Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Территориальное развитие
Целью территориального развития Республики Бурятия являлось создание сбалансированной пространственно-экономической структуры Республики Бурятия.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения задачи по устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований в Республике Бурятия.
Результат выполнения основных индикаторов муниципальных образований представлен в таблице 36.
Таблица 36
Основные индикаторы муниципальных образований
на душу населения, тыс. рублей
N п/п |
Индикаторы/ Районы |
Объем инвестиций в основной капитал |
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета |
Объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции |
|||
закон |
отчет |
закон |
отчет |
закон |
отчет |
||
1 |
Баргузинский |
6,0 |
20,5 |
2,6 |
3,2 |
43,5 |
50,6 |
2 |
Баунтовский |
268,7 |
330,3 |
6,8 |
7,5 |
126,8 |
180,1 |
3 |
Бичурский |
43,9 |
36,9 |
3,6 |
2,6 |
80,1 |
97,4 |
4 |
Джидинский |
13,5 |
25,3 |
2,6 |
2,2 |
81,6 |
69,4 |
5 |
Еравнинский |
47,3 |
43,0 |
2,6 |
3,1 |
66,1 |
73,1 |
6 |
Заиграевский |
18,3 |
40,6 |
3,2 |
3,7 |
43,0 |
47,5 |
7 |
Закаменский |
17,8 |
17,9 |
1,9 |
2,6 |
55,4 |
86,1 |
8 |
Иволгинский |
21,9 |
29,3 |
1,3 |
1,7 |
30,5 |
33,8 |
9 |
Кабанский |
6,8 |
35,7 |
4,0 |
4,0 |
70,0 |
93,3 |
10 |
Кижингинский |
6,5 |
12,6 |
1,8 |
1,8 |
38,8 |
67,1 |
11 |
Курумканский |
19,2 |
35,8 |
2,4 |
3,2 |
59,3 |
55,0 |
12 |
Кяхтинский |
29,4 |
62,1 |
3,7 |
4,2 |
29,8 |
29,2 |
13 |
Муйский |
29,4 |
40,5 |
9,0 |
11,0 |
277,7 |
363,0 |
14 |
Мухоршибирский |
45,8 |
55,2 |
3,9 |
5,2 |
53,3 |
56,2 |
15 |
Окинский |
97,7 |
224,3 |
6,9 |
11,4 |
480,0 |
710,3 |
16 |
Прибайкальский |
59,2 |
172,9 |
1,8 |
3,6 |
79,6 |
87,2 |
17 |
Северо-Байкальский |
6,1 |
53,4 |
4,9 |
6,1 |
44,4 |
51,6 |
18 |
Селенгинский |
78,5 |
114,5 |
3,4 |
4,4 |
125,6 |
139,8 |
19 |
Тарбагатайский |
10,6 |
14,4 |
2,1 |
2,9 |
70,3 |
73,1 |
20 |
Тункинский |
28,9 |
53,6 |
2,9 |
3,4 |
56,4 |
51,0 |
21 |
Хоринский |
4,7 |
20,2 |
4,0 |
2,3 |
65,1 |
76,9 |
22 |
г. Северобайкальск |
8,6 |
17,2 |
8,8 |
10,2 |
35,3 |
32,3 |
23 |
г. Улан-Удэ |
33,3 |
31,4 |
8,3 |
8,7 |
101,9 |
129,3 |
Во всех муниципальных районах и городских округах приняты и реализуются программы социально-экономического развития на 2011 - 2015 годы, разработаны документы территориального планирования.
Территория Республики Бурятия условно подразделена на шесть зон опережающего развития, сгруппированных по принципам географического положения муниципальных образований в Республике Бурятия, современной специализации экономики, единства инфраструктурной сети, общности проблем и перспектив социально-экономического развития.
Четыре зоны - Северная (г. Северобайкальск, Муйский и Северо-Байкальский районы), Восточная (Баунтовский эвенкийский, Еравнинский, Кижингинский и Хоринский районы), Восточно-Саянская (Окинский и Тункинский районы) и Южная (Бичурский, Джидинский, Закаменский, Кяхтинский, Мухоршибирский и Селенгинский районы) - специализируются на добыче и переработке полезных ископаемых и леса. Центральная зона (г. Улан-Удэ, Иволгинский, Тарбагатайский и Заиграевский районы) является промышленным центром республики. Шестая зона (Баргузинский, Курумканский, Кабанский и Прибайкальский районы) - основана на развитии особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, а также зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа.
Следствием этого является различие возможностей для территорий по привлечению инвестиций, развитию реального сектора экономики.
По итогам 2011 года вклад каждой из шести зон опережающего развития выглядит следующим образом.
На Центральную зону приходится 36,7% общего объема инвестиций в основной капитал, 65,8% объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета и 57,3% объема промышленного и сельскохозяйственного производства. При этом вклад г. Улан-Удэ составил 79,0%, 91,3% и 91,5 % соответственно.
Туристско-рекреационная зона формирует 9,9% объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, 7,9% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета и 17,7% объема инвестиций в основной капитал. Лидером по привлечению инвестиций является Прибайкальский район, вклад которого составил 10,6% от общего объема инвестиций в основной капитал в республике.
Вклад Южной индустриальной зоны составил по объему инвестиций в основной капитал - 25,7%, по объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета - 12,1%, по объему промышленной и сельскохозяйственной продукции - 15,9%.
Вклад Восточной индустриальной зоны составил по объему инвестиций в основной капитал - 10,4%, по объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета - 3,5%, по объему промышленной и сельскохозяйственной продукции - 5,6%. При этом в Баунтовском районе объем инвестиций составил 3,2 млрд. рублей, или 330,3 тыс. рублей на одного жителя района, что выше в 7,8 раз среднереспубликанского значения.
На территории Восточно-Саянской индустриальной зоны формируется 5,5% объема инвестиций в основной капитал, 2,4% объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, 5,0% объема промышленной и сельскохозяйственной продукции. При этом наибольший объем промышленной и сельскохозяйственной продукции на 1 жителя произведен в Окинском районе и составил 710,3 тыс. рублей.
Вклад Северной индустриальной зоны составил по объему инвестиций в основной капитал - 3,9%, по объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета - 8,3%, по объему промышленной и сельскохозяйственной продукции - 6,2%.
Город Улан-Удэ стал победителем Общероссийского конкурса стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов Российской Федерации, проходившего в рамках X Общероссийского форума "Стратегическое планирование в регионах и городах России: Ресурсы для развития", в номинации "За формирование системы стратегического и территориального планирования города".
По итогам рейтинговой оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия за 2010 год пяти лучшим муниципальным образованиям выделено 15 млн. рублей из республиканского фонда стимулирования муниципальных образований, из них победителю г. Северобайкальск - 4,5 млн. рублей.
В июле 2011 года с целью пропаганды и распространения достижений социально-экономического развития, историко-культурных традиций муниципальных образований в рамках празднования 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства был проведен смотр-конкурс "Дни экономики и культуры муниципальных образований в Республике Бурятия", победителем (1 место) которого признан г. Улан-Удэ (сумма денежной премии составила 500 тыс. рублей).
В 2011 году межведомственной рабочей группой при Министерстве экономики Республики Бурятия рассмотрены инвестиционные проекты муниципальных районов и городских округов. В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 июня 2010 года N 258 "О формировании реестра инвестиционных площадок на территории Республики Бурятия" формируется реестр инвестиционных площадок Республики Бурятия. На проведение муниципальными образованиями кадастровых работ по межеванию земельных участков под инвестиционные площадки, включенные в реестр, из республиканского бюджета муниципальным образованиям было выделено 1,1 млн. рублей, софинансирование из местных бюджетов составило 57,2 тыс. рублей. Проведены работы по межеванию, постановке на кадастровый учет и включению в Реестр семи инвестиционных площадок Джидинского, Мухоршибирского и Иволгинского районов. Осуществляется работа по поиску инвесторов для реализации проектов на данных площадках.
В 2011 году муниципальным районам и городским округам предоставлены субсидии на развитие социальной, транспортной, инженерной, коммунальной инфраструктуры из республиканского бюджета в сумме 300 млн. рублей, объем софинансирования из местных бюджетов составил 17,9 млн. рублей.
В целях повышения устойчивого экономического роста, модернизации и диверсификации производства, повышения качества жизни населения принято постановление Правительства Республики Бурятия от 22 декабря 2011 года N 687 "О поддержке монопрофильного городского поселения "Город Гусиноозерск" на 2011 - 2015 годы". В 2011 году оказана государственная поддержка за счет средств федерального бюджета в размере 172,72 млн. рублей на реализацию мероприятий комплексного инвестиционного плана.
Кроме того, Межведомственной рабочей группой по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах Российской Федерации пять муниципальных образований республики дополнительно включены в перечень моногородов России (п. Джида, с. Окино-Ключи, ст. Таловка, п. Саган-Нур и г. Закаменск).
В 2011 году на реализацию мероприятий по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера в Республике Бурятия направлено 9,6 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 7 млн. рублей, из республиканского бюджета - 2,3 млн. рублей из бюджетов муниципальных образований - получателей субсидии - 262,3 тыс. рублей. За счет собственных средств получателей субсидии направлено 6,5 тыс. рублей. Реализовано 20 мероприятий в сфере деревообработки, животноводства и мясопереработки, рыболовного промысла, сбора и переработки дикоросов, лекарственных растений, производства изделий художественных промыслов. Успешно реализованы 2 проекта в сфере заготовки дикоросов в Баунтовском эвенкийском районе и Северо-Байкальском районе.
С 2011 года в целях анализа деятельности по исполнению полномочий и эффективности расходования бюджетных средств на муниципальном уровне организована работа Бюджетно-балансовой комиссии при Правительстве Республики Бурятия. Состоялись 2 выездных заседания Комиссии в Северо-Байкальском и Заиграевском районах, в работе которых приняли участие представители органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Оказано содействие в развитии территориального общественного самоуправление как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Главная задача органов территориального общественного самоуправления - это решение социально значимых для населения вопросов.
По отчетным данным органов местного самоуправления в республике создано 689 ТОСов. С целью выявления положительного опыта работы администраций сельских и городских поселений, муниципальных районов, городских округов в Республике Бурятия по развитию здорового партнерства и гражданской инициативы населения и повышение эффективности работы с территориальным общественным самоуправлением проведен республиканский конкурс "Лучшая местная администрация по работе с территориальным общественным самоуправлением" с призовым фондом в объеме 15 млн. рублей.
Денежные премии направлялись местными администрациями на:
1) укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, спорта, здравоохранения и образования;
2) организацию благоустройства и озеленения территорий муниципальных образований;
3) организацию сбора и вывоза твердых бытовых отходов;
4) организацию сноса и утилизации ветхих строений;
5) обеспечение первичных мер пожарной безопасности;
6) организацию освещения улиц;
7) создание условий для организации досуга;
8) организацию обустройства мест массового отдыха жителей.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" проведена оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия за 2010 год.
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения в среднем по Республике Бурятия составила 72,3%. В Баунтовском и Тункинском районах 100% дорог местного значения не отвечают требованиям. Наилучшая ситуация сложилась в Тарбагатайском районе.
Более 20% населения проживают в населенных пунктах Баунтовского и Окинского районов, не имеющих регулярного автобусного или железнодорожного сообщения с административными центрами.
В 2010 году почти в 2 раза увеличился общий объем расходов местных бюджетов на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, а именно с 8,2 млн. рублей до 16,3 млн. рублей. В Тункинском районе поддержка не осуществлялась.
Увеличилась доля прибыльных сельскохозяйственных организаций с 67% в 2009 году до 94% в 2010 году. В 6 муниципальных образованиях республики все сельскохозяйственные организации прибыльные.
Отмечается увеличение площади фактически используемых сельскохозяйственных угодий, которая составила 1,6 млн. га при общей площади 2,4 млн. га (или 66,4%). Максимальное значение доли используемых сельскохозяйственных угодий достигнуто в Окинском районе, минимальное - в Муйском районе - 20%.
Соотношение заработной платы ряда отраслей бюджетной сферы остается ниже заработной платы работников, занятых в экономике. Самое высокое соотношение заработной платы зафиксировано в Бичурском районе, самое низкое - в г. Северобайкальске.
В 2010 году в Окинском районе зафиксирована самая высокая детская смертность, составившая 484,8 случаев смерти детей до 18 лет на 100 тыс. человек населения, самое минимальное - в Баунтовском районе.
В 2010 году отмечается снижение числа случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет на 100 тыс. населения в 15 муниципальных образованиях, в восьми - увеличение. Наибольшее значение показателя сложилось в Северо-Байкальском районе, минимальное - в Окинском районе.
В учреждениях здравоохранения в результате кадрового дисбаланса - избытка прочего персонала при острой нехватке врачей и среднего медицинского персонала возникли неэффективные расходы на управление кадровыми ресурсами в сумме 352,1 млн. рублей в 2010 году, увеличившись на 3% в сравнении с 2009 годом.
Четырехкратное превышение целевого значения численности прочего персонала в сфере здравоохранения отмечается в Баунтовском, Окинском и Тункинском районах. По данным социологических исследований в Иволгинском, Муйском районах более 3/4 населения не удовлетворены качеством медицинской помощи, в Кижингинском районе отмечена высокая оценка - 64,4% населения.
В 2010 году дошкольным образованием охвачено 55% детей. Самый низкий охват дошкольным образованием в Иволгинском, Еравнинском, Джидинском, Тарбагатайском районах. В очереди на устройство в дошкольные образовательные учреждения стоят более 25 тыс. детей.
В сфере общего образования по-прежнему сохраняется избыточная численность работающих. Не соблюдается соотношение учитель - ученик. В среднем на одного учителя приходится 12,7 учеников, при установленном нормативе с учетом сетевого коэффициента 13 учеников.
За 2010 год неэффективные расходы по учительскому составу составили 277,3 млн. рублей со снижением на 26%, по прочему персоналу составили 653,4 млн. рублей со снижением на 9%.
Удовлетворенность населения качеством образования составила 45,4%. В Кижингинском, Еравнинском, Иволгинском и Окинском районах более 60% населения дают положительную оценку.
Физической культурой и спортом систематически занимаются 19% населения республики (по России - 17%). Самые активные - в Закаменском районе, наименее - в Иволгинском районе.
Обеспеченность спортивными залами составила 47,2% от норматива, плоскостными сооружениями 57,1%, плавательными бассейнами - 3,2%.
Наилучшие показатели оснащения спортивными сооружениями имеет Джидинский район, плоскостными сооружениями и плавательными бассейнами - Тункинский район.
В 2010 году ниже среднереспубликанского уровня (19,1 кв. м) приходится жилой площади на 1 жителя в 12 районах. Наибольшая обеспеченность жильем в Северо-Байкальском районе (24,2 кв. м), наименьшая - в Окинском районе (14,9 кв. м).
Объем неэффективных расходов в ЖКХ составил 74,5 млн. рублей. В Баунтовском и Закаменском районах самая высокая доля неэффективных расходов (75% и 33% соответственно).
В целом удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами остается на низком уровне - 20% от числа опрошенных. Максимальный уровень - в Окинском районе (41%), минимальный - в Бичурском (5%).
Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме консолидированного бюджета Республики Бурятия (без учета субвенций) увеличилась в 2010 году с 42% до 51%. Наибольшая доля налоговых и неналоговых доходов отмечена в городах Северобайкальске (67%) и Улан-Удэ (72%).
Более 55% жителей Курумканского, Окинского, Закаменского районов дают положительную оценку деятельности муниципальной власти. Более 80% населения Кабанского, Селенгинского и Муйского районов не удовлетворены деятельностью органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.