Постановление Правительства Республики Бурятия
от 1 сентября 1999 г. N 325
"О концепции республиканской денежно-кредитной политики"
(с изменениями от 22 февраля 2000 г.)
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21 октября 2008 г. N 480 настоящее Постановление признано утратившим силу
В целях определения концептуальных подходов регулирования денежно-кредитной сферы: республики и создания условий для обеспечения экономического роста Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской денежно-кредитной политики
2. Утвердить прилагаемый План мероприятий по реализации республиканской денежно-кредитной политики.
3. Министерствам, ведомствам и комитетам Республики Бурятия, кредитным организациям, участвующим в реализации мероприятий, обеспечить их выполнение в установленные сроки.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Контрольное Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).
Президент - Председатель |
Управляющий делами - |
Республики Бурятия
Н.И. Быков
Концепция
республиканской денежно-кредитной политики
(одобрена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 1 сентября 1999 г. N 325)
1. Введение
Денежно-кредитная сфера является важнейшим элементом государственного регулирования, поскольку в ней происходит перераспределение денежных потоков, созданных в процессе деятельности экономических агентов. С одной стороны, состояние денежно-кредитной сферы формируется под воздействием экономических факторов, а с другой - определяет условия функционирования экономики.
Концепция республиканской денежно-кредитной политики отражает основные направления регулирования денежно-кредитной сферы, взаимоотношений Правительства республики, Национального банка и коммерческих банков.
Республика Бурятия находится в рамках единого экономического и рублевого пространства и имеет определенные особенности состояния экономики, финансового сектора. Правовой базой концепции являются Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 1999 год, Программа реструктуризации банковской системы Российской Федерации, Программа действий Правительства Республики Бурятия на 1999-2002 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.12.98 г. N 445.
Целью республиканской денежно-кредитной политики является создание условий для максимального вовлечения и использования денежных ресурсов в производственно-хозяйственной деятельности экономических агентов как необходимой предпосылки экономического роста. Исходя из цели, к основным задачам денежно-кредитной политики в республике относятся:
- реструктуризация банковской системы, увеличение вклада банковской системы в формирование внутреннего регионального продукта.
- оптимизация структуры денежной массы;
- обеспечение соблюдения требований валютного регулирования коммерческими банками и их клиентами - участниками внешнеэкономической деятельности;
- обеспечение устойчивого функционирования расчетной сети.
2. Состояние экономики и денежно-кредитной сферы в 1999 году
2.1. Общеэкономические процессы
Рост деловой активности, выразившийся в увеличении спроса на продукцию предприятий повлиял на увеличение объемов производства. Уровень производства основных видов продукции, рассчитываемый как индекс хозяйственной активности по методике Банка России, в январе-июне 1999 года составил 107,8% к соответствующему периоду прошлого года. Увеличение производства обеспечено за счет машиностроения, легкой промышленности, черной металлургии, ЛПК, ТЭК. В то же время во втором квартале текущего года наблюдается замедление прироста производства.
Увеличение спроса на продукцию оказало влияние на снижение среднемесячных темпов прироста неплатежей, составивших 100,8% против 109,4% в аналогичном периоде 1998 года. Улучшилось финансовое положение предприятий. Сводный финансовый результат их деятельности составил 24 млн. рублей прибыли, тогда как на протяжении прошлого года предприятия в целом работали убыточно. Темпы инфляции сохраняются на достаточно низком уровне.
Вместе с тем накопленный груз неплатежей определяет общую низкую платежеспособность предприятий. По данным Госкомстата республики, среднеотраслевой коэффициент покрытия на 01.06.99 г. составил 110% при нормальном значении свыше 200%. Согласно оценке предприятий среднеотраслевая доля бартера в выручке составила 40,6%, а в ряде отраслей (промышленность стройматериалов, ЛТК, машиностроение, электроэнергетика) превышала 65 процентов.
Недостаток оборотных средств отражается на уровне использования производственных мощностей, составляющем в среднем 52,4%. Дефицит оборотных средств на фоне относительно высокого спроса на продукцию негативно влияет на возможность увеличения объемов производства, а также снижает эффективность использования работающих активов предприятий. Сравнение рентабельности производства (составившей по оценке предприятий в текущем году в среднем 8,8%) и средневзвешенных процентных ставок по рублевым кредитам, предоставленным предприятиям (в среднем за 6 месяцев 1999 года - 62,3%), свидетельствует о низкой кредитоспособности субъектов реального сектора и неблагоприятных условиях для кредитования экономики. Поданным предприятий, среднеотраслевая доля кредитов в их капитале составляла 2,4%.
Снижение реальных доходов населения на 16,3% к январю-июню 1998 года повлекло сокращение реального денежного предложения в экономику со стороны населения, выразившееся в снижении розничного товарооборота в сопоставимых ценах на 18%. Изменения в структуре использования денежных доходов, связанные с сокращением доли потребительских расходов и сбережений, включая покупку валюты, а также увеличением удельного веса свободных денежных средств, оказывает отрицательное влияние на состояние денежного обращения.
2.2. Денежное обращение
Увеличение деловой активности предприятий, поступление в регион средств федерального бюджета и Пенсионного фонда (составившие за 6 месяцев текущего года 1,301 млрд. руб.), проводимая Национальным банком, кредитными организациями работа в части денежного обращения отразились на росте в январе-июне текущего года (по сравнению с аналогичным периодом 1998 года) среднемесячной денежной массы (1 полугодие 1999 г., - 8,2 %, 1 полугодие 1998 г. - 0,9%) и основных денежных агрегатов-наличных денег в обращении (соответственно 10% и 1,8%) и безналичных средств (5,9% и 0,1%). Динамика денежной массы и ее основных компонентов превышала динамику инфляции, поэтому денежная масса в республике в реальном выражении увеличивалась. Более интенсивный прирост наличных денег в обращении по сравнению с безналичными средствами обуславливает увеличение доли наличных денег в структуре денежной массы с 55,7% на 01.01.99 г. до 61,4% на 01.07.99 г. (денежная масса - 3,6 млрд. руб., наличные деньги в обращении - 2,21 млрд. руб.).
Состояние денежного обращения в целом объективно определяется экономическими факторами, такими как:
1. Отраслевая структура экономики, характеризуемая преобладанием производств, конечная продукция которых не предназначена для потребления населением. По данным Госкомстата РБ, в структуре промышленного производства в январе-июне текущего года преобладает продукция ТЭК41,1%, машиностроения и металлообработки - 17,9%. Доля пищевой, легкой промышленности в объеме промышленного производства на протяжении 1997-98 гг. и прошедшего периода 1999 года не превышала 11%. Потребность населения в товарах народного потребления (что особенно актуально - в продовольственных) удовлетворяется за счет ввоза в регион продукции, т.е. существует обеспеченный спросом потенциал роста производства в отраслях, производящих товары для населения.
2. Низкий уровень развития платных услуг населению, прежде всего в районах республики. Объем реализации платных услуг на 1 рубль денежных доходов за 6 месяцев 1999 года составил 7,8 копейки, в том числе бытовых услуг - 0,4 копейки. Неудовлетворительная организация бытового обслуживания клиентов в сельской местности вынуждает население обращаться к услугам частных лиц, не прошедших регистрацию и не получивших в органах местного самоуправления свидетельств на право осуществления предпринимательской деятельностью.
3. Общая разбалансированность расчетов, связанная с накопленными неплатежами. По состоянию на 01.06.99 г. объем взаимных неплатежей предприятий, составил 17,9 млрд. руб., из которых 69% - просроченные. Неплатежи стимулируют расчеты наличными, а также использование бартерных схем.
4. Высокие кредитные риски, ограничивающие возможность привлечения предприятиями банковских кредитных ресурсов при наличии потребности в заемных средствах.
5. Состояние торговли, определяемое увеличением значения неорганизованного рынка, являющегося основным каналом миграции наличных денег из региона. По состоянию на 01.07.99 г. на руках населения осталось и вывезено за пределы республики наличных денежных средств в сумме 1614,4 млн. рублей. Оборот торговли на неорганизованном рынке в январе-июне 1999 г. увеличился в фактических ценах по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2 раза, тогда как оборот торгующих организаций - всего на 33%. Доля неорганизованного рынка в структуре розничного товарооборота (без общественного питания) составила 47,3%, в аналогичном периоде прошлого года - 36,8%.
2.3. Банковская система
Состояние банковской системы в истекшем периоде 1999 года в целом характеризуется увеличением текущей ликвидности кредитных организаций в условиях роста платежного оборота клиентов, увеличением ресурсной базы, сокращением кредитных вложений. Доля доходных активов в активных операциях в среднем составила 42%.
Банковский платежный оборот в 1999 году увеличивался в среднем за месяц на 45%. среднедневные остатки средств на корсчетах банков сохранялись на высоком уровне, что свидетельствует о наличии "свободных" ресурсов у кредитных организаций.
Увеличение ресурсной базы банков связано, как с ростом остатков средств на расчетных, бюджетных счетах юридических лиц, так и вкладов населения, прежде всего в Бурятском банке Сбербанка РФ, на долю которого по состоянию на 01.07.99 г. приходится 81% обязательств банков перед населением. Во II квартале т.г. отмечен рост вкладов в Сбербанке, в самостоятельных банках, филиалах иногородних банков. В целом среднемесячный прирост ресурсной базы кредитных организаций в январе - июне текущего года составил 3,2%. По состоянию на 01.07.99 г. доля остатков средств на расчетных, бюджетных и внебюджетных счетах юридических лиц в ресурсной базе банков составила 23,8%, доля депозитов - 48%.
В разрезе активных операций наблюдается снижение кредитных вложений за счет превышения объемов погашенных ссуд над текущей выдачей и рост вложений в ценные бумаги, как государственные, так и негосударственные. Объем кредитных вложений в экономику на 01.07.99 г. составил 327,7 млн. руб., объем вложений в ценные бумаги - 263,3 млн. руб., в том числе 87,9% - в Госбумаги РФ.
Высокие кредитные риски, вызванные общей низкой кредитоспособностью предприятий, а также снижением их платежной дисциплины по выполнению обязательств перед банками (что особенно отразилось в период финансового кризиса), оказали влияние на снижение текущей кредитной активности коммерческих банков. Кредитные организации, располагая ресурсами для краткого среднесрочного кредитования, имеют ограниченные возможности их доходного размещения. Соотношение выданных кредитов и привлеченных депозитов коммерческими банками в текущем году составляет 17,6%.
За январь-июнь 1999 года банками выдано кредитов на сумму 224,4 млн. руб. или 69,9% к уровню соответствующего периода прошлого года. В общей сумме кредитов в среднем за 1 полугодие 1999 года 27,4% предоставленных предприятиям материального производства на пополнение оборотных средств. Средневзвешенные процентные ставки по рублевым кредитам плавно снижались с 70,4% в январе до 53,7% в июне т.г.
Показателем, характеризующим степень участия банковской системы в формировании ВРП, является доля банковских кредитов в произведенном внутреннем региональном продукте. В связи со снижением кредитной активности коммерческих банков, сокращением числа действующих кредитных организаций доля банковских кредитов в ВРП уменьшилась с 7,4% в январе - июне 1998 года до 5,1% в соответствующем периоде текущего года.
Затрагивая вопросы инвестиционной деятельности банков, необходимо отметить, что ее фактическое отсутствие определяется двумя основными факторами - недостатком ресурсов для долгосрочного кредитования (доля депозитов на срок свыше 1 года в общем объеме депозитов, привлеченных кредитными организациями в январе-июне т.г. составила 0,5%) и негативным финансовым положением предприятий, представивших инвестиционные проекты для рассмотрения коммерческим банкам. В отчетном периоде текущего года объем банковских инвестиционных кредитов составил 1,4 млн. руб., или 10,62% к общей сумме выданных кредитов.
Финансовое положение банков улучшилось - сводный результат деятельности на 01.07.99 г. составил 1,2 млн. руб. прибыли против 32,2 млн. руб. убытков на соответствующую дату 1998 года. По сравнению с началом года оплаченный уставный капитал самостоятельных банков увеличился на 32,5%, собственные средства (капитал) возросли на 35,6%
3. Основные направления республиканской денежно-кредитной политики
3.1. Оптимизация структуры денежной массы
Достаточность денежной массы в экономике (степень монетизации) определяется состоянием производства (темпы экономического роста, спада), поскольку денежная масса формируется в процессе реализации созданного продукта, и темпами инфляции (инфляционными ожиданиями), влияющими на изменение стоимости созданного продукта и, соответственно, спроса на деньги. Степень монетизации характеризуется соотношением объема денежной массы и ВРП и на 01.01.99 г. в республике составила 20,2% (на 01.01.98 г.- 17,7%).
Теоретически, исходя из того, что скорость обращения денег в производственной сфере в три раза медленнее, чем в сфере обращения, а в структуре доли товаров и услуг распределяются примерно поровну (в Республике Бурятия в 1998 г. ВРП, созданный в сфере обращения капитала, составил 46%), возможно определить необходимое количество денег в производственной сфере и сфере обращения Республики Бурятия.
Теоретический расчет (в млн. руб.)
/----------------------------------------------------------------------\
| Показатели |1998 г. |1999 г. |
|--------------------------------------------------+--------+----------|
|1. Валовый региональный продукт* | 11118 | 15272 |
|----------------------------------------------------------------------|
| в том числе: |
|----------------------------------------------------------------------|
| а) в производственной сфере (54%) | 6004 | 8247 |
|--------------------------------------------------+--------+----------|
| б) в сфере обращения (46%) | 5114 | 7025 |
|--------------------------------------------------+--------+----------|
|2. Среднее значение денежной массы | 1964 | 2654 |
|----------------------------------------------------------------------|
| в том числе: |
|----------------------------------------------------------------------|
| а) налично-денежной массы | 1008 | 1816 |
|--------------------------------------------------+--------+----------|
|3. Скорость обращения денежной массы | 5,7| 5,8 |
| (V в оборотах) (стр. 1/стр. 2) | | |
|--------------------------------------------------+--------+----------|
| в том числе: | | |
|--------------------------------------------------+--------+----------|
| а) в производственной сфере (стр. Зб/3) | 1,7| 1,3 |
|--------------------------------------------------+--------+----------|
| б) в сфере обращения (стр. 1б/2а) | 5,1| 3,9 |
|--------------------------------------------------+--------+----------|
|4. Необходимый объем денежной массы для | | |
| обслуживания ВРП (Y) (стр. 4а+стр. 4б) | 4535 | 8145 |
|----------------------------------------------------------------------|
| в том числе: |
|----------------------------------------------------------------------|
| а) в производственной сфере (Y/V) | | |
| (стр. 1а/стр. 3а) | 3532 | 6344 |
|--------------------------------------------------+--------+----------|
| б) в сфере обращения (стр. 16/стр. 36) | 1003 | 1801 |
|--------------------------------------------------+--------+----------|
|5. Уровень монетизации (стр. 4/стр. 1) | 40,8| 53,3 |
\----------------------------------------------------------------------/
(*)Данные Госкомитета по статистике и Министерства экономики и внешних связей Республики Бурятия.
Исходя из теоретических расчетных данных таблицы, для нормального обеспечения оборота капитала в производственной сфере и сфере обращения респу6лики в 1998 году было необходимо более чем двукратное увеличение денежных ресурсов, в 1999 году - оценочно более чем в 3 раза.
Регулирование денежного обращения согласно федеральному законодательству осуществляет Банк России. Вопросы дополнительной кредитной и налично-денежной эмиссии, обеспеченной товарным покрытием, решаются Банком России совместно с Правительством Российской Федерации. С учетом факторов, влияющих на состояние денежного обращения в республике, реальное увеличение насыщенности экономики (прежде всего производственного сектора) денежными ресурсами может быть достигнуто за счет оптимизации структуры денежной массы.
Экономическое содержание проблемы оптимизации структуры денежной массы требует ее системного решения на федеральном уровне, уровне республиканских органов власти и уровне банковской системы республики.
К вопросам, которые могут быть решены на федеральном уровне, относятся:
- оказание государственной кредитной поддержки приоритетным отраслям, в том числе через Российский банк развития;
- проведение всероссийского межотраслевого зачета по принципу клиринга;
- законодательное определение порядка ведения кассовых операций для предпринимателей - физических лиц;
- наделение налоговых органов правом наложения на предприятия штрафов за нарушение в сфере налично-денежного обращения по результатам собственных проверок.
Меры по оптимизации структуры денежной массы, реализуемые республиканскими органами государственной власти, включают следующие направления:
1. Оптимизация структуры экономики за счет преимущественного развития пищевой и легкой промышленности, обеспечивающее "связывание" наличных денег населения и вовлечение их в производственно-хозяйственный оборот, а также ЛПК и цветной металлургии, которые являются экспортно-ориентированными отраслями, что способствует поступлению денежных средств в регион. В настоящее время в связи с улучшением конкурентоспособности отечественной импортозамещающей продукции в результате роста курса доллара к рублю, сложились благоприятные условия для развития пищевой и легкой промышленности. При этом в отличие от многих отраслей возможно развитие отдельных производств (по видам продукции в структуре действующих предприятий), требующих относительно невысоких затрат, вовлечение субъектов малого предпринимательства.
С этой целью необходимы разработка и проведение промышленной политики, предусматривающей определение устойчиво работающих предприятий вышеуказанных приоритетных отраслей и оказание им поддержки посредством:
- размещения госзаказов;
- приоритетного отбора и финансирования инвестиционных проектов по производству товаров народного потребления;
- предоставления гарантий по привлекаемым банковским кредитам;
- использования лизинговых схем кредитования;
- предоставления налоговых льгот (отсрочки, рассрочки, налогового кредита).
Актуальным является вопрос об увеличении влияния государства за деятельность ведущих предприятий. Учитывая отсутствие денежных ресурсов для участия в капитале предприятий, этот вопрос может быть решен через переоформление их задолженности перед бюджетом в акции, переданные республиканским органам власти.
2. Развитие сферы обслуживания населения. Необходима разработка программы развития платных услуг населению, в которой особое внимание должно быть уделено районам республики.
3. Улучшение состояния расчетов предприятий посредством:
- проведения реструктуризации задолженности предприятий в республиканский, местный бюджеты, включая списание пени и штрафов, безнадежной к взысканию недоимки;
- определения неплатежеспособных, бесперспективных предприятий, являющихся устойчивыми неплательщиками, и осуществления процедуры их банкротства, что позволит уменьшить число генераторов неплатежей и окажет положительное влияние на общее состояние расчетов;
- развития вексельных расчетов.
4. Использование банковских кредитных ресурсов для удовлетворения потребностей реального сектора в финансовых средствах.
Правительству Республики Бурятия необходимо совместно с коммерческими банками определить основные направления кредитования в соответствии с приоритетами промышленной политики. Это будет способствовать использованию банковских кредитных ресурсов в целях структурных преобразований в реальном секторе экономики, в свою очередь, определяющих улучшение состояния денежного обращения.
Для снижения рисков, повышения кредитной активности банков, уменьшения процентных ставок по банковским кредитам целесообразно:
- предоставление гарантий Правительства Республики Бурятия при кредитовании ведущих предприятий экономики;
- льготирование со стороны Правительства Республики Бурятия процентных ставок по предоставляемым кредитам;
- привлечение вкладов населения под гарантии Правительства для инвестирования приоритетных проектов;
- определение высокоэффективных инвестиционных проектов по производству товаров народного потребления и импортозамещающих товаров;
- синдицированное кредитование инвестиционных проектов;
- создание залогового фонда за счет ликвидных активов предприятий;
- выпуск корпоративных облигаций предприятиями;
- выпуск облигационных целевых займов;
- предоставление банкам режима льготного налогообложения в части республиканского, местного бюджетов, стимулирующего увеличение вложений в экономику.
Указанные вопросы рассматривались на "круглом столе" по проблемам кредитования, в котором приняли участие предприятия, участники Союза промышленников и предпринимателей Республики Бурятия, Национальный банк Республики Бурятия, коммерческие банки. Была отмечена необходимость проработки вопроса под эгидой Союза промышленников и предпринимателей о создании залогового фонда за счет ликвидных активов предприятий, выпуске корпоративных облигаций предприятиями. Участники "круглого стола" приняли решение обратиться в Правительство, Народный Хурал Республики Бурятия с инициативой о создании постоянно действующего Совета из числа представителей Правительства, Народного Хурала республики, Союза промышленников и предпринимателей, коммерческих банков и Национального банка для координации действия сторон по решению проблем кредитования.
По оценке коммерческих банков объем кредитов, выданных в III-IV кварталах 1999 года, составит около 250 млн. рублей, из которых 45 % будут направлены в сферу материального производства. С учетом мультиплицирующего эффекта (денежный мультипликатор на 1 июля 1999 г. составил 1,51) предложение денежных средств для обслуживания хозяйственного оборота увеличится на 392,5 млн. рублей. К приоритетным направлениям кредитования банки относят пищевую, золотодобывающую промышленность, ЛПК, торговлю.
5. Развитие системы оптово-розничной торговли, включая:
- восстановление в районах сети райпотребкооперации, заключение соглашений с крупными оптовиками по обслуживанию предприятий райпотребкооперации.
- создание в районах центров оптовой торговли
- создание в крупных населенных пунктах торговых центров (розничная торговля) для предпринимателей - физических лиц с обязательной их работой через ККМ при одновременном сокращении мест неорганизованной торговли (с машин, с лотков).
Основным источником поступления наличных денежных средств в кассы банков является торговая выручка юридических лиц, доля которой в структуре приходной части контролируемого налично-денежного оборота за 6 месяцев 1999 года составила 33,1%. Анализ работы пяти крупных торговых центров г. Улан-Удэ показал, что в результате их деятельности происходит "связывание" наличных денег предпринимателей - физических лиц, поскольку товары реализуются за наличный расчет и торговая выручка поступает в кассы банка, а расчеты с поставщиками оптовые центры на 84% производили в безналичном порядке.
6. Осуществление контроля за оборотом наличных денег предпринимателей без образования юридического лица, в том числе:
- разработка и реализация программы совместных действий налоговой полиции, налоговой инспекции, прокуратуры, МВД, Министерства юстиции, Национального банка Республики Бурятия по контролю за операциями с денежной наличностью во внебанковском секторе;
- расширение практики открытия банковских счетов предпринимателями - физическими лицами.
С учетом увеличения роли неорганизованного рынка в функционировании розничной торговли возрастает актуальность контроля за оборотом наличных денег предпринимателей физических лиц, вовлечения их в безналичный оборот. Доля поступлений денежных средств от предпринимателей физических лиц в общей сумме поступлений в кассы банков за 6 месяцев 1999 года составила 25,6% против 8,9 % в аналогичном периоде 1998 года. По состоянию на 01 07.99 г. предпринимателями физическими лицами открыто 3585 банковских счетов, поступления наличных средств составили 631,4 млн. руб. и превысили выдачу на 417,1 млн. рублей. В то же время имеют место случаи обналичивания денежных средств со счетов предпринимателей. Для исключения подобной практики Национальным банком Республики Бурятия разработаны дополнения в Указ Президента Республики Бурятия от 30.09.96 г. N 340 "Об упорядочении налично-денежного обращения граждан занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на территории Республики Бурятия", предусматривающие ограничение выдачи наличных денег предпринимателям физическим лицам размером поступлений от них наличных средств.
Меры по оптимизации структуры денежной массы, реализуемые в банковском секторе, затрагивают контролируемый (проходящий через кассы банков) налично-денежный оборот и включают контроль за соблюдением порядка работы с наличностью юридическими лицами (установление лимитов остатков касс хозяйствующим субъектам, проведение проверок соблюдения клиентами порядка кассовых операций, оперативный контроль за поступлением выручки) развития системы расчетов с использованием банковских пластиковых карт.
Контролируемый налично-денежный оборот за 6 месяцев 1999 года составил 5,9 млрд. рублей, что на 42% превышает уровень соответствующего периода прошлого года. Для повышения эффективности контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций, обеспечения максимальной возвратности наличных денег в кассы кредитных организации Национальный банк Республики Бурятия подготовит проект Указа Президента республики, в котором будут установлены нормы расходования наличных денег из выручки для юридических лиц и определены меры ответственности за расходованием ими выручки без согласования с обслуживающим банком или сверх разрешенных норм.
Развитие пластиковых систем определяется, с одной стороны, состоянием платежеспособности коммерческих банков, а с другой, объемами реализации предприятий торговли и сферы услуг и их заинтересованностью в использовании пластиковых карт в расчетах. Несмотря на финансовый кризис, региональный рынок пластиковых карт продолжает развиваться, что свидетельствует о его перспективности. В настоящее время в республике используются банковские пластиковые карты "Золотая корона" (банк - эмитент БайкалБанк), смарт - карты ОДО "Бикомбанк" (СБС-АГРО-Бурятия), пластиковые карты АС "Сберкарт" (Бурятский банк Сбербанка РФ) проводятся расчеты по международным пластиковым картам STB Card, VIZA Elektron. За 6 месяцев т.г. оборот по банковским пластиковым картам по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился в 5,7 раза и составил 119,9 млн. рублей. Обслуживание по банковским пластиковым картам производится 72 предприятиями торговли и сферы услуг. Осуществляются мероприятия по развитию Региональной платежной системы (с использованием пластиковых карт), банком-агентом которой выступает Байкалбанк. Функционирование Республиканской платежной системы позволит использовать ресурсы банков для удовлетворения потребности в финансовых средствах предприятий торговли, сферы услуг и осуществлять расчеты по реализации товаров, услуг в безналичной форме в качестве условий, способствующих развитию пластиковых систем, целесообразно на законодательном уровне (дополнение в Закон Республики Бурятия "О налоге с продаж") исключить из объекта налогообложения по налогу с продаж расчеты между юридическими и физическими лицами с использованием пластиковых карт.
Исходя из сложившейся в текущем году динамики денежной массы в республике, количественных ориентиров, установленных Банком России, и прогнозного значении инфляции на 1999 год, а также с учетом реализации мер по оптимизации структуры денежной массы в регионе, рациональной организации налично-денежных потоков, прогнозное значение денежной массы на 01 01 2000 г. может составить 4590 млн. рублей, уровень монетизации экономики республики (с учетом прогнозируемого объема ВРП) - около 30%.
3.2. Реструктуризация и регулирование банковской системы
Наличие стабильно функционирующей банковской системы обеспечивает оказание базового комплекса услуг, своевременное проведение платежей, возможность использования финансовых инструментов для развития экономики.
Целью реструктуризации банковского сектора республики является формирование ядра финансово-устойчивых кредитных учреждений и освобождение банковской системы от неплатежеспособных банков.
Задачи реструктуризации банковской системы определены в программном документе Банка России и Правительства РФ "О мерах по реструктуризации банковской системы РФ". На основании этой программы, а также планов развития кредитных организаций Национальным банком разрабатывается Программа стабилизации и развития банковской системы республики на период 1999-2002 гг.
Национальный банк классифицировал самостоятельные коммерческие банки с позиции определения структурообразующих банков. К этой группе отнесены АКБ "СБС-АГРО-Бурятия", АК "БайкалБанк". По состоянию на 01.07.99 г. на эти банки приходится 23,3% ресурсов, привлеченных кредитными организациями региона, и 40,4% кредитных вложений. Перед структурообразующими банками ставится задача наращивания капитальной базы, снижения иммобилизации собственных средств и расширения банковских услуг, прежде всего в части кредитования экономики.
АК "СБС-АГРО-Бурятия" проводит работу по расширению филиальной сети. Национальным банком рассмотрены документы на открытие филиала этого банка в г. Красноярске и подготовлено положительное заключение для регистрации филиала Центральным банком РФ.
Банк планирует увеличение собственного капитала за счет привлечения средств инвесторов. Одновременно рассматривается возможность реструктуризации с участием Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). ДК "СБС-АГРО-Бурятия" подготовил пакет документов для АРКО.
В результате размещения в апреле текущего года акции пятой эмиссии оплаченный уставный капитал АК "БайкалБанка" составил 34,4 млн. руб. Размер собственных средств отвечает требованиям о минимальном размере капитал, предъявляемым Банком России для расширения деятельности. В планах развития банка - получение генеральной лицензии и лицензии на право работы с драгметаллами. Соответствующий пакет документов находится на рассмотрении в Банке России.
В 1997-1998 годах из одиннадцати коммерческих банков отозваны лицензии у пяти, испытывавших проблемы с ликвидностью и недостаточностью собственных средств (коммерческие банки "Иволгинский"," ПАКбанк", "Мотом-банк", "Октябрьский", "Парамита"), Национальным банком осуществляется контроль ходом ликвидационных процедур. В настоящее время приняты решения об отзыве лицензий на осуществление банковских операций у СПБ "Социумбанк" и АГБ "Улан-Удэ банк", рассматривается вопрос об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у коммерческого банка "Бурятавиабанк".
В связи с отзывом лицензий у коммерческих банков (Агропромбанк, Промстройбанк, Мосбизнесбанк) прекращены банковские операции в их филиалах, расположенных в республике, Национальным банком рассмотрены документы и направлено положительное заключение в ГУ ЦБ РФ по г. Москве об открытии на базе Бурятской дирекции Мосбизнесбанка филиала Банка Москвы.
После завершения реорганизационных процедур банковская система республики может состоять из двух региональных самостоятельных банков с достаточной капитальной базой (АКБ "СБС-АГРО-Бурятия" с филиалами в других рогионах РФ и с 28 допофисами по Республике Бурятия, АК "БайкалБанк" с 5 филиалами в г Северобайкальске, Петропавловке, Маловске, г. Улан-Удэ). Бурятским банком и 14 отделениями Сбербанка России, 5 филиалами московских банков (филиал Банка Москвы, Бурятский филиал Связьбанка, филиал "БИН-Азия", филиал РОСбанка, филиал Русь-банка), и филиалом банка Иркутской области (филиал ВостСИБТранскомбанка).
В целях ограничения влияния рисков на деятельность кредитных организации будет продолжена работа по совершенствованию банковского надзора включающая:
- углубление анализа финансового состояния кредитных организаций для выявления проблем на ранних стадиях развития;
- усиление инспекционного контроля за достоверностью учета и отчетности коммерческих банков;
- контроль за полнотой создания резервов на возможные потери;
- развитие в кредитных организациях системы внутреннего контроля, препятствующего принятию чрезмерных рисков и неконтролируемых решений по управлению активами и пассивами;
- усиление контроля за качеством проведения банковского аудита.
Для регулирования текущей ликвидности кредитных организаций Национальный банк будет осуществлять контроль за выполнением банками обязательных резервных требований, предоставлять коммерческим банкам ломбардные кредиты при наличии заявок с их стороны и выполнении установленных требований, проводить операции по привлечению в депозиты свободных ресурсов коммерческих банков.
Учитывая актуальность проблемы кредитования реального сектора, Банк России приступил к подготовительным мероприятиям по проведению банковских кредитных операций с использованием собственных долговых обязательств первоклассных эмитентов - предприятий реального сектора, что позволит увеличить денежное предложение в экономику, обеспеченное товарным покрытием. В рамках подготовительных мероприятий Банк России реализует проект организации системного мониторинга предприятий, основной целью которого является оценка динамики экономической конъюнктуры, уровня платежеспособности предприятий и спроса на заемные ресурсы. На первом этапе в проекте участвуют территориальные учреждения Банка России из 13 регионов, в том числе Национальный банк Республики Бурятия.
Валютное регулирование и контроль осуществляются в соответствии с валютным законодательством и включает:
- контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров на счета экспортеров в уполномоченных кредитных организациях и ее обязательной продажей в соответствии с установленной нормой;
- контроль за осуществлением платежей и иных расчетных операций в иностранной валюте;
- регулирование деятельности обменных пунктов;
- осуществление методического руководства уполномоченными кредитными организациями в части операций с инвалютой и драгметаллами.
В республике 8 уполномоченных банков и филиалов имеют право на работу с иностранной валютой (АКБ "СБС-АГРО-Бурятия", АК "БайкалБанк", СПБ "Социумбанк", Бурятский банк Сбербанка РФ, филиал "БИН-Азия" АКБ "БИН" Бурятский АКБ "Связь-банка", ФАКБ "Русь-банка", ФАКБ "Росбанка"). На территории республики действуют 32 пункта обмена иностранной валюты, в том числе 16 - в г. Улан-Удэ. 89 операционных касс уполномоченных банков приступили к осуществлению операций в иностранной валюте.
За прошедший период текущего года на транзитные валютные счета юридических лиц поступило 28,5 млн. долларов США, из которых 76% продано на внутреннем валютном рынке (при норме 75%). По данным уполномоченных банков за отчетный период текущего года, как и в сопоставимом периоде прошлого года, поступление экспортной выручки составило 98% от общей стоимости отгруженных товаров.
Реструктуризация банковской системы, участие кредитных организаций в обеспечении экономического роста предполагают взаимодействие Правительства и коммерческих банков, предусматривающее:
- со стороны Правительства - участие в капиталах самостоятельных банков, перевода счетов республиканского бюджета, республиканских внебюджетных фондов в структурообразующие банки, создание условий, способствующих увеличению вложений банков в экономику региона, определение направления кредитования в соответствии с приоритетами развития экономики;
-со стороны кредитных организаций - проведение активных операций с учетов интересов республики.
В связи с тем, что через Бурятский банк Сбербанка России фактически осуществляется отток денежных ресурсов из региона (его доля в ресурсной базе коммерческих банков на 01.07 99 г. составляла 56%, тогда как кредитные вложения занимали 27,3% в общей сумме кредитных вложений), целесообразно в трехстороннем соглашении, заключенном между Правительством Республики Бурятия, Сбербанком РФ, Бурятским банком Сбербанка РФ, дополнительно определить доли ресурсов, основные направления для размещения их последним в республики.
В отношении создания регионального банка развития наиболее приемлемым является открытие в республике филиала Российского банка развития (после завершения всех организационных процедур на (федеральном уровне), в том числе на базе действующей в регионе кредитной организации, либо заключение агентских соглашений между Российским банком развития и региональным структурообразующим банком.
3.3. Развитие платежной системы
Платежная система продолжит развитие в соответствии с принятой Банком России Концепцией системы валовых расчетов в режиме реального времени, которая обеспечивает:
- оперативное зачисление поступающих на счета кредитных организаций и клиентов средств, возможность немедленного их использования;
- ускорение оборачиваемости денежных средств и сокращение объемов средств кредитных организаций в расчетах;
- снижение рисков системы расчетов;
- повышение возможности кредитных организаций по управлению внутридневной ликвидностью.
Развитые системы валовых расчетов в режиме реального времени осуществляется поэтапно по мере создания нормативной базы, технического и программного обеспечения.
В рамках реализации Концепции валовых расчетов Национальным банком 22.03.99 г. осуществлен переход на централизованную обработку учетно-операционной информации. Информация от расчетно-кассовых центров поступает в Центр обработки информации, где сразу же проводится по счетам отправителей и получателей денежных средств, открытых в расчетно-кассовых центрах. Семь кредитных организаций г. Улан-Удэ обслуживаются по безбумажной технологии.
Практически все внутрирегиональные платежи осуществляются электронным способом. Клиенты банков имеют возможность проводить платежи электронным способом с 74 регионами России. Объем межрегиональных электронных платежей за январь-июнь текущего года составил 5,9 млрд. руб., что в 4,5 раза превышает уровень аналогичного периода прошлого года. 90,8% межрегиональных платежных документов проведены электронным способом.
Дальнейшее развитие платежной системы будет включать:
- внедрение программного обеспечения "Эконом - класса", предусматривающего прямой обмен банковской учетно-операционной информацией между кредитными организациями и Центром обработки информации по безбумажной технологии;
- создание единой телекоммуникационной банковской сети на объектах Национального банка Республики Бурятия;
- расширение системы межрегиональных электронных платежей.
Переход на систему валовых расчетов в режиме реального времени Банком России планируется завершить к 2001 году.
Заключение
Концепция республиканской денежно-кредитной политики соответствует основной задаче экономической политики Правительства республики - стабилизации экономики и достижения экономического роста. Настоящий документ предполагает создание таких предпосылок экономического роста, как оптимизацию структуры денежной массы, стабилизацию банковской системы, ориентированной на обслуживание реального сектора экономики, и на этой основе повышение доверия к банковской системе со стороны населения, устойчивое функционирование платежной системы, обеспечивающей высокую оборачиваемость денежных средств на основе современного программно-технического обеспечения.
В основе реализации Концепции определены как экономические, так и административные методы, затрагивающие реальный сектор, денежное обращение и банковскую систему. Концепция предусматривает принятие ряда республиканских нормативных актов, реализацию мер по увеличению контролируемого налично-денежного оборота, вовлечению наличных денег в обращении в безналичный оборот, разработку Программы стабилизации и развития банковской системы республики. Взаимоотношения Правительства и коммерческих банков будут, строиться, прежде всего, исходя из принципа согласованности экономической и кредитной.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 февраля 2000 г. N 52 в настоящее Приложение внесены изменения
См. текст Приложения в предыдущей редакции
Утвержден
Постановлением
Правительства
Республики Бурятия
от 1 сентября 1999 г. N 325
План
мероприятий по реализации республиканской денежно-кредитной политики
(в ред. от 22 февраля 2000 г.)
N п/п | Содержание мероприятий | Норматив. документы, необход. для реализации меропр. (на уровне Пра- вит. РБ) |
Ожидаемый экономи- ческий эффект |
Срок исполнения |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | В концепции промышленной политики учесть приоритет- ное развитие производства товаров повседневного спро- са и экспортноориентирован- ных отраслей |
"Связывание" наличных денег населения за счет насыщения потребительско- го рынка продукцией мест- ных предприятий, увеличе- ние поступлений денежных средств в республику |
III квартал 1999 г. |
Минпром, Минэкономики, Минсельхозпрод |
|
2 | Для привлечения кредитных ресурсов в экономику рес- публики предложить кредит- ным организациям перечень инвестиционных проектов приоритетных отраслей эко- номики, вошедших в Феде- ральную программу соци- ально-экономического раз- вития Республики Бурятия. Подписать Соглашение о сотрудничестве между ФП СЭР, и кредитными орга- низациям перечень инвес- тиционных проектов прио- ритетных отраслей эконо- мики, вошедших в Феде- ральную программу соци- ально-экономического раз- вития Республики Бурятия Подписать Соглашение о сотрудничестве между ФП СЭР, и кредитными органи- зациями |
Использование кредитных ресурсов для развития экономики республики |
III квартал 1999 г. |
ФП СЭР, кредитные орга- низации |
|
3 | Внести предложение в Прави- тельство республики о вклю- чении кредитных организа- ций, СПП в состав Комиссии по инвестиционным конкурсам при Правительстве |
Письмо в Правитель- ство респуб- лики |
Привлечение кредитных ре- сурсов банков |
III квартал 1999 г. |
Национальный банк, кре- дитные организации |
4 | В целях привлечения вкладов населения для инвестирова- ния кредитным организациям активизировать работу по введению на территории рес- публики нового вида вклада с целевым размещением прив- леченных в экономику респуб лики под гарантию Прави- тельства |
Постановле- ние Прави- тельства |
Развитие экономики | 1999 - 2002 гг. |
Минфин, кредитные орга- низации, Национальный банк |
5 | В целях реализации резолю- ции "круглого стола" по те- ме: "Коммерческие банки - предприятия, проблемы кре- дитования", организанного СПП, Нацбанком с предпри- ятиями и кредитными орга- низациями республики: |
Выработка единой полити- ки в области кредитова- ния реального сектора экономики |
август 1999 г. |
СПП, Национальный банк, кредитные организации |
|
- подготовить предложения по составу Совета органа, координирующего совместную работу предприятий и кре- дитных организаций; |
|||||
- проработать вопрос о со- здании за счет ликвидныых активов предприятий залого- вого фонда и механизма его использования для обеспече- ния возвратности банковских кредитов; |
Соглашение между чле- нами СПП РБ |
Снижение кредитных рисков - повышение кредитной ак- тивности кредитных орга- низаций |
II полу- годие 1999 г. |
СПП, Национальный банк, кредитные организации |
|
- совместно с региональной комиссией по ценным бумагам и фондовому рыннку прорабо- тать вопрос о выпуске пред- приятиями корпоративных об- лигаций для привлечения за- емных средств, выпуск целе- вых облигационных займов; |
Привлечение ресурсов для развития реального секто- ра экономики |
II полу- годие 1999 г. |
СПП, Национальный банк, кредитные организации |
||
- Национальному банку под- готовить план проведения для предприятий в области денежно-кредитной политики |
План семина- ров |
август 1999 г. |
СПП, Национальный банк, кредитные организации |
||
6 | Разработать программу ста- билизации и развития бан- ковской системы республи- ки на 1999-2000 годы |
Постановле- ние Прави- тельства |
Оздоровление и развитие банковской системы |
III квартал 1999 г. |
Национальный банк, орга- низации, Минэкономики, Минфин |
- наращивание капитала ре- гиональных банков, в том числе при участии Прави- тельства РБ |
Закон РБ о республикан- ском бюджете Постановле- ние Прави- тельства |
Повышение устойчивости, увеличение ресурсной ба- зы кредитных организаций |
1999 - 2000 гг. |
Кредитные организации, Минфин |
|
- проведение работы по от- зыву лицензии у проблемных банков, не имеющих перспек- тив развития |
Оздоровление банковской системы |
1999 г. | Национальный банк | ||
7 | Осуществлять контроль за поступлением экспортной вы- на валютные счета экспорте- ров в уполномоченных банках |
Поступление иностранной валюты от экспортных опе- раций |
1999 - 2002 гг. |
Бурятская таможня | |
8 | Осуществлять контроль за обязательной продажей ва- лютной выручки экспортерами в соответствии с установ- ленными требованиями |
Обеспечение полноты и своевременности поступле- ния валютных средств на внутренний валютный рынок |
1999 - 2002 гг. |
Национальный банк, упол- номоченные банки |
|
9 | Определить бесперспектив- ные, неплатежеспособные предприятия и провести процедуры их банкротства |
Улучшение состояние рас- четов за счет сокращения количества генераторов неплатежей в экономике, сокращение теневого на- лично-денежного оборота |
1999 - 2002 гг. |
ТА ФСДН РФ по РБ, ГНИ по РБ, Минфин, Минэкономики |
|
10 | Разработать порядок списа- ния безнадежной к взысканию недоимки в бюджеты согласно ст. 59 Налогового кодекса РФ |
Постановле- ние Прави- тельства |
Сокращение задолженности в бюджеты, улучшение сос- тояния расчетов |
после по- лучения аналогич- ного по- рядка РФ |
Минфин, ГНИ по РБ |
11 | Продолжить практику прове- дения внутрирегиональных зачетов взаимных требова- ний предприятий, организа- ций, бюджета |
Сокращение неплатежей | 1999 - 2002 гг. |
Национальный банк, Мин- фин, ГНИ по РБ, кредит- ные организации |
|
12 | Обеспечить реализацию пункта 10 Постановления Правительства РБ от 09.07.99 N 246 "О мерах по упорядочению налично-денеж- ных потоков в Республике Бурятия" |
Информация в Правитель- ство |
Развитие вексельных рас- четов |
II полу- годие 1999 г. |
Минфин, БРК по ЦБ и ФР, республиканский долго- вой центр, Национальный банк, кредитные органи- зации |
13 | Разработать программу сов- местных действий по контро- лю за операциями с денежной наличностью во внебанковс- ком, "теневом" обороте на- личных денег |
Постановле- ние Прави- тельства |
Сокращение миграции на- личных денег, увеличене налогооблагаемой базы |
II полу- годие 1999 г. |
УФСНП по РБ, МВД, Мини- стерство юстиции |
14 | Установить юридическим ли- цам, включая торговые ор- ганизации в республике, нормы расходования налич- ных денег из выручки. Опре- делить меры административ- ной ответственности за рас- ходованием юридическими ли- цами выручки без согласова- ния с банком или сверх раз- решенных норм. |
Указ Прези- дента |
Сокращение внебанковского оборота наличных денег |
июль - сентябрь 1999 г. |
Национальный банк, ГНИ по РБ, органы местного самоуправления |
15 | Разработать и внести допол- нения в Указ Президента Республики Бурятия от 30.09.96 г. N 340 "Об упо- рядочении налично-денежного обращения граждан, занимаю- щихся предпринимательской деятельностью без образова- ния юридического лица на территории Республики Буря- тия": - по прекращению практики обналичивания безналичных денежных средств, поступив- на счета предпринимателей - физических лиц без образо- вания. |
Указ Прези- дента |
Сокращение неконтролиру- емого налично-денежного оборота |
II квартал 1999 г. |
Национальный банк, ГНИ по РБ, органы местного самоуправления |
16 | Подготовить проект Закона "О внесении дополнений в Закон РБ "О налоге с продаж в части исключения из объекта налогообложения по налогу с продаж расчетов между юридическими и физи- ческими лицами с использо- ванием пластиковых карт |
Закон о вне- сении допол- нений в За- кон РБ "О налоге с продаж" |
Сокращение налично-де- нежного оборота на 58 млн.рублей. |
II полу- годие 1999 г. |
Национальный банк, ГНИ по РБ, кредитные орга- низации, Минфин |
17 | Разработать программу раз- вития платных услуг населе- нию в районах республики и г. Улан-Удэ |
Постановле- ние Прави- тельства |
"Связывание" наличных денег населения за счет развития сферы услуг. |
III квартал 2000 г. |
Органы местного само управления. Комитет по поддержке и развитию ма- лого предпринимательства Министерства промышлен- ности, энергетики и транспорта |
18 | Проработать вопрос по соз- данию необходимых условий для открытия в районах рес- публики филиалов от оптовых торговых центров г. Улан- Удэ. |
Постановле- ния Глав ор- ганов мест- органы мест- |
Сокращение миграции на- личных денег внутри рес- публики и за ее пределы |
II полу- годие 1999 г. |
Госкомитет по торговле, Буркоопсоюз, органы мес- тного самоуправления |
19 | Продолжить работу по сохра- нению в районах республики сети потребительской коопе- рации, заготконтор. |
"Связывание" наличных денег населения по ка- налам организованной тор- говли |
1999 - 2002 гг. |
Госкомитет по торговле, Буркоопсоюз, органы мес- тного самоуправления |
|
20 | Для ускорения оборачивае- мости денежных средств в расчетах осуществить пере- ход на систему валовых рас- четов в режиме реального времени. |
Повышение возможности уп- равления кредитными орга- низациями текущей ликвид- ностью |
2002 г. (в соответ- ствии со сроками Банка Рос- сии) |
Национальный банк | |
21 | Внедрить программное обес- печение "Эконом-класс" об- работки учетно-операционой информации |
Ускорение оборачиваемос- ти денежных средств в расчетах |
2002 г. (в соответ- ствии со сроками Банка Рос- сии) |
Национальный банк | |
22 | Продолжить работу по созда- нию единой телекоммуника- ционной банковской сети (ЕТКБС) |
Повышение надежности ка- налов передачи банковс- кой информации |
2002 г. (в соответ- ствии со сроками Банка Рос- сии) |
Национальный банк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 1 сентября 1999 г. N 325 "О концепции республиканской денежно-кредитной политики"
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21 октября 2008 г. N 480 настоящее Постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 22 февраля 2000 г. N 52