Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Государственной программе
Республики Бурятия
"Управление государственными финансами
и государственным долгом"
Паспорт изменен с 7 сентября 2021 г. - Постановление Правительства Республики Бурятия от 2 сентября 2021 г. N 498
Паспорт подпрограммы "Повышение качества управления региональными финансами" Государственной программы Республики Бурятия "Управление государственными финансами и государственным долгом"
30 апреля, 4 декабря 2014 г., 12 февраля, 15 июня, 16 ноября 2015 г., 25 марта 2016 г., 17 марта, 28 июня, 24 августа, 27 ноября, 21 декабря 2017 г., 7 марта, 18 мая, 10 августа, 24 декабря 2018 г., 30 мая, 26 августа 2019 г., 21 января, 21 апреля, 14 июля, 7 октября, 29 декабря 2020 г., 2 сентября 2021 г.
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития
Повышение качества управления региональными финансами невозможно без обеспечения сбалансированности республиканского бюджета. Устойчивость и сбалансированность являются основными показателями качества состояния и перспектив развития бюджетной системы.
Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются точность прогнозирования доходов республиканского бюджета, соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов государственной власти, повышение эффективности бюджетных расходов республиканского бюджета, использование подходов корпоративного финансового менеджмента к управлению государственными финансами.
Для повышения устойчивости бюджетной системы в Республике Бурятия проведена работа по развитию доходной базы, удлинению горизонта бюджетного планирования, формированию нормативно-правовой и организационной базы регулирования бюджетных отношений, автоматизации бюджетного процесса, ведению реестра расходных обязательств, исполнению бюджета по казначейской системе, созданию системы государственного финансового менеджмента.
Меры бюджетного реформирования, осуществляемые в последние несколько лет, позволили установить четкий, регламентированный характер бюджетного процесса.
В целях перехода на программно-целевой метод формирования бюджета в Республике Бурятия приняты следующие правовые акты:
- постановление Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия";
- распоряжение Правительства Республики Бурятия от 30.11.2011 N 852-р, которым утвержден Перечень государственных программ Республики Бурятия;
- приказ Министерства экономики Республики Бурятия от 24.04.2012 N 36 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Республики Бурятия".
Несмотря на проведенную работу по реформированию бюджетной системы в целом, следует отметить, что не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления финансовыми ресурсами бюджета, работают в полную силу. На сегодняшний день остается ряд существенных недостатков таких, как:
- отсутствие взаимосвязи бюджетного планирования со стратегическим;
- низкое качество представляемых главными распорядителями бюджетных средств материалов для формирования реестра расходных обязательств Республики Бурятия;
- неудовлетворительное качество финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета, которое выражается, в частности, в ежегодном наличии остатков средств на конец года на счетах главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств республиканского бюджета;
- отсутствие комплексной системы автоматизированного управления бюджетным процессом на этапе внедрения программно-целевых принципов формирования бюджета;
- недостаточная открытость и доступность для граждан и организаций информации о деятельности публично-правовых образований по управлению общественными финансами в Республике Бурятия.
Устранение существующих недостатков возможно в рамках данной подпрограммы путем реализации основных мероприятий, направленных на совершенствование бюджетного процесса. В целом реализация подпрограммы окажет положительное влияние на функционирование всей бюджетной системы Республики Бурятия: будут обеспечены рост бюджетного потенциала, долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, что приведет к расширению возможностей республиканского бюджета для активного развития общественной инфраструктуры и повышения качества жизни населения.
2. Основные цели и задачи
Цель подпрограммы - обеспечение условий для эффективного использования средств республиканского бюджета. Достижение указанной цели подразумевает организацию исполнения республиканского бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, повышение эффективности планирования и расходования средств республиканского бюджета, организацию государственного финансового контроля, совершенствование нормативной правовой базы бюджетного процесса.
Достижение указанной цели обеспечивается за счет решения следующих задач подпрограммы:
Задача 1. Совершенствование бюджетного процесса.
Для решения данной задачи предусмотрены следующие основные мероприятия:
1. Повышение эффективности бюджетных процедур.
2. Соблюдение равномерности исполнения показателей кассового плана республиканского бюджета.
3. Анализ причин отнесения платежей к невыясненным поступлениям.
4. Обеспечение функционирования и модернизации автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом.
4.1. Обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами.
Задача 2. Обеспечение внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок.
Для решения данной задачи предусмотрены следующие основные мероприятия:
5. Организация и осуществление внутреннего государственного финансового контроля.
6. Организация и осуществление контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить своевременное исполнение расходных обязательств Республики Бурятия, повышение эффективности планирования и расходования средств республиканского бюджета.
3. Целевые индикаторы подпрограммы
Показатели (индикаторы) подпрограммы отражены в приложении к подпрограмме (таблица 1).
Раздел 4 изменен с 30 декабря 2020 г. - Постановление Правительства Республики Бурятия от 29 декабря 2020 г. N 820
4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы и ожидаемые результаты
Мероприятие 1. Повышение эффективности бюджетных процедур.
Важным условием, необходимым для реализации мероприятия, является качественное и своевременное осуществление планирования и исполнения бюджета, а также формирование бюджетной отчетности, являющиеся неотъемлемыми частями бюджетного процесса и прямыми задачами Министерства финансов Республики Бурятия. Результатом исполнения указанных задач являются разработка и внесение на рассмотрение в Народный Хурал Республики Бурятия проекта республиканского бюджета, исполненный в сроки и в полном объеме республиканский бюджет, а также составленный согласно законодательным требованиям отчет об его исполнении, утвержденный республиканским законом.
Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении республиканского бюджета позволяет предоставить участникам бюджетного процесса необходимую для анализа, планирования и управления бюджетными средствами информацию, оценить выполнение расходных обязательств Республики Бурятия, оценить финансовое состояние бюджетных учреждений.
Кроме того, деятельность Министерства финансов Республики Бурятия направлена на совершенствование бюджетного процесса. Регулярное внесение изменений в нормативные правовые акты по вопросам бюджетного процесса вызвано внесением изменений в Бюджетный кодекс, реализацией задач по повышению эффективности бюджетных расходов, определенных Правительством Российской Федерации.
В настоящее время важнейшим направлением совершенствования нормативной правовой базы бюджетного процесса является переход к формированию республиканского бюджета на основе государственных программ Республики Бурятия.
Согласно Перечню, утвержденному распоряжением Правительства Республики Бурятия от 30.11.2011 N 852-р, разрабатываются и утверждаются государственные программы Республики Бурятия. Внесены изменения в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия, утвержденный постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500, что повлекло пересмотр структуры и состав утвержденных государственных программ. При этом важно обеспечить согласованность действий различных исполнительных органов государственной власти при решении задач, носящих комплексный характер, ориентацию их деятельности на конечные результаты.
Корректировка государственных программ будет осуществляться с учетом результатов мониторинга качества финансового менеджмента. Положение о проведении мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета, утверждено постановлением Правительства Республики Бурятия от 20.07.2010 N 292. Начиная с 2013 года 100% главных распорядителей средств республиканского бюджета охвачены мониторингом качества финансового менеджмента. Данный мониторинг должен быть автоматизирован на базе программного комплекса.
Начиная с формирования бюджета на 2017 год и плановый период на 2018 и 2019 годы необходимо обеспечить формирование бюджетного прогноза Республики Бурятия, в котором будут определены приоритетные направления и ориентиры бюджетной политики на долгосрочный период.
Для повышения качества бюджетного планирования и обеспечения безусловного исполнения расходных обязательств необходимо осуществить переход к обоснованному планированию финансового обеспечения расходных обязательств на основе нормативов финансовых затрат.
Нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства Республики Бурятия, в обязательном порядке должны содержать оценку финансового обеспечения на их реализацию.
Планирование финансового обеспечения государственных заданий будет осуществляться на основе системы нормативов, предусматривающих финансирование из республиканского бюджета оказываемой гражданам услуги, а не содержание предоставляющего данную услугу учреждения. Расчет финансового обеспечения оказания государственных услуг по всем государственным учреждениям Республики Бурятия должен осуществляться на основе единых однотипных (групповых) нормативов. Не подлежат нормированию расходы капитального характера и расходы, осуществляемые учреждениями за счет средств целевых субсидий.
Качественная реализация данного мероприятия внесет значительный вклад в выполнение показателя, закрепленного на уровне государственной программы:
- коэффициент покрытия расходов бюджета субъекта РФ собственными средствами без привлечения заемных средств.
Мероприятие 2. Соблюдение равномерности исполнения показателей кассового плана республиканского бюджета.
Одним из инструментов повышения качества планирования и исполнения бюджета является формирование, утверждение и ведение кассового плана, предусматривающего составление главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета и главными распорядителями бюджетных средств помесячного распределения прогноза кассовых поступлений и кассовых выплат из бюджета. Составление и ведение кассового плана республиканского бюджета наряду со сводной бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования является основой обеспечения стабильности исполнения республиканского бюджета, позволяет прогнозировать и исключить возможность возникновения кассовых разрывов при исполнении республиканского бюджета. При возникновении временных кассовых разрывов могут привлекаться бюджетные кредиты из федерального бюджета.
В целях обеспечения эффективной организации кассового исполнения республиканского бюджета посредством ведения кассового плана главным администраторам доходов бюджета, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета, главным распорядителям бюджетных средств необходимо повысить качество планирования и помесячного распределения кассовых поступлений и кассовых выплат из бюджета, усилить ответственность за соблюдение показателей кассового плана.
При этом, главным распорядителям бюджетных средств следует обеспечить равномерность планирования и исполнения расходов республиканского бюджета.
Качественное составление и ведение кассового плана республиканского бюджета будет способствовать повышению качества управления государственными финансами республиканского бюджета, снижению долговой нагрузки на республиканский бюджет внутри финансового года эффективности использования средств республиканского бюджета.
Мероприятие 3. Анализ причин отнесения платежей к невыясненным поступлениям.
В рамках данного мероприятия будет проводиться разъяснительная работа с администраторами доходов, в результате которой планируется снижение среднегодового уровня невыясненных поступлений в объеме налоговых и неналоговых поступлений.
Мероприятие 4. Обеспечение функционирования и модернизации автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом.
Организация и совершенствование бюджетного процесса невозможны без внедрения современных информационных технологий, способствующих эффективности деятельности государственных органов. Автоматизация бюджетного процесса в Республике Бурятия направлена на повышение качества, оперативности и прозрачности его организации. Она позволила упростить консолидацию необходимой информации по прогнозированию, планированию, анализу и исполнению бюджета в исполнительных органах государственной власти республики, в органах местного самоуправления для мониторинга оценки качества управления бюджетным процессом в республике, принятия управленческих решений.
В Министерстве финансов Республики Бурятия создана современная информационная система управления общественными финансами. Началом полномасштабной автоматизации бюджетного процесса в Республике Бурятия стало принятие в 2008 году Концепции автоматизации бюджетного процесса в Республике Бурятия, реализация которой позволила:
- объединить существующие разрозненные информационные системы в единую комплексную систему управления;
- создать единую информационную систему исполнения бюджета;
- создать единую информационную систему планирования бюджета;
- создать единую информационную систему "Свод отчетности Министерства финансов Республики Бурятия";
- создать хранилище данных для возможности анализа бюджетного процесса;
- создать информационную систему государственного финансового контроля;
- организовать электронный обмен документами с использованием электронной подписи при планировании и исполнении бюджета, своде бюджетной отчетности (в том числе по консолидированному бюджету Республики Бурятия);
- создать комплексную систему информационной безопасности.
Приоритетными направлениями внедрения автоматизации являются:
- автоматизация процессов сбора информации, ее хранения и использования при прогнозировании, планировании и анализе показателей финансовой деятельности;
- создание системы анализа бюджетного процесса в Республике Бурятия;
- построение единой системы электронного документооборота и объединение всех участников бюджетного процесса в единую информационно-технологическую систему;
- обеспечение информационной безопасности и защиты данных как важнейшего фактора взаимодействия республиканских и муниципальных информационных ресурсов в единой автоматизированной системе управления бюджетным процессом в Республике Бурятия.
В рамках реализации Государственной программы будет выполняться указанный ниже Перечень мер по совершенствованию автоматизации бюджетного процесса в Республике Бурятия, которые будут осуществлены в рамках единой информационной системы управления общественными финансами:
1. Организация мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета.
2. Внедрение программного комплекса по учету государственных заданий (в увязке с планированием бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг).
3. Внедрение программно-целевого метода формирования республиканского бюджета.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5. Развитие информационной системы государственного финансового контроля для поддержки принятия управленческих решений по пресечению повтора нарушений.
6. Обеспечение безопасности информации, обрабатываемой в информационных системах Министерства финансов Республики Бурятия.
Дальнейшее сопровождение и развитие программных комплексов по автоматизации бюджетного процесса в Республике Бурятия будет осуществляться на основе единого подхода при реализации развития системы управления общественными финансами, учитывающего требования по обеспечению информационной безопасности, а также требования по обеспечению открытости и доступности информации о деятельности публично-правовых образований по управлению общественными финансами для граждан и организаций.
Также будет осуществляться содействие автоматизации бюджетного процесса в муниципальных образованиях, в том числе:
- внедрение электронной подписи при информационном взаимодействии с финансовыми органами муниципальных образований;
- обеспечение работы по составлению и своду отчетов об исполнении местных бюджетов и консолидированного бюджета Республики Бурятия в единой базе данных, разработка форм анализа данных;
- обеспечение реализации многомерного анализа финансовой информации, имеющейся в информационных системах Министерства финансов Республики Бурятия.
Оценка результата работы по данному мероприятию осуществляется по следующему показателю:
- доля реализации мероприятий по Перечню мер по совершенствованию автоматизации бюджетного процесса в Республике Бурятия.
Мероприятие 4.1. Обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами.
Одним из важнейших аспектов управления государственными финансами является обеспечение открытости бюджета и бюджетного процесса для общества. Доступность и прозрачность ведет к пониманию основных целей, задач и ориентиров бюджетной политики. Становятся видны как результаты, так и расходы бюджета, направленные на их достижение. Таким образом, заслуживается доверие общества к государственным институтам.
Бюджетные данные считаются общедоступными, если их можно гарантированно найти и ознакомиться с их содержанием в заранее известное время, потратив заранее известные (небольшие) ресурсы. Самый простой и экономичный способ сделать документы общедоступными - разместить их в открытом доступе в сети Интернет. Использование Интернета в качестве канала раскрытия информации органами государственной власти предусмотрено статьей 7 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Общедоступные бюджетные данные должны давать всестороннюю картину бюджетной деятельности государственного сектора. Этот принцип предполагает размещение бюджетных данных с учетом:
а) всех финансовых потоков, в том числе формируемых и используемых через государственные внебюджетные фонды;
б) всех государственных организаций, которые принадлежат органам государственного управления или находятся под их контролем;
в) налоговых льгот (налоговых расходов).
Общедоступные бюджетные данные должны быть понятны и удобны для использования потребителям (пользователям информацией) с различным уровнем компетенции, включая законодателей, государственных и муниципальных служащих и граждан.
Все граждане должны иметь возможность выносить и выражать свои суждения по вопросам государственных бюджетов, в индивидуальном порядке или коллективно. Это особенно важно для проекта бюджета, который следует представлять в открытом доступе до его принятия законодательной властью.
Начиная с 2013 года Министерством финансов Российской Федерации составляется рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных. С этой целью ежегодно Научно-исследовательским финансовым институтом по заказу Министерства финансов Российской Федерации составляется Методика по проведению мониторинга и составлению рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных.
Министерство финансов Республики Бурятия ежегодно подготавливает ведомственный приказ "О проведении мониторинга и составления рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных" с учетом новых требований, предъявляемых к открытости бюджетных данных.
Оценка результата работы по данному мероприятию осуществляется по занятому по итогам отчетного финансового года месту в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных.
Мероприятие 5. Организация и осуществление внутреннего государственного финансового контроля.
Административные функции осуществления внутреннего государственного финансового контроля заключаются в ежегодном утверждении плана контрольных мероприятий на очередной финансовый год, своевременном и качественном проведении контрольных мероприятий и, как следствие, повышении эффективности контроля за соблюдением законодательства в сфере бюджетных правоотношений и в сфере закупок, подготовка актов по результатам проведенных проверок, принятие мер административного воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при выявлении нарушений.
За последние годы в сфере государственного финансового контроля произошли значительные изменения.
В 2013 году на уровне Российской Федерации приняты два федеральных закона, регулирующие вопросы внутреннего государственного финансового контроля:
- от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Развитие нормативно-правового регулирования государственного финансового контроля будет обусловлено изменениями бюджетного законодательства на федеральном уровне, необходимостью разработки новых нормативных правовых актов, обязательных к принятию согласно установленным требованиям.
В настоящее время в Бюджетный кодекс Российской Федерации предлагается внести изменения, направленные на повышение эффективности деятельности органов государственного финансового контроля.
Основными направлениями предлагаемых изменений являются:
- расширение сферы осуществления государственного финансового контроля, так государственный финансовый контроль будет осуществляться в целях обеспечения соблюдения не только положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, но и (или) обусловливающих расходные обязательства публично-правовых образований, а также соблюдения условий государственных контрактов, договоров или соглашений о предоставлении средств из бюджета;
- изменение порядка регламентирования деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля, а именно полномочия таких органов будут осуществляться согласно федеральным стандартам осуществления внутреннего государственного финансового контроля, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также стандартам (регламентам) внутренней организации контрольной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля;
- совершенствование порядка реализации результатов внутреннего государственного финансового контроля;
- развитие внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита с учетом необходимости достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента.
Результатом реализации данного мероприятия будут усиление внутреннего государственного контроля в сфере бюджетных правоотношений и в сфере закупок, повышение эффективности использования бюджетных средств.
Оценка результатов работы по данному мероприятию осуществляется по следующему показателю:
- отношение объектов, охваченных контрольными мероприятиями, при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля, к их общему количеству.
Мероприятие 6. Организация и осуществление контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" расширил сферы контроля, в связи с чем существенно возросли роль и значимость контроля.
Контроль в сфере закупок как важная часть бюджетного процесса должен обеспечивать эффективность и результативность осуществления закупок, а также достижение целей закупок.
В связи с вступлением в силу вышеназванного Закона приоритетом политики в сфере реализации подпрограммы является совершенствование организации и осуществления контроля в сфере закупок, а также создание надлежащих правовых и организационных условий, позволяющих эффективно контролировать закупки, в рамках полномочий Министерства финансов Республики Бурятия.
Контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе путем проведения плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд Республики Бурятия, в отношении специализированных организаций, выполняющих отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд Республики Бурятия.
Порядок проведения плановых контрольных мероприятий установлен в административных регламентах Министерства финансов Республики Бурятия по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках данного мероприятия обеспечивается:
- формирование планов проверок соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
- осуществление мероприятий по подготовке к проведению плановых проверок;
- проведение плановых проверок;
- оформление актов проверки;
- выдача предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществление контроля за их исполнением;
- возбуждение административного производства по фактам нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, установленных в ходе проведения проверок;
- рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере осуществления закупок.
Выполнение вышеуказанного комплекса мероприятий обеспечит соблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части осуществления контроля в сфере закупок и будет способствовать предупреждению нарушений в указанной сфере в будущем.
Оценка результата работы по данному мероприятию осуществляется по следующему показателю:
- доля проверенных государственных заказчиков Республики Бурятия на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок к общему количеству государственных заказчиков Республики Бурятия.
Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы представлено в приложении к подпрограмме (таблица 2)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.