях хозяйств имелось 348,4 тыс. гол. крупного рогатого скота, в том числе коров - 143,3 тыс. гол., свиней - 75,3 тыс. гол., овец и коз - 236,2 тыс. гол. Наблюдается ежегодный рост поголовья скота 2-3% к предыдущему году.
Техническое оснащение: на 1 января 2008 года в хозяйствах всех категорий находилось в наличии тракторов - 2,1 тыс. шт. (67% от потребности), зерноуборочных комбайнов - 0,7 тыс. шт. (42%), кормоуборочных комбайнов - 84 шт. (37%). Начиная с 1994 года машинно-тракторный парк агропромышленного комплекса Республики Бурятия практически не обновлялся, 84% тракторов, 75-80% комбайнов, 87% сеялок, 84% плугов работает с выработанным ресурсом.
Численность занятых в сельскохозяйственном производстве составляет 38 тыс. человек или 14,1% от общей численности занятых в экономике Республики Бурятия. Из них работает в сельскохозяйственных организациях 8,5 тыс. человек. Доля работников, имеющих высшее и специальное образование, составляет 13,2% от общей численности работающих в сельскохозяйственных организациях.
Основным источником расширения производства является прибыль сельскохозяйственных организаций и амортизационные отчисления. Прибыль сельскохозяйственных организаций за 2007 год составила 51,4 млн. руб. Сумма амортизационных отчислений составила в 2007 году 840,0 млн. руб.
Вместе с тем Республика Бурятия имеет ряд преимуществ по сравнению с другими сибирскими регионами в развитии конкурентоспособного сельскохозяйственного производства - это наличие:
- развивающегося транспортно-логистического центра;
- условий для повышения кадрового потенциала агропромышленного комплекса;
- возможности для производства экологически безопасной продукции высокого качества;
- возможности развития туристического бизнеса, роста занятости сельского населения;
- неиспользуемых земельных угодий и других природных ресурсов (водоемы, лесные угодья).
Перечисленные факторы являются предпосылками для развития частно-государственного партнерства, для привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс Республики Бурятия.
3. Постановка проблем в агропромышленном комплексе
В результате проведенного анализа ситуации в агропромышленном комплексе выявлены основные проблемы:
1) низкий уровень обеспеченности населения Республики Бурятия собственными продуктами питания, организаций перерабатывающей промышленности - сырьем;
2) низкий уровень занятости сельского населения, снижение реальных доходов населения, уровня заработной платы и производительности труда работников, занятых в сельскохозяйственном производстве;
3) неудовлетворительное состояние производственного потенциала отрасли;
4) недостаток собственных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей для реализации инвестиционных проектов;
5) отсутствие в Республике Бурятия организаций с замкнутым циклом производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;
6) большая доля производства в малых формах хозяйствования, неразвитая система закупа и сбыта сельскохозяйственной продукции на селе;
7) ежегодное снижение обеспеченности квалифицированными кадрами на селе.
4. Обоснование стратегии развития агропромышленного комплекса
Республики Бурятия до 2020 года
При разработке Концепции были проработаны три варианта развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия до 2020 года:
1) инерционный вариант был просчитан исходя из сложившихся темпов роста поголовья скота, посевных площадей, продуктивности животных и урожайности сельскохозяйственных культур, существующего уровня кормления скота, износа техники и оборудования и государственной поддержки;
2) мобилизационный вариант основан на максимальном росте поголовья скота, посевных площадей сельскохозяйственных культур и сложившихся темпах роста продуктивности и урожайности, минимальной потребности государственной поддержки;
3) инновационный вариант рассчитан исходя из возможности максимального увеличения продуктивности животных и роста урожайности сельскохозяйственных культур, при котором планируется довести обеспеченность кормами до 100% по всем видам, включая концентрированные; долю потребления продуктов питания собственного производства по рациональным нормам питания по молоку - до 90%, картофелю - до 147,3%, мясу - до 86,5%, овощам - до 106,7% при максимальной потребности государственной поддержки.
В результате обсуждения проекта Концепции с главами муниципальных образований районов, руководителями сельскохозяйственных организаций и организаций перерабатывающей промышленности выбран инновационный вариант развития. Между тем для сохранения традиционного уклада жизни населения в развитии некоторых отраслей сельского хозяйства (овцеводства, оленеводства, яководства, табунного коневодства, пчеловодства и рыболовства) в период реализации Концепции будут присутствовать элементы мобилизационного варианта развития.
5. Цели и задачи Концепции
Цели Концепции:
1) устойчивое развитие сельских территорий за счет обеспечения достойного качества жизни сельскому населению (повышение занятости, включая несельскохозяйственные ее виды, рост уровня среднемесячной заработной платы до 30 тысяч рублей, ежегодное предоставление комфортного жилья в сельской местности для 150 семей);
2) повышение конкурентоспособности республиканского агропромышленного комплекса за счет внедрения инновационных технологий и качественно новых продуктов в сельскохозяйственное производство, позволяющих достичь в специализированных организациях урожайности зерновых культур до 16,9 ц/га, картофеля - до 123 ц/га, овощей - до 241,7 ц/га, надоя на фуражную корову - до 5000 кг, среднесуточного привеса крупного рогатого скота - до 800 граммов, свиней - до 600 граммов;
3) надежное обеспечение населения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием исходя из рациональных норм питания и критериев продовольственной безопасности, установленных Доктриной, для чего требуется увеличить объем производства зерна к 2020 году в 4,9 раза, картофеля - в 1,4 раза, овощей - в 2,2 раза, мяса - в 2,0 раза, молока - в 1,3 раза и яйца - в 2 раза к уровню 2007 года.
Для достижения настоящих целей необходимо решить следующие задачи:
1) обеспечить переход на инновационный путь развития агропромышленного комплекса на основе технико-технологического перевооружения производства, повышения плодородия почв; обеспечения села квалифицированными кадрами; внедрения научных достижений в растениеводстве, животноводстве, племенном деле, ветеринарном обслуживании, пищевой и перерабатывающей промышленности;
2) стимулировать рациональное размещение и эффективную специализацию агропромышленного производства на территории Республики Бурятия, разработку конкретных проектов по организации или группе организаций, объединенных по основным направлениям отраслей агропромышленного комплекса (зерно - мясо, молоко - мясо, зерно - молоко - мясо, яйцо, картофель - овощи) и ориентированных на выпуск конечной продукции, рост налоговых платежей;
3) обеспечить рост доли крупнотоварного производства, развитие кооперативных и интегрированных формирований в агропромышленном комплексе Республики Бурятия;
4) обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, повышение качества жизни сельского населения за счет:
- увеличения доходов сельского населения и повышения качества жизни сельского населения;
- постепенной стабилизации численности сельского населения к 2015 году и создания условий для ее роста к 2020 году;
- уменьшения оттока квалифицированных специалистов, привлечения на постоянное место жительства в села Республики Бурятия молодежи;
- повышения обеспеченности агропромышленного комплекса трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами и кадрами массовых профессий;
- повышения занятости сельского населения, сокращения безработицы;
- сохранения и развития социальной инфраструктуры села путем разработки региональной политики и государственной поддержки социального развития села;
5) обеспечить повышение эффективности государственного управления на основе программно-целевого метода регулирования развития агропромышленного комплекса.
6. Механизм достижения целей и решения задач Концепции
1. Для решения задачи перехода на инновационный путь развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия необходимо проведение следующих мероприятий:
1) В растениеводстве:
Рост объемов производства зерна, картофеля, овощей будет достигнут за счет:
- технического перевооружения организаций агропромышленного комплекса путем широкомасштабной механизации технологических процессов на крупных сельскохозяйственных предприятиях, ежегодных поставок техники и оборудования по лизингу тракторов на сумму более 500 млн. рублей, сельскохозяйственных машин - на сумму 70 млн. рублей и зерноуборочных комбайнов - свыше 200 млн. рублей; создания и расширения сети машинно-технологических станций на базе кооперативных и интегрированных формирований в агропромышленном комплексе Республики Бурятия;
- увеличения доз внесения минеральных удобрений;
- применения в полном объеме средств химической защиты растений;
- использования элитных семян зерновых культур и картофеля на четверти посевных площадей;
- внедрения капельного орошения при производстве овощей и картофеля и развития производства овощей в закрытом грунте;
- развития промышленного садоводства;
- создания развитой инновационной инфраструктуры агропромышленного комплекса, включающей научно-образовательно-производственный комплекс, агротехнопарк, информационно-консультационную службу, научно-производственные системы, организации, работающие в научно-технической сфере агропромышленного комплекса.
Увеличение обеспеченности животноводства концентрированными кормами с 14% и сочными кормами с 19% в 2007 году до 100% в 2020 году будет обеспечено за счет:
- восстановления системы мелиорации земель, в том числе под зерновые культуры, на площади 20 тысяч гектаров;
- проведения культуртехнических работ, поверхностного и коренного улучшения лугов и пастбищ;
- осуществления комплекса мер по подсеву многолетних трав на сбитых пастбищах, залужения низкопродуктивных угодий, освоения пастбище- и сенокосооборотов.
Учитывая экологические ограничения, действующие на территории Республики Бурятия, обязательным условием природопользования должно быть внедрение экологоориентированных и ресурсосберегающих технологий, возобновляемых видов энергетики, возврат в аграрный сектор экономики наиболее активной части сельскохозяйственных угодий республики: пашни, сенокосов и пастбищ.
Обустройство сельскохозяйственной территории должно осуществляться с учетом адаптивно-ландшафтного принципа ее организации, базирующегося на закономерностях дифференциации ландшафтов, характере взаимосвязей и взаимного расположения их морфологических частей, процессов деградации земель и загрязнения почв.
Требуется внедрить ландшафтно-экологическую систему земледелия на пахотных землях с целью предотвращения водной и ветровой эрозии, снижения плодородия почв; восстановить и развивать систему мелиорации земель.
Инновационный вариант развития сельского хозяйства в республике будет происходить в рамках реализации Федерального закона от 01.05.1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", что накладывает ограничения в части использования минеральных удобрений и средств химической защиты растений хозяйствующими субъектами. Сельскохозяйственные организации не имеют права превышать установленные нормы внесения этих средств в почву. Но при ничтожно низких объемах внесения минеральных удобрений и средств химической защиты растений, сложившихся за последние годы (1/20 от рекомендуемых норм внесения), угрозы нарушения экологической составляющей нашего региона не существует. Кроме того, инновации будут направлены на внедрение новых альтернативных экологобезопасных технологий, позволяющих производить не только экологически безопасную сельскохозяйственную продукцию, но и обеспечить ее конкурентоспособность.
2) В животноводстве:
Рост производства животноводческой продукции будет осуществлен за счет обеспечения сбалансированными кормами поголовья, содержащегося в специализированных комплексах и на фермах, и совершенствования продуктивных и породных качеств животных. Будет продолжен завоз и распространение высокопродуктивного племенного скота, реконструкция животноводческих помещений и строительство новых на основе комплексной механизации, обеспечивающих повышение производительности труда и продуктивности животных, снижение себестоимости единицы продукции.
Достижение обеспеченности населения Республики Бурятия молочной продукцией местного производства планируется за счет создания крупных молочных холдингов с участием частных инвестиций, строительства 4 крупных молочно-товарных ферм в племенных заводах.
Рост производства мяса и доведение уровня самообеспеченности Республики Бурятия с 54% в 2007 году до 86,5% по рациональным нормам питания в 2020 году будет обеспечен за счет дальнейшего развития мясного скотоводства, табунного коневодства, овцеводства, свиноводства и птицеводства.
Развитие специализированного мясного скотоводства будет происходить на основе формирования племенного поголовья мясного скота, приспособленного к условиям республики, путем увеличения его численности в 2 раза за счет приобретения племенного мясного скота в количестве 7,3 тыс. голов до 2020 года, перевода низкопродуктивных молочных коров на интенсивное производство говядины по технологии мясного скотоводства, повышения сохранности скота до 95-97%, выхода телят - до 80-95%.
Интенсивное развитие коневодства будет происходить за счет совершенствования селекционно-племенной работы в племенных репродукторах и товарных табунах, интенсификации воспроизводства стада, применения эффективных технологий выращивания, нагула и откорма. Поголовье лошадей к 2020 году увеличится в 2 раза.
Развитие свиноводства и птицеводства будет обеспечено путем совершенствования методов селекции, расширения и интенсификации производства в специализированных хозяйствах (племенные заводы, репродукторы, товарные свинокомплексы), в том числе с предоставлением возможности работы с населением республики по закупу и откорму сельхозживотных.
Птицеводство планируется развивать на базе ОАО "Улан-Удэнская птицефабрика". Целесообразно возрождение в республике бройлерного птицеводства, гусеводства, утководства с участием частных инвесторов.
Овцеводство и козоводство должны развиваться по пути совершенствования породных и продуктивных качеств овец и коз за счет внедрения прогрессивных приемов интенсивного выращивания и откорма. Поголовье овец и коз к 2020 году увеличится до 380,7 тыс. гол. или 167% к уровню 2006 года. Преимущественное развитие получит мясо-шерстное овцеводство. В республике необходимо сохранять генофонд племенных овец бурятского типа забайкальской тонкорунной породы, хорошо адаптированных к круглогодовому пастбищному содержанию в экстремальных условиях, и на этой основе развивать тонкорунное овцеводство.
Оленеводство и яководство будут развиваться за счет проведения мероприятий по повышению качественных показателей и организации безотходной технологии глубокой переработки продукции (мяса, кожевенно-мехового сырья) для роста товарности данной отрасли на 25-30%.
Пчеловодство будет развиваться за счет сохранения и использования пчел местной селекции на основе безотходной технологии.
Приоритетными направлениями в развитии рыбного хозяйства на внутренних водоемах являются рыболовство, пастбищное рыбоводство, товарное выращивание рыбы. В соответствии с комплексом факторов регионального значения (природно-климатических, экономических, социальных) необходимо выделять следующие направления использования водоемов Бурятии:
- совершенствование промысла омуля в оз. Байкал на основе комплексного подхода к оценке состояния его запасов и рационального сочетания естественного и искусственного воспроизводства;
- организация рационального рыболовства на крупных и некоторых удаленных водоемах (Байкал с его озерно-соровой системой, Еравнинские, Баунтовские озера и др.);
- совершенствование существующего рыболовства при одновременном вселении хозяйственно ценных видов рыб (озерно-соровые системы Байкала);
- товарное выращивание рыбы на основе принципов пастбищного рыбоводства (основные водоемы Еравно-Харгинской системы и др.);
- развитие фермерских хозяйств на базе малых и средних озер;
- организация спортивного и любительского рыболовства на труднодо-ступных озерах, не используемых рыбной промышленностью.
Планируется создание особых зон производства органического продукта (овощи, молоко, мясо), то есть экологически чистой сельскохозяйственной продукции, полученной без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, генно-инженерно-модифицированных организмов, не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения.
3) Валовое производство продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в 2020 году возрастет по сравнению с 2007 году в 2,8 раза за счет:
- создания собственной сырьевой базы для выпуска готовых к употреблению продуктов питания, в том числе с длительным сроком хранения, с обязательным техническим перевооружением отрасли с целью повышения конкурентоспособности продукции;
- широкого использования местного дикорастущего сырья, что позволит значительно улучшить качество выпускаемой продукции и расширить ее ассортимент, производить продукцию лечебно-профилактического назначения;
- создания крупных интегрированных структур на базе организаций перерабатывающей промышленности с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей, оптовой и розничной сети, что позволит создать замкнутый цикл производства, переработки и реализации продукции, сократить отток сырья за пределы республики и значительно увеличить объем налоговых поступлений за счет реализации готовой продукции.
2. Задача стимулирования рационального размещения и эффективной специализации агропромышленного производства в Республике Бурятия будет решена путем:
1) создания межрайонных специализированных зон и агропромышленных объединений по производству отдельных видов сельскохозяйственной продукции, на кооперативной и интегрированной основе, с участием всех отраслей и сфер агропромышленного комплекса и других заинтересованных структур, в том числе потенциальных инвесторов;
2) концентрации производства сельскохозяйственной продукции в перспективных хозяйствах республики исходя из принципа обеспечения минимума затрат на ее производство, увеличения доли производства молока, мяса, зерна, картофеля и овощей в крупных сельскохозяйственных организациях и агрохолдингах с 10% в 2007 году до 35% в 2020 году;
3) создания в республике запасов сырья и готовой продукции агропромышленного комплекса, обеспечивающих устойчивое развитие производства, стабильное потребление продукции и регулирование цен на продовольственные товары.
В результате реализации этих направлений будет достигнуто эффективное размещение производства отдельных видов продукции сельского хозяйства по зонам республики (приложение).
Дальнейшая схема развития агропромышленного комплекса будет выстраиваться исходя из показателей развития каждой зоны, специализирующейся на производстве той или иной продукции, имеющегося ресурсного потенциала: наличия земель сельскохозяйственного назначения, ее качества, крупных специализированных организаций, мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья, наличия трудовых ресурсов и инженерной инфраструктуры, - и дополнительной потребности в земельных, трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах. Будут определены показатели объемов производства отдельных видов продукции. Крупные сельскохозяйственные организации, являющиеся основой для развития каждой зоны, должны иметь собственные средства на реализацию инвестиционных проектов. Суммирование показателей развития каждой зоны позволит определить общие параметры развития агропромышленного комплекса в целом по Республике Бурятия, что найдет отражение в программе развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Бурятия на 2009-2017 годы и на период до 2020 года.
3. Задачу укрупнения производства и развития прогрессивных кооперативных и интегрированных формирований предлагается осуществлять на основе:
1) концентрации государственной поддержки на крупных эффективно функционирующих сельскохозяйственных организациях;
2) развития адресной государственной поддержки товаропроизводителей с ориентацией на осуществление комплексных инвестиционных проектов по интенсификации производства;
3) специализации сельскохозяйственных организаций на производстве отдельных видов продукции;
4) стимулирования развития собственной сырьевой базы у организаций перерабатывающей промышленности;
5) применения стимулирующих надбавок по видам государственной поддержки для организаций, входящих в интегрированные структуры;
6) создания интегрированных агропромышленных формирований различных организационно-правовых форм;
7) повышения финансово-экономической устойчивости сельскохозяйственных организаций.
4. Задача устойчивого развития сельских территорий, повышения качества жизни сельского населения будет обеспечена за счет реализации мероприятий по экономическому развитию села, что в свою очередь будет способствовать:
1) повышению уровня заработной платы работников сельскохозяйственных организаций не ниже прожиточного минимума, устанавливаемого Правительством Республики Бурятия;
2) развитию жилищной сферы, социальной и инженерной инфраструктуры;
3) развитию сети информационно-консультационных служб;
4) стимулированию диверсификации сельской экономики для обеспечения роста занятости и повышения доходов сельских жителей, включая развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса, в том числе в несельскохозяйственной сфере (услуги, торговля, агротуризм и др.) за счет льготного кредитования;
5) созданию торгово-закупочных потребительских кооперативов по закупу, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и обслуживанию глав К(Ф)Х и ЛПХ;
6) развитию сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.
Учитывая особую уникальность оз. Байкал, резервом повышения занятости сельского населения должно стать развитие агротуризма.
Приоритетными видами туризма в республике могут оставаться экологический, культурно-познавательный, горнолыжный, спортивный, SPA-туризм и др. Развитие сельского туризма может осуществляться как на базе сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, К(Ф)Х, так и личных хозяйств населения и несельскохозяйственных предприятий малого бизнеса.
Для обеспечения продуктами питания туристских, курортно-санаторных и других зон целесообразно создать агропредприятия, специализирующиеся на производстве и поставках скоропортящихся продуктов, в том числе диетического питания, для повышения результативности отдыха и лечебного процесса. В этих целях большое значение имеет развитие мясо-молочного животноводства, птицеводства и овощеводства, пасек, сбора дикоросов.
Таким образом, при соответствующей политике органов власти республики высокий экологический потенциал территории и в первую очередь зоны оз. Байкал как объекта мирового природного и экологического наследия, значительные объемы природных минеральных и лесных ресурсов могут способствовать привлечению инвестиций в республику, в том числе для рационального использования земельных, водных и лесных ресурсов, рекреационных возможностей сельских территорий, сохранения экологии и развития земельных отношений.
Также необходимо создать в республике систему государственного кадастра недвижимости, что приведет к увеличению социального, инвестиционного, налогового потенциала земли и позволит получить дополнительный источник поступления денежных средств в местные бюджеты республики.
5. Задача повышения эффективности государственного управления будет достигнута на основе программно-целевого метода регулирования развития агропромышленного комплекса исходя из определенных Концепцией целей, задач, ключевых направлений, для чего необходимо разработать долгосрочную целевую программу "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Бурятия на 2009-2017 годы и на период до 2020 года".
Решение перечисленных задач в инновационной направленности агропромышленного комплекса республики невозможно без улучшения кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства на основе:
- совершенствования и развития целевой подготовки специалистов в аграрных высших и средних специальных учреждениях Республики Бурятии;
- создания условий для закрепления молодых специалистов на селе;
- подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, создания резерва специалистов, руководителей;
- совершенствования системы поддержки руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, форм оплаты труда сельхозтоваропроизводителей.
7. Основные направления государственной поддержки
Государственная поддержка из республиканского бюджета будет направлена на:
1) выполнение условий софинансирования из федерального бюджета по мероприятиям Государственной программы;
2) субсидирование процентных ставок на реализацию инвестиционных кредитов и субсидирование других мероприятий по направлениям, не предусмотренным Государственной программой.
Основным условием выделения средств организациям агропромышленного комплекса Республики Бурятия будет обязательное наличие бизнес-плана на реализацию инвестиционного проекта, соответствие критериям отбора, устанавливаемым Правительством Республики Бурятия, и заключение соглашения, предусматривающего меры ответственности за невыполнение условий соглашения.
8. Ожидаемый эффект от реализации Концепции
Реализация данных мероприятий позволит в 2020 году обеспечить:
- рост валовой продукции сельского хозяйства в 4,5 раза;
- рост уровня среднемесячной заработной платы работников сельскохозяйственных организаций в 9,3 раза к уровню 2007 года;
- увеличение доли местного производства в потреблении по рациональным нормам питания: мяса - до 86,5%, молока - 90%, овощей - 106,7%;
- увеличение налоговых поступлений по организациям агропромышленного комплекса в республиканский бюджет в 4,3 раза;
- рост инвестиций в основной капитал организаций агропромышленного комплекса в 5,6 раза;
- повышение уровня занятости сельского населения.
9. Законодательные и нормативные правовые акты Республики Бурятия,
принятие которых необходимо для реализации Концепции
1. Закон Республики Бурятия "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия от 13.10.2005 г. N 1282-III "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия".
2. Постановление Правительства Республики Бурятия "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Бурятия на 2009-2017 годы и на период до 2020 года".
Приложение
к Концепции развития агропромышленного комплекса
и сельских территорий Республики Бурятия
на 2009-2017 годы и на период до 2020 года
Зональная специализация районов Республики Бурятия
на производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции
Территориально- отраслевой характер |
Муниципальные районы |
Перспективные направления |
||
земледелие |
животноводство |
прочие виды деятельности |
||
Пригородный |
Тарбагатайский, Иволгинский, Прибайкальский, Заиграевский |
Картофелеводство, овощеводство, кормопроизводство |
Молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство |
Переработка мясной и молочной продукции, зерна, картофеля и овощей |
Центральный |
Кабанский, Селенгинский, Хоринский |
Зерновое производство, кормопроизводство |
Молочное и мясное скотоводство |
Переработка молочной и мясной продукции, картофеля и овощей |
Южный |
Кяхтинский, Мухоршибирский, Бичурский |
Зерновое производство (пшеница, рожь, гречиха) |
Грубошерстное и тонкорунное овцеводство, молочное и мясное скотоводство, свиноводство |
Переработка зерна, молока, мяса, первичная обработка шерсти, дикоросов |
Западный |
Закаменский, Тункинский |
Зерновое производство (фураж), кормопроизводство |
Мясное скотоводство, мясо-шубное овцеводство, коневодство |
Переработка мясной продукции |
Восточный |
Еравнинский, Кижингинский |
Зерновое производство (фураж), кормопроизводство |
Мясное скотоводство, мясо-шубное овцеводство, коневодство |
Переработка мясной продукции |
Северный |
Курумканский, Баргузинский, Баунтовский |
Кормопроизводство, зерновое производство (фураж) |
Коневодство, оленеводство, мясное скотоводство |
Переработка мясной продукции |
Крайний Север |
Окинский, Северо-Байкальский, Муйский |
Кормопроизводство |
Коневодство, оленеводство, яководство, мясное скотоводство |
Переработка мясной продукции |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 11 декабря 2008 г. N 529 "Об одобрении Концепции развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Бурятия на 2009-2017 годы и на период до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 13 декабря 2008 г. N 133
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 24 мая 2010 г. N 190