Указ Президента Республики Бурятия
от 13 мая 1998 г. N 106
"О Концепции государственного регулирования цен и тарифов в
Республике Бурятия"
Указом Президента Республики Бурятия от 20 октября 2003 г. N 291 настоящий Указ признан утратившим силу
В целях реализации Закона Республики Бурятия "О государственном регулировании цен и тарифов в Республике Бурятия", определения общих принципов стратегии и тактики осуществления процесса регулирования цен и тарифов и улучшения ценовой ситуации в Республике Бурятия, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственного регулирования цен и тарифов в Республике Бурятия.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти и местного самоуправления, всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности, действующим на территории республики, при подготовке и издании нормативных правовых и иных актов руководствоваться настоящей Концепцией.
3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Комитет цен при Министерстве экономики Республики Бурятия (Карпуков В.И.).
Президент Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
г. Улан-Удэ
Дом Правительства
13 мая 1998 г.
N 106
Утверждена
Указом Президента
Республики Бурятия
от 13 мая 1998 г. N 106
Концепция
государственного регулирования цен и тарифов в Республике Бурятия
I. Общие положения
Настоящая Концепция определяет общие принципы стратегии и тактики осуществления государственного регулирования цен и тарифов в Республике Бурятия.
Концепция государственного регулирования цен и тарифов в Республике Бурятия представляет собой систему, определяющую основные направления деятельности хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и местного самоуправления в области ценообразования и контроля за соблюдением дисциплины цен.
Концепция направлена на дальнейшее развитие экономики республики в рыночных условиях и защиту интересов потребителей.
Концепция разработана в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами по ценовому регулированию Российской Федерации и Республики Бурятия.
В Концепции заложены следующие важнейшие принципы ценовой политики:
- минимальное государственное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов;
- защита участников рынка и интересов населения на основе регулирования цен на отдельные виды социально-значимых товаров и услуг;
- содействие развитию рыночных отношений и конкуренции;
- равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
- единство нормативно-правовой базы, порядка и методов регулирования цен и тарифов на всей территории Республики Бурятия;
- контроль за регулируемыми ценами и тарифами.
II. Ценовая ситуация в Республике Бурятия
и задачи по регулированию цен и тарифов
Как и в Российской Федерации рост цен в Республике Бурятия замедлился. Сводный индекс потребительских цен в 1995 году составил 235, в 1996 г. - 124, а в 1997 г. - 107,9 процента.
Политика Российского Правительства, направленная на ликвидацию перекрестного субсидирования в отраслях жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики, связи, на транспорте в период 1998-2003 гг. приведет к росту цен и тарифов для населения. Одновременно должна усиливаться адресная поддержка малообеспеченных и нуждающихся граждан.
Основными целями ликвидации перекрестного субсидирования являются полное возмещение экономически обоснованных затрат и получение нормативной прибыли для отраслей естественных монополий, а также снижение затрат промышленных предприятий на выпускаемую ими продукцию. Снизятся и расходы бюджетных средств в организациях, финансируемых из бюджета.
Политика неоправданного свертывания государственного регулирования экономики, отказа от многих эффективных форм государственного воздействия на процессы становления рыночных отношений является одной из причин продолжающего в стране социально-экономического кризиса. Государство должно отслеживать изменения цен, анализировать причины таких изменений и прямо или косвенно воздействовать на процессы ценообразования, уровень и динамика цен - важнейшие характеристики состояния экономики в целом.
Принятый Закон "О государственном регулировании цен и тарифов в Республике Бурятия" обозначил цели государственного регулирования. Для достижения поставленных целей требуется решать основные задачи:
- достижение оптимальных соотношений между динамикой цен и уровнем заработной платы и других денежных доходов населения;
- большие расстояния от центра России и высокие транспортные издержки не позволяют предприятиям республики на равных конкурировать с товаропроизводителями европейской части, поэтому необходимо выработать иные принципы в стратегии и тактике ценовой политики;
- в целях снижения затрат и соответственно цен, целесообразно хозяйствующим субъектам заключать ценовые соглашения по технологической цепочке;
- в целях поддержки товаропроизводителей отработать систему оптимального налогообложения, финансовой поддержки из бюджета на конкурсной основе;
- проведение углубленной экспертизы экономической обоснованности цен и тарифов с выработкой рекомендации по снижению затрат;
- усиление результативности контроля за соблюдением государственной дисциплины цен и исполнением правовых актов по вопросам ценообразования;
- сокращение перекрестного субсидирования различных групп потребителей продукции и услуг естественных и локальных монополий при одновременном формировании механизма адресной поддержки малообеспеченных и нуждающихся граждан.
III. Основные пути совершенствования ценообразования
Правительство республики в пределах своих полномочий самостоятельно определяет направления и методы регулирования цен и тарифов для субъектов ценообразования. Регулирование вводится на основе анализа деятельности хозяйствующих субъектов с учетом стимулирующей роли соответствующих методов в увеличении объемов производства, повышении качества производимой (реализуемой) продукции и удовлетворении спроса и предложений на нее.
Представляется целесообразным дальнейшее совершенствование системы ценообразования проводить в сочетании с последующей либерализацией цен с государственным регулированием по важнейшим видам продукции товаров и услуг.
3.1. Регулирование цен и тарифов на продукцию,
товары и услуги предприятий естественных монополий
Считать необходимым продолжить дальнейшее совершенствование механизма государственного регулирования цен и тарифов на предприятиях естественных монополий.
Предполагается за счет реализации основных положений структурной реформы в отраслях естественных монополий относительное снижение цен и тарифов на продукцию естественных монополий для промышленных потребителей, выравнивание цен и тарифов для всех категорий потребителей.
По услугам жилищно-коммунального хозяйства
Реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) предлагает переход к его самофинансированию путем прекращения бюджетных дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей. Увеличение тарифа для населения до экономически обоснованного уровня и ликвидация перекрестного субсидирования в системе ЖКХ планируются поэтапно до 2003 года. Повышение тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг должно сочетаться с увеличением доходов населения и оказанием адресной социальной поддержки малообеспеченным гражданам.
Основными направлениями реформирования тарифной политики в системе ЖКХ являются:
- увеличение доли затрат, покрываемых за счет платежей населения в пределах социальной нормы;
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и другие коммунальные услуги, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества жилья, этажности, расположения и местонахождения;
- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов за счет совершенствования системы управления, эксплуатации и контроля, развитие конкурентной среды;
- внедрение индивидуальных приборов регулирования и учета, воды и других энергоресурсов;
- согласование тарифов при отсутствии альтернативных конкурирующих организаций;
- демонополизация и создание условий для конкуренции в целях снижения издержек и повышения качества обслуживания населения.
В электроэнергетике
Анализ динамики цен на продукцию промышленности республики показывает, что основными факторами ее не конкурентоспособности являются увеличение доли условно-постоянных расходов в себестоимости продукции из-за сокращения объемов производства, опережающее увеличение цен на топливо и электрическую энергию.
В целях снижения в себестоимости доли затрат на электрическую энергию в 1997 году начата работа по ликвидации перекрестного субсидирования потребителей электрической энергии путем поэтапного выравнивания тарифов, которое запланировано провести до 2000 года.
Одновременно должна быть продолжена работа по снижению расходов на производство электрической и тепловой энергии по статьям затрат.
Необходимо отказаться от практики решения частных вопросов экономического регулирования электроэнергетики путем принятия прямых административных решений, входящих в компетенцию Региональной энергетической комиссии.
Следует ужесточить требования ко всем потребителям по оплате поставленной им энергии, принимать меры по решению проблемы неплатежей.
По услугам связи
Основной целью государственного регулирования тарифов на услуги связи является максимальное удовлетворение спроса потребителей на услуги связи, повышение эффективности деятельности операторов связи и обеспечение дальнейшего развития и модернизации средств и сетей связи с улучшением качества их предоставления.
Одной из главных проблем является широкое применение элементов перекрестного субсидирования между отдельными подотраслями и категориями потребителей (завышение тарифов для промышленных предприятий, установление более низких тарифов для населения и бюджетных организаций).
В связи с этим основной задачей регулирования тарифов на услуги связи на ближайшую перспективу является реализация мер по выравниванию структуры тарифов, сокращению перекрестного субсидирования между категориями потребителей по отдельным видам услуг связи, обеспечение поэтапного сближения тарифов на одноименные услуги для различных категорий потребителей (кроме сельской телефонной связи и универсальных услуг почтовой связи). Для выполнения этой задачи проводится ежеквартальная индексация действующей абонементной платы за пользование основным телефонным аппаратом и его установку с приведением тарифов в соответствие с принятыми правительствами России и Бурятии решениями. Процесс перехода к предоставлению услуг связи по тарифам для двух категорий потребителей (население и организации) планируется завершить до конца 1998 года.
По железнодорожным пригородным пассажирским перевозкам
В настоящее время существует перекрестное субсидирование железнодорожных пассажирских перевозок пригородного сообщения за счет тарифов на перевозки грузов.
Для прекращения субсидирования убытков от пассажирских перевозок за счет грузовых необходимо реализовать меры по дотированию убытков из соответствующих бюджетов, повышению доходности пассажирских перевозок путем постепенного выравнивания тарифов до реально возможного уровня с учетом платежеспособности населения. В этих условиях возможно решение задачи по созданию в составе железных дорог специализированных компаний по перевозке пассажиров в местном и пригородном сообщениях, функционирующих на контрактной основе и имеющих самостоятельные балансы.
Мероприятия, связанные с выделением объектов социальной сферы из системы железнодорожного транспорта и передачей их в государственную и муниципальную собственность, выделением неиспользуемых производственных мощностей, а также сокращением убыточных малодеятельных железнодорожных линий и участков (продажа, полное закрытие, передача органам местного самоуправления), приведут к сокращению издержек отрасли и, соответственно, цен на ввозимую и вывозимую продукцию промышленных предприятий.
Конечной целью реформирования ценообразования на железной дороге является прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых с одновременным решением вопросов по возмещению затрат по льготируемым категориям пассажиров.
По другим видам транспорта
По автомобильному и электрифицированному городскому пассажирскому транспорту
В последние годы тарифы на городском пассажирском транспорте резко повысились, и все же стоимость проезда не покрывает затрат. Особенно это имеет место при перевозках пассажиров автомобильным транспортом. Здесь важнейшим элементом реформы должна быть демонополизация предоставления услуг пассажирского транспорта. Развитие конкуренции в этой сфере должно осуществляться в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения предприятий муниципального пассажирского транспорта путем более широкого привлечения на равноправной основе транспорта всех форм собственности. При этом требуется принять ряд организационных мер по вопросам эксплуатации, диспетчирования и контроля, чтобы снизить затраты на перевозку пассажиров.
Главным принципом в политике ценообразования должны быть не дотации бюджета, а платежеспособность населения.
Основу финансирования должны составлять доходы от перевозок пассажиров.
По автомобильному транспорту в пригородном и
междугородном сообщении и на речных переправах
Регулирование тарифов целесообразно осуществлять с учетом экономически обоснованных затрат предприятий, выполняющих данные перевозки, с учетом субсидий, предусмотренных республиканским бюджетом, уровнем жизни населения и его платежеспособности.
По авиационному транспорту
В последние годы на авиационном транспорте республики наблюдается обвальное падение объемов перевозок, несмотря на то, что некоторые населенные пункты республики не имеют другого вида пассажирской связи.
В этих условиях целесообразно:
- сокращение перекрестного субсидирования убыточных видов деятельности;
- доведение тарифов на перевозки пассажиров на местных авиалиниях, включая районы Крайнего Севера, до уровня, компенсирующего затраты авиаперевозок;
- регулирование тарифов на перевозку грузов в районы Крайнего Севера осуществлять исходя из экономически обоснованных затрат;
- сохранение мер социальной защиты отдельным категориям граждан при отсутствии других, более дешевых альтернативных видов пассажирского транспорта.
3.2. Ценообразование в агропромышленном комплексе
Ценовая политика в агропромышленном комплексе в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" предусматривает:
- применение свободных рыночных (договорных) цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения в сочетании с государственной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей и взвешенной протекционистской политикой;
- постепенный переход к применению гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд:
- взаимодействие ценовых и финансово-кредитных отношений в системе регулирования агропромышленного производства.
Претворение в жизнь свободного ценообразования в агропромышленном комплексе необходимо проводить в сочетании с прямым и косвенным государственным регулированием, включая:
- продолжение практики предоставления льгот по налогообложению, кредитованию, осуществлению мер по упорядочению экономических отношений между сельскими товаропроизводителями, заготовительными, перерабатывающими предприятиями и торговлей на основе оценки реального вклада всех участников производства;
- оказание государственной поддержки из республиканского бюджета и внебюджетных источников;
- соблюдение ценового паритета и создание равных условий хозяйствования с предприятиями других отраслей народного хозяйства;
- финансирование страхования посевов сельскохозяйственных культур;
- введение залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией;
- создание сети заготовительных организаций для закупок сельскохозяйственной продукции у населения;
- расширение применения лизинга, товарного кредита и субсидий на приобретение современной техники, научно-технической продукции, удобрений, нефтепродуктов, племенного скота, семян.
Эти и другие направления должны способствовать повышению эффективности производства, снижению затрат на сельскохозяйственную продукцию и выпуску более дешевой конкурентоспособной продукции, обеспечению рынка сбыта.
3.3. Регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и
услуги локальных монополий
На местных рынках имеются некоторые виды деятельности, которые по своему экономическому содержанию являются естественными (локальными) монополиями. К локальным монополиям относятся услуги систем теплоснабжения (теплоэнергия, вырабатываемая предприятиями и организациями, расположенными на территории местного самоуправления, находящимися в муниципальной собственности или состоящими на балансе хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности), водоснабжения и канализации. Органы исполнительной власти и местного самоуправления, регулируя цены и тарифы на услуги местных локальных монополий, используют механизм перекрестного субсидирования одних потребителей за счет других.
Переход к оплате населением в полном объеме услуг указанных локальных монополий и отмена перекрестного субсидирования будут решаться в рамках Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных граждан.
Органам исполнительной власти и местного самоуправления целесообразно создать рабочие комиссии и экспертные группы по подготовке и рассмотрению тарифов на услуги локальных монополий на предмет обоснованности включения в них затрат.
3.4. Установление предельных размеров
снабженческо-сбытовых надбавок к свободно-отпускным (оптовым) ценам
Для сдерживания роста цен при прохождении товара через посреднические звенья устанавливаются снабженческо-сбытовые надбавки. В базовой снабженческо-сбытовой надбавке учтены все издержки обращения, включая транспортные расходы по доставке грузов до торгово-закупочных предприятий и суммы платежей за пользование банковским кредитом по действующей учетной ставке Центрального банка Российской Федерации, с учетом рентабельности 50% к издержкам обращения и налога на добавленную стоимость. Снабженческо-сбытовая надбавка устанавливается к свободной (оптовой) цене предприятия изготовителя независимо от количества посредников. По мере изменения ценообразующих факторов (железнодорожного тарифа и учетной ставки Центробанка) проводится индексация предельного размера снабженческо-сбытовой надбавки.
При этом следует иметь в виду, что в целях устойчивого функционирования экономики и жизнеобеспечения северных районов республики с ограниченным сроком завоза, по решениям правительства республики возможна государственная поддержка завоза продукции в эти районы путем возмещения транспортных расходов.
Целесообразно продолжать практику применения снабженческо-сбытовых надбавок в республике.
3.5. Установление предельных размеров торговых
надбавок (наценок) к свободно-отпускным ценам
В целях дальнейшего повышения эффективности деятельности организаций торговли, общественного питания, бытового обслуживания и аптечной розничной сети в рыночных условиях целесообразно продолжать практику применения свободного формирования цен на товары народного потребления и бытовые услуги.
Для социальной защиты населения целесообразно сохранить государственное регулирование цен и тарифов:
в сфере торговли, общественного питания и аптечной розничной сети путем установления предельных надбавок (наценок) на:
- социально-значимые товары народного потребления;
- продукцию общественного питания при учреждениях образования;
- лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Органам местного самоуправления целесообразно сохранить практику регулирования цен на социально-значимые товары и услуги:
- ритуальные услуги;
- печное топливо.
3.6. Прогнозирование индексов - дефляторов оптовых
цен и индексов потребительских цен
Основой для прогноза динамики цен в регионе являются показатели по Российской Федерации в целом, разрабатываемые Министерством экономики Российской Федерации исходя из сценарных условий прогноза социально-экономического развития России и соответствующие показатели по Республике Бурятия.
Прогнозируются индексы - дефляторы цен по отраслям сферы материального производства и сводные индексы потребительских цен.
Основное назначение прогнозных значений индексов - дефляторов цен - расчет стоимостных показателей прогноза социально-экономического развития, параметров проекта бюджета. Для их прогнозирования необходимо накопление республиканских статистических данных по объемам производства с разбивкой по кварталам (в действующих ценах), темпам изменения объемов производства, индексам физического объема по отраслям промышленности и другим отраслям сферы материального производства. Отсутствие таких данных с 1992 года не позволяет пока производить полноценный прогноз индексов - дефляторов по Республике Бурятия.
Сводный индекс потребительских цен - один из основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития. При расчете этого индекса принимаются во внимание только те товары и услуги, которые составляют "потребительскую корзину". Прогноз индексов потребительских цен разбивается помесячно, основываясь на показателях среднемесячной динамики индекса потребительских цен (ИПЦ), прогнозируемой поквартально по России в целом.
Среднегодовые и квартальные ИПЦ за базовый и прогнозный периоды рассчитываются по специальным формулам.
Учитывая, что расчет производится по Методическим рекомендациям Министерства экономики России для регионов, а в Республике Бурятия отсутствуют в необходимом объеме статистические данные, начиная с 1992 года, - прогноз носит рекомендательный характер.
3.7. Проведение контроля за соблюдением государственной
дисциплины цен и тарифов
Принятые нормативно-правовые документы Российской Федерации и Республики Бурятия по регулированию цен и тарифов не могут быть реализованы без эффективного контроля со стороны государства за порядком их применения.
Контроль осуществляет обратную связь и позволяет судить о фактическом положении дел в области ценообразования на местах. На основе полученной в ходе проверок информации можно судить об исполнении принимаемых Президентом и Правительством Российской Федерации и Президентом и Правительством Республики Бурятия мер в области регулирования цен и при необходимости вносить предложения по изменениям и дополнениям в государственную ценовую политику.
Как показывает практика, до 30% проверяемых хозяйствующих субъектов допускают нарушения в области ценообразования и необоснованно повышают цены и тарифы. Поэтому систему контроля необходимо продолжать и совершенствовать методы контроля.
Целесообразно осуществлять контроль не только на уровне исполнительной власти республики, но и местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Республики Бурятия от 13 мая 1998 г. N 106 "О Концепции государственного регулирования цен и тарифов в Республике Бурятия"
Текст Указа официально опубликован не был
Указом Президента Республики Бурятия от 20 октября 2003 г. N 291 настоящий Указ признан утратившим силу