Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 15 января 2009 г. N 2-р
В целях повышения эффективности деятельности, финансового оздоровления и снижения доли убыточных организаций жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - организация):
1. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия обеспечить:
1.1. До 1 февраля 2009 года разработку программ финансового оздоровления организаций на период 2009 - 2011 годы с согласованием в Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
1.2. Ежегодное, до 1 февраля, формирование организациями баланса доходов и расходов, плана мероприятий по исполнению программ финансового оздоровления на текущий финансовый год, а также ежеквартальное представление информации по их исполнению в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
1.3. Заключение с организациями, в том числе имеющими в аренде объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности, соглашений о представлении ежеквартальных отчетов о выполнении программ финансового оздоровления и повышения эффективности деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса. Устанавливать в соглашениях индикаторы оценки эффективности деятельности организаций и использования арендуемого муниципального имущества, условия о расторжении договора аренды в случае невыполнения указанных индикаторов.
2. Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (Рубан В.А.):
2.1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке программы финансового оздоровления и повышения эффективности деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса в Республике Бурятия.
2.2. Обеспечить согласование указанных в пункте 1.2 настоящего распоряжения планов мероприятий по исполнению программ финансового оздоровления, балансов доходов и расходов организаций на 2009 год.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Контрольный комитет Президента и Правительства Республики Бурятия (Пнев М.А.).
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия |
И.М. Егоров |
Методические рекомендации
по разработке программы финансового оздоровления
и повышения эффективности деятельности организаций
жилищно-коммунального комплекса в Республике Бурятия
(утв. распоряжением Правительства Республики Бурятия от 15 января 2009 г. N 2-р)
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях унификации программ финансового оздоровления и повышения эффективности деятельности (далее - программа), подготавливаемых организациями жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - организация).
2. Программа - увязанный по финансовому обеспечению, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, связанных с финансовым состоянием, банкротством, сокращением доли убыточных организаций и т.п.
3. Разработчиком программы выступают органы местного самоуправления, организации.
4. Исполнители программы - органы местного самоуправления, организации, осуществляющие выполнение программных мероприятий.
5. В программе, как правило, содержатся перечень, экономические обоснования и сроки исполнения мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния и предотвращение банкротства организации.
6. В программу могут включаться соответствующие законодательству Российской Федерации, а также финансовым и технологическим возможностям организации мероприятия, обеспечивающие финансовое оздоровление и повышение эффективности деятельности организации по итогам их реализации.
7. Общий срок реализации мероприятий, предусмотренных программой, обосновывается исходя из результатов анализа финансового состояния организации с учетом выявленных в ходе данного анализа внутренних и внешних ресурсов, а также характера предлагаемых мер по стабилизации финансового состояния, восстановлению платежеспособности организации. Рекомендуемый общий срок - 3 года.
8. В случае, если программой предусмотрена реализация мер (в том числе вхождение организации в инвестиционные программы), принимаемых учредителями организации, кредиторами, органами исполнительной власти или третьими лицами, к программе финансового оздоровления рекомендуется прилагать копии документов, подтверждающих намерения указанных лиц.
9. Программа, как правило, подписывается главным бухгалтером, руководителем организации, утверждается высшим органом управления организации, органами местного самоуправления муниципального образования и направляется на согласование в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
10. Программу, а также отчетность организаций, рекомендуется оформлять на бумажном и электронном носителях.
II. Основные принципы разработки программы
1. Соответствие целей и задач программы финансового оздоровления программам социально-экономического развития муниципального образования, производственным и инвестиционным программам организации.
2. Обоснованность по исполнителям, срокам осуществления комплекса мероприятий программы, а также по финансовым ресурсам, источники и объемы которых должны быть подтверждены документально.
3. Наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы и целевых значений каждого из показателей, необходимых для оценки программы.
4. Соответствие программы федеральным и региональным целевым программам.
III. Рекомендуемая структура программы организации
1. В программу организации рекомендуется включать следующие разделы:
1) паспорт программы;
2) резюме программы;
3) общие сведения об организации;
4) сведения о текущей деятельности организации;
5) анализ текущего финансового состояния организации;
6) перечень программных мероприятий с указанием по каждому мероприятию исполнителя, срока исполнения, объемов финансирования, ожидаемого результата его выполнения, оценки изменения платежеспособности в случае реализации указанных мероприятий;
7) прогнозные финансовые показатели (ожидаемые результаты), в том числе промежуточные, характеризующие результаты реализации мероприятий, предусмотренных программой, с указанием целевых индикаторов реализации программы в целом и по годам реализации, а также прогноз денежных потоков организации, который базируется на прогнозных финансовых результатах выполнения программы;
8) ресурсное обеспечение программы по источникам и объемам финансирования по годам, а также направления расходов;
9) управление и механизм реализации программы, порядок осуществления контроля за ходом ее реализации (описание системы контроля организации за выполнением мероприятий, предусмотренных программой, и анализ возможности финансового оздоровления и реализации альтернативных мероприятий в случае невыполнения ключевых мероприятий, предусмотренных программой);
10) порядок представления отчетности об исполнении программы.
2. В паспорте программы указываются наименование программы, основания для ее разработки, разработчик, исполнители программы, цели, задачи, срок реализации, направления финансирования, объемы и источники финансирования, краткое изложение мероприятий программы, ожидаемые результаты, органы государственной власти, осуществляющие контроль за реализацией программы.
3. Резюме программы представляет собой краткое изложение важнейших положений, содержащихся в программе.
4. В раздел "Общие сведения об организации" программы рекомендуется включать следующие сведения:
- полное наименование организации в соответствии с уставом;
- юридический и почтовый адрес организации, контактные телефоны, адрес электронной почты;
- организационно-правовая форма организации, сведения о государственной регистрации, ведомственная принадлежность организации;
- краткие сведения о деятельности организации;
- структура органов управления и данные о персональном составе органов управления организации;
- дополнительные существенные сведения об организации.
5. В разделе "Сведения о текущей деятельности организации" программы рекомендуется отражать следующую информацию:
- сведения о составе и структуре основных производственных фондов организации, загрузке производственных и наличии мобилизационных мощностей;
- сведения о трудовых ресурсах организации (численность и квалификация персонала, политика организации в сфере трудовых ресурсов);
- основные виды, текущие и планируемые объемы производства выпускаемой продукции (оказываемых услуг) за три года;
- источники сырья, материалов и услуг (с указанием поставщиков) и оценка факторов, которые могут существенно повлиять на обеспеченность организации сырьем и материалами в период реализации программы финансового оздоровления;
- основные направления сбыта продукции (услуг) организации, организация системы сбыта и оценка факторов, которые могут существенно повлиять на сбыт продукции (услуг) организации;
- сведения о предоставлении ранее прав на реструктуризацию кредиторской задолженности по всем кредиторам организации;
- сведения об арбитражных разбирательствах, в которых принимает участие организация, и о принятых в отношении организации судебных решениях, предусматривающих в том числе обременение или отчуждение активов;
- дополнительная существенная информация.
6. В разделе "Анализ текущего финансового состояния организации" рекомендуется проводить анализ текущего финансового состояния организации за период, составляющий не менее 3 лет. В данный раздел рекомендуется включать:
- анализ активов и пассивов организации.
Анализ активов и пассивов производится по группам статей баланса с целью оценки эффективности формирования и использования активов и соответствия сформированных обязательств. Также следует выявить и проанализировать причины возникновения просроченной кредиторской задолженности;
- анализ финансовых результатов деятельности.
Анализ финансовых результатов предусматривает анализ структуры доходов и расходов организации, причин убыточной деятельности (при наличии таковой). В случае убыточной деятельности рекомендуется проводить анализ, предусматривающий определение точки безубыточности;
- анализ коэффициентов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации.
При анализе финансового состояния рекомендуется использовать следующие коэффициенты и показатели:
а) коэффициент абсолютной ликвидности;
б) коэффициент текущей ликвидности;
в) показатель обеспеченности обязательств должника его активами;
г) степень платежеспособности по текущим обязательствам;
д) коэффициент автономии (финансовой независимости);
е) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
ж) показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам;
з) доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах;
и) чистые активы;
к) удельный вес себестоимости в общем объеме выручки;
л) рентабельность продаж;
м) рентабельность активов;
н) норма чистой прибыли.
Анализ коэффициентов и показателей производится в динамике. По результатам анализа делается общий вывод о финансовом состоянии, платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности организации, а также причинах, вызвавших изменение указанных показателей. Порядок расчета коэффициентов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации, приведен в разделе IV настоящего распоряжения.
7. Рекомендуемый основной перечень мероприятий программы финансового оздоровления и повышения эффективности деятельности организации:
- мероприятия по реализации РЦП "Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Бурятия в 2008-2010 гг. и на период до 2019 года", утвержденные Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 г. N 57-IV;
- мероприятия по реализации РЦП "Жилище" Республики Бурятия на 2003-2010 годы", утвержденные постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.07.2003 г. N 243;
- мероприятия по реконструкции и капитальному ремонту системы коммунальной инфраструктуры.
К мероприятиям по реконструкции системы коммунальной инфраструктуры рекомендуется относить комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (протяженность эксплуатируемых сетей, пропускной способности сетей), в целях улучшения условий производства и увеличения объема товаров и оказания услуг.
К мероприятиям по капитальному ремонту системы коммунальной инфраструктуры рекомендуется относить комплекс работ, обеспечивающих восстановление исправности, полное или близкое к полному восстановление ресурса производственных мощностей (сетей и /или/ оборудования /включая замену или восстановление базовых элементов/);
- мероприятия, направленные на повышение рационального использования ресурсов, сокращение потерь;
- мероприятия по оформлению прав собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, развитию систем управления имущественным комплексом с использованием концессионных соглашений;
- мероприятия по развитию конкурентных отношений в отрасли путем привлечения частных инвесторов;
- мероприятия по снижению издержек, непроизводительных расходов на оказание жилищно-коммунальных услуг;
- мероприятия по сокращению доли убыточных и созданию условий для безубыточной работы организаций;
- мероприятия по доведению собираемости платежей с потребителей услуг до уровня 100%;
- мероприятия по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности организаций; составление графиков погашения кредиторской задолженности с обоснованием возможности обеспечения его выполнения, указанием источника выплат реструктурированной задолженности;
- мероприятия по покрытию дефицита средств на возмещение выпадающих доходов организаций;
- мероприятия по совершенствованию организации производства и управления организацией коммунального комплекса.
IV. Расчет коэффициентов, характеризующих
финансово-хозяйственную деятельность организации
Коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности организаций и показатели, используемые для их расчета:
1. Для расчета коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности организации используются следующие основные показатели:
а) совокупные активы (пассивы) - баланс (валюта баланса) активов (пассивов);
б) скорректированные внеоборотные активы - сумма стоимости нематериальных активов (без деловой репутации и организационных расходов), основных средств (без капитальных затрат на арендуемые основные средства), незавершенных капитальных вложений (без незавершенных капитальных затрат на арендуемые основные средства), доходных вложений в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложений, прочих внеоборотных активов;
в) оборотные активы - сумма стоимости запасов (без стоимости отгруженных товаров), долгосрочной дебиторской задолженности, ликвидных активов, налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, задолженности по взносам в уставный капитал, собственных акций, выкупленных у организаций;
г) долгосрочная дебиторская задолженность - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
д) ликвидные активы - сумма стоимости наиболее ликвидных оборотных активов, краткосрочной дебиторской задолженности, прочих оборотных активов;
е) наиболее ликвидные оборотные активы - денежные средства, краткосрочные финансовые вложения;
ж) краткосрочная дебиторская задолженность - сумма стоимости отгруженных товаров, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты;
з) потенциальные оборотные активы к возврату - списанная в убыток сумма дебиторской задолженности и сумма выданных гарантий и поручительств;
и) собственные средства - сумма капитала и резервов, доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов за вычетом капитальных затрат по арендованному имуществу, задолженности по взносам в уставный капитал и стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров;
к) обязательства организации - сумма текущих обязательств и долгосрочных обязательств организации;
л) долгосрочные обязательства организации - сумма займов и кредитов, подлежащих погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты, и прочих долгосрочных обязательств;
м) текущие обязательства организации - сумма займов и кредитов, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, кредиторской задолженности, задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов и прочих краткосрочных обязательств;
н) выручка нетто - выручка от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей;
о) валовая выручка - выручка от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг без вычетов;
п) среднемесячная выручка - отношение величины валовой выручки, полученной за определенный период как в денежной форме, так и в форме взаимозачетов, к количеству месяцев в периоде;
р) чистая прибыль (убыток) - чистая нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода, оставшаяся после уплаты налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей.
Коэффициенты, характеризующие платежеспособность организации:
2. Коэффициент абсолютной ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно, и рассчитывается как отношение наиболее ликвидных оборотных активов к текущим обязательствам должника.
3. Коэффициент текущей ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует обеспеченность организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств и определяется как отношение ликвидных активов к текущим обязательствам должника.
4. Показатель обеспеченности обязательств должника его активами.
Показатель обеспеченности обязательств должника его активами характеризует величину активов должника, приходящихся на единицу долга, и определяется как отношение суммы ликвидных и скорректированных внеоборотных активов к обязательствам должника.
5. Степень платежеспособности по текущим обязательствам.
Степень платежеспособности по текущим обязательствам определяет текущую платежеспособность организации, объемы ее краткосрочных заемных средств и период возможного погашения организацией текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки.
Степень платежеспособности определяется как отношение текущих обязательств должника к величине среднемесячной выручки.
Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость организации:
6. Коэффициент автономии (финансовой независимости).
Коэффициент автономии (финансовой независимости) показывает долю активов должника, которые обеспечиваются собственными средствами, и определяется как отношение собственных средств к совокупным активам.
7. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах).
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяет степень обеспеченности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости, и рассчитывается как отношение разницы собственных средств и скорректированных внеоборотных активов к величине оборотных активов.
8. Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах.
Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах характеризует наличие просроченной кредиторской задолженности и ее удельный вес в совокупных пассивах организации и определяется в процентах как отношение просроченной кредиторской задолженности к совокупным пассивам.
9. Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.
Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам определяется как отношение суммы долгосрочной дебиторской задолженности, краткосрочной дебиторской задолженности и потенциальных оборотных активов, подлежащих возврату, к совокупным активам организации.
Коэффициенты, характеризующие деловую активность организации:
10. Рентабельность активов.
Рентабельность активов характеризует степень эффективности использования имущества организации, профессиональную квалификацию менеджмента предприятия и определяется в процентах как отношение чистой прибыли (убытка) к совокупным активам организации.
11. Норма чистой прибыли.
Норма чистой прибыли характеризует уровень доходности хозяйственной деятельности организации.
Норма чистой прибыли измеряется в процентах и определяется как отношение чистой прибыли к выручке (нетто).
Порядок оценки стоимости чистых активов организации:
12. Под стоимостью чистых активов организации понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов организации, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.
13. Оценка имущества, средств в расчетах и других активов и пассивов организации производится с учетом требований положений по бухгалтерскому учету и других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Для оценки стоимости чистых активов организации составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности.
14. В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:
- внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы);
- оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса (запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы), за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных организацией обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.
15. В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:
- долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства;
- краткосрочные обязательства по займам и кредитам;
- кредиторская задолженность;
- задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
- резервы предстоящих расходов;
- прочие краткосрочные обязательства.
16. Оценка стоимости чистых активов производится организацией ежеквартально и в конце года на соответствующие отчетные даты.
17. Информация о стоимости чистых активов раскрывается в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности.
18. Удельный вес себестоимости в общем объеме выручки рассчитывается как процентное отношение себестоимости к общему объему выручки.
19. Рентабельность продаж показывает, сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции (работ, услуг) на один рубль выручки, и рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке, полученной организацией в отчетном году.
V. Контроль и отчетность при реализации программ организаций
1. Контроль за исполнением программы осуществляется организацией, органами местного самоуправления муниципальных образований, Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
2. За неисполнение программы, а также нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на реализацию программы, соответствующие должностные лица несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
3. К программе рекомендуется прилагать:
- годовую и промежуточную бухгалтерскую отчетность организации за последние три года с необходимыми приложениями и пояснениями;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
- отчетность организаций по формам, разработанным Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, которая является обязательной для представления;
- отчетность необходимо представлять по всем организациям муниципальных образований, оказывающим жилищно-коммунальные услуги.
4. Формы отчетности по исполнению плана мероприятий программ и мониторингу финансового состояния организаций устанавливаются приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
5. Расчет коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, степени платежеспособности по текущим обязательствам, коэффициента автономии (финансовой независимости), коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, показателя отношения дебиторской задолженности к совокупным активам, доли просроченной кредиторской задолженности в пассивах, рентабельности активов, полученной чистой прибыли рекомендуется производить в соответствии с приложением N 1 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 г. N 367.
6. Расчет величины чистых активов рекомендуется производить в соответствии с Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 г. N 10н/03-6/ПЗ "Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 15 января 2009 г. N 2-р
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения официально опубликован не был
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 26 июня 2018 г. N 342-р настоящее распоряжение признано утратившим силу