Решение Верховного суда Республики Бурятия от 30 апреля 2013 г. N 3-5/2013~М-8/2013
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., при секретаре Арслановой С.А., с участием прокурора Дмитриевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дорошкевич Л.С. к Правительству Республики Бурятия, Администрации Кабанского района Республики Бурятия о признании недействующим постановления Правительства РБ N 89 от 25.02.2013 года "Об установлении срочного публичного сервитута на земельных участках, необходимых для строительства ВЛ-35 кВ Оймур-Сухая", установил:
Постановлением Правительства Республики Бурятия N 89 от 25 февраля 2013 года установлен публичный сервитут на земельных участках, необходимых для строительства ВЛ-35 кВ "Оймур-Сухая".
Постановление опубликовано в газете "Бурятия" 28 февраля 2013 года.
Дорошкевич Л.С. обратилась в суд с заявлением об отмене постановления Правительства Республики Бурятия N 89 от 25.02.2013 года "Об установлении срочного публичного сервитута на земельных участках, необходимых для строительства ВЛ-35 кВ Оймур-Сухая", как незаконного.
В обоснование своих требований Дорошкевич Л.С. ссылалась на то, что публичный сервитут установлен, в том числе и на принадлежащих ей на праве собственности земельных участках с кадастровыми номерами ..., ..., относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Строительство линии электропередачи на принадлежащих ей земельных участках нарушает ее права собственника на использование земельных участков по их целевому назначению. Установление публичного сервитута для строительства линии электропередачи противоречит статье 23 Земельного кодекса РФ, предусматривающей установление сервитута только в целях ремонта существующих ЛЭП.
Определениями суда к участию в деле привлечены Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, ООО "Производственная компания "Системы учета".
В судебном заседании Дорошкевич Л.С. и ее представитель Дорошкевич Г.И. свои требования уточнили, просили признать нормативно-правовой акт Правительства Республики Бурятия об установлении публичного сервитута недействующим полностью в связи с несоответствием требованиям статьи 23 Земельного кодекса РФ.
Представитель Правительства Республики Бурятия Бурюхаев Э.П. с заявлением Дорошкевич Л.С. не согласился, полагал, что оснований для признания недействующим постановления Правительства Республики Бурятия об установлении публичного сервитута для строительства ЛЭП не имеется. Строительство данного объекта обусловлено обеспечением объектов туристской и инженерной инфраструктуры бесперебойным электроснабжением. В результате строительства ЛЭП повысится конкурентоспособность туристского рынка Республики Бурятия и будут созданы условия для ускоренного развития туризма в регионе посредством повышения качества услуг, оказываемых российским и иностранным туристам. Кроме того, повысится уровень надежности электроснабжения существующих потребителей жителей с. Оймур, с. Дулан. В связи с разгрузкой электрических сетей в указанных селах у новых потребителей возникнет возможность подключения энергопринимающих устройств к электрическим сетям. Возможность установления публичного сервитута для строительства линии электропередачи предусмотрена подпунктами 1 и 9 пункта 3 статьи 23 ЗК РФ, в соответствии с которыми публичные сервитуты могут устанавливаться для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ, а также для прохода или проезда через земельный участок. Поскольку действующим законодательством не раскрывается указываемое в подпункте 9 пункта 3 статьи 23 ЗК РФ понятие "другие работы", считает, что под другими работами могут пониматься любые работы, в том числе и строительные. Установление публичного сервитута на указанных земельных участках вызвано также необходимостью проезда к месту размещения опор ЛЭП, доставки строительных материалов, размещения строительной техники на период строительства. Строительство линии электропередачи, проходящей через земельный участок Дорошкевич Л.С., не нарушает ее прав в использовании участка по целевому назначению - для нужд сельского хозяйства, так как в соответствии с проектом провода для передачи электрической энергии расположены на высоте не менее 7 метров от уровня земли с учетом их провиса. Наличие опоры на земельном участке также не повлечет за собой невозможность его использования по назначению, поскольку диаметр основания железобетонной опоры на уровне земли равен 80 см (в случае, если опора находится на земельном участке). Площадь, занимаемая промежуточной опорой на уровне земли - круг площадью 0,5 м. Поскольку (при наличии опоры на земельном участке) площадь ее размещения в сравнении с площадью всего земельного участка будет незначительна, это не повлечет каких-либо ограничений для ведения сельского хозяйства. Государственная регистрация публичного сервитута до настоящего времени не проведена. Кроме того, полагал, что у заявителя отсутствует право требования отмены постановления N 89 в полном объеме, такие требования Дорошкевич вправе заявлять только в отношении земельных участках, принадлежащих лично ей.
Представитель Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики Бурятия Цымбалюк Н.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Пояснила, что строительство ВЛ-35 кВ "Оймур-Сухая" осуществляется Министерством транспорта Республики Бурятия, являющимся государственным заказчиком по данному объекту, в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 года N 644, а также республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на 2011 - 2016 годы", утвержденной постановлением правительства республики Бурятия от 02.11.2010 г. N 462. Строительство данного объекта обусловлено обеспечением объектов туристской и инженерной инфраструктуры бесперебойным электроснабжением. Основания для установления публичного сервитута имелись. Порядок и условия установления публичного сервитута были соблюдены, Публичный сервитут установлен по результатам общественных слушаний. Публичный сервитут действительно установлен, в том числе и в отношении земельного участка Дорошкевич Л.С. с кадастровым номером .... Второй участок Дорошкевич Л.С. с кадастровым номером ... не входит список участков, по которым будет проходит ЛЭП. Указывала, что установление охранных зон в связи со строительством линии электропередачи не будет препятствовать использованию земельных участков по их целевому назначению, после выполнения в охранных зонах работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства, работ по предотвращению и ликвидации аварий на таких объектах или их последствий, сетевые организации должны будут привести земельные участки в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, или в состояние, в котором соответствующие земельные участки находились до выполнения работ, а также возместить собственникам убытки, причиненные при производстве работ.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Севостьянова Ю.Л. с требованиями Дорошкевич Л.С. не согласилась, полагала, что Постановлением Правительства Республики Бурятия N 89 не затрагиваются ее права и законные интересы. Общественные слушания по установлению публичного сервитута были проведены надлежащим образом, возможность установления срочного публичного сервитута законодательно предусмотрена. Публичный сервитут был установлен в интересах Республики Бурятия. Строительство ЛЭП не препятствует использованию земельного участка по назначению.
Представитель Администрации МО "Кабанский район" Божеев Р.С. с предъявленными требованиями не согласился, считая их незаконными и необоснованными, полагал, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты права. Пунктом 2 ст. 23 ЗК РФ предусмотрено, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. В целях реализации указанной нормы Правительство Республики Бурятия обратилось в Администрацию МО "Кабанский район" с просьбой провести общественные слушания для установления публичного сервитута, в связи с чем Администрацией МО "Кабанский район" было издано постановление от 16.11.2012 г. N 2603 "О проведении общественных слушаний". Данное постановление было опубликовано в газете "Байкальские огни", что обеспечило публичность и открытость проведения указанной процедуры. ... состоялись общественные слушания, на которых присутствовали представители инициатора общественных слушаний - Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ, представители Министерства имущественных и земельных отношений РБ, исполнительных и представительных органов местного самоуправления МО "Кабанский район", МО СП "Оймурское", энергоснабжающей компании. До участников общественных слушаний была доведена информация о необходимости строительства указанной линии электропередач, было выяснено мнение местного населения, собственников земельных участков о необходимости установления публичного сервитута. Установление публичного сервитута было поддержано участниками общественных слушаний, о чем был составлен протокол, впоследствии опубликованный в районной газете "Байкальские огни".
Представитель заинтересованного лица ООО "Производственная компания "Системы учета" Корниенко З.Г. пояснила, что в соответствии с заключенными контрактами ими в 2008 году была выполнена проектно-сметная документация по строительству ЛЭП, акт выбора трассы согласован со всеми заинтересованными лицами. В данное время строительство линии осуществляется строго по трассе, выбранной при проектировании. Вся трасса идет вдоль уже существующей линии 10 кВ. Изменение траектории строительства происходит в районе земельных участков, в отношении которых в настоящее время установлен публичный сервитут, поскольку существующая линия резко входит в с. Оймур, а проводить линии высокого напряжение по населенному пункту строго запрещено. Кроме того, у существующей линии 10 кВ расстояние между опорами составляет около 40 - 50 метров, а пролет новой линии 35 кВ, имеющей напряжение 350 киловольт, составляет 200 метров. На момент выбора трассы собственников земельных участков не было, земельные участки были в ведении совхоза "Оймур". Утвержденный вариант строительства ЛЭП является наиболее оптимальным и наименее затратным. Изменение траектории строительства ЛЭП приведет к тому, что электрические линии будут проходит над земельными участками других собственников.
Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора Дмитриевой Ю.А., полагавшей заявление Дорошкевич Л.С. обоснованным, изучив материалы дела, суд находит требования Дорошкевич Л.С. обоснованными и подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства Республики Бурятия N 89 от 25 февраля 2013 года установлен публичный сервитут на земельных участках необходимых для строительства ВЛ-35 кВ "Оймур-Сухая".
Настоящее постановление вступило в законную силу со дня его опубликования в газете "Бурятия" 28 февраля 2013 года.
В целях обеспечения интересов государства, местного самоуправления для строительства ВЛ-35 кВ "Оймур-Сухая" публичный сервитут установлен, в том числе и на земельном участке с кадастровым номером ..., принадлежащем на праве собственности Дорошкевич Л.С. Ограничений (обременений) права Дорошкевич Л.С. на указанный земельный участок не зарегистрировано.
Государственная регистрация публичного сервитута на момент рассмотрения дела в суде не произведена.
В отношении земельного участка с кадастровым номером ..., принадлежащего Дорошкевич Л.С., публичный сервитут не установлен.
Обращаясь в суд, Дорошкевич Л.С. полагает, что установление публичного сервитута для строительства линии электропередачи противоречит положениям статье 23 Земельного кодекса РФ, регламентирующей условия и порядок установления публичного сервитута.
В соответствии с частью 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу части 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с частью 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком) устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Частью 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута. Пункт 3 части 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность установления публичного сервитута для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.
Установление публичного сервитута в целях строительства электрических линий и сетей законодателем не предусмотрено.
При таких обстоятельствах очевидно, что установление публичного сервитута в целях строительства ВЛ-35 кВ "Оймур-Сухая" не соответствует статье 23 Земельного кодекса РФ.
Доводы представителей Правительства Республики Бурятия, Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, Министерства имущественных и земельных отношений о том, что установление публичного сервитута в данном случае не противоречит закону, поскольку публичные сервитуты могут устанавливаться в целях прохода или проезда через земельный участок, а также в связи с временным пользованием земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ, что подразумевает возможность строительства линий электропередачи, подлежат отклонению.
Поскольку строительство ВЛ 35-кВ ведется, в том числе и на участке Дорошкевич Л.С., нет оснований полагать, что ее участок используется только для прохода или проезда к данной ЛЭП.
Довод о том, что установление публичного сервитута в целях строительства ЛЭП предусмотрено пунктом 9 ч. 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ не может быть принят во внимание исходя из следующего.
Статья 49 Земельного кодекса РПФ устанавливает случаи изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 ч. 1 вышеуказанной правовой нормы изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения.
Согласно частям 1 и 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим кодексом, в том числе могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 89 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более относятся к особо опасным и технически сложным объектам.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
Указанными Правилами запрещено в охранных зонах осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров. В пределах охранных зон для юридических и физических лиц установлены запреты на осуществление без письменного решения о согласовании сетевых организаций строительства, капитального ремонта, реконструкции или сноса зданий и сооружений, в том числе мелиоративных работ, посадки и вырубки деревьев и кустарников; проезда машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); полива сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); полевых сельскохозяйственных работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевых сельскохозяйственных работ, связанных с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи) и т.д.
Исходя из ст. 1, 41, 48 Градостроительного кодекса РФ линии электропередач относятся к линейным объектам и являются объектами капитального строительства, а согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Из анализа вышеприведенных правовых норм гражданского и земельного законодательства следует, что установление публичного сервитута в целях строительства ЛЭП незаконно, поскольку строительство воздушной линии электропередачи неизбежно приведет к установлению охранных зон, соответственно, ограничит права собственника земельного участка. Сервитут же представляет собой только право ограниченного пользования земельным участком, не ограничивая при этом права собственности на него.
По вышеприведенным основаниям подлежат отклонению доводы о том, что установление публичного сервитута прав собственника Дорошкевич Л.С. на использование принадлежащего ей земельного участка не нарушает.
Ссылки на ответ первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия о том, что в хозяйствах республики под линиями электропередач в охранных зонах проводятся различные сельскохозяйственные работы, и проблем, связанных с проведением сельскохозяйственных работ в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, выявлено не было, правового значения для разрешения настоящего дела не имеет, основанием для вывода об отсутствии нарушения прав собственника земельного участка признаны быть не могут. Действующим законодательством (ст. 49 ЗК РФ) предусмотрено изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе для целей размещения объектов электроснабжения государственного или муниципального значения.
Поскольку установление публичного сервитута для строительства линии электропередачи противоречит статье 23 Земельного кодекса РФ, требования Дорошкевич Л.С. о признании недействующим постановления Правительства Республики Бурятия N 89 от 25.02.2013 года "Об установлении срочного публичного сервитута на земельных участках, необходимых для строительства ВЛ-35 кВ Оймур-Сухая" подлежат удовлетворению.
Тот факт, что публичный сервитут не прошел государственную регистрацию в Едином государственном реестре прав, основанием для отказа в удовлетворении заявления Дорошкевич Л.С. не является, поскольку, как следует из оспариваемого постановления Правительства республики Бурятия, оно вступает в силу с момента его опубликования, то есть с .... К тому же судом установлено, что строительство ВЛ-35 кВ Оймур-Сухая уже ведется в соответствии с проектно-сметной документацией и без регистрации соответствующих обременений.
Доводы о наличии у Дорошкевич Л.С. права на оспаривание постановления Правительства N 89 только в части установления публичного сервитута в отношении принадлежащего ей земельного участка подлежат отклонению. Поскольку публичный сервитут был установлен в интересах неопределенного круга лиц в нарушение положений статьи 23 Земельного кодекса РФ, оспариваемое постановление Правительства Республики Бурятия N 89 от 25.02.2013 года подлежит признанию недействующим в полном объеме, независимо от того, что с заявлением о его незаконности обратился только один из собственников земельных участков.
Суд приходит к выводу о необходимости признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента его принятия, поскольку именно с указанного момента он вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ после вступления решения в законную силу, сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в газете "Бурятия" - печатном издании, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, судья
решил:
Заявление Дорошкевич Л.С. о признании недействующим постановления Правительства Республики Бурятия N 89 от 25.02.2013 года "Об установлении срочного публичного сервитута на земельных участках, необходимых для строительства ВЛ-35 кВ Оймур-Сухая" удовлетворить.
Признать недействующим постановление Правительства Республики Бурятия N 89 от 25.02.2013 года "Об установлении срочного публичного сервитута на земельных участках, необходимых для строительства ВЛ-35 кВ Оймур-Сухая" со дня его принятия.
Сообщение о настоящем решении после вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 30 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный суд Республики Бурятия.
Судья |
В.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Бурятия от 30 апреля 2013 г. N 3-5/2013~М-8/2013
Текст решения официально опубликован не был