Закон Республики Бурятия
от 5 сентября 1995 г. N 176-I
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия"
(с изменениями от 25 сентября 1996 г.)
Настоящий Закон в соответствии с Конституциями Российской Федерации и Республики Бурятия устанавливает общие принципы организации местного самоуправления, определяет правовые, экономические и финансовые условия местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления.
Раздел I. Общие положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия и термины
1. В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:
Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, обособленная часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Законом, в которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Вопросы местного значения - вопросы, населения муниципального образования, отнесенные к связанные с удовлетворением потребностей таковым уставом (положением) о местном самоуправлении в соответствии с Конституцией Республики Бурятия и настоящим Законом.
Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения.
Органы местного самоуправления - выборные и другие органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Представительный орган местного самоуправления - выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Депутат - лицо, избранное в представительный орган местного самоуправления на основе реализации гражданами всеобщего равного избирательного права.
Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное уставом местного самоуправления полномочиями на решение вопросов местного значения.
Должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих.
Муниципальная собственность - собственность городского, сельского поселения, другого местного самоуправления.
Местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно.
Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
2. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с участием этих терминов применяются в отношении органов, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других понятий, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
Статья 2. Понятие местного самоуправления
Местное самоуправление в Республике Бурятия - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению, непосредственно и через органы местного самоуправления, вопросов местного значения и переданных ему государственных вопросов, исходя из интересов населения, его исторических, национально - этнических и иных особенностей и традиций, на основе Конституции и законов Республики Бурятия.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и Республики Бурятия.
Статья 3. Право граждан на осуществление местного самоуправления
1. Граждане Республики Бурятия имеют равное право на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей. Ограничение права граждан на участие в местном самоуправлении по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам запрещается.
2. Граждане Республики Бурятия имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, других формах непосредственного народовластия.
3. Граждане Республики Бурятия имеют равный доступ к муниципальной службе.
4. Граждане Республики Бурятия имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и их должностным лицам.
5. Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому право на получение информации о деятельности органов местного самоуправления, возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
6. Граждане осуществляют свое право на осуществление местного самоуправления по месту их жительства.
7. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл и деятельность местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Гражданам Республики Бурятия гарантируется судебная защита права на осуществление местного самоуправления.
Статья 4. Муниципальные образования и местные сообщества
1. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях: административно-территориальных единицах и не являющихся административно-территориальными единицами сельских поселениях (населенных пунктах), внутри поселенческих территориях.
2. Население, проживающее в муниципальном образовании, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения, составляет местное сообщество.
3. Население городского, сельского поселения, независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
4. В местах компактного проживания малочисленных народов и национальных групп могут создаваться национально-территориальные образования местного самоуправления.
Статья 5. Законодательная основа местного самоуправления
1. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, Конституцией и законодательством Республики Бурятия и настоящим Законом.
2. Законы и иные правовые акты Республики Бурятия не могут противоречить настоящему Закону.
3. Органы государственной власти не могут ограничивать права местного самоуправления, установленные настоящим Законом.
Статья 6. Устав (положение) о местном самоуправлении
1. Муниципальные образования имеют уставы (положения) о муниципальном образовании, в которых указываются границы и состав территории местного самоуправления, а также устанавливаются:
- вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
- формы и порядок непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
- структура и организационные основы деятельности органов местного самоуправления;
- срок полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц;
- наименования и полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц;
- виды и порядок принятия актов органов местного самоуправления;
- основания и виды ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц;
- гарантии прав должностных лиц органов местного самоуправления;
- особенности муниципальной службы;
- экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
- национальные и культурные особенности осуществления местного самоуправления;
2. Правом внесения проекта устава (положения) о местном самоуправлении обладают:
- отдельные члены местного сообщества, обладающие избирательным правом, или их группы;
- органы местного самоуправления;
- общественные объединения.
3. Устав (положение) о местном самоуправлении принимается представительным органом местного самоуправления или утверждается населением непосредственно.
4. Устав (положение) о местном самоуправлении регистрируется Министерством юстиции Республики Бурятия.
Основанием для отказа в регистрации устава (положения) о местном самоуправлении может быть только его несоответствие Конституции Республики Бурятия и настоящему Закону.
Отказ в регистрации может быть обжалован органом местного самоуправления в судебном порядке.
Законом Республики Бурятия от 25 сентября 1996 г. N 386-I пункт 5 статьи 6 изложен в новой редакции
5. Устав (Положение) местного самоуправления вступает в силу после его регистрации и официального опубликования (обнародования).
Статья 7. Государственная поддержка местного самоуправления
Органы государственной власти обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Статья 8. Местное самоуправление в закрытых административно-территориальных образованьях
Местное самоуправление в закрытых административно - территориальных образованьях осуществляется в соответствии с настоящим Законом с учетом особенностей, устанавливаемых федеральными законами.
Статья 9. Ассоциации муниципальных образований
Муниципальные образования в целях более эффективного осуществления местного самоуправления вправе объединяться в ассоциации без права передачи им своих полномочий.
Статья 10. Употребление языков при осуществлении местного самоуправления
При осуществлении местного самоуправления употребляются государственные языки Республики Бурятия - бурятский и русский.
Статья 11. Символика муниципальных образований
Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (герб, эмблемы и т. д.), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные особенности соответствующего местного сообщества.
Раздел II. Территориальная организация местного самоуправления
Глава 2. Территориальная организация
местного самоуправления
Статья 12. Территории местного самоуправления
1. Территориями местного самоуправления являются:
- территории республиканского, районного значения муниципальных образований - районов, аймаков, городов поселков, сельсоветов, сомонов, сел, улусов и других муниципальных образований.
2. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Бурятия. Никакие территории не могут быть исключены из сферы местного самоуправления или ограничены для осуществления местного самоуправления.
3. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. В случае образования района в городе территория в границах городской черты делится между районами в городе в соответствии с уставом (положением) города.
4. Местное самоуправление в столице Республике Бурятия - городе Улан-Удэ осуществляется на основании Закона Республики Бурятия "О статусе столицы Республики Бурятия", настоящим Законом и уставом (положением) города.
Статья 13. Государственная регистрация территорий местного самоуправления
Территории, на которых осуществляется местное самоуправление, подлежат учету и регистрации Народным Хуралом Республики Бурятия по представлению органов местного самоуправления при наличии заключения Правительства Республики Бурятия.
Статья 14. Установление и изменение границ муниципального образования
1. Установление и изменение границ муниципального образования или их преобразование и упразднение осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти Республики Бурятия.
2. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, устанавливаются законодательством Республики Бурятия.
Статья 15. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства
Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований устанавливается Законом Республики Бурятия "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия".
Раздел III. Основы компетенции органов государственной власти
и органов местного самоуправления
Глава 3. Основы компетенции органов государственной
власти и органов местного самоуправления
Статья 16. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся:
- принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением;
- обеспечение соответствия законодательству Республики Бурятия о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
- обеспечение гарантий осуществления предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации обязанностей государства в области местного самоуправления;
- регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность;
- наделение органов местного самоуправления федеральным законом отдельными полномочиями Российской Федерации, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией;
- установление государственных минимальных социальных стандартов;
- регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами;
- принятие федеральных программ развития местного самоуправления;
- компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти;
- регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
- обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
- установление федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
- установление порядка судебной защиты и судебная защита прав местного самоуправления;
- регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов;
- осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
- регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованьях;
- регулирование основ муниципальной службы.
Статья 17. Полномочия органов государственной власти Республики Бурятия в области местного самоуправления
К полномочиям органов государственной власти Республики Бурятия в области местного самоуправления относятся:
- принятие и изменение законов Республики Бурятия о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
- обеспечение соответствия законов Республики Бурятия о местном самоуправлении Конституции и законам Российской Федерации;
- регулирование порядка передачи и передача объектов республиканской собственности в муниципальную собственность;
- регулирование отношений между республиканским и местными бюджетами;
- обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
- наделение органов местного самоуправления законом отдельными государственными полномочиями, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
- принятие республиканских программ развития местного самоуправления;
- защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
- обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
- обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
- установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
- компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Бурятия;
- регулирование законами в соответствии с настоящим Законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
- законодательство о муниципальной службе;
- принятие и изменение республиканских законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
- установление порядка регистрации уставов (положений) о местном самоуправлении.
Статья 18. Предметы ведения местного самоуправления
Предметы ведения муниципальных образований включают в себя вопросы местного значения и отдельные вопросы государственного значения, переданные органам местного самоуправления.
Статья 19. Вопросы местного значения
1. Органы местного самоуправления решают следующие вопросы местного значения:
- принятие и изменение уставов (положений) о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
- разработка, принятие, исполнение и контроль местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов;
- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
- планировка и застройка территорий муниципальных образований;
- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
- контроль за использованием земель муниципального образования;
- содержание и использование муниципального жилого и нежилого фонда;
- организация содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, среднего (полного) общего и начального профессионального образования;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
- охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
- создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
- организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
- организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
- благоустройство, в том числе озеленение и освещение территории муниципальных образований;
- утилизация, переработка и уничтожение бытовых отходов;
- содержание площадей, улиц, переулков, проездов, скверов, бульваров, парков и их наименование;
- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
- организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
- строительство и содержание местных дорог и путей сообщения, а также набережных, каналов, прудов, канав, мостов и переправ;
- организация и развитие местной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, организация рынков и базаров, установление правил торговли и контроль за их соблюдением;
- устройство детей, оставшихся без родителей, усыновление (удочерение), организация опеки и попечительства над несовершеннолетними, предупреждение безнадзорности несовершеннолетних;
- создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
- создание условий для организации зрелищных мероприятий;
- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, и местных традиций;
- организация и содержание муниципальных архивов;
- организация и содержание муниципальной информационной службы;
- создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
- обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
- организация опеки и попечительства над совершеннолетними, признанными недееспособными или ограниченно дееспособными, а также организация учреждений социального обеспечения для престарелых и инвалидов;
- создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
- участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
- организация и содержание зон массового отдыха населения;
- обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы;
- установление времени начала работы расположенных на подведомственной территории предприятий, учреждений, организаций, а также дней и часов работы предприятий и организаций, связанных с обслуживанием населения;
- иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других органов местного самоуправления, органов государственной власти.
3. Если на территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов муниципальных образований разграничиваются законом Республики Бурятия, а внутригородских муниципальных образований - уставом города.
Статья 20. Порядок установления полномочий органов местного самоуправления
1. Полномочия органов местного самоуправления в соответствии с их структурой, а также полномочия собраний (сходов), конференций граждан устанавливаются уставом (положением) о местном самоуправлении в соответствии с настоящим Законом.
2. Полномочия по решению вопросов государственного и местного значения разграничиваются между представительными и исполнительными органами местного самоуправления в зависимости от категорий муниципальных образований федеральными законами и действующим законодательством Республики Бурятия.
3. Муниципальным образованьям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованьями. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
Статья 21. Минимальные государственные социальные стандарты
1. Государственные социальные стандарты удовлетворения основных жизненных потребностей населения устанавливаются федеральными законами и законами Республики Бурятия.
2. Органы местного самоуправления при решении вопросов, отнесенных к их ведению, обеспечивают уровень удовлетворения основных жизненных потребностей населения не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти отчислений от федеральных налогов, а органами государственной власти Республики Бурятия отчислений от налогов Республики Бурятия, а также несут ответственность за их соблюдение.
3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом и законом Республики Бурятия доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета, а органы государственной власти Республики Бурятия передают органам местного самоуправления иные доходные источники бюджета Республики Бурятия, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
Статья 22. Основные социальные гарантии и обязанности органов местного самоуправления при решении социальных вопросов
1. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется из муниципальных жилищных фондов бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными социальными стандартами.
2. Медицинская помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
3. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего (полного) общего и начального профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее, среднее специальное образование в муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, входящем в муниципальную собственность.
Раздел IV. Организационные основы местного самоуправления
Глава 4. Органы местного самоуправления
Статья 23. Органы местного самоуправления
1. К органам местного самоуправления относятся:
- представительные и исполнительные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с настоящим Законом;
- органы, образуемые в соответствии с положением (уставом) о местном самоуправлении;
- структурные подразделения вышеуказанных органов.
2. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.
3. Органы местного самоуправления при их образовании наделяются нормотворческими, распорядительными, исполнительными, контрольными полномочиями. Порядок образования органов местного самоуправления устанавливается Законом Республики Бурятия "О выборах органов местного самоуправления в Республике Бурятия".
4. Наименование органов местного самоуправления устанавливается настоящим Законом в соответствии с национальными, историческими и иными местными традициями и закрепляется в уставе (положении) о местном самоуправлении.
5. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления и образование органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
6. Органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией и не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и других органов местного самоуправления.
Статья 24. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
1. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями федеральными законами и законами Республики Бурятия.
2. Органам местного самоуправления для реализации переданных им государственных полномочий передаются необходимые материальные и финансовые средства.
3. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном и республиканском бюджетах.
4. Реализация переданных законом полномочий подконтрольна государству. Порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами Республики Бурятия.
Статья 25. Структура органов местного самоуправления
1. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с настоящим Законом и закрепляется в уставе (положении) о местном самоуправлении.
2. Органы местного самоуправления формируются в муниципальных образованьях.
Статья 26. Органы местного самоуправления - юридические лица
1. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами, имеют обособленное имущество, имущество, находящееся в оперативном управлении и хозяйственном ведении, собственные источники финансирования из местного бюджета, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеют печати, штампы, бланки, расчетные, текущие, валютные и иные счета в банковских учреждениях.
2. Органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами в соответствии с уставом (положением) местном самоуправлении.
Статья 27. Глава местного самоуправления
1. Глава местного самоуправления является выборным должностным лицом местного самоуправления.
2. Наименование выборного должностного лица местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом местных особенностей либо представительным органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом.
3. Глава местного самоуправления города, района, аймака, поселка, сомона, сельсовета избирается непосредственно населением на срок от 2 до 4 лет.
В поселках, селах, улусах, входящих в состав муниципального образования, может избираться староста.
4. Порядок проведения выборов главы местного самоуправления определяется Законом Республики Бурятия "О выборах органов местного самоуправления в Республике Бурятия".
5. В случае несостоявшихся выборов либо в случае досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления проводятся выборы не позднее трехмесячного срока.
6. Глава местного самоуправления сохраняет свои полномочия вплоть до вступления в должность нового главы местном самоуправлении.
7. В случае досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления соответствующим представительным органом назначается временно исполняющий обязанности этой должности.
8. Социальные гарантии главе местного самоуправления, связанные с пребыванием на этой должности, устанавливаются законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Статья 28. Полномочия главы местного самоуправления
1. Глава местного самоуправления непосредственно или через образуемые им органы местного самоуправления:
- осуществляет управление муниципальным хозяйством;
- распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности;
- разрабатывает местный бюджет, обеспечивает его исполнение;
- разрабатывает и осуществляет программы социально - экономического развития соответствующей территории;
- назначает руководителей муниципальных предприятий;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- реализует решения органов государственной власти Республики Бурятия;
- решает вопросы кадрового обеспечения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих;
- выполняет иные исполнительно-распорядительные функции и полномочия, возложенные на него законодательством.
2. Глава местного самоуправления возглавляет соответствующий представительный орган местного самоуправления, а в населенных пунктах проводит собрания (сходы), конференции жителей.
Статья 29. Отрешение главы муниципального образования от должности
1. Представительный орган местного самоуправления по предложению депутатов, составляющих не менее одной четверти от их общего числа, образует комиссию для рассмотрения фактов ненадлежащего выполнения им своих обязанностей или совершения порочащих поступков либо действий (бездействия), дискредитирующих органы местного самоуправления, нарушения действующего законодательства и устава (положения) о муниципальном образовании, которые могут служить основанием для отрешения Главы муниципального образования.
2. По результатам работы комиссии представительный орган местного самоуправления в случаях нарушения главой местного самоуправления Конституции Республики Бурятия или совершения им действий (бездействия), содержащих признаки уголовного деяния, обращается:
- в Конституционный Суд Республики Бурятия для рассмотрения соответствия Конституции Республики Бурятия нормативных актов, издаваемых главой муниципального образования;
- в соответствующие суды Республики Бурятия о наличии в действиях главы муниципального образования признаков состава преступления.
3. Решение об отрешении главы местного самоуправления принимает представительный орган местного самоуправления по результатам работы комиссии тайным голосованием не менее двух третей голосов от общего числа депутатов не позднее чем в месячный срок со дня получения решения соответствующего суда или заключения комиссии.
4. В случае принятия решения представительным органом местного самоуправления об отрешении главы муниципального образования от должности в соответствии с законодательством назначаются выборы главы муниципального образования.
5. Президент Республики Бурятия по согласованию с представительным органом местного самоуправления вправе отстранить от должности главу местного самоуправления города, района, аймака в случае грубого нарушения законодательства Республики Бурятия до принятия решения представительным органом местного самоуправления об его отрешении от должности.
Статья 30. Представительные органы местного самоуправления
1. Представительные органы местного самоуправления (советы) образуются в муниципальных образованьях.
2. Представительный орган местного самоуправления города, района, аймака избирается в соответствии с Законом Республики Бурятия "О выборах органов местного самоуправления в Республике Бурятия" и настоящим Законом.
3. Представительный орган местного самоуправления муниципального образования в соответствии с законом формируется из депутатов при соблюдении равного представительства избирателей или избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
4. Полномочия представительных органов местного самоуправления устанавливаются на срок от 2 до 4 лет. Срок полномочий представительных органов местного самоуправления текущего созыва не может быть изменен.
5. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется в уставе (положении) о местном самоуправлении.
Статья 31. Полномочия представительных органов местного самоуправления
1. В ведении представительных органов местного самоуправления находится решение следующих вопросов:
- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
- утверждение местного бюджета и контроль за его исполнением;
- принятие планов и программ развития муниципального образования и утверждение отчетов об их исполнении;
- установление местных налогов и сборов;
- установление порядка управления, распоряжения и контроля за использованием муниципальной собственности;
- принятие решений об образовании валютного и целевых внебюджетных фондов, утверждение положений о них и отчетов об использовании средств фондов и муниципальной казны;
- принятие и изменение устава (положения) и регламента соответствующего представительного органа местного самоуправления;
- рассмотрение ежегодного отчета главы местном самоуправлении;
- принятие решения о проведении местного референдума, утверждение состава комиссии местного референдума;
- отрешение главы местного самоуправления, назначение и освобождение должностных лиц;
- досрочное прекращение полномочий депутатов в случаях, предусмотренных законом;
- осуществление иных полномочий, установленных законами Республики Бурятия.
2. В отдельных поселениях уставом (положением) о местном самоуправлении может быть предусмотрено осуществление полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.
Статья 32. Основы организации и деятельности представительных органов местного самоуправления
1. Представительные органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия исключительно в коллегиальном порядке.
2. Основной организационно-правовой формой работы представительного органа местного самоуправления является сессия, на которой он решает вопросы, отнесенные к его ведению законодательством Республики Бурятия.
Представительный орган местного самоуправления правомочен принимать решения, если на его заседании присутствует не менее двух третей от избирательного числа депутатов представительного органа.
3. Первая сессия вновь избранного представительного органа местного самоуправления созывается председателем соответствующей территориальной избирательной комиссии через 2 недели после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов данного представительного органа.
4. Первую сессию соответствующего представительного органа до объявления полномочий главы местном самоуправлении ведет председатель соответствующей территориальной избирательной комиссии.
5. Сессии созываются главой местного самоуправления не реже двух раз в год.
О времени созыва сессии, месте ее проведения депутаты и население извещаются не позднее чем за семь дней до открытия сессии. По вопросам, вносимым на рассмотрение сессии, глава местного самоуправления в указанный срок направляет депутатам представительного органа необходимые материалы.
6. Внеочередные сессии представительных органов созываются главой местном самоуправлении, а также по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов представительного органа.
7. Порядок проведения сессий представительных органов местного самоуправления устанавливается регламентом.
Статья 33. Исполнительные органы местного самоуправления
1. Исполнительные органы местного самоуправления формируются в муниципальных образованьях.
2. Исполнительные органы местного самоуправления (местная администрация) состоят из главы муниципального образования и структурных подразделений администрации.
Статья 34. Основы организации и деятельности исполнительных органов местного самоуправления
1. Местная администрация осуществляет свою деятельность на основе единоначалия.
2. Структурные подразделения местной администрации подчиняются непосредственно главе местном самоуправлении.
3. В ведении местной администрации находится решение следующих вопросов:
- защита прав и свобод граждан;
- разработка проектов программ экономического и социального развития муниципальных образований и их реализация;
- разработка проекта местного бюджета и представление его на утверждение представительному органу местного самоуправления, организация исполнения бюджета и представление отчета об исполнении;
- утверждение схем управления отраслями местного значения, территорией и ее жизнеобеспечения;
- руководство муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
- координация и контроль в пределах, установленных законом, деятельности общественных объединений, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и организационно - правовых форм, находящихся на соответствующей территории;
- представление ежегодного отчета о деятельности местной администрации соответствующему представительному органу местного самоуправления;
- заключение договоров и соглашений от имени соответствующей территории с юридическими лицами и общественными объединениями;
- обеспечение мер по защите интересов государства на соответствующей территории;
- открытие и закрытие счетов в банковских учреждениях, распоряжение бюджетными средствами, средствами внебюджетных и валютных фондов в порядке, установленном законодательством;
- участие в подготовке и проведении выборов, республиканских и местных референдумов в соответствии с законодательством;
- реализация мер по защите населения и объектов при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством;
Порядок осуществления местными администрациями полномочий по управлению отраслями (образование, культура, строительство, здравоохранение и т. д.) соответствующих территорий и порядок организации их работы определяется органами государственной власти Республики Бурятия.
Статья 35. Правовые акты органов местного самоуправления и их должностных лиц
1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Акты, принятые местными референдумами, собраниями (сходами) граждан, органами местного самоуправления, именуются решениями. Акты, принятые должностными лицами, именуются постановлениями, распоряжениями и приказами.
2. Правовые акты представительных органов местного самоуправления, касающиеся вопросов местного значения, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от установленного числа депутатов представительного органа, и подписываются главой местном самоуправлении.
Если глава местном самоуправлении в течение 14 дней со дня принятия правового акта отклонит его, то представительный орган местного самоуправления рассматривает его вновь. Если при повторном рассмотрении решение будет одобрено большинством не менее двух третей от избранного числа депутатов представительного органа, оно подлежит подписанию главой местном самоуправлении.
3. Правовые акты органов местного самоуправления и их должностных лиц, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу после их опубликования.
4. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке или опротестованы в порядке прокурорского надзора.
Статья 36. Иные органы местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления могут образовывать подотчетные им иные органы для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к их ведению, а также для осуществления ими контроля в пределах своей компетенции за деятельностью предприятий, учреждений и организаций, находящихся на соответствующей территории.
2. Порядок организации и деятельности иных органов местного самоуправления определяется уставом (положением) о местном самоуправлении и регламентом.
Статья 37. Гласность в работе органов местного самоуправления
1. Деятельность органов местного самоуправления строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности перед населением.
2. В работе органов местного самоуправления могут участвовать представители средств массовой информации, общественных объединений, трудовых коллективов, граждане. Порядок их участия устанавливается уставом (положением) о местном самоуправлении и регламентом.
Статья 38. Обязательность явки должностных лиц в органы местного самоуправления
По приглашению главы и других должностных лиц местного самоуправления руководители или иные должностные лица предприятий, организаций и учреждений, расположенных на соответствующей территории, независимо от форм собственности и организационно - правовых форм, обязаны явиться на сессию, заседание комиссии для доклада по вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления.
Глава 5. Формы прямого волеизъявления граждан и другие
формы осуществления местного самоуправления
Статья 39. Местный референдум
1. По наиболее важным вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
2. В местном референдуме вправе участвовать все граждане, обладающие избирательным правом. Участие в местном референдуме является свободным.
3. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
4. Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом (положением).
5. На местный референдум могут выноситься вопросы, определенные уставом (положением) о местном самоуправлении , за исключением:
- ликвидации органов местного самоуправления;
- решения вопросов замещения и освобождения должностей в органах местного самоуправления;
- принятия правовых актов до вынесения по ним положительного решения соответствующим органом местного самоуправления;
- установления местных налогов и сборов;
- решения бюджетных и финансовых вопросов.
6. Формулировка вопросов, выносимых на референдум, должна исключать их различное толкование.
7. Решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления и являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Принятые на местном референдуме решения и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Если для их реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.
8. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия решений на референдуме устанавливается законодательством Республики Бурятия и закрепляется уставом (положением) о местном самоуправлении.
Статья 40. Собрание (сход), конференция
1. В муниципальных образованьях могут созываться собрания (сходы), конференции граждан, а также осуществляться иные формы непосредственной демократии.
2. Собрания (сходы), конференции жителей созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
3. К исключительному ведению собрания (схода), конференции жителей относятся следующие вопросы:
- принятие устава (положения) о муниципальном образовании;
- избрание высшего должностного лица местного самоуправления населенного пункта;
- утверждение сметы расходов и отчета об ее исполнении;
- утверждение планов и программ социально-экономического развития населенного пункта;
- утверждение штатов администрации и расходов на ее содержание;
- направление коллективных обращений и жалоб в органы государственной власти и местного самоуправления;
- установление самообложения;
- распоряжение землями общего пользования;
- контроль за деятельностью высшего должностного лица местного самоуправления;
4. Решения, принятые на собрании (сходе), конференции граждан, являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории населенного пункта, а также гражданами.
5. Порядок созыва и проведения собрания (схода), конференции жителей, принятия решений устанавливается Законом Республики Бурятия "О выборах органов местного самоуправления в Республике Бурятия" и закрепляется в уставе (положении) о местном самоуправлении.
Статья 41. Гражданская инициатива
1. Население муниципального образования обладает правом на инициативу проведения местного референдума.
2. Население в соответствии с уставом (положением) о местном самоуправлении имеет право на проявление по вопросам местного значения гражданской правотворческой инициативы.
3. Проекты местных нормативных правовых актов внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию) для всеобщего сведения.
4. Население в соответствии с уставом (положением) о местном самоуправлении имеет право обращаться в органы местного самоуправления с запросами.
5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращения граждан в течение одного месяца. Административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления устанавливается действующим законодательством.
Статья 42. Территориальное общественное самоуправление населения
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на отдельной части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованьями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы.
2. Территориальное общественное самоуправление населения осуществляется через собрания (сходы) и конференции жителей, обсуждение населением важных вопросов местной жизни, иные формы непосредственной демократии, органы территориального общественного самоуправления населения (советы и комитеты населенных пунктов, микрорайонов, кварталов и т. п.), а также органы общественной самодеятельности населения по месту жительства (домовые, уличные комитеты и т. п.)
3. Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения, определяются по инициативе жителей соответствующими органами местного самоуправления.
4. Органы местного самоуправления обеспечивают территориальное общественное самоуправление населения.
5. Особенности организации и порядок осуществления территориального общественного самоуправления населения устанавливаются в уставах (положениях) о местном самоуправлении.
Статья 43. Другие формы осуществления территориального общественного самоуправления
Наряду с предусмотренными настоящим законом формами территориального общественного самоуправления граждане вправе осуществлять его в иных формах, не ограничивающих права граждан, установленные Конституцией Республики Бурятия, действующим законодательством" заменены словами "Конституцией Российской.
Статья 44. Муниципальные выборы
1. Выборы депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленным законодательством избирательных прав граждан.
2. Муниципальные выборы проводятся по одномандатной мажоритарной системе.
3. Участие в муниципальных выборах является свободным, муниципальные выборы проводятся гласно.
4. Гражданам Республики Бурятия гарантируются равные возможности участия в муниципальных выборах.
5. Порядок проведения муниципальных выборов органов и должностных лиц местного самоуправления определяется Законом Республики Бурятия "О выборах органов местного самоуправления в Республике Бурятия".
6. Расходы, связанные с муниципальными выборами, осуществляются за счет средств соответствующих местных бюджетов.
7. Органы государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия гарантируют проведение муниципальных выборов.
Глава 6. Депутаты представительного органа
местного самоуправления
Статья 45. Статус депутата
1. Депутат является членом представительного органа местного самоуправления.
2. Депутат выражает волю населения, проживающего на территории местного самоуправления.
3. Депутату гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
4. В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией и законами Республики Бурятия, уставом (положением) о местном самоуправлении и предвыборной программой.
5. Полномочия депутата начинаются со дня избрания и заканчиваются в день признания полномочий нового депутата.
6. Депутат может осуществлять свои полномочия на профессиональной основе с освобождением от основной трудовой или служебной деятельности в соответствии с уставом (положением) о местном самоуправлении.
7. Депутат может быть отозван избирателями до окончания срока полномочий. Порядок отзыва устанавливается уставом (положением) в соответствии с законодательством Республики Бурятия.
8. Статус депутата, социальные гарантии и ограничения, связанные с его статусом, устанавливается Конституцией и законодательством Российской Федерации, Конституцией и законодательством Республики Бурятия.
Статья 46. Неприкосновенность депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления
Депутаты и выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия Прокурора Республики Бурятия.
Глава 7. Муниципальная служба
Статья 47. Служба в органах местного самоуправления
1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, признаются муниципальными служащими.
2. Правовая регламентация службы, в том числе требования к должностям, статус служащего, особенности прохождения службы, управление службой в органах местного самоуправления определяется уставом (положением) о местном самоуправлении в соответствии с Законом Республики Бурятия "О муниципальной службе в Республике Бурятия".
3. Особенности организации службы в органах местного самоуправления устанавливаются этими органами самостоятельно.
Статья 48. Ограничения, связанные со службой в органах местного самоуправления
Муниципальный служащий, кроме случаев, когда это не входит в его должностные обязанности, не вправе:
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
- состоять членом органов управления хозяйствующих субъектов;
- быть поверенным или представителем в делах третьих лиц в органе местного самоуправления;
- использовать в неслужебных целях средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения, другое муниципальное имущество, служебную информацию;
- получать в связи с исполнением должностных полномочий от юридических лиц и граждан подарки, услуги, иное вознаграждение;
- выезжать в связи с исполнением должностных полномочий за границу за счет юридических лиц и граждан, за исключением служебных поездок, осуществляемых в соответствии с международными договоренностями;
- принимать участие в забастовках.
Статья 49. Информация о доходах муниципального служащего
Каждый муниципальный служащий обязан ежегодно представлять в налоговую службу декларацию о доходах.
Раздел V. Экономическая и финансовая основа
местного самоуправления
Глава 8. Экономическая основа местного самоуправления
Статья 50. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное органам местного самоуправления, а также в соответствии с законодательством иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Статья 51. Муниципальная собственность
1. Муниципальная собственность выступает в виде собственности городских, сельских поселений и других муниципальных образований.
2. В муниципальной собственности находятся:
- земли территории местного самоуправления, не переданные в иные формы собственности;
- имущество органов местного самоуправления;
- средства местного бюджета, муниципальных внебюджетных и валютных фондов;
- муниципальные предприятия и организации;
- муниципальные банки и другие финансово-кредитные учреждения;
- муниципальный жилищный фонд;
- нежилые помещения в домах муниципального и государственного жилищного фонда;
- имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, другие объекты, используемые для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения;
- имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности;
- имущество, переданное органам местного самоуправления безвозмездно на основе соглашений и договоров, а также односторонних актов передачи имущества.
- другое движимое и недвижимое имущество.
3. В муниципальной собственности могут находиться природные объекты (водоемы, леса, луга и др.), ценные бумаги и другие финансовые активы, предприятия и учреждения народного образования, культуры, здравоохранения, иное имущество, необходимое для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории.
4. Средства местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну.
5. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования осуществляется населением непосредственно или органами местного самоуправления.
6. Реализуя право распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим и физическим лицам, сдавать в аренду, передавать, отчуждать и приобретать в установленном порядке, определять в договорах и соглашениях условия использования продаваемых или передаваемых в пользование объектов.
7. Муниципальная собственность защищается государством равным образом с другими формами собственности.
8. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяется населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
9. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
Статья 52. Право органов местного самоуправления на создание предприятий
Органы местного самоуправления вправе создавать в соответствии с законодательством предприятия для осуществления хозяйственной деятельности на подведомственной территории.
Статья 53. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности
1. Органы местного самоуправления определяют условия и порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений, организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
2. Права по управлению предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, могут быть переданы органами местного самоуправления отдельным юридическим и физическим лицам с обязательным установлением контроля за пользование указанными правами.
3. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
Предприятия, учреждения, организации самостоятельно определяют свою структуру, затраты на содержание аппарата управления, штаты и порядок оплаты труда работников.
4. Имущество, закрепленное за предприятиями, учреждениями, организациями, находящееся в муниципальной собственности и не состоящее на бюджете, принадлежит им на праве хозяйственного ведения.
Имущество, закрепленное за предприятиями, учреждениями, организациями, находящееся в муниципальной собственности и финансируемое из бюджета, находится в их оперативном управлении.
Статья 54. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности
1. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.
2. Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений, организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории, объединять на добровольной основе средства предприятий, учреждений, организаций для финансирования программ развития территории, привлекать на договорных началах предприятия, учреждения, организации к участию в строительстве, благоустройстве, содержании объектов на соответствующей территории, участвовать на правах одного из собственников в создании предприятий смешанных форм собственности.
3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций за исключением случаев, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством.
Статья 55. Право на муниципальный заказ
Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры, выполнение других работ, производство продукции, оказание услуг, необходимых для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых ресурсов.
Статья 56. Право на внешнеэкономическую деятельность
Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять через муниципальные предприятия, учреждения, организации внешнеэкономическую деятельность.
Глава 9. Финансовая основа местного самоуправления
Статья 57. Финансовые ресурсы местного самоуправления
Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из средств местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, средств на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, получаемых кредитных ресурсов.
Статья 58. Местные бюджеты
1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.
2. Местные бюджеты самостоятельны и входят в бюджетную систему Республики Бурятия.
3. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
4. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованьями.
Статья 59. Основные бюджетные права органов местного самоуправления
Разработка проекта и исполнение бюджета осуществляется исполнительными органами местного самоуправления. Утверждение бюджета и контроль за его исполнением осуществляются представительными органами местного самоуправления. Вмешательство иных органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения бюджета, утверждения отчета об его исполнении не допускается.
Статья 60. Доходы и расходы местного бюджета
1. В доход местного бюджета зачисляются местные налоги и сборы, штрафы, отчисления от общефедеральных и республиканских налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральным и республиканским законодательством, а также поступления от приватизации государственного и муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, от внешнеэкономической деятельности, дивиденды от муниципальной доли в уставном капитале предприятий и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законодательством и решениями органов местного самоуправления.
2. Сумма превышения доходов над расходами местного бюджета по результатам отчетного года изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Бурятия не подлежит.
3. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления использования средств местного бюджета.
4. В доходной и расходной частях местного бюджета раздельно предусматриваются финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Статья 61. Нормативы минимальной бюджетной обеспеченности
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Республики Бурятия в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованьям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
2. Нормативы минимальной бюджетной обеспеченности местных бюджетов устанавливаются органами государственной власти Республики Бурятия в целях финансового обеспечения соблюдения органами местного самоуправления установленных государственных социальных стандартов.
3. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.
Статья 62. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов
Органы государственной власти Республики Бурятия в соответствии с законодательством обеспечивают сбалансированность доходов и минимально необходимых расходов бюджетов районов, городов, а органы местного самоуправления районов, городов - сбалансированность доходов и минимально необходимых расходов бюджетов иных муниципальных образований.
Статья 63. Компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления
1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном и республиканском бюджетах.
2. Дополнительные расходы органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти, компенсируются органами, принявшими решения в порядке и в сроки, установленные законодательством. Размер компенсаций определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
3. Органы и должностные лица местного самоуправления при получении решений органов государственной власти, реализация которых влечет за собой дополнительные расходы средств муниципального образования, вправе предложить органам, принявшим такое решение, компенсировать соответствующие расходы. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.
Статья 64. Местные налоги, сборы и иные платежи
Представительные органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством вправе устанавливать местные налоги, сборы, пошлины, штрафы и иные платежи, являющиеся дополнительными источниками финансовых поступлений в местный бюджет, и создавать внебюджетные фонды.
Статья 65. Самообложение населения
Самообложение населения предусматривает разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования конкретных мероприятий по благоустройству, развитию коммунального хозяйства и культурно-бытовой сферы.
Статья 66. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами
1. Органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, получают плату от пользователей природными ресурсами, которые разрабатываются или добываются на их территории. По решению представительных органов местного самоуправления такие платежи могут производиться в натуральной форме, если это не противоречит законодательству Российской Федерации и Республики Бурятия.
2. Органы местного самоуправления вправе получать часть валютной выручки от продажи добываемых на их территории природных ресурсов в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Бурятия.
Статья 67. Сметы расходов отдельных населенных пунктов
1. Отдельные населенные пункты имеют сметы расходов, которые являются составной частью бюджета муниципального образования.
2. Смета расходов населенного пункта составляется выборным должностным лицом в соответствии с бюджетом муниципального образования и утверждается собранием (сходом), конференцией жителей.
3. Расходы, согласно смете, осуществляются выборным должностным лицом, а утверждение отчета о расходах - собранием (сходом), конференцией жителей.
4. Органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют контроль за использованием отдельными населенными пунктами средств в соответствии с их сметами расходов.
Статья 68. Внебюджетные и валютные фонды
Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, а также валютные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Статья 69. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать государственные кредиты, создавать муниципальные банки, получать кредиты в коммерческих банках и кредитных учреждениях.
Раздел VI. Гарантии местного самоуправления
Глава 10. Гарантии местного самоуправления
Статья 70. Обязательность решений органов местного самоуправления
1. Решения, принятые путем принятия прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм их собственности, а также органами местного самоуправления и гражданами.
2. Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, их должностные лица, граждане несут ответственность, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием органам местного самоуправления, в порядке, установленном законодательством.
Статья 71. Рассмотрение предложений органов местного самоуправления
Обращение органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. О результатах рассмотрения должен быть дан мотивированный ответ соответствующему органу местного самоуправления в месячный срок.
Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Народном Хурале Республики Бурятия.
Статья 72. Гарантии бюджетной самостоятельности местного самоуправления
Самостоятельность местного бюджета гарантируется:
- наличием собственных бюджетных доходов и достаточным уровнем закрепленных доходов;
- правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;
- запретом на изъятие свободных остатков средств местного бюджета, полученных в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии расходов;
- возмещением ущерба, нанесенного решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления другого уровня.
Статья 73. Финансовые гарантии компетенции органов местного самоуправления
1. Государство гарантирует местному самоуправлению финансирование для удовлетворения основных жизненных потребностей населения не ниже уровня государственных социальных стандартов.
2. В случае, если государственные социальные стандарты не могут быть обеспечены закрепленными за местными бюджетами доходными источниками, органы государственной власти передают органам местного самоуправления иные доходные источники.
3. Органы местного самоуправления вправе отказаться от выполнения решений органов государственной власти, влекущих дополнительные расходы, если не обеспечена их компенсация.
4. Органы местного самоуправления вправе отказаться от выполнения переданных им государственных полномочий, а также от участия в осуществлении федеральных и региональных государственных программ, если они не обеспечены достаточными ресурсами.
Статья 74. Социальные гарантии выборных должностных лиц, должностных лиц органов местного самоуправления
Выборным должностным лицам, должностным лицам органов местного самоуправления устанавливаются социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях в соответствии с Законом Республики Бурятия "О муниципальной службе в Республике Бурятия".
Статья 75. Судебная защита местного самоуправления
1. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, невыполнение решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции, влечет ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке.
2. Органы местного самоуправления вправе предъявлять в соответствующий суд требования о признании недействительными актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на данной территории, а также права органов местного самоуправления.
Раздел VII. Ответственность органов местного самоуправления
Глава 11. Ответственность органов местного самоуправления
и контроль за их деятельностью
Статья 76. Ответственность органов местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления несут ответственность перед населением и перед государством.
2. Ответственность органов местного самоуправления перед населением наступает в случае нарушения местных правовых актов либо утраты доверия.
3. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в той мере, в которой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми ресурсами.
4. Ответственность органов местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения законов и иных правовых актов органов государственной власти, принятых в пределах компетенции.
Статья 77. Ответственность органов местного самоуправления перед населением
Ответственность органов местного самоуправления перед населением реализуется через выражение недоверия, досрочное прекращение полномочий, право отзыва депутатов и должностных лиц местного самоуправления.
Конкретные формы ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением устанавливаются настоящим Законом, уставом (положением) о муниципальном образовании.
Статья 78. Ответственность органов местного самоуправления перед государством
1. В случае принятия органами местного самоуправления решений, нарушающих Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Бурятия, федеральные и республиканские законы, такие решения отменяются в судебном порядке.
2. Ущерб, причиненный в результате незаконных решений, действий или бездействия органов местного самоуправления, возмещается ими в полном объеме.
Статья 79. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления
1. Прокурор Республики Бурятия и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законодательства органами местного самоуправления, их структурными подразделениями и должностными лицами.
2. Решения органов местного самоуправления, их структурных подразделений и должностных лиц, противоречащие законодательству Российской Федерации, законам и иным правовым актам Республики Бурятия, подлежат опротестованию прокурорами.
Статья 80. Обжалование в суд решений и действий органов местного самоуправления
Решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Глава 12. Заключительные и переходные положения
Статья 81. О признании утратившими силу отдельных правовых актов
С момента вступления настоящего Закона признаются утратившими силу:
- статьи 1- 48, 74, 75, 83 - 88, 90 - 92 Закона Республики Бурятия "О местном самоуправлении в Республике Бурятия", принятого Верховным Советом Республики Бурятия 21 января 1991 г., с последующими изменениями и дополнениями;
- постановление Верховного Совета Бурятской ССР 29 ноября 1991 г. N 163-XII "О порядке введения в действие Закона Бурятской ССР "О местном самоуправлении в Республике Бурятия";
- постановление "О структуре управления в местных Советах народных депутатов Бурятской ССР" (Ведомости Верховного Совета и Совета Министров Бурятской ССР N 1 1991 г.);
- Закон Бурятской ССР "О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов Бурятской ССР" (Ведомости Верховного Совета и Совета Министров Бурятской ССР N 1 1991 г.) с последующими изменениями и дополнениями.
Статья 82. О применении отдельных правовых актов в соответствии с настоящим Законом
1. Статьи 48 - прим. - 73 Закона Республики Бурятия "О местном самоуправлении в Республике Бурятия, принятого Верховным Советом Республики Бурятия 21 января 1991 г., с последующими изменениями и дополнениями, применяются в части, не противоречащей Конституции Республики Бурятия и настоящему Закону, до принятия республиканского закона о разграничении предметов ведения муниципальных образований.
2. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные статьями Закона Республики Бурятия "О местном самоуправлении в Республике Бурятия", указанными в пункте 1 настоящей статьи, в части, не противоречащей настоящему Закону, осуществляются соответствующими органами местного самоуправления, образуемыми (избирательными, назначаемыми) в соответствии с настоящим Законом.
3. Статьи 76 - 82 Закона Республики Бурятия "О местном самоуправлении в Республике Бурятия", принятого Верховным Советом Республики Бурятия 21 января 1991 г., с последующими изменениями и дополнениями, применяются в части, не противоречащей Конституции Республики Бурятия и настоящему Закону, до принятия республиканского Закона о регулировании осуществления местного самоуправления в формах, предусмотренных статьями, настоящего Закона.
4. Правовые акты: постановление Верховного Совета Бурятской ССР "Об образовании на территории Бурятской ССР эвенкийских сельских Советов народных депутатов" (Ведомости Верховного Совета и Совета Министров Бурятской ССР N 3 1992 г.), Закон Бурятской ССР "О правовом статусе эвенкийских сельских (поселковых) Советов народных депутатов на территории Бурятской ССР" (Ведомости Верховного Совета и Совета Министров Бурятской ССР N 3 1992 г.), постановление Верховного Совета Бурятской ССР "О положении о статусе Баунтовского эвенкийского района Бурятской ССР" (Ведомости Верховного Совета и Совета Министров Бурятской ССР N 8 1993 г.) применяются в части, не противоречащей Конституции Республики Бурятия и настоящему Закону, до принятия республиканского законодательства.
Статья 83. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Законом
1. Предложить Президенту Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия, органам государственной власти Республики Бурятия привести их правовые акты в соответствие с настоящим Законом не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
2. Нормативные правовые акты в Республике Бурятия до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Статья 84. Временное правовое положение отдельных вопросов, предусмотренных настоящим Законом
1. До принятия соответствующих республиканских законов, вопросы, подлежащие регулированию ими, за исключением указанных в пунктах 1, 2, 4 статьи 82 настоящего Закона, могут регулироваться уставами о местном самоуправлении, принятыми в соответствии с Конституцией Республики Бурятия и настоящим Законом.
2. До принятия уставов (положений) о местном самоуправлении вопросы, подлежащие регулированию ими, могут регулироваться правовыми актами, принимаемыми представительными органами местного самоуправления.
3. В случае, если в муниципальном образовании представительный орган местного самоуправления не сформирован, местный референдум может назначаться главой местной администрации (главой местного самоуправления) по требованию граждан в количестве не менее 5 процентов от числа избирателей муниципального образования. Местный референдум в этом случае проводится в соответствии с республиканским законом, а при отсутствии такого Закона - в соответствии с правовыми актами, принятыми главой местной администрации (главой местном самоуправлении).
Статья 85. Проведение выборов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления и срок их полномочий
1. Срок полномочий органов и выборных должностных лиц местного самоуправления первого созыва установить 4 года.
2. Выборы представительных органов местного самоуправления в муниципальных образованьях, а также выборы должностных лиц местного самоуправления проводятся в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона в порядке, предусмотренном статьями настоящего Закона. Численный состав представительных органов местного самоуправления первого созыва устанавливается Народным Хуралом Республики Бурятия.
Статья 86. О полномочиях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, назначенных до вступления в силу настоящего Закона
Главы местных администраций (главы местного самоуправления), назначенные на должность государственными должностными лицами, органами государственной власти, а также в ином порядке, чем это предусмотрено настоящим Законом сохраняют свои полномочия до избрания соответствующего органа, должностного лица с учетом положений настоящего Закона, но не более шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Статья 87. О муниципальных служащих
До принятия соответствующего закона на муниципальных служащих распространяются ограничения, установленные федеральным и республиканским законодательством для государственных служащих.
Статья 88. Формирование муниципальной собственности
1. Республика Бурятия передает в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в республиканской собственности, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между органами государственной власти и муниципальных образований, а также между муниципальными образованьями.
2. Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.
3. Отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу настоящего Закона не является основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.
Статья 89. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
г. Улан-Удэ
5 сентября 1995 г.
N 176-I
Приложение
к Закону
Республики Бурятия
"Об общих принципах организации местного
самоуправления в Республики Бурятия"
Численность избирательных округов
по выборам депутатов Советов районов
и городов Республики Бурятия первого созыва
/---------------------------------------------------------------\
| Наименование районов, | Количество |
| городов республиканского | избирательных |
| значения | округов |
|----------------------------------+----------------------------|
| 1. Баргузинский | 15 |
| 2. Баунтовский | 11 |
| 3. Бичурский | 17 |
| 4. Джидинский | 16 |
| 5. Еравнинский | 15 |
| 6. Заиграевский | 15 |
| 7. Закаменский | 13 |
| 8. Иволгинский | 13 |
| 9. Кабанский | 23 |
|10. Кижингинский | 13 |
|11. Курумканский | 17 |
|12. Кяхтинский | 17 |
|13. Мухоршибирский | 15 |
|14. Муйский | 11 |
|15. Окинский | 11 |
|16. Прибайкальский | 15 |
|17. Северобайкальский | 13 |
|18. Селенгинский | 12 |
|19. Тарбагатайский | 11 |
|20. Тункинский | 16 |
|21. Хоринский | 12 |
|22. г. Гусиноозерск | 10 |
|23. г. Северобайкальск | 11 |
|24. г. Улан-Удэ | 22 |
\---------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Бурятия от 5 сентября 1995 г. N 176-I "Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия"
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Бурятия" от 8 сентября 1995 г. N 170
Законом Республики Бурятия от 7 декабря 2004 г. N 896-III настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Бурятия от 30 апреля 2004 г. N 698-III
Закон Республики Бурятия от 14 апреля 1998 г. N 743-I
Закон Республики Бурятия от 16 сентября 1997 г. N 561-I
Закон Республики Бурятия от 25 сентября 1996 г. N 386-I