Во исполнение федеральных законов от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", в целях оптимизации работы органов управления и организаций, на которые возложены обязанности по своевременному обнаружению и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды, и обеспечения своевременного обмена информацией в области гражданской обороны и защиты населения, территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Бурятия.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия |
В.В. Наговицын |
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Бурятия
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 сентября 2008 г. N 465)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет вопросы организации работы и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Бурятия (далее - СНЛК РБ), перечень организаций СНЛК, функционирующих на уровне республики; разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 24.03.1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.2. СНЛК РБ является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Бурятской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, формируется на основе организаций, функционирующих на территории республики и решающих задачи наблюдения и лабораторного контроля в масштабе республики. Выполнение поставленных СНЛК РБ задач является обязательным для всех министерств, ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК РБ.
1.3. Общее руководство СНЛК осуществляет Республиканское агентство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (далее - Республиканское агентство ГО и ЧС).
Республиканское агентство ГО и ЧС координирует деятельность СНЛК РБ при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, контролирует состояние готовности лабораторий, входящих в состав СНЛК РБ, к действиям в условиях мирного и военного времени.
1.4. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК РБ осуществляют соответствующие министерства и ведомства.
1.5. Наблюдение и лабораторный контроль на территории республики организуется и проводится в установленном порядке в целях:
- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и других) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (далее РВ), отравляющих (далее ОВ), аварийно химически опасных веществ (далее АХОВ), биологических (бактериологических) средств (далее БС) - возбудителей инфекционных заболеваний.
2. Структура СНЛК РБ
2.1. Основу СНЛК РБ составляют базовые лаборатории, которые отвечают требованиям по функционированию в режиме повышенной готовности (срок приведения в готовность 6-8 часов) и в режиме чрезвычайных ситуаций. При эвакуации эти лаборатории рассредоточиваются в загородной зоне в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
2.2. СНЛК РБ имеет три уровня:
- республиканский;
- местный;
- объектовый.
Республиканский уровень формируется на основе базовых учреждений и организаций, функционирующих на территории Республики Бурятия и решающих задачи наблюдения и лабораторного контроля в масштабе республики (приложение N 1). Координацию деятельности СНЛК РБ на республиканском уровне осуществляет Республиканское агентство ГО и ЧС.
Местный уровень формируется на основе ведомственных лабораторий и организаций, решающих задачи в масштабах одного или нескольких городов и районов республики (приложение N 2). Координацию деятельности СНЛК РБ на местном уровне осуществляют районные центры СНЛК РБ, Управление по делам ГО и ЧС г. Улан-Удэ и категорированных городов, а также отделы (специалисты) ГО, ЧС органов местного самоуправления.
Объектовый уровень СНЛК РБ состоит из складских, производственных лабораторий и постов наблюдения организаций (объектов экономики) Республики Бурятия (приложение N 3). Координацию деятельности СНЛК РБ на объектовом уровне осуществляют объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и соответствующие органы управления (специалисты) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организации (объекта экономики).
2.3. Образовательные и академические научно-исследовательские учреждения, имеющие в своем составе лаборатории (приложение N 4), привлекаются к работе в интересах СНЛК РБ по решению Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
3. Основные задачи
3.1. Основными задачами СНЛК РБ являются:
- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (далее - РХБ) обстановки в мирное и военное время в зонах чрезвычайных ситуаций;
- своевременное выявление и оценка РХБ обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;
- участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнения и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
- обобщение и передача данных о РХБ обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.
4. Порядок функционирования и передачи информации
организациями СНЛК РБ
4.1. Функционирование СНЛК РБ осуществляется в трех режимах:
4.1.1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объемах задач, установленных для каждой организации СНЛК вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящий орган (организацию) по подчиненности.
Учреждения СНЛК РБ в установленном порядке создают и освежают запасы материальных средств, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.
4.1.2. В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС) и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (ПДК), а также ОВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящий орган (организацию) по подчиненности и одновременно в головное учреждение СНЛК РБ.
4.1.3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, при биотерроризме, применении противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объемах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК, а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящий орган (организацию), базовое учреждение СНЛК РБ и одновременно в Республиканское агентство ГО и ЧС.
Передача экстренной информации (уведомления) при режиме повышенной готовности и чрезвычайной ситуации осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
4.2. Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК РБ вышестоящей организацией по согласованию с базовым учреждением и закрепляются в соответствующей инструкции.
5. Задачи базовых учреждений, ведомственных и объектовых
лабораторий СНЛК РБ
5.1. Основными задачами Бурятского республиканского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - ЦГМС) являются:
- измерение мощности радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности ОВ и АХОВ;
- установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций;
- определение уровня гамма-излучения и суммарной -активности;
- подготовка специалистов ЦГМС для ведения радиационного и химического наблюдения.
На гидрометеорологические станции ЦГМС возлагается:
- измерение мощности радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;
- установление наличия ОВ и АХОВ в атмосфере, воде открытых водоемов и на местности;
- осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в ЦГМС.
5.2. Основными задачами Управления ветеринарии Республики Бурятия и его подведомственных учреждений являются:
- проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
- установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных при чрезвычайных ситуациях мирного времени в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц, а также фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая идентификация);
- проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
- осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов;
- измерение мощности радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды, контролируемых объектах;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб согласно нормам;
- определение зараженности сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды ОВ, АХОВ, а также осуществление их идентификации;
- проведение лабораторных исследований животных и птиц, пораженных РВ, ОВ, АХОВ;
- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), а также фуражного сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачей заключения о возможности их использования по назначению;
- оказание методической помощи ветеринарным лабораториям на закрепленной территории и подготовка ветеринарных специалистов.
5.3. Химико-радиометрическая лаборатория Государственного учреждения Республики Бурятия по делам ГО, ЧС и ОПБ проводит радиационную и химическую разведку в зонах заражения (загрязнения), идентификацию ОВ, АХОВ, участвует в подготовке специалистов производственных (объектовых) лабораторий, включенных в СНЛК.
5.4. Основными задачами объектовых лабораторий являются:
- выявление РХБ обстановки на территории расположения лаборатории, в границах объекта или санитарно-защитной зоны;
- установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (объекта) химически опасных веществ и проведение их идентификации;
- установление наличия радиоактивных и химически опасных веществ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;
- определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, пищевого сырья, воды химически опасными веществами, осуществление их окончательной идентификации;
- отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК РБ для проведения экспертизы и исследований по определению загрязнения их радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами.
5.5. Посты радиационного и химического наблюдения на объектах СНЛК осуществляют наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ, СДЯВ и их идентификацию техническими средствами.
5.6. Основными задачами образовательных и академических научно-исследовательских учреждений, имеющих в своем составе лаборатории, являются:
- развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе своих лабораторий (подразделений) профильных токсикологических, гидрометеорологических, химических, радиологических, эпизоотических и фитопатологических центров с возложением на них задач по идентификации биологических средств и выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии, эпизоотологии, фитопатологии и химико-аналитическим исследованиям в пределах их компетенции;
- участие в выявлении, оценке и прогнозировании радиационной, химической и биологической обстановки, складывающейся в районах чрезвычайных ситуаций;
- проведение научно-исследовательских экспериментов по определению способов выявления и нормализации РХБ обстановки.
6. Материально-техническое обеспечение, подготовка кадров,
специалистов СНЛК РБ
6.1. Учреждения СНЛК должны иметь следующий комплект документации:
- ведомственное положение (инструкцию) о работе СНЛК;
- соответствующий табель оснащения;
- план перевода учреждений с мирного на военное время;
- план подготовки и развития учреждения СНЛК на текущий год и на перспективу;
- схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
- функциональные обязанности специалистов учреждений;
- перечень особо опасных заболеваний и поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений;
- перечень АХОВ, вырабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и региона;
- перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
- инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядок оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
- инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
- методику отбора проб и проведения исследований на зараженность РВ, ОВ, АХОВ и БС, указанными в Перечне особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
- нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций ОВ и СДЯВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье в мирное и военное время;
- карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;
- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
- журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
- инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, АХОВ и БС;
- переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в Республиканское агентство ГО и ЧС;
- структуру СНЛК РБ.
6.2. Оснащение учреждений СНЛК РБ табельным лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых на содержание бюджетных организаций, и собственных средств хозяйствующих организаций.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач в военное время или в период ликвидации чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, хранятся непосредственно в учреждениях СНЛК РБ, используются только по прямому назначению и заменяются на новые в установленном порядке.
Лабораторный контроль объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводятся по методикам, утвержденным МЧС России, Министерством здравоохранения России, Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Исследование пищевого и фуражного сырья, диагностика заболеваний животных и птиц проводятся по методикам, утвержденным Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России.
Лабораторный контроль РВ, ОВ, АХОВ объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Росгидрометом.
Методики, используемые при контроле, должны быть аттестованы в соответствии с ГОСТ Р 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений".
Все базовые лаборатории СНЛК РБ должны быть аккредитованы в соответствии с Системой сертификации ГОСТ Р.
6.3. Готовность учреждений СНЛК РБ к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами Республики Бурятия путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК РБ.
Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится министерствами и ведомствами Республики Бурятия по планам и программам, согласованным с Республиканским агентством ГО и ЧС. В целях совершенствования подготовки специалистов организации СНЛК РБ могут в установленном порядке привлекаться к участию в соответствующих тренировках и учениях, проводимых уполномоченными государственными органами в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
6.4. Сведения о работе и состоянии готовности учреждений и лабораторий СНЛК РБ представляются в Республиканское агентство ГО и ЧС на безвозмездной основе.
7. Материально-техническое обеспечение и финансовое
обеспечение СНЛК РБ
7.1. Финансирование СНЛК РБ в режиме повседневной деятельности осуществляется за счет средств, выделяемых на содержание бюджетных организаций, и собственных средств хозяйствующих организаций.
7.2. Основанием для финансирования СНЛК РБ являются планы текущего и перспективного развития учреждений СНЛК РБ, разрабатываемые министерствами и ведомствами, организациями в Республике Бурятия, согласованные с Республиканским агентством ГО и ЧС. Источником финансирования СНЛК РБ являются бюджеты организаций, входящих в СНЛК РБ.
7.3. Финансирование мероприятий, связанных с участием учреждений СНЛК РБ в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, хозяйствующего субъекта и средств бюджетов органов местного самоуправления.
Финансирование из резервного фонда Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется по решению Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
7.4. Ущерб и убытки, понесенные учреждениями СНЛК РБ не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.
Приложение N 1
к Положению
о сети наблюдения и лабораторного
контроля Республики Бурятия
Базовые учреждения СНЛК РБ:
1. Бурятский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
2. Управление ветеринарии Республики Бурятия.
3. Химико-радиометрическая лаборатория Государственного учреждения Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности.
Приложение N 2
к Положению
о сети наблюдения и лабораторного
контроля Республики Бурятия
Ведомственные лаборатории СНЛК РБ:
1. Гидрометеорологические станции Бурятского республиканского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
2. РГУ "Бурятская научно-производственная ветлаборатория" (БРНПВЛ), районные и межрайонные ветеринарные лаборатории Управления ветеринарии Республики Бурятия.
3. РГУ "Республиканская станция по борьбе с болезнями животных", городская станция по борьбе с болезнями животных г. Улан-Удэ и районные станции по борьбе с болезнями животных.
4. Государственное предприятие "Республиканский аналитический центр".
5. Бурятский центр стандартизации, метрологии и сертификации.
6. Бурятский центр испытания качества продукции.
Приложение N 3
к Положению
о сети наблюдения и лабораторного
контроля Республики Бурятия
Основные лаборатории объектового уровня СНЛК РБ:
1. Химическая лаборатория ОАО "Бурятмясопром".
2. Химическая лаборатория МУП "Водоканал".
3. Химическая лаборатория ОАО "Молоко".
Приложение N 4
к Положению
о сети наблюдения и лабораторного
контроля Республики Бурятия
Основные образовательные
и академические научно-исследовательские учреждения,
имеющие в своем составе лаборатории:
1. Геологический институт БНЦ СО РАН.
2. Байкальский институт природопользования БНЦ СО РАН.
3. Институт общей и экспериментальной биологии БНЦ СО РАН.
4. Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова.
5. Восточно-Сибирский государственный технологический университет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 30 сентября 2008 г. N 465 "О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Республики Бурятия"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 2 октября 2008 г. г. N 101
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2017 г. N 48 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 28 июня 2012 г. N 379
Постановление Правительства Республики Бурятия от 23 марта 2012 г. N 148