Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Государственной программе
Республики Бурятия
"Управление государственными финансами
и государственным долгом"
(с изменениями от 30 апреля, 4 декабря 2014 г.,
12 февраля 2015 г., 25 марта, 8 июля 2016 г.,
17 марта, 28 июня, 24 августа, 27 ноября,
21 декабря 2017 г., 7 марта, 18 мая,
24 декабря 2018 г., 30 мая 2019,
21 января, 14 июля, 29 декабря 2020 г.)
Паспорт изменен с 30 декабря 2020 г. - Постановление Правительства Республики Бурятия от 29 декабря 2020 г. N 820
Паспорт
подпрограммы "Управление государственным долгом" Государственной программы Республики Бурятия "Управление государственными финансами и государственным долгом"
Наименование подпрограммы |
Управление государственным долгом |
|||
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство финансов Республики Бурятия |
|||
Соисполнители подпрограммы |
Соисполнители отсутствуют |
|||
Цель подпрограммы |
Эффективное управление государственным долгом Республики Бурятия |
|||
Задачи подпрограммы |
1. Совершенствование механизмов управления государственным долгом Республики Бурятия. 2. Обеспечение финансирования дефицита республиканского бюджета путем привлечения заемных средств на рынках капитала на взвешенных стоимостных параметрах. 3. Погашение и обслуживание государственного долга Республики Бурятия |
|||
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы |
1. Просроченная задолженность по долговым обязательствам Республики Бурятия; 2. Максимально допустимый уровень риска исполнения расходных обязательств в связи с погашением государственного долга Республики Бурятия; 3. Доля расходов на обслуживание государственного долга в расходах республиканского бюджета (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций). |
|||
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2014 - 2016 годы и на период до 2024 года |
|||
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Годы |
Итого, тыс. рублей |
РБ, тыс. рублей |
ФБ, тыс. рублей |
2014 |
266 318,4 |
266 318,4 |
|
|
2015 |
452 246,2 |
452 246,2 |
|
|
2016 |
351 362,6 |
351 362,6 |
|
|
2017 |
403 850,4 |
403 850,4 |
|
|
2018 |
466 578,6 |
466 578,6 |
|
|
2019 |
1 131 810,4 |
1 131 810,4 |
|
|
2020 |
1 169 419,9 |
1 169 419,9 |
|
|
2021 |
1 013 251,0 |
1 013 251,0 |
|
|
2022 |
1 087 124,4 |
1 087 124,4 |
|
|
2023 |
1 304 049,5 |
1 304 049,5 |
|
|
2024 |
933 003,6 |
933 003,6 |
|
|
Всего |
8 579 015,0 |
8 579 015,0 |
|
|
Ожидаемые результаты |
Формирование источников финансирования дефицита для обеспечения сбалансированности и долговой устойчивости республиканского бюджета. Соблюдение предельных параметров по объему государственного долга и объему расходов на обслуживание государственного долга, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Оптимизация расходов на обслуживание государственного долга Республики Бурятия с учетом макроэкономической ситуации в Российской Федерации, состояния банковской системы и финансового рынка Российской Федерации. Отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Бурятия |
Раздел 1 изменен с 25 декабря 2018 г. - Постановление Правительства Республики Бурятия от 24 декабря 2018 г. N 739
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития
Политика в области управления государственным долгом является неотъемлемой частью политики управления государственными финансами Республики Бурятия. Проведение эффективной долговой политики способствует организации своевременного финансирования социально-значимых и инвестиционных расходов республиканского бюджета. Такая политика характеризуется не только отсутствием просроченных долговых обязательств, но также гибкостью и прозрачностью системы управления государственным долгом, публичностью его состояния.
Уровень долговой нагрузки на республиканский бюджет на протяжении ряда последних лет находился на достаточно низком уровне, что обусловлено проведением взвешенной политики в сфере государственных заимствований Республики Бурятия и предоставления государственных гарантий Республики Бурятия.
Принятие решений Республикой Бурятия, направленных на достижение целей, поставленных в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации на 2013 - 2015 годы и указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, привело к возникновению новых расходных обязательств республиканского бюджета, не обеспеченных собственными доходами республиканского бюджета. Чуть ранее, на увеличение дефицита республиканского бюджета повлияли мероприятия, связанные с необходимостью финансирования строительства объектов социальной сферы в рамках реализации мероприятий празднования 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства.
По результатам выполнения поставленных вышеуказанных задач на 1 января 2014 года объем долговых обязательств Республики Бурятия составил 5 608 429,38 тыс. рублей.
Наименование |
Едн. измерения |
На 01.01.2011 г. |
На 01.01.2012 г. |
На 01.01.2013 г. |
На 01.01.2014 г. |
Кредиты кредитных организаций |
тыс. рублей |
1 037 139,70 |
0,00 |
0,00 |
3 156 500,3 |
проценты |
21,41 |
0,00 |
0,00 |
55,48 |
|
Бюджетные кредиты |
тыс. рублей |
3 791 930,28 |
3 786 174,87 |
2 449 616,97 |
1 905 743,58 |
проценты |
78,27 |
85,64 |
79,52 |
33,50 |
|
Государственные гарантии |
тыс. рублей |
15 600,00 |
634 953,30 |
630 903,30 |
626 853,30 |
проценты |
0,32 |
14,36 |
20,48 |
11,02 |
|
Объем государственного внутреннего долга |
тыс. рублей |
4 844 669,98 |
4 421 128,17 |
3 080 520,27 |
5 689 097,18 |
проценты |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Кроме того, в условиях экономических и финансовых кризисов риски, связанные с управлением государственным долгом субъектов Российской Федерации, возрастают, что связано с рисками сокращения поступлений доходов, прежде всего налоговых, в бюджетную систему Российской Федерации, ликвидности денежного рынка. Также необходимо учитывать, что рост государственных заимствований федерального бюджета на внутреннем рынке в случае экономического и финансового кризисов может привести к негативной реакции инвесторов и существенному увеличению стоимости государственных заимствований, выраженных в валюте Российской Федерации, в том числе для субъектов Российской Федерации.
В связи с этим в долгосрочном периоде важно обеспечить сохранение сбалансированной долговой нагрузки на республиканский бюджет, а для этого соблюдать устанавливаемые законодательством Российской Федерации ограничения на объем государственного долга Республики Бурятия. В целом необходимо продолжить проведение взвешенной политики государственных внутренних заимствований и управления государственным долгом Республики Бурятия, проведение политики по оптимизации расходов на обслуживание государственного долга Республики Бурятия, обеспечив процентные расходы не более 4,0% объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Долговая политика Республики Бурятия в период 2014 - 2024 годов будет направлена на обеспечение сбалансированности республиканского бюджета, долговой устойчивости бюджета, своевременное и в полном объеме исполнение обязательств, как по погашению долговых обязательств, так и по их обслуживанию, и оптимизации доли рыночных долговых обязательств Республики Бурятия. По итогам 2024 года Республика Бурятия должна будет обеспечить объем государственного долга Республики Бурятия на уровне не более 56,9% от объема доходов республиканского бюджета, за исключением объема безвозмездных поступлений.
В целях обеспечения выполнения обязательств перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, полученным на покрытие части дефицита бюджета Республики Бурятия, рассмотрение вопроса выдачи государственных гарантий Республики Бурятия производить, в том числе с учетом согласованных параметров с Минфином России по объему государственного долга Республики Бурятия. В последующие годы предоставлять их юридическим лицам на реализацию инвестиционных проектов только со значительным бюджетным эффектом.
Для этого предусматривается осуществление ряда мероприятий, направленных на сокращение рыночных заимствований путем привлечения бюджетных кредитов при наличии лимитов в федеральном бюджете, ограничение выдачи государственных гарантий Республики Бурятия. В целях повышения прозрачности долговой политики будет организовано планирование объема и структуры государственного долга с учетом рыночной конъюнктуры, регулярное размещение информации о государственном долге Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
При наличии лимитов на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации данный источник привлечения заемных средств будет являться приоритетным. Кроме того, с целью минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств Республики Бурятия будет продолжена практика привлечения денежных средств с единого счета республиканского бюджета для досрочного погашения долговых обязательств внутри финансового года, что также направлено на снижение процентных расходов республиканского бюджета. Начиная с 2014 года введен механизм финансирования кассовых разрывов при исполнении республиканского бюджета за счет разницы между средствами, перечисленными с единого счета по учету средств республиканского бюджета, и средствами, зачисленными на единый счет по учету средств республиканского бюджета, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств республиканского бюджета, привлечения бюджетных кредитов на пополнение счета республиканского бюджета.
Несмотря на то что, в целом уровень долговых обязательств муниципальных образований в Республике Бурятия является относительно безопасным, но в отдельных муниципальных образованиях объем долговой нагрузки на местные бюджеты требует постоянного внимания. Предусматривается оказание методической помощи по отдельным сегментам управления долговыми обязательствами муниципальных образований в Республике Бурятия. Для обеспечения соблюдения ограничений, установленных по объему муниципальных долговых обязательств и на объем расходов по их обслуживанию будет осуществляться регулярный мониторинг официальной задолженности муниципальных образований в Республике Бурятия, в том числе в рамках информационного взаимодействия с муниципальными образованиями в Республике Бурятия.
Раздел 2 изменен с 25 декабря 2018 г. - Постановление Правительства Республики Бурятия от 24 декабря 2018 г. N 739
2. Основные цели и задачи, ожидаемые результаты реализации подпрограммы
Цель подпрограммы - эффективное управление государственным долгом Республики Бурятия. Достижение указанной цели подразумевает осуществление государственных заимствований для обеспечения сбалансированности республиканского бюджета и его долговой устойчивости и формирования благоприятных условий для экономического развития Республики Бурятия, а также полное и своевременное исполнение всех обязательств по государственному долгу Республики Бурятия.
Достижение указанной цели обеспечивается за счет решения следующих задач подпрограммы:
- совершенствование механизмов управления государственным долгом Республики Бурятия;
- обеспечение финансирования дефицита республиканского бюджета путем привлечения заемных средств на рынках капитала на взвешенных стоимостных параметрах;
- обслуживание государственного долга Республики Бурятия.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить сбалансированность республиканского бюджета путем привлечения кредитов и размещения займов для финансирования дефицита республиканского бюджета, оптимизировать структуру и объем расходов на обслуживание государственного долга, своевременно и в полном объеме осуществлять обслуживание государственного долга.
Управление государственным долгом планируется осуществлять таким образом, чтобы объем расходов на обслуживание государственного долга не превышал 4,0% от общего объема расходов республиканского бюджета (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций) в соответствующем финансовом году в течение всего периода реализации Государственной программы. При этом будет обеспечено соблюдение ограничений на объем государственного долга и объем расходов на обслуживание государственного долга, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия.
Будет организовано размещение государственных ценных бумаг Республики Бурятия на внутреннем российском рынке. Планируется, что доля государственных ценных бумаг в общем объеме государственного долга Республики Бурятия к 2024 году превысит 50% при благоприятной ценовой конъюнктуре рынка субфедеральных облигаций. Это позволит оптимизировать в среднесрочной перспективе объем расходов на обслуживание государственного долга и повысить равномерность распределения во времени расходов на обслуживание и погашение долговых обязательств.
3. Целевые индикаторы подпрограммы
Показатели (индикаторы) подпрограммы отражены в приложении к подпрограмме (таблица 1).
Раздел 4 изменен с 28 ноября 2017 г. - Постановление Правительства Республики Бурятия от 27 ноября 2017 г. N 558
Изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 20 марта 2017 г
4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма предусматривает реализацию следующих мероприятий:
Мероприятие 1. Эффективное планирование объема и структуры государственного долга.
Планирование объемов вновь принимаемых долговых обязательств, расходов на обслуживание государственного долга будет осуществляться в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом будет осуществляться выбор долговых инструментов, отвечающий требованиям минимизации рисков долговой политики и стоимости государственных заимствований.
По результатам планирования будет формироваться программа государственных внутренних заимствований Республики Бурятия на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В части планирования заимствований и реализации программы государственных заимствований Республики Бурятия предполагается сопоставление всех доступных источников привлечения заемного капитала и выбор долговых инструментов, отвечающих в полной мере требованиям оптимизации структуры государственного долга и минимизации стоимости заимствований.
Важным условием, необходимым для реализации мероприятия, является качественное и своевременное осуществление планирования сроков и объемов привлечения долговых обязательств. При осуществлении государственных заимствований предполагается привлечение агентов для оказания услуг на рынке ценных бумаг, консалтинговых услуг и услуг по организации электронного документооборота в целях эффективного управления государственным долгом на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Для обеспечения стабильного спроса на долговые инструменты Республики Бурятия необходимо наличие стабильного подтверждения надежности эмитента (заемщика) для потенциальных инвесторов и кредиторов. Общепринятым критерием надежности является наличие кредитного рейтинга, присвоенного российскими рейтинговыми агентствами. В рамках мероприятия предусматривается максимально полное и открытое предоставление информации с целью подтверждения финансово-экономического потенциала Республики Бурятия.
Результатом данного мероприятия будет являться своевременное и полное погашение долговых обязательств Республики Бурятия, покрытие временных кассовых разрывов, финансирование дефицита республиканского бюджета, обеспечение равномерности графика платежей и исключение пиковых нагрузок на республиканский бюджет.
Контроль за соблюдением предельных значений дефицита республиканского бюджета, объема государственного долга и объема расходов на его обслуживание должен исключить возможность нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части соблюдения установленных пороговых значений. Кроме того, планируется сохранить практику установления дополнительных ограничений по верхнему пределу государственного долга Республики Бурятия при формировании закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Кроме того, будет формироваться программа государственных гарантий Республики Бурятия.
На регулярной основе будут разрабатываться предложения по совершенствованию структуры государственного долга и оптимизации расходов по его обслуживанию.
Также будет осуществляться мониторинг соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований предельных параметров по объему муниципального долга (в том числе по муниципальным гарантиям) и по объему расходов на обслуживание муниципального долга, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и решениями о местных бюджетах. Предусматривается оказание методической помощи по отдельным сегментам управления долговыми обязательствами муниципальных образований в Республике Бурятия.
Мероприятие 2. Повышение прозрачности в сфере управления государственным долгом и укрепление репутации Республики Бурятия как надежного заемщика.
Для повышения прозрачности в сфере управления государственным долгом будет осуществляться регулярная публикация информации о состоянии долговых обязательств Республики Бурятия на официальном сайте Министерства финансов Республики Бурятия в сети Интернет.
Мероприятие 3. Обслуживание государственного долга Республики Бурятия.
Обеспечение финансирования дефицита республиканского бюджета через осуществление государственных заимствований и соответственно рост объема государственного долга Республики Бурятия прямым образом влияют на объем расходов на его обслуживание.
Данное мероприятие призвано обеспечить экономически обоснованную стоимость обслуживания государственного долга Республики Бурятия. Планирование расходов на обслуживание государственного долга Республики Бурятия будет осуществляться с учетом необходимости своевременного и полного исполнения обязательств Республики Бурятия.
В рамках указанного мероприятия планируется помимо непосредственного обслуживания государственного долга использование долговых инструментов, позволяющих минимизировать процентные платежи по их обслуживанию, а также проведение регулярного мониторинга ситуации на рынке капитала с целью выявления тенденции изменения процентных ставок и оптимизации кредитного портфеля, а также структуры государственного долга в целом.
Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы представлено в приложении к подпрограмме (таблица 2).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.