Законом Республики Бурятия от 22 ноября 1993 г. N 383-XII в настоящий Закон внесены изменения
Закон Верховного Совета Советской Социалистической Республики Бурятия
от 26 апреля 1991 г. N 111-XII
"О лесе"
(с изменениями от 22 ноября 1993 г.)
Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные принципы существования, функционирования и развития лесного комплекса республики и направлен на рациональное использование лесов при непременном условии сохранения их экологического потенциала.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Лесное законодательство Республики Бурятия
Лесные отношения в Республике Бурятия регулируются Основами лесного законодательства Российской Федерации, настоящим Законом, другими актами лесного законодательства, издаваемыми в соответствии с этим Законом.
Статья 2. Леса - народное достояние
Леса Республики Бурятия, включающие в себя древесную, кустарниковую, травянистую и другую растительность, лесные почвы, животный мир являются неотъемлемым достоянием народов республики. Условия и порядок предоставления лесов во владение и пользование определяются настоящим Законом.
Статья 3. Лесной фонд
Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли на территории Республики Бурятия образуют лесной фонд Республики Бурятия.
Лесной фонд включает в себя:
- лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и др.);
- нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и др.).
В лесной фонд не входят:
- деревья, группы деревьев и кустарники площадью менее 1 га на землях сельскохозяйственного назначения;
- защитные лесные насаждения на полях севооборотов, полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов;
- деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах, других населенных пунктах и курортных зонах, не отнесенные к городским лесам;
- деревья, группы деревьев и кустарники на приусадебных, дачных и садовых участках.
Статья 4. Ведение и владение лесным фондом
Лесной фонд Республики Бурятия подразделяется на:
- государственный лесной фонд;
- муниципальные леса;
- колхозные, совхозные леса;
- частные леса.
Государственный лесной фонд находится в совместном ведении Республики Бурятия и Российской Федерации.
Муниципальные, колхозные и совхозные леса находятся в ведении районных (городских) органов самоуправления и их администраций.
Предоставление лесов во владение осуществляется по поручению законодательного органа Республики Бурятия Советом Министров Республики Бурятия по согласованию с соответствующими районными органами самоуправления.
Государственный лесной фонд во владение предоставляется только государственным лесхозам, национальным природным паркам и заповедникам.
Муниципальные леса предоставляются во владение специализированным лесохозяйственным предприятиям при администрации районов (городов).
Колхозные и совхозные леса во владение предоставляются колхозам и совхозам. При ликвидации колхозов и совхозов леса передаются в Гослесфонд или в муниципальное владение.
Все вопросы, касающиеся частных лесов, регулируются специальным законодательством.
Статья 5. Пользование лесным фондом
Лесной фонд может предоставляться для осуществления лесных пользований гражданам Российской Федерации и юридическим лицам, в том числе иностранным фирмам.
Долгосрочное пользование государственным лесным фондом и муниципальными лесами осуществляется преимущественно на основе договорных отношений.
Порядок заключения договоров на долгосрочное пользование лесным фондом определяется Положением о договорном пользовании лесным фондом Республики Бурятия. Виды лесных пользований и порядок их осуществления определяются настоящим Законом и нормативными документами, детализирующими его отдельные положения.
Условия договорных отношений определяются по согласованию владельцев лесного фонда и пользователей лесным фондом.
Пользователь, надлежащим образом выполняющий обязанности, возложенные на него договором, имеет преимущественное право на продление договора по истечению срока его действия.
В краткосрочное пользование лесной фонд предоставляется пользователю владельцем лесного фонда на основании лесорубочного билета, ордера, лесного билета.
Колхозные и совхозные леса предназначены преимущественно для удовлетворения потребностей в древесине колхозов и совхозов - владельцев лесного фонда".
Статья 6. Прекращение права владения лесным фондом
Право владения лесным фондом прекращается по поручению Верховного Совета Бурятской ССР Советом Министров Бурятской ССР в случаях:
- добровольного отказа от владения лесным фондом;
- прекращения деятельности предприятия, организации, колхоза, совхоза, во владении которых находится лесной фонд: в этом случае леса колхозов и совхозов передаются гослесфонду,
- передачи в установленном данным Законом или прилагающимися к нему нормативно-техническими документами порядке земель лесного фонда для других нужд.
Право владения лесным фондом может быть также прекращено при неправильном ведении лесовладельцем лесного хозяйства, обусловившим ухудшение состояния и качества лесов, снижение их средообразующей роли, неудовлетворительном осуществлении их охраны, воспроизводства и организации использования лесосырьевых ресурсов.
Статья 7. Прекращение права пользования лесным фондом
Право пользования лесным фондом прекращается в случаях:
- добровольного отказа от осуществления леченых пользовании;
- истечения срока, на который был предоставлен участок лесного фонда для осуществления лесных пользовании;
- прекращения деятельности субъекта, осуществляющего лесные - пользования;
- использования лесного фонда не по целевому назначению, для которого он предоставлен в пользование;
- осуществления лесных пользовании с грубым нарушением установленного законодательством порядка;
- изъятия из лесного фонда земель в установленном порядке.
- систематического (более двух раз) невнесения платежей за пользование лесным фондом;
- возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием лесным фондом;
- возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и т. п.);
- если пользователь в течение установленного в разрешительном документе срока не приступил к пользованию участками лесного фонда в предусмотренных объемах.
Право пользования лесным фондом может быть досрочно прекращено органом государственной власти, утверждающим договор на долгосрочное пользование лесным фондом или владельцем лесного фонда, выдавшим документ, разрешающий лесное пользование.
Статья 8. Общая направленность лесного хозяйства на территории Республики Бурятия
Лесное хозяйство ведется в интересах настоящего и будущего поколений народов, проживающих на территории республики с учетом потребностей Республики Бурятия, РСФСР и мирового сообщества.
Ведение лесного хозяйства и осуществление лесных пользовании должны обеспечивать:
- сохранение и усиление водоохранных, водорегулирующих, почвозащитных, климаторегулирующих и иных полезных природных функций лесных экосистем в интересах защиты и сохранения здоровья людей, оптимизации окружающей среды, социально-экономического развития региона:
- сбережение лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредителей и болезней, охрану животного мира;
- непрерывное рациональное пользование лесом для удовлетворения потребностей в древесине и другой лесной продукции;
- расширенное воспроизводство, улучшение породного состава к качества лесов, повышение их продуктивности;
- рациональное использование земель лесного фонда;
- повышение эффективности лесохозяйственного производства на основе новейших достижений науки и техники.
Лесохозяйственные мероприятия и лесные пользования должны осуществляться способами, не наносящими вреда человеку и природной среде.
Советы народных депутатов Республики Бурятия всех уровней обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, привлекая для этих целей в необходимых случаях граждан республики, рабочую силу и материально-технические средства государственных и кооперативных предприятий, учреждений и организаций.
Руководители государственных и кооперативных предприятий, учреждений и организаций несут личную ответственность (уголовную, административную, материальную) в случае ненадлежащего выполнения возложенных на них обязанностей в части предотвращения и тушения лесных пожаров.
Запрещается использование в пожароопасный период лесной охраны и авиационного охраны и защиты леса на работы, не связанные с выполнением функций по охране лесов от пожаров.
Статья 10. Компетенция Российской Федерации в области регулирования и осуществления лесных отношений
Ведению Российской Федерации в области регулирования и осуществления лесных отношений на территории Республики Бурятия подлежат:
- разработка и совершенствование с участием Республики Бурятия лесного законодательства Российской Федерации;
- распоряжение совместно с Республикой Бурятия лесным фондом Республики Бурятия;
- определение основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства;
- определение порядка организации и деятельности государственных органов управления лесным хозяйством;
- установление принципов и порядка отнесения лесов к группе лесов и категориям защитности;
- установление размеров отчислений в государственный внебюджетный фонд на восстановление, охрану и защиту лесов, порядка их взимания и использования;
- согласование норм лесопользования (расчетных лесосек);
- определение совместно с Республикой Бурятия объемов заготовки и поставки древесины для государственных нужд Российской Федерации;
- учреждение по согласованию с Республикой Бурятия национальных природных парков и заповедников, установление их границ;
- совместная разработка и утверждение, по согласованию с Республикой Бурятия, общероссийских программ по рациональному использованию лесов, сохранению и усилению их средообразующей роли, повышению продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов;
- координация работ научно-исследовательских организаций, направленных на научно обоснованное ведение лесного хозяйства региона, контроль за внедрением в практику лесного хозяйства научных разработок, разработка и внедрение региональной системы мониторинга;
- осуществление совместно с Республикой Бурятия государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;
- осуществление совместно с Республикой Бурятия государственного учета лесов, государственного лесного кадастра, проведение лесоустройства;
- установление государственной статистической отчетности в области ведения лесного хозяйства.
Статья 11. Компетенция Республики Бурятия в области регулирования и осуществления лесных отношений
Ведению законодательных органов Республики Бурятия в области регулирования лесных отношений подлежат:
- разработка и совершенствование лесного законодательства Республики Бурятия;
- отнесение лесов к группам и категориям защитности, перевод лесов из одной группы в другую.
Ведению Совета Министров Республики Бурятия подлежат:
- установление нормативов лесных пользований, правил отпуска и рубки леса, воспроизводство, охрана и защита лесов;
- утверждение расчетной лесосеки по согласованию с государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации;
- установление размера лесосечного фонда;
- установление размера платы за лесные пользования, такс на древесину, отпускаемую на корню, установление льгот по оплате лесных пользований;
- предоставление по согласованию с районными органами самоуправления лесного фонда во владение лесхозам, национальным природным паркам, заповедникам;
- решение вопросов использования лесного фонда республики для нужд Российской Федерации.
Ведению Министерства лесного хозяйства Бурятской ССР подлежат:
- организация и ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра;
- заключение совместно с лесхозами и национальными парками договоров с пользователями лесными ресурсами;
- государственный контроль за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесного фонда;
- разработка и организация выполнения программ и планов функционирования и развития лесного хозяйства;
- внедрение в практику лесного хозяйства передовых методов его ведения, экологически и экономически обоснованной техники и технологии лесохозяйственных работ.
Ведению государственного комитета по экологии и природопользованию Бурятской ССР подлежит государственный контроль за деятельностью владельцев лесов и пользователей лесными ресурсами.
Статья 12. Компетенция районных (городских) органов самоуправления в области регулирования и осуществления лесных отношений, предоставление в аренду охотничьих угодий
Ведению районных (городских) органов самоуправления подлежат:
- распоряжение муниципальными, колхозными и совхозными лесами;
- утверждение договоров на долгосрочное пользование муниципальными лесами;
- распределение лесных ресурсов в краткосрочное пользование субъектам, перечисленным в статье 5 настоящего Закона;
- распределение утвержденного лимита лесофонда;
- регистрация права владения лесным фондом и права долгосрочного пользования лесным фондом;
- определение формы выбора лесопользователя (прямые переговоры, торги, конкурсы);
- организация и проведение с участием владельцев лесного фонда лесных торгов и конкурсов по представлению лесного фонда в пользование;
- контроль за выполнением лесного законодательства владельцами лесного фонда и пользователями лесным фондом;
- приостановка, ограничение или прекращение деятельности владельцев лесного фонда, пользователей лесным фондом, а также предприятий, оказывающих своей деятельностью отрицательное воздействие на леса.
Статья 13. Компетенция сельских и поселковых Советов народных депутатов в области регулирования и осуществления лесных отношений
Ведению сельских и поселковых Советов народных депутатов, на территории которых имеется лесной фонд, подлежат:
- регистрация права пользования всеми лесными ресурсами;
- регулирование побочного пользования на территории лесхозов, с учетом первоочередного удовлетворения потребностей владельцев лесного фонда и пользователей лесными ресурсами, находящихся с лесхозами в договорных отношениях.
Статья 14. Компетенция лесхозов, национальных парков и заповедников в области регулирования и осуществления лесных отношений
Ведению лесхозов, национальных парков и заповедников в пределах переданного им во владение государственного лесного фонда подлежат:
- ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра;
- заключение по согласованию с Министерством лесного хозяйства Республики Бурятия договоров с пользователями лесным фондом;
- государственный контроль за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесного фонда;
- разработка планов лесохозяйственных мероприятий и выполнение этих планов;
- взыскание штрафов за нарушение правил пользования лесным фондом и сумм возмещения ущерба, нанесенного лесному хозяйству нарушителями лесного законодательства.
Лесхозы, национальные парки и заповедники, являющиеся владельцами лесного фонда, не могут выступать в качестве лесопользователей, за исключением случаев получения и дальнейшей реализации лесной продукции при проведении лесохозяйственных мероприятий.
Раздел II. Права и обязанности владельцев и пользователей лесами
Статья 15. Права и обязанности владельцев лесного фонда
В пределах предоставленного им во владение лесного фонда владельцы имеют право:
- самостоятельно вести лесное хозяйство,
- осуществлять лесохозяйственные мероприятия на землях лесного фонда:
- осуществлять строительство дорог, лесных складов, противопожарных сооружений; жилых и хозяйственных построек и иных объектов, необходимых для ведения лесного хозяйства;
- предоставлять право осуществления лесных пользовании и иной хозяйственной деятельности субъектам, перечисленным в статье 5 настоящего Закона,
- собственности на продукцию, заготовленную при проведении лесохозяйственных мероприятий и на полученный при этом доход.
Владельцы лесного фонда обязаны:
- обеспечивать воспроизводство, охрану, защиту, улучшение санитарного состояния лесов, уход за ними, повышение продуктивности лесных угодий, учет лесов, выполнять другие обязанности по ведению лесного хозяйства;
- проводить лесохозяйственные мероприятия способами, обеспечивающими сохранение средообразующих и защитных функций леса, выполнять требования по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, предусмотренные настоящим Законом;
- осуществлять контроль за пользователями лесным фондом и промысловой фауной в части выполнения договоров, положений данного Закона, нормативных документов и правил.
Статья 16. Права и обязанности пользователей лесным фондом
Пользователи имеют право:
- получать в натуре участки лесного фонда для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных материалов, осуществления сенокошений, пастьбы скота, промысловой и спортивной охоты, рекреационных мероприятий и других лесных пользовании.
- прокладывать дороги, содержать склады для продукции, получаемой в лесном фонде, возводить производственные и хозяйственные постройки, устанавливать оборудование и приспособления для переработки лесной продукции, создавать другие объекты для нужд пользования лесным фондом, не наносящие необратимого или долговременного ущерба экологическому потенциалу лесных экосистем.
Пользователи обязаны:
- рационально и полно использовать переданные им для пользования лесной фонд;
- вести работы способами, не допускающими необратимое отрицательное воздействие лесных пользовании на состояние и воспроизводство лесов, состояние водоемов и других объектов лесного фонда;
- приводить за свой счет земельные участки, нарушенные в результате лесных, пользовании, в состояние, пригодное для использования их по назначению,
- соблюдать пожарную безопасность, осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров осуществлять их тушение,
- выполнять другие требования, установленные нормативными документами, регламентирующими пользование лесным фондом.
Статья 17. Защита прав владельцев лесного фонда и пользователей лесным фондом
Вмешательство со стороны государственных и общественных организаций и органов в деятельность владельцев лесного фонда и пользователей лесным фондом не разрешается, за исключением случаев нарушения последними законодательства, порядка и правил ведения лесного хозяйства и осуществления лесных пользовании.
Права владельцев лесного фонда и пользователей лесным фондом могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законодательством Республики Бурятия, а также Российской Федерации в части прав, делегированных им Республикой Бурятия.
Нарушенные права подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Бурятия. Убытки, причиненные нарушением прав владельцев лесного фонда и пользователей лесным фондом, подлежат возмещению в полном объеме, в установленном Законом порядке.
Раздел III. Организация хозяйства в лесном фонде
Организация лесного хозяйства должна обеспечивать правовую и техническую регламентацию рационального его ведения и осуществления лесных пользовании, дифференцированных в зависимости от основного целевого назначения лесов и выполняемых ими функций, их местоположения, природных и экономических условий, а также биологических особенностей произрастания древесных пород.
Статья 18. Деление лесов на группы и категории защитности
В соответствии с народнохозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми экологическими, социальными и сырьевыми функциями устанавливается деление лесов на группы и категории защитности. Леса Республики Бурятия разделяются на первую, вторую и третью группы.
К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно функции:
- водоохранные (прибрежная защитная полоса вокруг озера Байкал, запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, включая запретные полосы лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб);
- защитные (леса противоэрозионные, защитные полосы вдоль железных дорог, автомобильных дорог федеративного и республиканского значения, леса в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных районах);
- санитарно-гигиенические и оздоровительные (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов).
К первой группе относятся также леса особо охраняемых территорий (заповедников и заповедных лесных участков национальных природных парков, особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное, историческое значение, включая генетические резерваты и природные памятники), леса орехопромысловых зон, лесоплодовые насаждения, притундровые и субальпийские леса, леса по водоразделам.
Ко второй группе относятся леса, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение, а также леса с ограниченными лесосырьевыми ресурсами, для сохранения защитных функций которых, непрерывности и неистощимости пользования ими требуется ограниченный режим пользования.
К третьей группе относятся леса, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребителей в древесине без ущерба для защитных свойств этих лесов.
Леса третьей группы подразделяются на освоенные и резервные.
Резервными признаются леса, которые не вовлечены в эксплуатацию и не намечаются к освоению в ближайшее десятилетие вследствие их удаленности от транспортных путей и по другим экономическим и техническим причинам.
В бассейне озера Байкал третья группа лесов не выделяется.
В лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом пользования.
Статья 19. Порядок установления возрастов и оборотов рубок
Возрасты и обороты рубок определяются, исходя из основного целевого назначения лесов и выполняемых ими экологических, экономических и социальных функций, продуктивности насаждений и биологический особенностей произрастающих древесных пород, а также сроков восстановления леса на вырубках.
Обоснование возрастов и оборотов рубок леса производится при лесоустройстве или специальных научных исследованиях.
Утверждение возрастов и оборотов рубок производится Советом Министров Республики Бурятия по согласованию с государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Утверждение возрастов и оборотов рубок производится Советом Министров Бурятской ССР.
Статья 20. Перевод лесных земель в нелесные
Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществления лесных пользовании, производится по решению Совета Министров Республики Бурятия при обязательном согласии местных Советов народных депутатов (районных, сельских, поселковых).
При переводе лесных земель в нелесные лесопользователем вносится плата, устанавливаемая на основании кадастровой оценки (технологической карты) изымаемого участка и направляется на специальные счета владельцев лесного фонда.
Для возведения производственных объектов, связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользовании лесные земли переводятся в нелесные Министерством лесного хозяйства Республики Бурятия.
Статья 21. Размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов.
При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов.
Проекты строительства предприятий и сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должны проходить государственную экологическую экспертизу, согласовываться с местными Советами народных депутатов, государственными органами лесного хозяйства и другими заинтересованными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов.
Статья 22. Порядок производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользовании
Строительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых, прокладка кабеля, трубопроводов и иных коммуникаций, буровые и другие работы в лесном фонде, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производятся по согласованию с местными органами самоуправления и владельцами лесного фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Указанные работы должны осуществляться способами, не вызывающими ухудшения противопожарного и санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства.
Раздел IV. Порядок осуществления лесных пользований
Статья 23. Основные принципы лесных пользовании
Основными принципами лесных пользовании являются:
- непрерывность, комплексность, рациональность пользования для удовлетворения
- потребностей народного хозяйства и населения в древесине, недревесной лесной продукции и полезных природных свойствах лесов;
- платность лесных пользовании
Статья 24. Виды и сроки пользований
В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры, бересты, пихтовой, сосновой, еловой лапки и другие виды);
- побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша, куги и рогоза и другие виды побочных пользований);
- пользование лесным фондом для нужд промыслового охотничьего хозяйства и спортивной охоты;
- пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях;
- пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных и спортивных целях;
- пользование в оборонных целях.
Сроки начала и окончания осуществления лесных пользований, если они не определены соответствующими нормативно-техническими документами, устанавливаются районными органами самоуправления по представлению владельцев лесным фондом.
Статья 25. Предоставление права на осуществление лесных пользовании
Право на осуществление долгосрочных лесных пользований предоставляется преимущественно на основании договора.
Лесорубочный билет, ордер и лесной билет являются документами, удостоверяющими право их владельцев на краткосрочное пользование лесным фондом. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет удостоверяют право их владельцев осуществлять только установленный в них вид пользования лесным фондом. При долгосрочном пользовании лесорубочный билет, ордер и лесной билет выдаются ежегодно на осуществление разрешенного вида пользования в конкретных объемах и с указанием места работ.
Владельцы лесного фонда при осуществлении лесохозяйственных мероприятий, в результате которых получается лесная продукция, обязаны оформлять право на проведение этих работ на общих основаниях но без взимания платы
Статья 26. Порядок заготовки древесины
Основной объем заготовки древесины в лесах третьей и второй группы осуществляется в порядке рубок главного пользования, а в лесах первой группы, за исключением категорий защитности, в которых запрещено главное пользование в порядке лесовосстановительных рубок.
Рубки главного пользования и лесовосстановительные рубки проводятся в спелых и перестойных насаждениях.
В лесах всех групп древесина заготавливается также при проведении рубок промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с уборкой малоценных лесных насаждений, а также теряющих водоохранно-защитные и другие природоохранные функции) и прочих рубок.
При проектировании и проведении рубок промежуточного пользования в прибрежной защитной полосе озера Байкал обязательными являются условия:
- применение на лесосечных работах щадящей, экологически обоснованной техники и технологии;
- вовлечение в эксплуатацию перестойных насаждений, в которых допустимы рубки по экологическим соображениям;
В лесах национальных природных парков, лесах, имеющих научное, историческое значение, включая генетические резерваты и природные памятники, лесах орехово-промысловых зон, лесоплодовых насаждений, городских лесах, лесопарковых частях зеленых зон, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, противоэрозионных, притундровых лесах, особо ценных лесных массивах, запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, запрещается проведение рубок главного пользования лесом.
Порядок заготовки древесины, способы рубок и технология лесосечных работ определяются:
- правилами отпуска древесины на корню в лесах Республики Бурятия;
- правилами рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок в лесах бассейна оз. Байкал;
- правилами рубок главного пользования в лесах Республики Бурятия вне бассейна озера Байкал;
- правилами рубок промежуточного пользования и прочих рубок в лесах Республики Бурятия";
Режим лесопользования на особо защитных участках лесов устанавливается Советом Министров Республики Бурятия.
В защитных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, могут проводиться рубки ухода, санитарные и прочие рубки.
Проведение всех видов рубок независимо от форм собственности в защитных лесных насаждениях и в местах произрастания другой древесно-кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд, должно осуществляться по разрешению органов местного самоуправления в соответствии с действующими нормативными документами. Контроль за проведением рубок возлагается на государственные органы управления лесным хозяйством.
Статья 27. Определение размера заготовки древесины и лесосечный фонд
Планирование и проведение заготовки древесины в порядке рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок осуществляется в пределах расчетной лесосеки по каждому лесничеству по группам лесов и хозяйствам и утверждается Советом Министров Республики Бурятия.
Рубки главного пользования и лесовосстановительные рубки в размерах, превышающих расчетную полосу, не допускаются.
Размер ежегодно выделяемого лесосечного фонда определяется раздельно по группам лесов, с выделением объемов по хвойному хозяйству.
Порядок планирования, отвода и передачи лесосечного фонда лесопользователем устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Республики Бурятия.
Размер заготовки древесины при осуществлении промежуточного пользования лесом определяется исходя из рекомендаций лесоустройства, а также практических возможностей проведения этих рубок владельцами и пользователями лесным фондом.
Статья 28. Порядок заготовки живицы
Заготовка живицы производится в спелых и перестойных насаждениях, которые после окончания сроков подсочки планируются в рубку.
Не допускается передача насаждений в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок леса и подсочки насаждений.
Проведение рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок в насаждениях, которые предназначены для заготовки живицы запрещается до окончания сроков подсочки.
Заготовка живицы производится в соответствии с Правилами подсочки, смолоподсочки и заготовки лесохимического сырья в лесах Республики Бурятия.
Статья 29. Порядок заготовки второстепенных материалов
Порядок заготовки второстепенных материалов определяется соответствующими Правилами, утвержденными Советом Министров Республики Бурятия.
Статья 30. Порядок осуществления побочных лесных пользований
Осуществление побочных лесных пользований на участках, где это может причинить вред лесу, запрещается.
Запрещается также пользование всеми видами растительного и животного мира, занесенными в Красную книгу.
Сенокосы и пастбища, находящиеся в лесах, не используемые для нужд лесного хозяйства, лесозаготовительных предприятий и других пользователей, находящихся с владельцами лесфонда в договорных отношениях, предоставляются колхозам, совхозам и другим предприятиям, организациям и гражданам, во временное пользование по решению местных Советов народных депутатов, если такое пользование совместимо с интересами лесного и охотничьего хозяйства.
Заготовка лекарственного сырья на территории лесного фонда регламентируется Министерством лесного хозяйства Республики Бурятия и лесхозами по согласованию с районными, сельскими, поселковыми Советами народных депутатов.
Порядок и условия осуществления побочных лесных пользований устанавливается соответствующими Правилами, утвержденными Советом Министров Республики Бурятия.
Статья 31. Пользование лесом в культурно-оздоровительных и спортивных целях
В целях организации отдыха населения в лесах зеленых зон и других местах, используемых для отдыха населения, местные органы самоуправления, а также по согласованию с ними, предприятия, организации и учреждения проводят мероприятия по благоустройству лесных участков и культурно-бытовому обслуживанию населения.
Порядок пользования лесом в культурно-оздоровительных целях устанавливается правительством Республики Бурятия".
Статья 32. Пользование лесом в научно-исследовательских целях
Для проведения научно-исследовательских работ соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выделяются леса и специальные участки, в которых могут быть ограничены или полностью запрещены лесные пользования, если это несовместимо с целями проведения научно-изыскательских работ. Порядок пользования лесом в научно-исследовательских целях устанавливается правительством Республики Бурятия.
Статья 33. Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства
Лесной фонд предоставляется в пользование для нужд промыслового охотничьего хозяйства и спортивной охоты.
Лесные пользования и лесохозяйственные мероприятия в лесах должны осуществляться с учетом необходимости сохранения благоприятных условий для обитания диких животных.
Численность животных в лесах регулируется в пределах допускаемой для лесных угодий плотности.
Порядок пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства устанавливается законодательством Республики Бурятия.
Статья 34. Пребывание граждан в лесах
Граждане имеют право свободно пребывать в лесах.
Граждане пользуются лесами для целей рекреации, сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других пищевых ресурсов леса бесплатно, за исключением случаев, когда эти пользования предоставляют на улучшенных или искусственно созданных угодиях, семенных участках, площадях, переданных пользователям лесным фондом по договору или в специально оборудованных местах отдыха.
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждений лесных культур, засорения лесов, повреждения муравейников, гнездовий птиц и т. д., вести сбор дикорастущих пищевых ресурсов леса способами, не наносящими ущерба их воспроизводству.
Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов и т. п. могут быть ограничены Советом Министров Республики Бурятия в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесоплодового, лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников в связи с установленным в них специальным порядком пользования.
Статья 35. Лесные пользования в лесах заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы
В лесах заповедников, национальных парков, заказников, памятников-природы запрещаются лесные пользования, не совместимые с назначением этих лесов.
Порядок пользования в лесах заповедников и национальных природных парков определяется правительством Российской Федерации по согласованию с правительством Республики Бурятия. Порядок пользования в лесах заказников и памятников природы определяется соответствующим законодательством Республики Бурятия.
Статья 36. Лесные пользования в районах проживания малочисленных народов и этнических групп
В районах проживания малочисленных народов и этнических групп устанавливается особый порядок пользования лесным фондом, обеспечивающий сохранение и поддержание необходимых условий для жизни и традиционной хозяйственной деятельности этих народов.
Порядок и условия лесных пользований в районах проживания малочисленных народов и этнических групп определяются законодательством Республики Бурятия.
Статья 37. Особенности пользования колхозными и совхозными лесами
Лесные пользования в колхозных и совхозных лесах осуществляются прежде всего колхозами и совхозами. Заготовка древесины производится только колхозом и совхозом, являющимся владельцем лесного фонда. После удовлетворения потребностей общественного хозяйства колхоза и совхоза и нужд их работников в иной лесной продукции колхоз или совхоз в пределах установленных нормативов может допускать к осуществлению лесных пользовании других пользователей.
Лесное пользование в колхозных и совхозных лесах производится в соответствии с положением о ведении хозяйства в колхозных и совхозных лесах, утвержденном Верховным Советом Республики Бурятия.
Статья 38. Особенности пользования лесом в пограничной зоне и в оборонных целях
Пользование лесами в пограничной зоне, а также пользование лесами в оборонных целях осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по согласованию с Республикой Бурятия.
Раздел V. Финансовая сторона лесных отношений
Статья 39. Виды платежей за пользование лесным фондом
Пользование лесным фондом является платным. Система платежей за пользование лесным фондом включает:
- плату за древесину, отпускаемую на корню под рубки главного пользования лесом;
- плату за древесину, отпускаемую на корню, под промежуточное пользование и прочие рубки;
- плату за заготовку второстепенных лесных материалов, осуществление побочных лесных пользований, пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, рекреационных, культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целях;
- плату за заготовку живицы.
От платы за пользование лесным фондом освобождаются:
- владельцы лесного фонда;
- научные, учебные и проектно-изыскательские организации при осуществлении в лесном фонде научно-исследовательских и проектно - изыскательских работ;
- граждане, предприятия и организации Республики Бурятия, пострадавшие от стихийных бедствий, от платы за древесину, отпускаемую на корню, в размерах, необходимых для восстановления объектов, уничтоженных или поверженных в результате стихийных бедствий".
Статья 40. Распределение платежей за пользование лесным фондом
В государственный бюджет Республики Бурятия поступают платежи:
- плата за древесину, отпускаемую на корню, под рубки главного пользования лесом;
- плата за заготовку живицы.
На воспроизводство, охрану и защиту лесов на специальные счета владельцев лесного фонда поступают платежи:
- плата за древесину, отпускаемую на корню, под промежуточное пользование и прочие рубки;
- плата за заготовку второстепенных лесных материалов, осуществление побочных пользований, пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, рекреационных, культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целях.
Порядок, условия взимания и распределение платежей, их размеры устанавливаются Советом Министров Республики Бурятия.
На специальные счета владельцев лесного фонда также поступают платежи и средства, направляемые на воспроизводство, охрану и защиту лесов:
- 50 процентов отчислений от штрафных санкций за нарушение лесного законодательства;
- компенсационные выплаты за ущерб, связанный с отчуждением и порчей земель лесного фонда;
- выручка от реализации семян, посадочного материала, древесины, заготавливаемой при проведении лесохозяйственных мероприятий;
- 30 процентов разницы между окончательной стоимостью древесины на корню, проданной на торгах, и ее стоимостью по прейскуранту (размер попенной платы);
- средства за проведение работ по полезащитному лесоразведению, отвод лесосечного фонда, оформление землеотводных дел;
- добровольные средства местных бюджетов, благотворительных фондов спонсоров.
Допускаются поступления владельцам лесного фонда средств за услуги, оказываемые ими согласно договоров на долгосрочное пользование в форме:
- денежных платежей;
- в натуральной форме с предоставлением части заготовленной или иной произведенной продукции;
- выполнения работ.
Часть средств со специальных счетов владельцев государственного лесного фонда отчисляется в стабилизационные фонды государственного органа управления лесным хозяйством Республики Бурятия и Российской Федерации.
Порядок формирования, использования средств на специальных счетах владельцев лесного фонда устанавливается и контроль за их расходованием осуществляется:
- в государственном лесном фонде - Министерством лесного хозяйства Республики Бурятия;
- в колхозных, совхозных и муниципальных лесах - администрациями районов (городов).
Статья 41. Централизованное бюджетное финансирование
Реализация целевых государственных программ по воспроизводству, охране и защите лесов, содержание государственной лесной охраны Российской Федерации, проведение лесоустройства и научно-исследовательских работ осуществляется за счет централизованного бюджетного финансирования Российской Федерации, размер которого согласовывается государственными органами управления лесным хозяйством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Финансирование лесного хозяйства в колхозно-совхозных лесах осуществляется в соответствии с Положением о ведении хозяйства в колхозно-совхозных лесах, утверждаемым Советом Министров Республики Бурятия.
Статья 42. Доход пользователей лесным фондом
Пользователи лесным фондом имеют право собственности на все виды лесной продукции, полученной согласно договора, лесорубочного билета, ордера или билета на побочное пользование.
Продукция, полученная пользователем на переданном ему участке лесного фонда сверх того количества, которое предусмотрено в договоре, лесорубочном билете, ордере или билете на побочное пользование, дополнительной оплате не подлежит и зачисляется в доход пользователя.
Раздел VI. Функции и структура государственных органов лесного хозяйства Республики Бурятия
Статья 43. Функции государственных органов лесного хозяйства
В соответствии с целями и задачами лесного хозяйства, изложенными в статье 8 настоящего Закона, государственные органы управления лесным хозяйством Республики Бурятия выполняют:
- охрану лесов от пожаров, включая противопожарное обустройство лесного фонда, предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований пожарной безопасности в лесах, предупреждение, обнаружение и тушение лесных и других пожаров на землях лесного фонда;
- охрану лесов от незаконных порубок, необоснованных изъятий земель лесного фонда, уничтожения полезной для леса охотничье-промысловой фауны, различных видов загрязнения лесов, нарушения установленного порядка лесных пользовании, использование земель лесного фонда не по назначению, повреждения и уничтожения отграничительных, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков;
- защиту лесов от вредителей и болезней;
- осуществление различных мер ухода за лесом, включая рубки ухода за лесом, уход за кронами в молодняках и другие мероприятия;
- проведение комплекса работ по лесовосстановлению, включая посадку лесных культур и посев леса на непокрытых лесом площадях, содействие естественному возобновлению основных лесообразующих пород, реконструкцию малоценных насаждений;
- лесоустроительное обустройство территории, приведение в надлежащее состояние границ и граничных знаков.
- государственный контроль за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесного фонда;
- ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра.
Порядок ведения лесного хозяйства в колхозных и совхозных лесах определяется законодательством Бурятской ССР.
Порядок проведения перечисленных и других лесохозяйственных мероприятий определяется Положением о ведении лесного хозяйства на территории Республики Бурятия, утвержденным Советом Министров Республики Бурятия по согласованию с государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Предупреждение, обнаружение, тушение лесных и других растительных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия осуществляется также службой авиационной охраны и защиты лесов на основе договорных отношений с владельцами лесного фонда.
Деятельность авиационной охраны и защиты лесов регламентируется нормативно-техническими документами, утверждаемыми законодательными органами РСФСР" по согласованию с Верховным Советом Бурятской ССР.
Статья 44. Структура государственных органов лесного хозяйства
Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Республики Бурятия осуществляется Министерством лесного хозяйства Республики Бурятия, входящим в состав государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Непосредственное осуществление охраны и защиты лесов, проведение лесохозяйственных мероприятий возлагается на лесхозы, национальные природные парки и заповедники.
Заповедники могут иметь иную, кроме Министерства лесного хозяйства Республики Бурятия, подчиненность.
В лесхозах, национальных природных парках и заповедниках мероприятия по охране и защите лесов осуществляются государственной лесной охраной.
Государственная лесная охрана является основным звеном системы Государственного контроля состояния и использования лесного фонда республики.
Государственная лесная охрана наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений данного Закона, нормативных документов, определяющих порядок ведения хозяйства в лесном фонде.
Статус и регламентация деятельности государственной лесной охраны устанавливается соответствующим законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
В колхозных и совхозных лесах ведение лесного хозяйства осуществляется межколхозными лесхозами, муниципальными предприятиями, а также гослесхозами на договорной основе.
Деятельность межколхозных лесхозов определяется Положением, утвержденным Советом Министров Республики Бурятия.
Раздел VII. Ответственность за нарушения лесного законодательства
Статья 45. Нарушения лесного законодательства
Нарушителями лесного законодательства признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, различные предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти, осуществившие действия, несовместимые с лесным законодательством Республики Бурятия и Российской Федерации.
Нарушителями могут быть признаны и владельцы лесного фонда как за совершенное нарушение лесного законодательства, так и за невыполнение возложенных на них обязанностей, повлекшие за собой лесонарушения со стороны других лиц, предприятий, организаций.
Статья 46. Ответственность за лесонарушения
Нарушение лесного законодательства влечет за собой уголовную, административную и материальную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Председатель Верховного
Совета Бурятской ССР |
С.И. Булдаев |
г. Улан-Удэ,
Дом Советов
26 апреля 1991 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Бурятия от 26 апреля 1991 г. N 111-XII "О лесе"
Текст Закона официально опубликован не был
Законом Республики Бурятия от 7 декабря 2004 г. N 899-III настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Бурятия от 25 августа 1999 г. N 260-II (в ред. от 7 мая 2001 г., 25 февраля 2004 г.)
Закон Республики Бурятия от 22 ноября 1993 г. N 383-XII