Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Республиканская целевая программа
"Развитие монопрофильного городского поселения
город Гусиноозерск на 2011 - 2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия
от 22 декабря 2011 г. N 687)
Паспорт программы
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие монопрофильного городского поселения город Гусиноозерск на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
1) поручение Председателя Правительства РФ от 29.11.2011 N ВП-П16-8477 2) Закон Республики Бурятия от 27.12.2007 N 60-IV "О республиканских целевых программах" 3) поручение Президента - Председателя Правительства Республики Бурятия В.В. Наговицына от 20.10.2011 г. |
Государственный заказчик - координатор Программы |
Министерство экономики Республики Бурятия |
Государственные заказчики Программы |
Министерство экономики Республики Бурятия; Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия; Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия |
Основные разработчики Программы |
Министерство экономики Республики Бурятия; Администрация МО "Селенгинский район"; Администрация МО ГП "г. Гусиноозерск" |
Основные исполнители мероприятий Программы |
Министерство экономики Республики Бурятия; Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия; Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия; Администрация МО "Селенгинский район"; Администрация МО ГП "г. Гусиноозерск"; инициаторы инвестиционных проектов |
Цель Программы |
Создание комфортной среды проживания населения на основе диверсификации экономики города Гусиноозерск |
Основные задачи Программы |
Задачами Программы являются: - создание новых и модернизация действующих производств; - формирование благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата; - комплексное развитие транспортной, коммунальной, и инженерной инфраструктуры; - содействие занятости населения; - обеспечение условий для повышения уровня жизни |
Основные мероприятия Программы |
Система программных мероприятий включает: - строительство объектов инфраструктуры для крупных инвестиционных проектов; - развитие и модернизация инженерной и коммунальной инфраструктуры, жилищное строительство; - мероприятия по содействию занятости населения |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования на реализацию Программы на период 2011 - 2015 годов составляет 5468,63 млн руб., в том числе: за счет федерального бюджета - 172,72 млн руб.; за счет республиканского бюджета <*> - 310,41 млн руб.; за счет внебюджетных источников - 4985,5 млн руб. |
Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации Программы |
- число малых предприятий увеличится на 10 %; - доля малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров собственного производства организаций к 2015 году - 14%; - объем отгруженной продукции собственного производства, товаров и услуг в 2015 году составит в МО ГП "Город Гусиноозерск" - 15,0 млрд руб.; - создание более 5 тыс. рабочих мест; - строительство объектов инфраструктуры; - уровень регистрируемой безработицы - 1,3%; - среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий - 25 тыс. руб. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется в соответствии с действующим порядком реализации республиканских целевых программ |
<*> Объемы и источники финансирования могут корректироваться после принятия закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной год и плановый период.
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Проблема монопрофильности населенных пунктов имеет особую актуальность для Республики Бурятия. В федеральный перечень моногородов России из 335 населенных пунктов от Республики Бурятия вошли г. Северобайкальск, г. Гусиноозерск, п. Селенгинск и п. Каменск Кабанского района.
Республиканская целевая программа "Развитие монопрофильного городского поселения город Гусиноозерск на 2011 - 2015 годы" разработана в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы. Программа разработана в целях реализации "Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Гусиноозерск на 2011 - 2015 годы".
Город Гусиноозерск - один из крупнейших промышленных центров Республики Бурятия с моноструктурной экономикой, градообразующим предприятием является ОАО "ОГК-3" Гусиноозерская ГРЭС". В 2008 - 2010 годах социально-экономическое положение города Гусиноозерск характеризовалось следующими основными проблемами:
1) в течение последних трех лет в городском поселении наблюдается устойчивое сокращение численности населения за счет как естественной, так и миграционной убыли;
2) высвобождение значительной части трудовых ресурсов, снижение платежеспособности и уровня жизни населения города Гусиноозерск, как следствие, нарушение социального равновесия, усиление социальной напряженности;
3) высокая степень зависимости городского хозяйства от работы градообразующего предприятия ОАО "ОГК-3" Гусиноозерская ГРЭС" в обеспечении населения города горячей водой, теплом.
При этом город Гусиноозерск имеет следующие преимущества:
1) удобное географическое расположение, мягкие природно-климатические условия и комфортные условия проживания населения;
2) наличие квалифицированных трудовых ресурсов;
3) наличие в окрестностях города природных ресурсов для производства строительных и поделочных материалов (глина, песок, известняк).
4) наличие свободных территорий для расширения хозяйственной деятельности.
Таким образом, основная проблема моногорода - зависимость доходной части местного бюджета, экономической безопасности и социальной стабильности в городе от стабильности работы градообразующего предприятия. Также серьезной проблемой, сдерживающей развитие новых производств, являются инфраструктурные ограничения роста экономики города.
Существующие проблемы города Гусиноозерск возможно решить посредством использования программно-целевого подхода через реализацию мер, направленных на диверсификацию экономики и формирование необходимой инфраструктуры для комфортной жизнедеятельности населения города на основе максимального использования выгодного транспортно-географического положения города Гусиноозерск.
В целях консолидации усилий власти всех уровней и бизнес-сообщества, решения существующих проблем разработана настоящая Программа.
В случае если Программа не будет реализована, социально-экономическое положение города Гусиноозерск будет, как и прежде, находиться в полной зависимости от работы градообразующего предприятия ОАО "ОГК-3" Гусиноозерская ГРЭС". Модернизация производственной базы и оптимизация численности работников градообразующего предприятия, ухудшение конъюнктуры рынка может привести к высвобождению части работников добывающих производств города.
Последствия неосуществления мер по диверсификации экономики города Гусиноозерск:
а) демографическая ситуация ежегодно будет ухудшаться, и к 2014 году город Гусиноозерск за счет миграционного оттока может потерять более 500 человек (сокращение на 5% численности жителей);
б) собственные доходы бюджета города Гусиноозерск в 2012 году останутся на уровне 2009 года, бюджет города Гусиноозерск недополучит около 40 млн рублей от возможных, но не реализованных инвестиционных проектов в связи со снижением инвестиционной активности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, велика вероятность дестабилизации социальной обстановки, ухудшения криминогенной ситуации в городе Гусиноозерск. Необходимы будут дополнительные финансовые средства на содействие занятости населения и жизнеобеспечение города.
2. Цели и задачи Программы
Главной целью Программы является создание комфортной среды проживания населения на основе диверсификации экономики (производств) города Гусиноозерск.
Исходя из поставленной цели важнейшими задачами развития города Гусиноозерск являются:
- создание новых и модернизация действующих производств;
- формирование благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата;
- комплексное развитие транспортной, коммунальной и инженерной инфраструктуры;
- содействие занятости населения;
- обеспечение условий для повышения уровня жизни.
Планируемые целевые индикаторы и показатели результативности реализации Программы представлены в приложении 1 к настоящей Программе.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - с 2011 по 2015 годы.
Реализация системы мероприятий Программы будет осуществляться в 3 этапа:
I этап - 2011 год - стабилизация ситуации на рынке труда, разработка проектно-сметной документации по инфраструктурным объектам и инвестиционным проектам;
II этап - 2012 - 2015 годы - диверсификация экономики (производств), формирование конкурентоспособной экономики, повышение качества жизни населения.
4. Система программных мероприятий
Система мероприятий направлена на диверсификацию экономики города Гусиноозерск за счет реализации инвестиционных проектов в наиболее конкурентных отраслях экономики, развитие транспортной, коммунальной и инженерной инфраструктуры, содействие занятости населения.
В рамках реализации Программы предполагается осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных по времени мероприятий.
Первый этап - 2011 год. Основные усилия в период 2011 года направлены на формирование для города инфраструктуры (выделение земельных участков, подготовка проектно-сметной документации), которая будет расположена на инвестиционных площадках города. Недостаточно развитая инфраструктура является одним из наиболее серьезных факторов, сдерживающих развитие территории.
В сфере занятости планируется продолжить участие в целевой программе снижения напряженности на рынке труда Республики Бурятия по следующим направлениям: организация общественных работ; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан; опережающее профессиональное обучение работников.
Второй этап - 2012 - 2015 годы. Период проведения активной политики, направленной на повышение имиджа города и улучшение инвестиционного климата. Создание на этой основе организационно-экономических и институциональных условий для осуществления последующих рыночных преобразований в экономике.
Крупными инвестиционными проектами (стоимостью свыше 2,0 млрд рублей) определены - строительство литейно-прокатного комплекса производительностью 100 тыс. тонн в год и строительство завода глубокой переработки углеводородов.
В числе важных инфраструктурных проектов - это строительство ЛЭП и подстанции, сетей водоснабжения и водоотведения, оптимизация теплоснабжения.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета, а также за счет внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 5468,63 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 172,72 млн рублей, республиканского бюджета - 310,41 млн рублей, и внебюджетных источников - 4985,5 млн рублей.
Объем финансирования подлежит уточнению при утверждении бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год и плановый период.
План мероприятий и объем финансирования Программы приведены в приложении 2 к настоящей Программе.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы планируется достичь следующие результаты:
- уровень зарегистрированной безработицы составит - 1,3 %;
- дополнительно будет создано более 5 тысяч рабочих мест;
- объем отгруженной продукции собственного производства, товаров и услуг в 2015 году составит 15,0 млрд руб.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, а также реконструкция и строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры позволят снизить аварийность на объектах, снять инфраструктурные ограничения для развития бизнеса, повысить качество жизни населения города.
В производственной сфере произойдут структурные изменения, характеризующие сокращение влияния на экономику деятельности градообразующего предприятия.
Реализация мероприятий Программы станет катализатором роста активности в сфере малого бизнеса. Будут созданы условия для развития предпринимательской инициативы за счет финансовой и имущественной поддержки предпринимателей. Число малых предприятий возрастет в МО ГП "Город Гусиноозерск" на 10 %.
Повысится финансовая устойчивость муниципального образования. За счет интенсивного развития новых видов деятельности и малого предпринимательства и увеличения локальной налогооблагаемой базы, в среднесрочной перспективе величина входящего денежного потока превысит аналогичный показатель исходящего потока.
7. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы подразумевает взаимодействие и сотрудничество государственного заказчика-координатора, государственных заказчиков Программы и исполнителей программных мероприятий.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется Государственным заказчиком - координатором Программы - Министерством экономики Республики Бурятия.
В ходе реализации Программы Министерство экономики Республики Бурятия осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков и исполнителей мероприятий Программы.
Государственные заказчики и исполнители мероприятий Программы несут ответственность за качественное и своевременное исполнение мероприятий, рациональное использование выделяемых на их реализацию средств.
Государственные заказчики заключают в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством, на конкурсной основе государственные контракты (договоры, соглашения) на выполнение мероприятий (объектов) программы, определяющие условия и ответственность за выполнение мероприятий Программы
Министерством экономики Республики Бурятия с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняются затраты на выполнение Программы.
Государственные заказчики на основании сведений, предоставляемых исполнителями мероприятий ежеквартально, составляют информацию о ходе реализации Программы и ежегодно готовят доклад о ходе выполнения Программы и эффективности использования финансовых средств в соответствии с требованиями Порядка разработки, проведения экспертизы и реализации республиканских целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 N 248.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.