Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Территориальное развитие
Целью территориального развития Республики Бурятия является создание сбалансированной пространственно-экономической структуры Республики Бурятия.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения задачи по устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований в Республике Бурятия.
Результат выполнения основных индикаторов муниципальных образований представлен в таблице.
Таблица 36
Основные индикаторы муниципальных образований (на душу населения, тыс. рублей)
N п/п |
Индикаторы/районы |
Объем инвестиций в основной капитал |
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета |
Объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции |
|||
закон |
отчет |
закон |
отчет |
закон |
отчет |
||
1 |
Баргузинский |
87,9 |
137,6 |
3,8 |
4,2 |
49,3 |
60,8 |
2 |
Баунтовский эвенкийский |
380,2 |
426,9 |
8,6 |
8,8 |
323,1 |
295,2 |
3 |
Бичурский |
16,6 |
33,4 |
2,1 |
2,4 |
105,1 |
151,4 |
4 |
Джидинский |
14,7 |
16,6 |
2,6 |
2,7 |
110,4 |
91,7 |
5 |
Еравнинский |
30,5 |
34,2 |
3,0 |
3,6 |
114,0 |
85,1 |
6 |
Заиграевский |
55,8 |
33,9 |
4,4 |
4,5 |
52,1 |
49,4 |
7 |
Закаменский |
30,2 |
24,2 |
2,8 |
3,0 |
63,3 |
79,0 |
8 |
Иволгинский |
28,2 |
29,1 |
1,7 |
2,0 |
35,5 |
36,6 |
9 |
Кабанский |
47,9 |
39,7 |
4,8 |
5,4 |
82,8 |
98,2 |
10 |
Кижингинский |
28,1 |
18,9 |
2,1 |
2,4 |
39,5 |
65,7 |
11 |
Курумканский |
20,8 |
41,8 |
3,0 |
3,8 |
74,2 |
50,0 |
12 |
Кяхтинский |
31,0 |
27,6 |
4,4 |
4,7 |
38,1 |
30,7 |
13 |
Муйский |
96,5 |
92,4 |
14,7 |
14,8 |
319,4 |
340,8 |
14 |
Мухоршибирский |
106,9 |
82,0 |
5,0 |
5,4 |
65,3 |
57,5 |
15 |
Окинский |
140,6 |
242,5 |
13,1 |
14,5 |
490,0 |
575,5 |
16 |
Прибайкальский |
113,5 |
145,7 |
3,7 |
4,3 |
100,3 |
98,9 |
17 |
Северо-Байкальский |
17,1 |
62,8 |
6,9 |
7,6 |
50,0 |
60,7 |
18 |
Селенгинский |
38,3 |
102,1 |
4,8 |
5,8 |
183,6 |
191,1 |
19 |
Тарбагатайский |
78,4 |
45,5 |
3,0 |
3,3 |
79,8 |
84,8 |
20 |
Тункинский |
79,6 |
62,9 |
3,9 |
3,8 |
59,0 |
49,5 |
21 |
Хоринский |
17,0 |
20,6 |
2,7 |
2,7 |
78,4 |
77,8 |
22 |
г. Северобайкальск |
30,0 |
26,4 |
9,7 |
9,7 |
41,4 |
39,0 |
23 |
г. Улан-Удэ |
40,1 |
41,8 |
7,6 |
8,2 |
114,1 |
154,9 |
По итогам 2013 года не достигнуты программные значения по 22 из 69 индикаторов, из них:
"Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. рублей)" в 10 муниципальных образованиях,
"Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета на душу населения (тыс. рублей)" в 1 муниципальном образовании;
"Объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции на душу населения (тыс. рублей)" в 11 муниципальных образованиях.
Основной причиной невыполнения индикатора по привлечению инвестиций является изменение сроков начала реализации инвестиционных проектов. По индикатору "Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета на душу населения (тыс. рублей)" в Тункинском районе программное значение не достигнуто в связи возникновением задолженности по налогу на доходы физических лиц. Невыполнение индикатора "Объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции на душу населения (тыс. рублей)" объясняется переносом сроков освоения месторождений, закрытием предприятий и снижением объемов производства в пищевой и перерабатывающей промышленности, недобором объемов зерновых и кормовых культур из-за неблагоприятных погодных условий.
Территория Республики Бурятия условно подразделена на шесть зон опережающего развития, сгруппированных по принципам географического положения муниципальных образований в Республике Бурятия, современной специализации экономики, единства инфраструктурной сети, общности проблем и перспектив социально-экономического развития. По итогам 2013 года вклад каждой из шести зон опережающего развития выглядит следующим образом.
На Центральную зону приходится 41,3% общего объема инвестиций в основной капитал, 62,4% совокупного объема налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов и 60% объема промышленного и сельскохозяйственного производства. При этом вклад г. Улан-Удэ составил 34,1%, 56,4% и 55,4% соответственно.
Туристско-рекреационная зона формирует 19,6% объема инвестиций в основной капитал, 9,7% совокупного объема налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов и 9,1% объема промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Вклад Южной индустриальной зоны составил: по объему инвестиций в основной капитал - 18,6%, по объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета - 12,9%, по объему промышленной и сельскохозяйственной продукции - 16,5%.
Восточная индустриальная зона по объему инвестиций в основной капитал формирует 10,2% объема инвестиций по республике, 3,9% совокупного объема налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, 5,7% совокупного объема промышленной и сельскохозяйственной продукции. При этом в Баунтовском эвенкийском районе объем инвестиций составил 3,8 млрд. рублей, или 426,9 тыс. рублей на одного жителя района, что является максимальным значением по республике.
На территории Восточно-Саянской индустриальной зоны формируется 5,3% объема инвестиций в основной капитал, 2,7% совокупного объема налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, 3,6% объема промышленной и сельскохозяйственной продукции. В Окинском районе произведен наибольший объем промышленной и сельскохозяйственной продукции на 1 жителя и составил 575,5 тыс. рублей.
Вклад Северной индустриальной зоны составил: по объему инвестиций в основной капитал - 5,1%, по объему налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов - 8,5%, по объему промышленной и сельскохозяйственной продукции - 5,0%. Объем налоговых и неналоговых доходов на 1 жителя Муйского района составляет 14,8 тыс. рублей, что является наибольшим значением по республике.
Значительных структурных изменений в формировании зонами опережающего развития трех макроэкономических показателей по сравнению с предыдущим годом не наблюдается. В тоже время, заметны структурно-динамические сдвиги Центрального макрорегиона в привлечении инвестиций в основной капитал (в 2007 году на данный макрорегион приходилось 56,4%) и формировании собственных налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов (в 2007 году на данный макрорегион приходилось 68,2%). Уменьшение его доли в общереспубликанском объеме по основным макроэкономическим показателям при опережающем развитии других макрорегионов характеризует сокращение диспропорций между территориями и формирование более сбалансированной пространственно-экономической структуры.
Проводится ежеквартальный мониторинг программ социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) на 2011 - 2015 годы. На его основе формируется рейтинг социально-экономического развития муниципальных образований, результаты которого используются для оперативной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и выявления уязвимых мест в их развитии.
В 2013 году по итогам рейтинговой оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия за 2012 год из республиканского фонда стимулирования муниципальных образований выделено 15 млн. рублей 5-ти лучшим муниципальным образованиям - "Мухоршибирский район", "ГО г. Северобайкальск", "Окинский район", "Селенгинский район" и "Курумканский район". Из них три муниципалитета ("ГО г. Северобайкальск", "Окинский район", "Селенгинский район") сохранили свои лидирующие позиции.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" подготовлен Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Бурятия за 2012 год. Указанный доклад размещен на официальном сайте Министерства экономики Республики Бурятия. Также в связи с изменением федерального законодательства в данной сфере внесены соответствующие изменения в Указ Президента Республики Бурятия от 10 марта 2009 года N 101 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия".
В целом, проводимая оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления способствует анализу главами муниципальных образований результатов своей деятельности и формированию комплекса мер, обеспечивающих эффективное управление и устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований, а также содействует расширению информационной открытости органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В 2013 году продолжила свою работу Бюджетно-Балансовая комиссия при Правительстве Республики Бурятия, которая стала эффективным инструментом контроля за реализацией муниципальных программ социально-экономического развития и исполнения полномочий. Проведены выездные заседания Комиссии в 4-х муниципальных районах: Селенгинском, Тарбагатайском, Муйском, Бичурском.
В рамках празднования 90-летия Республики Бурятии проведен смотр-конкурс "Дни экономики и культуры муниципальных образований". По результатам конкурса первое место занял Еравнинский район, второе место - Закаменский район и г. Улан-Удэ, третье место - Мухоршибирский, Селенгинский и Кижингинский районы. На награждение победителей и лауреатов смотра-конкурса из республиканского бюджета направлено 2 050 тыс. рублей.
Одним из важнейших вопросов создания сбалансированной пространственно-экономической структуры является развитие моногородов. В соответствии с Перечнем монопрофильных муниципальных образований, утвержденным Рабочей группой по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, в Республике Бурятия расположены 9 моногородов: г. Гусиноозерск, г. Северобайкальск, п. Селенгинск, п. Каменск, с. Джида, с. Окино-Ключи, ст. Таловка, п. Саган-Нур и г. Закаменск. В 2013 году актуализированы комплексные инвестиционные планы модернизации моногородов, ежеквартально проводился мониторинг их социально-экономического положения.
В результате реализации комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов в 2013 году создано более 200 постоянных и 300 временных рабочих мест, численность безработных граждан - жителей монопрофильных муниципальных образований снизилась на 19,7%.
Рабочей группой по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции сформирован перечень из 56 моногородов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией. От Республики Бурятия в данный перечень вошли п. Селенгинск и с. Джида.
Во исполнение перечня мер, направленных на обеспечение стабильного развития моногородов на 2013 - 2018 годы, утвержденным Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым от 28 февраля 2013 года N 1062-П16, разработаны и направлены в Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации среднесрочные программы социально-экономического развития моногородов п. Селенгинск и с. Джида до 2020 года, как моногородов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией. Реализация программы позволит создать 700 рабочих мест в п. Селенгинск и 450 рабочих мест в с. Джида.
В 2013 году муниципальным районам и городским округам предоставлены субсидии на развитие социальной, транспортной, инженерной, коммунальной инфраструктуры из республиканского бюджета в сумме 442,8 млн. рублей, объем софинансирования из местных бюджетов составил 26 млн. рублей. Реализовано 485 мероприятий, из них 154 мероприятия по строительству новых объектов, 16 - по реконструкции, 315 - по капитальному ремонту. В результате введено 61,7 тыс. кв. м новой площади, реконструировано 10,8 тыс. кв. м площадей, проведен капитальный ремонт объектов общей площадью 83,7 тыс. кв. м.
В отчетном году, как и в предыдущие, наибольший объем финансирования направлен на повышение обеспеченности объектами социальной сферы - 313,5 млн. рублей, реализовано 347 мероприятий. Наиболее востребованы мероприятия по обеспечению объектами дошкольного образования, в результате осуществлен ввод 1 003 дополнительных мест в дошкольных учреждениях.
Новыми направлениями расходования средств субсидии в 2013 году стали:
обеспечение граждан государственными и муниципальными услугами многофункциональных центров;
загородные стационарные оздоровительные учреждения отдыха и оздоровления детей и подростков;
сети теплоснабжения, котельные.
В 2013 году на реализацию мероприятий по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера в Республике Бурятия направлено 12,3 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 10,2 млн. рублей, из республиканского бюджета - 1,7 млн. рублей, из бюджетов муниципальных образований - получателей субсидии - 469,1 тыс. рублей. Средства субсидии направлены на реализацию 21 мероприятия в сфере экономики традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, культуры и образования. За счет средств субсидии осуществляется реконструкция здания муниципального бюджетного учреждения культуры "Сылтыс" в улусе Сорок сельского поселения "Сойотское".
В Республике Бурятия активно развиваются территориальные общественные самоуправления (далее - ТОС) как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. По состоянию на 1 января 2014 года в республике образовано 912 органов ТОС, вовлечено около 40% жителей республики старше 16 лет. На проведение республиканского конкурса "Лучшее территориальное общественное самоуправление года" из республиканского бюджета выделено 30 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.