Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению
Правительства Республики Бурятия
от 22 мая 2014 г. N 231
Подпрограмма 5 "Алтан сэргэ: крепкая семья"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Алтан сэргэ: крепкая семья" (далее - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
Соисполнители подпрограммы |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Министерство образования и науки Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия (по согласованию), региональная общественная организация "Ассоциация приемных семей Республики Бурятия" (по согласованию), юридические лица и другие организации |
Цель |
Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Задачи |
- создание системы поиска, подбора и подготовки кандидатов в замещающие родители; - создание системы сопровождения замещающих семей; - создание системы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству в замещающую семью |
Целевые индикаторы подпрограммы |
- количество граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; - число организаций, которым переданы полномочия по поиску и подбору потенциальных родителей; - количество школ подготовки в замещающие родители; - доля семей, принявших детей на воспитание, из числа подготовленных кандидатов в замещающие родители; - доля замещающих семей, находящихся на сопровождении, от общего числа замещающих семей; - доля возвратов детей из замещающих семей в интернатные учреждения от общего числа замещающих семей; - количество служб сопровождения замещающих семей; - количество клубов замещающих семей; - количество центров содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей; - количество отказов от детей среди усыновителей, опекунов, приемных родителей; - количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших подготовку к устройству в замещающую семью; - количество созданных комнат социально-бытовой адаптации |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
Сроки реализации: 2014 - 2015 годы. Этапы реализации: I этап (подготовительный): 2014 год; II этап (основной): 2014 - 2015 годы |
Характеристика проблемы
В Республике Бурятия приоритетным направлением деятельности в сфере защиты детства является изменение традиционных подходов к профилактике социального сиротства.
Необходимо отметить, что за последние пять лет в Республике Бурятия наметилась тенденция к снижению общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты). Так, если в 2009 г. в республике проживало 6375 детей-сирот (2,83% от общего числа детского населения), то в 2012 г. - 6189 детей-сирот, что составляет 2,6% (в 2010 г. - 6274 ребенка-сироты (2,79%), в 2011 г. - 6212 детей-сирот (2,6%)). Несмотря на данный факт, количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях республики, не снижается.
В детских домах воспитываются более 370 детей, из них 14% - это дети-сироты, 86% - дети, оставшиеся без попечения родителей, 72% составляют дети подросткового возраста, 24% - дети, имеющие братьев и сестер, 8% - дети-инвалиды.
Вызывают тревогу возвраты детей из замещающих семей в интернатные учреждения. Так, за 2010 - 2012 гг. выбыло из приемных семей в учреждения 79 детей (2010 г. - 5, 2011 г. - 42, 2012 г. - 32), из опекунских семей - 191 ребенок (2010 г. - 71, 2011 г. - 78, 2012 г. - 52). Данное явление многообразно, вызвано многими причинами, как психологическими, так и социально-бытовыми, которые можно разделить на четыре группы.
1 группа. Семьи возвращают ребенка (любого возраста) в самые сложные периоды взаимной адаптации, когда складываются новые взаимоотношения. Иногда выявляются заболевания ребенка, о которых семьям не было известно. Чаще всего это происходит в течение первого месяца и первого года пребывания ребенка в замещающей семье.
2 группа. Возврат подросшего ребенка, чаще всего в подростковом возрасте. Замещающие родители, не знакомые с особенностями данного возраста, не сумев установить контакт с ребенком, отказываются от его воспитания.
3 группа. Возврат ребенка в силу изменившихся условий жизни семьи (болезнь, смерть приемных родителей, развод, изменение жилищных условий).
4 группа. Изъятие ребенка из семьи за ненадлежащее исполнение замещающими родителями обязанностей по воспитанию.
Причины каждой группы требуют принятия соответствующих профилактических мер по их предупреждению и купированию. Такие меры составляют содержание психолого-педагогического сопровождения замещающих семей. Вопросы успешного замещающего родительства также зависят от организации подготовки семей и ребенка.
Анализ причин, приведших к возврату, с большой долей вероятности помогает найти эффективные пути работы с семьей, выстроить план работы в каждом случае и сохранить ребенка в семье. Исключение могут составить причины 3-ей группы, которые возникают вне зависимости от того, будет находиться семья на контроле или на сопровождении.
Таким образом, можно выделить целую группу первоочередных проблем:
- наличие в детских домах большого количества детей подросткового возраста, которых трудно устроить на воспитание в семьи;
- недостаточно активный поиск граждан, желающих и способных принять ребенка на воспитание в семью, с учетом их мотивации и иных личностных качеств;
- недостаточное информирование населения Республики Бурятия о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, и формах их семейного воспитания;
- недостаточное количество подготовленных специалистов, работающих в службах сопровождения замещающих семей и школах подготовки замещающих родителей;
- недостаточное качество обучения замещающих родителей;
- недостаточное качество сопровождения созданных замещающих семей;
- недостаточная подготовка детей, воспитывающихся в детских домах, к передаче на воспитание в замещающие семьи.
Решение этих проблем на региональном уровне возможно только программно-целевым методом. В рамках подпрограммы предполагается выстроить единую региональную систему выявления, подготовки и сопровождения замещающих семей, включающую создание системы поиска, подбора и подготовки потенциальных родителей, систему подготовки детей к помещению в замещающую семью и систему сопровождения таких семей.
Деятельность по оптимизации и модернизации сети государственных учреждений направлена на создание центров содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей, отделений подготовки детей к устройству в семью, оборудование комнат социально-бытовой адаптации.
Во всех районах республики будут созданы клубы замещающих семей, службы сопровождения замещающих семей, школы подготовки замещающих родителей. Предполагается, что в результате подготовки профессиональных замещающих родителей увеличится количество профессионально компетентных родителей.
Создание и функционирование таких центров и служб позволит использовать потенциал образовательных, медицинских и других учреждений для обеспечения беспрепятственного доступа семей с детьми к услугам специалистов необходимой квалификации: психологов, социальных работников, социальных педагогов, юристов, медицинских работников, дефектологов, логопедов и др. Это в свою очередь позволит предоставлять профессиональную консультативную индивидуальную помощь замещающим семьям на местах в период подготовки семьи к принятию ребенка (оформление документов, психологическая и моральная подготовка и др.) и сопровождения ее на последующих этапах, проводить мониторинг, принимать меры по минимизации рисков возврата детей в интернатные учреждения.
Цели, задачи, сроки реализации подпрограммы
Цель подпрограммы - обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи подпрограммы:
- создание системы поиска, подбора и подготовки кандидатов в замещающие родители;
- создание системы сопровождения замещающих семей;
- создание системы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству в замещающую семью.
Сроки реализации подпрограммы: подпрограмма носит среднесрочный характер и будет реализовываться на территории Республики Бурятия с января 2014 года по декабрь 2015 года.
Реализацию мероприятий предполагается осуществить поэтапно:
1 этап - подготовительный (2014 г.). Подготовка к реализации мероприятий подпрограммы: принятие нормативно-правовых актов для организации деятельности по реализации подпрограммы, создание республиканского ресурсного центра "Семья", презентация подпрограммы, проведение республиканских совещаний, апробация новых видов социальных услуг и технологий на базе экспериментальных площадок;
2 этап - основной (2014 - 2015 гг.). Распространение, тиражирование технологий и услуг на территории всей республики и обобщение полученного опыта.
Таблица 5.1
Структура подпрограммы "Алтан сэргэ: крепкая семья"
Наименование цели, задач, мероприятий |
Ед. изм. |
Значения целевых индикаторов/объемы финансирования по годам: |
|
2014 |
2015 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Цель: снижение уровня социального сиротства и обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |||
Задача: создание системы поиска, подбора и подготовки кандидатов в замещающие родители | |||
Целевые индикаторы | |||
Количество граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
чел. |
140 |
200 |
Число организаций, которым переданы полномочия по поиску и подбору потенциальных родителей |
ед. |
5 |
10 |
Количество школ подготовки замещающих родителей |
ед. |
23 |
25 |
Мероприятия | |||
5.1. Совершенствование республиканской нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность организаций (привлеченных специалистов) по поиску, подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители |
|
|
|
5.2. Апробация и внедрение новой социальной услуги "Активный поиск, подбор и подготовка кандидатов в замещающие родители" на территории Республики Бурятия |
тыс. руб. |
2160,7* |
1143,9* |
5.3. Мониторинг и осуществление методического сопровождения организаций, осуществляющих деятельность по поиску, подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители |
тыс. руб. |
333,6** |
333,6** |
5.4. Организация дней "Открытых дверей" и консультационных пунктов для потенциальных замещающих родителей |
тыс. руб. |
427,8** |
506,2** |
5.5. Реализация спецпроекта "Ищем маму и папу!" |
тыс. руб. |
787,1** |
787,1** |
5.6. Реализация специализированной программы на базе дома ребенка "Аистенок" по содействию семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
тыс. руб. |
50,0* |
50,0* |
Задача: создание системы сопровождения замещающих семей | |||
Целевые индикаторы | |||
Основные | |||
Доля семей, принявших детей на воспитание, из числа подготовленных кандидатов в замещающие родители |
% |
70 |
80 |
Доля замещающих семей, находящихся на сопровождении, от общего числа замещающих семей |
% |
30 |
40 |
Доля возвратов детей из замещающих семей в интернатные учреждения от общего числа замещающих семей |
% |
1,3 |
1,2 |
Дополнительные | |||
Количество служб сопровождения замещающих семей |
ед. |
23 |
25 |
Количество клубов замещающих семей |
ед. |
17 |
20 |
Количество центров содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей |
ед. |
2 |
2 |
Количество отказов от детей среди усыновителей, опекунов, приемных родителей |
чел. |
70 |
65 |
Мероприятия | |||
5.7. Организация мобильной бригады специалистов для сопровождения замещающих семей, оказания психолого-медико-педагогической помощи замещающим семьям |
тыс. руб. |
1317,8* |
|
5.8. Оказание профессиональной психологической помощи замещающим семьям, оказавшимся в кризисной ситуации |
тыс. руб. |
550,3* |
|
5.9. Внедрение услуги по поддержке замещающих семей и повышение компетенции специалистов через разработку и издание специализированного журнала и его электронной версии |
тыс. руб. |
|
259,8* |
5.10. Изучение и внедрение инновационных технологий по сопровождению замещающих семей с учетом передового опыта регионов Российской Федерации |
тыс. руб. |
1076,1* |
|
5.11. Развитие клубов замещающих семей |
тыс. руб. |
|
2238,1* |
5.12. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи с целью реализации права ребенка жить и воспитываться в семье |
тыс. руб. |
2590,0** |
2600,0** |
5.13. Предоставление мер социальной поддержки приемным родителям, принявшим на воспитание трех и более детей, по оплате коммунальных услуг |
тыс. руб. |
1511,9** |
2208,7** |
5.14. Обеспечение деятельности республиканской службы "Телефон доверия" на базе автономного учреждения |
тыс. руб. |
1813,3** |
1813,3** |
5.15. Создание движения замещающих семей "Семейные встречи на Байкал" |
тыс. руб. |
|
639,2* |
5.16. Организация летних выездных школ для замещающих семей на базе 4 служб сопровождения замещающих семей (ГБУСО "Еравнинский СРЦН", ГОУ "Детский дом г. Кяхта", ГОУ "Баргузинский детский дом", ГБУСО "Клюевский СРЦН") |
тыс. руб. |
|
982,8* |
5.17. Проведение республиканского конкурса "Приемная семья года" |
тыс. руб. |
|
184,6* |
5.18. Проведение республиканской конференции "Приемная семья - наш теплый дом!" |
тыс. руб. |
|
171,6* |
5.19. Проведение благотворительной акции "Помогите детям собраться в школу!" |
тыс. руб. |
1150,2** |
1150,2** |
5.20. Создание 3 новых служб сопровождения замещающих семей в 3 районах республики (Муйский, Кижингинский, Мухоршибирский) |
тыс. руб. |
1983,6** |
2100,0** |
5.21. Создание системы мониторинга воспитания детей в замещающих семьях для оказания помощи на ранних этапах выявления неблагополучия |
тыс. руб. |
14124,1** |
14124,1** |
5.22. Создание службы сопровождения замещающих семей на базе ГКОУ "Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с. Галтай Мухоршибирского района |
тыс. руб. |
242,4* |
|
Задача: создание системы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству в замещающую семью | |||
Целевые индикаторы | |||
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовленных к устройству в замещающую семью |
чел. |
200 |
200 |
Количество созданных комнат социально-бытовой адаптации |
кол-во |
4 |
3 |
Мероприятия | |||
5.23. Перепрофилирование государственных образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в центры содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной помощи семье и детям |
тыс. руб. |
1618,6* |
1824,8* |
5.24. Реализация инновационных программ психологической помощи воспитанникам детских домов |
тыс. руб. |
483,6* |
|
5.25. Реализация программ социально-бытовой адаптации воспитанников детских домов |
тыс. руб. |
|
1055,0* |
5.26. Внедрение технологии эффективной подготовки детей к проживанию в семье путем обучения специалистов служб сопровождения замещающих семей |
тыс. руб. |
145,0* |
|
5.27. Внедрение и распространение услуги "Гостевая семья" в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в учреждениях VIII вида |
тыс. руб. |
1400,0** |
1680,0** |
5.28. Организация агитпоезда "Экспресс Надежда" с целью развития навыков эффективного общения между потенциальными замещающими родителями и детьми, воспитанниками детских домов |
тыс. руб. |
|
900,0* |
5.29. Проведение благотворительного концерта "Дети и звезды" с участием воспитанников учреждений |
тыс. руб. |
|
550,0* |
Общая сумма финансирования подпрограммы |
тыс. руб. |
33765,7 |
37852,7 |
в том числе: |
|
|
|
республиканский бюджет |
тыс. руб. |
26121,1** |
27852,7** |
средства Фонда |
тыс. руб. |
7644,6* |
10000, 0* |
* Средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
** Средства, предусмотренные на финансирование основного мероприятия 3.1 "Осуществление профилактической деятельности по предупреждению семейного неблагополучия; развитие системы замещающих семей и реабилитационных центров" в рамках подпрограммы "Социальная поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Система программных мероприятий
В рамках решения первой задачи "Создание системы поиска, подбора и подготовки кандидатов в замещающие родители" предполагается проведение следующих мероприятий: предполагается внедрение в Республике Бурятия нового вида социальной услуги "Активный поиск, подбор и подготовка кандидатов в замещающие родители" (далее - услуга "Активный поиск"), для предоставления которой будут разработаны республиканские нормативные акты, регламентирующие деятельность организаций по поиску, подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители, мониторинг и осуществление методического сопровождения организаций, которые будут предоставлять услугу "Активный поиск". Реализация услуги "Активный поиск" обеспечит качественный поиск, подбор и подготовку семей, в которых члены семьи обладают необходимыми личностными психологическими ресурсами для воспитания приемного ребенка.
Предполагается организация дней "Открытых дверей" и консультационных пунктов для потенциальных замещающих родителей, с участием компетентных специалистов с профессиональным опытом работы, реализация спецпроекта "Ищем маму и папу!" (общедоступная информационная база детей-сирот, нуждающихся в семейном устройстве, размещенная в сети Интернет), реализация специализированной программы на базе дома ребенка "Аистенок" по содействию семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сроки реализации вышеуказанных мероприятий - 2014 - 2015 гг.
Ожидаемыми результатами данных мероприятий являются увеличение числа детей, устроенных в замещающие семьи, увеличение количества лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижение количества возвратов детей в интернатные учреждения, увеличение доли населения, информированного об устройстве детей-сирот в семьи граждан, о детях-сиротах, нуждающихся в семейном устройстве, а также привлечение населения к деятельности дома ребенка "Аистенок" и увеличению количества воспитанников дома ребенка "Аистенок", устроенных в замещающие семьи.
В рамках решения второй задачи "Создание системы сопровождения замещающих семей" предполагается проведение следующих мероприятий: предполагается организация мобильной бригады специалистов для сопровождения, оказания психолого-педагогической помощи и восстановления благоприятной среды для воспитания в замещающих семьях, оказание профессиональной психологической помощи замещающим семьям, оказавшимся в кризисной ситуации, путем создания в АУ РБ "РРЦ Семья" сенсорной комнаты, внедрение услуги по поддержке замещающих семей и повышение компетенции специалистов через разработку и издание специализированного журнала (и его электронной версии), изучение и внедрение инновационных технологий по сопровождению замещающих семей с учетом передового опыта субъектов Российской Федерации, повышение компетенции специалистов служб сопровождения замещающих семей путем проведения вебинаров, развитие клубов замещающих семей, устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи, предоставление мер социальной поддержки приемным родителям, принявшим на воспитание трех и более детей, по оплате коммунальных услуг, обеспечение деятельности республиканской службы "Детский телефон доверия "Добрый друг" на базе АУ РБ "РРЦ Семья", создание движения замещающих семей "Семейные встречи на Байкале", организация летних выездных школ для замещающих семей на базе 4 служб сопровождения замещающих семей, проведение республиканского конкурса "Приемная семья года", республиканской конференции "Приемная семья - наш теплый дом!", благотворительной акции "Помогите детям собраться в школу!", создание новых служб сопровождения замещающих семей, создание системы мониторинга воспитания детей в замещающих семьях для оказания помощи на ранних этапах выявления неблагополучия.
Сроки реализации вышеуказанных мероприятий - 2014 - 2015 гг.
Ожидаемыми результатами реализации данных мероприятий являются оперативное оказание услуг, реабилитация замещающих семей, профилактика семейного неблагополучия, сохранение семьи для ребенка, профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения, увеличение в Республике Бурятия количества служб сопровождения замещающих семей, снижение риска возвратов приемных детей в интернатные учреждения, повышение квалификации и качества услуг, оказываемых специалистами служб сопровождения замещающих семей, оказание экстренной психологической помощи детям, подросткам и их родителям, укрепление авторитета замещающей семьи в обществе, распространение положительного опыта семейных отношений в замещающей семье, распространение опыта семейного воспитания, совершенствование методического сопровождения замещающих семей, привлечение спонсоров, общественности, населения для оказания адресной помощи приемным семьям, семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
В рамках решения третьей задачи "Создание системы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях, к устройству в замещающую семью" предусмотрено проведение следующих мероприятий: предполагается перепрофилирование государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в центры содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной помощи семье и детям, реализация инновационных программ психологической помощи воспитанникам детских домов, реализация программ социально-бытовой адаптации воспитанников детских домов, внедрение технологии эффективной подготовки детей к проживанию в семье путем обучения специалистов служб сопровождения замещающих семей, внедрение и распространение услуги "Гостевая семья" в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в учреждениях VIII вида, организация агитпоезда "Экспресс Надежда" с целью развития навыков эффективного общения между потенциальными замещающими родителями и детьми, воспитанниками детских домов, проведение благотворительного концерта "Дети и звезды" с участием воспитанников учреждений.
Сроки реализации вышеуказанных мероприятий - 2014 - 2015 гг.
Ожидаемыми результатами реализации данных мероприятий являются организация и обеспечение деятельности перепрофилированных учреждений по содействию семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке и сопровождению семей, принимающих на воспитание детей, оказанию помощи семье и детям, повышение социальной компетентности воспитанников, подготовка детей к самостоятельному проживанию, к проживанию в замещающих семьях, обучение 25 специалистов новым эффективным технологиям подготовки детей к проживанию в семье, знакомство и "живое" общение потенциальных родителей с детьми для их последующего устройства в семьи, раскрытие творческого потенциала воспитанников учреждений и создание для них ситуации успеха.
Ресурсное обеспечение подпрограммы в 2014 - 2015 гг. (прогноз)
Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется за счет республиканского бюджета и средств, выделяемых в виде гранта, запрашиваемых на реализацию подпрограммы из бюджета Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд).
Общий объем средств, необходимых для финансирования подпрограммы, составляет 71 618,4 тыс. руб., в том числе запрашиваемые из средств Фонда - 17 644,6 тыс. руб. или 24,6% собственных средств (средств бюджета Республики Бурятия) - 53 973,8 тыс. руб. или 75,4%.
Финансирование мероприятий, запланированных подпрограммой за счет средств республиканского бюджета в 2014 г. в сумме 26 121,1 тыс. руб., в 2015 г. - в сумме 27 852,7 тыс. руб., будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных на финансирование основного мероприятия 3.1 "Осуществление профилактической деятельности по предупреждению семейного неблагополучия; развитие системы замещающих семей и реабилитационных центров" подпрограммы 3 "Социальная поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации" в 2014 г. в сумме 555 339 тыс. руб., в 2015 г. - в сумме 549 940,1 тыс. рублей.
Объем средств в виде гранта, запрашиваемый на реализацию подпрограммы из бюджета Фонда, составляет всего 17 644,6 тыс. руб., в том числе в 2014 г. - 7 644,6 тыс. руб., в 2015 г. - 10 000,0 тыс. руб. после утверждения попечительским советом Фонда.
На период реализации подпрограммы общий объем затрат составит:
- в 2014 г. - всего 33 765,7 тыс. руб., в том числе запрашиваемые из средств Фонда - 7 644,6 тыс. руб., собственных и привлеченных средств - 26 121,1 тыс. руб. (в пределах средств, предусмотренных на финансирование основного мероприятия 3.1 "Осуществление профилактической деятельности по предупреждению семейного неблагополучия; развитие системы замещающих семей и реабилитационных центров" подпрограммы 3 "Социальная поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации");
- в 2015 г. - всего 37 852,7 тыс. руб., в том числе запрашиваемые из средств Фонда - 10 000,0 тыс. руб., собственных и привлеченных средств - 27 852,7 тыс. руб. (в пределах средств, предусмотренных на финансирование основного мероприятия 3.1. "Осуществление профилактической деятельности по предупреждению семейного неблагополучия; развитие системы замещающих семей и реабилитационных центров" подпрограммы 3 "Социальная поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации").
Объем и источники финансирования подпрограммы корректируются при утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Управление и контроль реализации подпрограммы
В целях организации эффективного взаимодействия республиканских и муниципальных органов и учреждений, для оперативного решения возникающих вопросов по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распоряжением Правительства Республики Бурятия от 17.05.2013 N 303-р создана межведомственная рабочая группа по реализации указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Координатором и ответственным исполнителем подпрограммы является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия как координатор и ответственный исполнитель подпрограммы осуществляет нормативно-правовое регулирование порядка отбора организаций для предоставления в Республике Бурятия новой социальной услуги "Активный поиск, подбор и подготовка кандидатов в замещающие родители", организует исполнение мероприятий, текущее управление, координацию работ соисполнителей подпрограммы и контроль за ходом реализации подпрограммы (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) подпрограммы).
Мониторинг реализации подпрограммы позволит сделать объективные выводы об ее эффективности.
Конечным результатом реализации подпрограммы является создание управленческой структуры, которая является одним из основных условий дальнейшего устойчивого развития системы.
Оценка рисков реализации подпрограммы
В процессе реализации подпрограммы могут возникнуть риски, связанные с наличием объективных и субъективных факторов.
Внешние риски:
1. Риск резкого ухудшения социально-экономического положения в Российской Федерации в целом и в Республике Бурятия в частности. Данный риск может привести к резкому уменьшению количества потенциальных семей, готовых принять на воспитание ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Внедряемая система работы по увеличению количества замещающих семей как следствие не позволит обеспечить полномасштабный охват целевой группы и вероятно снижение ее эффективности. В этом случае будет необходима корректировка подпрограммы в части расширения первичного звена специалистов либо за счет дополнительного финансирования из средств бюджета Республики Бурятия и Фонда, либо секвестирования отдельных направлений подпрограммы путем заключения дополнительных соглашений с Фондом.
2. Ускорение темпов инфляции. В этом случае не все мероприятия могут быть реализованы, так как предусмотренного финансирования станет недостаточно для приобретения соответствующих товаров, услуг, оплаты выполненных работ и т. д. В этом случае предлагается либо пропорционально увеличить финансирование за счет средств бюджета как региона, так и привлеченных источников, либо перераспределять выделенные средства на наиболее приоритетные мероприятия.
В том и другом случае возможно страхование риска дефицита финансирования, что было бы целесообразно предусмотреть при выделении средств. В соглашении Правительства Республики Бурятия с Фондом предусмотрена процедура пересмотра распределения выделенных средств между направлениями подпрограммы субъекта.
Внутренние риски:
1. Трудности межведомственного согласования действий по реализации подпрограммы. Для нейтрализации данного риска за реализацию каждого направления подпрограммы назначаются ответственные.
2. Недостаточная оперативность по внесению изменений в нормативную базу Республики Бурятия по реализации проекта. Для нейтрализации данного риска Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия при необходимости вносит на рассмотрение межведомственной рабочей группы предложения по корректировке республиканской нормативно-правовой базы.
3. Несвоевременное исполнение соисполнителями подпрограммы своих обязательств. Для минимизации риска будет, во-первых, осуществляться методическое сопровождение специалистов учреждений, во-вторых, в соглашениях и договорах, заключаемых ответственным исполнителем подпрограммы с соисполнителями, будет введено положение об ответственности соисполнителя за исполнение обязательств вплоть до возврата полученных им средств.
Мероприятия, предлагаемые в рамках подпрограммы, осуществлялись ранее без участия Фонда, но в меньшем объеме. Действующий объем финансирования данных мероприятий будет сохранен и скорректирован с учетом инфляции на долгосрочную перспективу в случае доказанной за период реализации подпрограммы эффективности данных расходов.
Система профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построенная в результате реализации подпрограммы, будет базироваться в основном не на формировании новой штатной численности специалистов, а на расширении и пересмотре функциональных обязанностей существующих специалистов.
Все перечисленное позволит избежать сокращения специалистов по окончании реализации подпрограммы и гарантировать источники финансирования созданной системы профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без участия Фонда начиная с 2016 года.
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации подпрограммы
NN п/п |
Наименование индикатора (показателя) |
Единицы измерений |
Значение индикатора (показателя) |
|||
к началу реализации подпрограммы |
2014 год |
2015 год |
по окончании реализации подпрограммы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи |
чел. |
5096, из них: в опекунских семьях - 4018, в приемных семьях - 955, в семьях усыновителей - 123 |
5300 |
5500 |
5500 |
2. |
Удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
% |
83 |
85 |
87 |
87 |
3. |
Количество детей, возвращенных в интернатные учреждения из замещающих семей |
чел. |
70 |
60 |
50 |
50 |
1. Создание системы поиска, подбора и подготовки кандидатов в замещающие родители | ||||||
1.1. |
Количество граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
чел. |
83 |
140 |
200 |
200 |
1.2. |
Число организаций, которым переданы полномочия по поиску и подбору потенциальных родителей |
ед. |
0 |
5 |
10 |
10 |
1.3. |
Количество школ подготовки в замещающие родители |
ед. |
21 |
23 |
25 |
25 |
2. Создание системы сопровождения замещающих семей | ||||||
2.1. |
Количество служб сопровождения замещающих семей |
ед. |
21 |
23 |
25 |
25 |
2.2. |
Количество клубов замещающих семей |
ед. |
15 |
17 |
20 |
20 |
2.3. |
Количество центров содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей |
ед. |
0 |
2 |
2 |
4 |
2.4. |
Доля семей, принявших детей на воспитание, из числа подготовленных кандидатов в замещающие родители |
% |
60 |
70 |
80 |
80 |
2.5. |
Доля замещающих семей, находящихся на сопровождении, от общего числа замещающих семей |
% |
19 |
30 |
40 |
40 |
2.6. |
Доля возвратов детей из замещающих семей в интернатные учреждения от общего числа замещающих семей |
% |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
2.7. |
Количество отказов от детей среди усыновителей, опекунов, приемных родителей |
чел. |
75 |
70 |
65 |
65 |
3. Создание системы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству в замещающие семьи | ||||||
3.1. |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших подготовку к устройству в замещающую семью |
чел. |
100 |
200 |
200 |
400 |
3.2. |
Количество созданных комнат социально-бытовой адаптации |
кол-во |
0 |
4 |
3 |
7 |
Механизм получения средств Фонда
Грантополучателем денежных средств Фонда в виде гранта (далее - Грант) является региональная общественная организация "Ассоциация приемных семей Республики Бурятия".
Денежные средства, предоставляемые Фондом на безвозмездной и безвозвратной основе в виде гранта, поступают на счет грантополучателя и носят целевой характер.
Расходы гранта, которые направлены на приобретение материальных ценностей, оказание услуг, предусмотренных мероприятиями подпрограммы, осуществляется исполнителями мероприятий подпрограммы.
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия - координатор подпрограммы, осуществляет контроль за ходом реализации подпрограммы и действиями грантополучателя, направленными на ее выполнение как за счет средств республиканского бюджета, так и денежных средств, полученных от Фонда.
Координатор (или уполномоченное им лицо) ежеквартально осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий и представляет в Фонд отчеты о реализации подпрограммы и расходовании средств Фонда, вносит предложения, связанные с корректировкой мероприятий подпрограммы.
Исполнители мероприятий подпрограммы несут ответственность за качественное и своевременное их выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы.
<< Приложение N 2 |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Бурятия от 22 мая 2014 г. N 231 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.