Постановление Администрации г. Улан-Удэ
от 20 октября 2000 г. N 460
"Об утверждении Программы развития торговли, общественного питания
и бытового обслуживания г. Улан-Удэ на 2000-2002 гг. "
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 14 декабря 2009 г. N 562 настоящее Постановление признано утратившим силу
Рассмотрев представленную Комитетом по потребительскому рынку и услугам Администрации г. Улан-Удэ Программу развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания на 2000-2002 гг., постановляю:
1. Утвердить Программу развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания на 2000-2002 гг.
2. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на заместителя Мэра по экономике Егорова М.М.
Исполняющий обязанности
Мэра г. Улан-Удэ |
А.Г. Прейзнер |
Программа развития торговли, общественного
питания и бытового обслуживания г. Улан-Удэ на 2000-2002 гг.
(утв. Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 20 октября 2000 г. N 460)
Торговля и общественное питание - это одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При посредстве торговли осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Данная отрасль является источником поступления денежных средств и формирует основы финансовой стабильности государства.
Потребительский рынок города за период рыночных преобразований претерпел коренные изменения. Появилось достаточно большое количество хозяйствующих субъектов негосударственного сектора экономики, имеющих экономическую и юридическую самостоятельность. Тем самым сформировались конкурентная среда и высокая предпринимательская активность.
Наряду с положительными тенденциями развития потребительского рынка имеется ряд негативных явлений: значительные объемы теневого рынка (до 30%), неоправданное наращивание цен реализации из-за роста звенности товародвижения; сложная, с элементами дублирования, система контроля качества и безопасности товаров и услуг, которая даже при росте ее активности не способствует коренным изменениям в вопросах обеспечения безопасности и качества реализуемых на рынке товаров. Невысокий уровень концентрации капитала предопределяет функционирование, в основном, мелких и средних торговых предприятий. Ослабление внимания к решению проблем развития торговли выразилось в дезорганизации информационной системы, что в свою очередь усилило рыночную неопределенность.
С учетом наметившихся тенденций развития торговли и общественного питания на современном этапе общей целью настоящей программы развития торговли и общественного питания г. Улан-Удэ является разработка адекватного рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие внутреннего рынка в целом.
Для достижения этой стратегической цели необходимо в соответствии с Концепцией развития внутренней торговли товаров народного потребления, разработанной Министерством торговли Российской Федерации, решить следующие задачи:
- формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров;
- восстановление финансового контроля над товарооборотом на основе существенного ограничения возможностей для теневого оборота;
- всемерное обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров;
- восстановление оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров и пр.;
- обеспечение для абсолютного большинства новых исследований возможности своевременного оперативного и конструктивного влияния на развитие потребительского рынка города.
Эти и другие актуальные направления развития торговли и общественного питания в г. Улан-Удэ предполагается разработать в настоящей Программе.
I. Характеристика потребительского рынка города
1.1. Оборот розничной торговли
На 01.01.2000 г. в городе размещено свыше 1,5 тысяч объектов розничной торговли и общественного питания.
Потребительский рынок города в целом характеризуется относительно высокой насыщенностью товарами. За 1999 год оборот розничной торговли составил 6316 млн.руб. (89% к 1998 году в сопоставимых ценах и 171% в фактических ценах); оборот общественного питания - 156,5 млн. руб. (соответственно 91% и 174%). Сокращение объемов производства, несвоевременные выплаты заработной платы снизили покупательскую способность населения. В результате чего в структуре розничного товарооборота преобладает продажа продовольственных товаров.
Торговыми организациями обеспечено 55,8% всего оборота розничной торговли (по состоянию 01.01.99 г. этот показатель составлял 57%). Темп реализации потребительских товаров на вещевых, смешанных, продовольственных рынках составлял 92% и опережал 80-процентный темп продаж в торговых предприятиях. В товарной массе этот показатель снизился на 8%. Оборот розничной торговли города по состоянию на 01.01.2000 г. представлен в Приложении N 1, таблица N 1.
Оборот розничной торговли по районам города за 1999 год составил: Железнодорожный - 1938,4 млн.руб., Октябрьский - 2270,9 млн.руб., Советский - 2107,2 млн.руб. (Приложение N 1, таблица N 2).
Доля оборота районов в общем товарообороте города составляла: Железнодорожного - 30,7%, Октябрьского - 35,9%, Советского - 33,4%. Необходимо отметить, что оборот розничной торговли в сопоставимых ценах в торговых организациях Железнодорожного района увеличивался более быстрыми темпами, чем в торговых организациях Советского и Октябрьского районов.
Муниципальные предприятия торговли и общественного питания в 1999 году реализовали населению города товаров на сумму 20,2 млн. руб. (менее 1% оборота города).
1.2. Оборот общественного питания
Оборот общественного питания города по состоянию на 01.01.2000 г. составил 156,5 млн.руб. (Приложение N 1, таблица N 3).
Доля общественного питания в товарообороте города составила: Железнодорожный район - 27,9%, Октябрьский - 29,5%, Советский - 42,6%. Более активно в сопоставимых ценах увеличивался оборот на предприятиях общественного питания Советского района, составивший 103%.
1.3. Финансовое состояние торговли
Конечный финансовый результат работы предприятий торговли (прибыль) по состоянию на 01.07 2000 г. составил 8,9 млн.руб. В бюджет города за 6 месяцев текущего года поступило 53,5 млн.руб. или 60,3% от общих бюджетных отчислений торговли и общественного питания.
Среднемесячная заработная плата по отрасли на май текущего года составила 2014 руб., а в целом по городу - 2314 руб.
1.4. Товаропроводящая сеть розничной торговли
и общественного питания
Товаропроводящая сеть торговли, общественного питания города по состоянию на 01.01.2000 года состоит из 673 магазинов, 178 павильонов, 365 киосков, свыше 150 отделов в магазинах, из 153 предприятий общественного питания на 4517 посадочных мест, 26 рынков и торговых площадок с 5052 торговыми местами. Кроме того, предприятия общественного питания функционируют на производственных предприятиях, в учебных заведениях и учреждениях. В летнее время товаропроводящая сеть увеличивается на 250-300 рабочих мест.
Анализ дислокации розничной торговой сети, общественного питания и обеспеченности торговыми площадями населения города по районам показывает неравномерность размещения предприятий торговли по районам города. Если в целом по городу обеспеченность торговыми площадями населения по состоянию на 01.01.2000 года составляет 83,2%, то в Советском районе - 131,2%, Октябрьском - 70,2%, Железнодорожном - 75,6% (Приложение N 1, таблица N 4). Также отмечается неравномерная обеспеченность торговыми площадями населения города по специализации торговой сети. Сеть по продаже продовольственных товаров по городу обеспечена на 93,9% от норматива обеспеченности населения розничной сетью, а в Советском районе - на 111,3%, Октябрьском - на 92,3%, Железнодорожном - на 87,6%. Сеть непродовольственных товаров соответственно: по городу - на 75%, в Советском районе на - 146,3%, Октябрьском на - 53,3%, Железнодорожном на- 66,4% (Приложение N 1, таблица N 5).
Существующая сеть предприятий общественного питания по сравнению с нормами составляет по городу - 40,9%, в том числе по районам: Советский - 96,5%, Октябрьский - 34,6%, Железнодорожный - 40,9% (Приложение N 1, таблица N 6).
Такая же ситуация в обеспеченности торговыми площадями населения в микрорайонах города. В Советском районе наименее развитой является торговая сеть в п. Сокол, где потребность удовлетворена на 18,3%, в п.Солдатский на 23,8%, в п. Исток на 28,3%, в п. Заречный на 27,7%. В Октябрьском районе недостаточная обеспеченность предприятиями торговли в микрорайонах: п. Силикатный на 10%, 113 квартал -12,5%, п.Энергетик - 20%, район БМДК - 7,8%, в Железнодорожном районе: в п. Лысая Гора - 15,1%, в п. Ленина - 38,1%, в п. Зеленый - 37,1% и т.д.
Собственная торговая сеть предприятий пищевой промышленности представлена магазинами и киосками в количестве 135 единиц, в том числе реализующих хлеб - 75, что составляет 50% от общего количества.
Анализируя магазинные формы продаж, необходимо отметить недостаточное количественное и качественное развитие фирменной торговли, неудовлетворительное формирование системы "удобных" магазинов, расположенных неподалеку от места проживания горожан, в разрезе предоставляемого ассортимента, недостаточное количество магазинов салонной торговли, магазинов по методу самообслуживания, отсутствие магазинов-складов.
1.5. Оптовая торговля
В структуре торгового оборота доля предприятий, специализирующихся на оптовой торговле, составляет немногим более 46% всего оборота. Среди них преобладают предприятия малого бизнеса, оборот которых в общем объеме оптового товарооборота составляет более 50%.
Если крупные предприятия оптовой торговли соответствуют предъявляемым требованиям, то мелкооптовая торговля осуществляется, в основном, из металлических контейнеров, предназначенных для транспортировки грузов.
Существующая сеть оптовых контейнерных рынков требует незамедлительной реконструкции, перепрофилирования и специализации.
1.6. Производство потребительских товаров предприятиями
города
Анализ баланса потребления и производства потребительских товаров предприятиями города показывает, что город не в полной мере обеспечивает население продуктами питания и непродовольственными товарами. Можно отметить следующие продукты питания, по которым возможен выход на самообеспеченность. Прежде всего, это мясо и мясные изделия, молоко и молочные изделиях, яйца и мясо птицы. Затем речь идет о муке и кондитерских изделиях, рыбе и рыбных консервах (в 1999 году к этому списку добавились макаронные изделия).
Производство отдельных продуктов питания пищевой промышленности города и его фактическое и нормативное потребление в динамике представлено в Приложении N 1, таблица N 7.
1.7. Потребление основных продуктов питания населением
г. Улан-Удэ
Изменение экономической ситуации приводит к значительному изменению структуры потребления населением города и республики основных видов продовольствия. Среднедушевое потребление основных продуктов питания в республике по сравнению с нормами потребления и в динамике характеризуется как недостаточное, так по мясопродуктам - 64,7%, молокопродуктам - 42,6%, яйцам - 49,5%, овощам и бахчевым - 31,7% и т.д. Практически по всем видам продовольствия (кроме хлебопродуктов и макаронных изделий) потребление значительно ниже нормы (Приложение N 1, таблица N 8).
1.8. Ресурсное обеспечение потребительского рынка
Город Улан-Удэ, как и республика в целом, остается одним из крупных рынков сбыта потребительских товаров, завозимых из других регионов России. Доля потребительских товаров местного производства в обороте розничной торговли составляет менее 20%.
Уровень самообеспеченности Республики Бурятия и г. Улан-Удэ недостаточен. Так, в первом квартале 2000 года обеспеченность составляла: мясопродукты - 69,7%, молокопродукты - 85,5%, консервы плодоовощные - 31,1%, мука - 29,9%, макаронные изделия - 86,8%, кондитерские - 79,5, яйцо - 63,6% (Приложение N 1, таблица N 9).
Продовольственная безопасность государства считается обеспеченной при условии, что годовое производство жизненно важных продуктов питания в стране составляет не менее 80% годовой потребности населения в основных продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами. Таким образом, продовольственная безопасность Республики Бурятия и г. Улан-Удэ не обеспечена.
Из непродовольственных товаров в первом квартале текущего года вывозили: ткани шерстяные, швейные изделия, стиральные машины, электропылесосы, мебель (Приложение N 1, таблица N 10).
Остатки товаров на 01.05.2000 г. в крупных и средних предприятиях всех отраслей экономики для перепродажи обеспечивали торговлю 47 дней, в том числе в предприятиях розничной торговли - 46 дней. На 01.05.1999 г. эти показатели были выше - соответственно 53 дня и 69 дней.
1.9. Отдельные индикаторы, характеризующие развитие
потребительского рынка
Начисленная заработная плата в декабре 1999 года предприятиям и организациям города с учетом годовых выплат составила 2372 руб., что выше ноября 1999 года на 37%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом потребительских цен за месяц, увеличилась на 36%.
В 1999 г. около 1/3 горожан имели среднедушевые денежные доходы ниже среднего республиканского. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышали доходы 10% наименее обеспеченного населения в 1999 г. в 14,6 раза, а в 1998 г. этот показатель составлял 13,9 раза.
Величина прожиточного минимума в декабре 1999 г. составила 855 руб. в среднем на душу населения и возросла на 29 % по сравнению с декабрем 1998 г. Значительную долю прожиточного минимума составляет "продовольственная корзина" - 67,4 % или 576 руб.
На рынке продовольственных товаров города в январе - ноябре 1999 г. снижение покупательской способности среднемесячной зарплаты имелось по всем видам продуктов питания и по группам непродовольственных товаров. Основные причины низкого уровня жизни населения и его платежеспособного спроса - это продолжающиеся кризисные явления в социально-экономическом развитии республики, где определяющим фактором является рост потребительских цен. Индекс потребительских цен 1999 г. к 1998 г. составил 184%.
1.10. Контроль на потребительском рынке
Торговля, как ни одна отрасль экономики, подвергается значительному контролю. Контроль устанавливается, в первую очередь, с целью защиты прав потребителей, обеспечения безопасности предоставляемых потребительских товаров и услуг, обеспечения нормальной производственно-технологической деятельности всех структур торговли с соблюдением пожарной, санитарноэпидемиологической и производственной безопасности.
Контроль в сфере торговли и общественного питания, защита интересов покупателей осуществляется Комитетом по потребительскому рынку и услугам Администрации города совместно с Бурятским республиканским управлением госторгинспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Центром государственного санэпиднадзора в г. Улан-Удэ, станцией по борьбе с болезнями животных г. Улан-Удэ, Государственной хлебной инспекцией, Бурятским Центром стандартизации, метрологии и сертификации, Бурятским территориальным управлением Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, правоохранительными и налоговыми органами, соответствующими подразделениями исполнительной власти. С большинством из выше указанных государственных органов Комитет по потребительскому рынку и услугам Администрации города Улан-Удэ имеет договора и соглашения о сотрудничестве в области государственного контроля за соблюдением норм и правил торговли, качества и безопасности товаров народного потребления в г. Улан-Удэ.
II. Программные направления развития торговли и
общественного питания
Программа развития торговли и общественного питания города является составной частью Программы социально-экономического развития города Улан-Удэ.
Главная цель разработки Программы - это реализация политики Администрации г. Улан-Удэ, направленной на улучшение благосостояния населения, повышение его жизненного уровня.
Для достижения этой стратегической задачи необходимо решение следующих задач:
1. Обеспечение для абсолютного большинства населения доступности объектов торговли и общественного питания в цивилизованных формах его организации.
2. Всемерное обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров и услу г.
3. Формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров.
4. Восстановление финансового контроля над товарооборотом на основе существенного ограничения возможностей для теневого оборота.
5. Восстановление оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.
6. Укрепление нормативно-правовой базы развития торговли и общественного питания.
7. Восстановление единой информационной системы внутренней торговли.
2.1. Развитие инфраструктуры торговой деятельности
предполагается по трем направлениям:
1. Оптовая торговля;
2. Розничная торговля;
3. Общественное питание.
2.1.1. Рынок оптовых торговых услуг Республики Бурятия и г. Улан-Удэ сформировался из независимых оптовых организаций, сбытовых подразделений местных промышленных, сельскохозяйственных предприятий и оптовых структур крупных розничных организаций. Крупные предприятия оптового звена активно ведут оптовую, мелкооптовую, розничную торговлю которые требуют оптимизации их деятельности по ряду параметров.
На первом этапе реализации Программы остро встает проблема координации, а в ряде случаев совместных решений республиканского и городского органов торговли в части:
- ассортиментной политики;
- территориального расположения объектов оптовой торговли;
- совершенствования технологических процессов хранения, подсортировки, доставки товаров, методов обслуживания покупателей и др.
- обустройства территории, безопасности подъезда, наличие автостоянок;
- соблюдения антимонопольной политики вхождения на оптовый рынок новых структур.
На втором этапе реализации Программы более конкретно рассматривается вопрос перевода работы оптовых продовольственных предприятий в режим работы продовольственных рынков.
Создание оптовых продовольственных рынков должно осуществляться в соответствии с положениями, определенными Концепцией развития системы оптовых продовольственных рынков Республики Бурятия, утвержденной Указом Президента Республики Бурятия N 129 от 06.06.1998 г.
Кроме этого решаются вопросы разнообразия оптовых структур в виде:
- посреднических предприятий-агентов, предприятий-брокеров, основным предметом деятельности которых становится информационное обеспечение. Доля таких структур, как правило, на рынке оптовой торговли составляет 15- 20 %;
- организаторов оптового оборота - оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, аукционы.
2.1.2. Розничная торговля является ведущим звеном системы торгового обслуживания, поскольку непосредственно затрагивает интересы населения. Важным элементом становится соотношение магазинных и внемагазинных форм обслуживания. При этом доля продажи товаров на вещевых, продовольственных, смешанных рынках имеет тенденцию к снижению. В марте т. г. указанное соотношение по городу составляло - 58% и 42 %.
Розничные торговые предприятия формируются и развиваются как предприятия принадлежащие:
- индивидуальным предпринимателям;
- товаропроизводителям;
- оптовым торговым организациям;
- муниципальные.
Развитие магазинных форм продажи осуществляется за счет типового разнообразия розничных торговых предприятий с соблюдением принципов:
- универсализации продовольственной торговли;
- развития специализированной сети непродовольственных магазинов;
- формирования универсальных предприятий, торговых центров, комплексов в зонах жилых массивов;
- совершенствования мелкорозничной сети.
Также должны получить дальнейшее развитие формы торгового обслуживания:
- традиционная (через прилавок);
- самообслуживание;
- салонная торговля;
- посылочная торговля;
- магазины-склады с технологией "Кэш энд кэрри" (мелкооптовые магазины);
- "клубных" магазинов (предприятия самообслуживания, где товары отпускаются только потребителям, являющимся членами конкретного клуба и уплачивающим установленные членские взносы). Идеология "клубных" магазинов базируется на минимизации издержек обращения, полного отказа от оказания дополнительных услуг населению, высокой товарооборачиваемости, использовании кредитных возможностей покупателей. Организационнотехнологическая концепция данных магазинов позволяет им иметь самый низкий уровень цен.
Назрела необходимость развития торговых услуг (столы заказов, доставка товаров, раскрой тканей и т.д.), продажи товаров и предоставления услуг по системе безналичного расчета.
2.1.3. Обеспечение территориальной и ценовой доступности
товаров населением
Нерегулируемое развитие сети торговли и общественного питания внесло существенные изменения в отраслевую структуру потребительского рынка и размещение предприятий по территории города. В результате возникла достаточно острая проблема территориальной и ценовой доступности товаров и услуг. Фактор территориальной доступности заметно проявляется в отдаленных районах массовой жилой застройки и в поселках с преимущественно индивидуальными застройками.
Разрешить данную проблему возможно за счет:
- качественного улучшения работы магазинов по продаже товаров повседневного спроса ("удобные магазины"), расположенные в пределах пешеходной доступности и торгующие универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
- реконструкции и модернизации имеющихся предприятий торговли;
- открытия новых магазинов в приспособленных помещениях;
- строительства новых магазинов;
- открытия торговых площадок, объектов мелкорозничной торговли с применением быстровозводимых конструкций. На первом этапе разрабатывается перспективная схема размещения объектов торговли с учетом обеспеченности торговой сетью различных зон микрорайонов.
На втором этапе предусматривается разработка и внедрение стимулирующих элементов, направленных на развитие сети объектов торговли и общественного питания.
Наличие в обществе четко выраженных по денежным доходам групп населения, потребительские предпочтения, спрос и фактический уровень потребления которых имеет принципиально качественные различия, вызывает необходимость иметь магазины, ориентированные на потребителей с различным уровнем дохода.
Проблема ценовой доступности товаров, входящих в потребительскую корзинку, решается путем применения адресной социальной поддержки.
2.2. Общественное питание
Восстановление и дальнейшее развитие многообразных объектов общественного питания должно идти за счет:
- приоритетного развития общедоступной сети, в т.ч. сети быстрого питания с учетом национальных особенностей обслуживаемого населения;
- восстановления и расширения необходимой сети социальноориентированных предприятий, которые обеспечивают питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, детей в дошкольных учреждениях, больных в лечебных заведениях;
- развития сети предприятий, работающих по заказам и доставке их потребителям;
- массового развития сети в местах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, отдыха, вдоль пригородных автомагистралей, заправочных станций и др.
На первом этапе развития инфраструктуры сети общественного питания решаются задачи формирования разветвленной сети общедоступных предприятий с учетом доведения их до нормативов. Расширяется их видовой состав - кафе, бар, столовая, закусочная, трактир, чайная, позная и др. Развитие пунктов питания в общеобразовательных учреждениях основывается на специализированных производственных комплексах школьного питания и рассматривается в комплексе с развитием самого учебного заведения. При этом основополагающей является политика выделения бюджетных средств.
Аналогичен подход к развитию массового питания в различных социальных учреждениях (больницы, дома инвалидов, интернаты и др.) Предприятия общественного питания на промышленных предприятиях и в учреждениях развиваются как объекты, являющиеся структурными подразделениями самого предприятия или учреждения, так и объектами, функционирующими самостоятельно и обслуживающими коллективы на договорных началах с администрацией предприятия, учреждения.
На втором этапе реализации Программы будут решаться вопросы дифференциации объектов общественного питания с точки зрения комфортности, повышения уровня обслуживания, расширения предлагаемых услуг и определения мероприятий по функционированию предприятий общественного питания (по интересам): детские кафе-мороженое, молодежные кафе, кафе-встречи и другие виды.
Особое внимание заслуживает организация питания малоимущих слоев населения, которая комплексно рассматривается в соответствии с Программами социальных служб.
2.3. Интеграционные процессы в торговле
Формирование интегрированных торговых систем позволяет объединить гибкость рыночной организации торговой деятельности с эффектом централизованного руководства, высокий потенциал частной инициативы с преимуществами крупной коммерческой структуры.
Стимуляторами развития интеграционных процессов являются рыночная неопределенность, падающий по различным причинам спрос, обострение проблемы реализации товаров, неразвитость инфраструктуры торговой деятельности, усиление конкуренции.
Анализ современных тенденций развития интеграционных процессов на потребительском рынке страны показывает, что это движение будет происходить по достаточно традиционной схеме - от простых моноотраслевых к сложным межотраслевым конструкциям с реализацией как горизонтальных, так и вертикальных систем хозяйственных взаимоотношений.
Также можно предположить, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объединений, как цепные торговые организации, кооперативные объединения торговых структур, добровольные оптово-розничные цепи. Предприятиям торговли важно и нужно привлекать в качестве акционеров промышленные, оптовые предприятия, банки и другие структуры, то есть тех, кто своим участием: капиталом, продукцией, материально-технической базой, информацией и пр. может способствовать их эффективной работе. При этом действует принцип взаимопроникновения экономических структур на взаимовыгодной основе.
2.4. Развитие муниципальной торговли
Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Российской Федерации рассматривает муниципальные предприятия торговли и общественного питания как разнообразие розничных предприятий с позиции их структурно - функциональных параметров и нацеливает на создание полноценной социально - ориентированной среды.
При этом предусматривается:
- создание мелкооптовой розничной сети, способной централизованно обеспечивать продуктами питания учреждения социально- бюджетной сферы, муниципальные предприятия;
- развитие розничной сети, способной конкурировать по ассортименту и ценам на потребительском рынке города;
- создание сети общественного питания по обслуживанию малообеспеченных граждан.
2.5. Государственное и муниципальное регулирование торговли.
Нормативно-правовое обеспечение развития торговли
Участие органов государственного управления в регулировании процессов на потребительском рынке в настоящее время необоснованно сужено, что негативно отражается на функционировании рынка. Концепция исходит из того, что в условиях свободной экономики вмешательство государства в развитие экономических процессов на потребительском рынке допустимо лишь для устранения возникающих отрицательных последствий из-за нежелательного смещения направлений его развития.
Основными задачами системы государственного регулирования торговли должны стать:
- формирование достаточной конкурентной среды;
- защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя;
- регулирование иностранных инвестиций в сферу торговли;
- обоснование отраслевых особенностей налогообложения;
- лицензирование;
- кредитование;
- квотирование;
- эффективный контроль защиты прав и соблюдение интересов потребителей;
- развитие и укрепление нормативно-правовой базы в торговле и общественном питании;
- поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд.
Непосредственным организатором, координатором и исполнителем функций государственного регулирования и нормативно-правового обеспечения торговли и общественном питании в городе является муниципальный уровень, который на первоначальном этапе:
- осуществляет ревизию существующих законодательных актов, нормативно- правовой базы, регулирующих деятельность субъектов потребительского рынка;
- подготавливает проекты изменений и дополнений к ним.
На втором этапе:
- разрабатывает перечень и проекты нормативно-правовых актов, необходимые для реализации данной Программы.
2.6. Обеспечение качества и безопасности товаров
Стратегической целью национальной системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должно стать создание механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- создать целостную и непротиворечивую нормативно-правовую базу, предотвращающую доступ на рынок некачественной и опасной продукции;
- сформировать эффективную систему контролирующих органов и обеспечить их четкую координацию;
- создать единую информационную систему контролирующих органов;
- обеспечить неотвратимость наказания и действенность санкций за поставку на рынок некачественной продукции;
- обеспечить оказание помощи потребителям в оценке сравнительной безопасности реализуемой продукции, проведении ее идентификации и оценке качества.
На этапе создания продукции главную роль в обеспечении безопасности и качества играют ее производители. Задачей государства здесь должна стать поддержка создания на производствах систем управления качеством, их сертификация с последующим контролем состояния производства.
Инструментом решения данной задачи должно стать лицензирование отдельных видов деятельности. Тем самым будет регулироваться допуск хозяйственных структур в сферу производства.
На дорыночном этапе развития экономики контроль должен сводиться к обеспечению действенного контроля соответствия выпущенной продукции предъявляемым к ней требованиям. Тем самым общество будет иметь гарантию того, что на пути движения продукции от производителя к продавцу она не утратила своего качества и безопасности. Инструментом решения данной задачи должно стать подтверждение соответствия продукции установленным требованиям.
На этапе рыночного взаимодействия продавца и потребителя роль государства должна стать в обеспечении эффективного контроля допуска хозяйственных структур к оказанию рыночных услуг (услуг реализации). Инструментом решения данной задачи должна стать сертификация систем оказания торговых услуг.
2.7. Формирование информационной системы торговли
Рыночные преобразования в торговле обострили проблему информационного обеспечения не только для участников рынка, но и для органов власти, в т.ч. и муниципального уровня. Для решения указанной проблемы предполагается следующий организационный контур:
- тесное сотрудничество в работе с подразделениями Администрации города, соответствующими структурами Правительства Республики, Торгово-Промышленной Палаты РБ и другими органами, организациями имеющие непосредственное отношение к вопросам развития потребительского рынка и владеющие соответствующей информацией:
- коммерческими информационными, информационно-аналитическими, маркетинговыми центрами, производителями информации и др.;
- создание собственной информационной базы, в т.ч. полученной в ходе мониторинга отдельных рынков потребительских товаров города.
Восстановление единой информационной системы развития внутреннего рынка и потребительского рынка может и должно стать действенным инструментом государственного регулирования торговой деятельности.
Структура данной информационной системы должна представлять собой единое программно-информационное ядро, объединяющее информационные потоки, заполненные как уже существующими в локальных системах информационными данными, так и при необходимости вновь создаваемыми источниками информации о состоянии отдельных товарных рынков и региональных торговых систем.
Информационное обеспечение системы должен составлять скоординированный с ее методическим и техническим обеспечением комплекс показателей, данных и материалов, требующихся как действующим на потребительском рынке операторам, региональным и федеральным органам регулирования торговли, так и потенциальным инвесторам, имеющим намерение выйти на конкретный региональный или товарный рынок.
Техническое обеспечение системы должно представлять собой комплекс технических средств, позволяющих осуществлять сбор, обработку, хранение и передачу информации, а также реализовывать алгоритмы подготовки и обоснования управленческих решений. Оптимизация состава технических средств должна достигаться путем реализации принципов системности, аппаратной и программной совместимости технического оснащения, модульности и интеграции.
Пользователями такой системы должны стать органы исполнительной власти всех уровней, импортеры, субъекты торгового оборота, перерабатывающие предприятия, товаропроизводители.
2.8. Подготовка и переподготовка кадров
На развитие потребительского рынка огромное влияние оказывает наличие подготовленных кадров. Существующие курсы, семинары подготовки кадров работников прилавка, общественного питания уже не отвечают предъявляемым требованиям. На сегодняшний день актуальной стала проблема единой системы подготовки и переподготовки кадров как управленческого и финансово-экономического персонала, так и кадров массовых профессий. Для этого необходимы внесение коррективов или разработка новых типовых учебных планов, программ.
Условиями реализации подготовки и переподготовки кадров является наличие профессиональной подготовки кадров массовых профессий при сертификации предприятий торговли и общественного питания. Также при осуществлении сертификации этих предприятий обязательным условием становится аттестация их руководителей.
2.9. Развитие и углубление межрегиональных связей
Зависимость города от ввоза товаров велика и требует расширения и более качественного развития международных, межрегиональных, межрайонных связей как на уровне Администрации города, Комитета по потребительскому рынку и услугам Администрации города, так и отдельных субъектов торговли. Указанные связи развиваются по направлениям:
- развитие отношений с городами-побратимами;
- регламента работы, заложенного в основу ассоциации "Сибирское Соглашение" и других межрегиональных объединений, в состав которых входит Республика Бурятия;
- договоров о сотрудничестве в рамках международных и межрегиональных связей, подписанных Правительством Республики Бурятия;
- договоров о сотрудничестве с Администрациям и районов Республики Бурятия.
Заключение
Данная Программа развития потребительского рынка города служит руководящим рабочим документом для разработки детальных, оперативно уточняемых Программ по направлениям и требует финансового обеспечения.
Управляющий делами |
А.П. Долбак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 20 октября 2000 г. N 460 "Об утверждении Программы развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания г. Улан-Удэ на 2000-2002 гг."
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 14 декабря 2009 г. N 562 настоящее Постановление признано утратившим силу