Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства Республики Бурятия
от 17 декабря 2013 г. N 668
Подпрограмма 1 "Земельные отношения"
Паспорт
Характеристика сферы реализации подпрограммы
Одним из важнейших стратегических направлений в области создания условий для устойчивого экономического развития Республики Бурятия является эффективное использование земли для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Использование земли осуществляется на основании принимаемых Правительством Республики Бурятия, исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления управленческих решений, которые должны основываться на полноценных данных о состоянии земель.
Под эффективным использованием земли подразумевается создание таких условий в республике, которые позволяют максимально быстро вовлекать в оборот земли.
В настоящее время фактически завершен процесс разграничения собственности на землю, но в то же время остается существенное количество юридических лиц и граждан, не оформивших в соответствии с законодательством права на объекты недвижимости и земельные участки.
В республике в установленном порядке право собственности на земельные участки у Российской Федерации возникло на площади 26968,6 тыс. га, право собственности Республики Бурятия - на 67,1 тыс. га и право муниципальной собственности - на 147,4 тыс. га. Право собственности не разграничено на земельных участках общей площадью 6086,4 тыс. га.
Несвоевременная регистрация права собственности на земельные доли создает трудности в части дальнейшего распоряжения предоставленными в долевую собственность земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, что, в свою очередь, не позволяет вовлекать данные земельные участки в хозяйственный оборот и приводит к недополучению органами местного самоуправления поступлений от уплаты земельного налога.
В результате мероприятий по разграничению государственной собственности на землю в собственности Российской Федерации зарегистрировано 26,1 тыс. га категории земель сельскохозяйственного назначения, из них предоставлено юридическим лицам в пользование 26,1 тыс. га. Земельные участки, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в собственности граждан (1360,1 тыс. га), состоят в основном из земельных долей, в том числе невостребованных, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства, либо получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению. Площадь земельных участков, предоставленных в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, составила 138,3 тыс. га. Земли, находящиеся в собственности юридических лиц, в основном являются собственностью крестьянских (фермерских) хозяйств, не прошедших перерегистрацию (49,2 тыс. га), и собственностью сельскохозяйственных предприятий и организаций (6,6 тыс. га). Ежегодно происходит уточнение правового статуса земель, формирующих землепользование хозяйствующего субъекта, в частности, земельных долей в составе сельскохозяйственного предприятия. Однозначно право собственности на земельные доли определяется только после регистрации права в установленном законодательством порядке. На 01.01.2011 в целом по республике оформлено земельных участков в счет земельных долей на площади 9,4 тыс. га. По сравнению с 2009 годом увеличение данного показателя составило 5,1 тыс. га.
При таких обстоятельствах государственный земельный надзор, осуществляемый различными специально уполномоченными ведомствами, является одним из основных инструментов регулирования земельных отношений.
При этом осуществление государственного земельного надзора осложняется отсутствием законодательно установленных полномочий Республики Бурятия на осуществление государственного земельного надзора на территории республики и невозможностью уполномоченных федеральных государственных органов в полном объеме охватить проверками соблюдение земельного законодательства на земельных участках, расположенных на территории Республики Бурятия.
Земельным кодексом Российской Федерации также установлен муниципальный земельный контроль, который осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
В настоящее время проблема усиления муниципального земельного контроля является особенно актуальной. Практика показывает, что ослабление данного вида земельного контроля создает благоприятную обстановку для незаконного изменения вида разрешенного использования земельных участков, влечет за собой рост числа земельных правонарушений (несоблюдение требований об охране земель, нерациональное использование либо неиспользование земель, несоблюдение градостроительных, санитарных и других норм). В то же время административного воздействия к нарушителям земельного законодательства муниципальные земельные инспекторы применять не могут - институт муниципального земельного контроля нуждается в совершенствовании.
В целях повышения эффективности использования земельных ресурсов, совершенствования земельных взаимоотношений между государством и обществом, а также совершенствования системы платежей за использование земельных участков создана автоматизированная информационная система "Имущественно-земельный комплекс Республики Бурятия" (далее - АИС ИЗК РБ), которая необходима для решения следующих направлений:
- инвентаризация объектов и субъектов налогообложения в части земельного налога и налога на имущество физических лиц в электронных базах администраций муниципальных образований в Республике Бурятия;
- актуализация сведений об объектах налогообложения и плательщиках земельного налога и налога на имущество физических лиц путем сверки данных в электронных базах администраций муниципальных образований с данными государственных информационных ресурсов;
- непосредственный контроль оплаты налогов по налоговым уведомлениям по каждому налогоплательщику в электронных базах администраций муниципальных образований;
- тотальный учет муниципального имущества и достоверная оценка объемов возможного неналогового дохода, вовлечение в хозяйственную деятельность неучтенных и простаивающих объектов;
- отслеживание арендных и иных отношений с хозяйствующими субъектами;
- получение мгновенной и полной информации о задолженности арендаторов, организация систематической работы по взысканию задолженности.
В настоящее время в муниципальных образованиях внедряется веб-версия АИС ИЗК РБ.
24 июля 2008 года был принят Федеральный закон N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", в рамках реализации которого уполномоченный орган Правительства Республики Бурятия получил право на распоряжение тремя земельными участками из заявленных 17 общей площадью 43 га. На текущий момент по этим участкам осуществляется перечень соответствующих подготовительных мероприятий, специально разработанных для вовлечения этих участков под жилищное строительство и производство строительных материалов.
Широкое развитие получило бесплатное предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство для льготных категорий граждан. За 2010 - 2011 годы для этой цели сформировано свыше 5500 земельных участков. Необходимо отметить, что за это время существенно расширены и категории граждан, имеющих право на получение земельного участка бесплатно: к таким отнесены многодетные семьи, приемные семьи, имеющие трех и более детей, а также граждане, выезжающие из районов, приравненных к районам Крайнего Севера.
В 2011 году начались работы по созданию на территории региона современной пространственной инфраструктуры, которая обеспечит единое и точное координатное пространство, на основе постоянно действующих референцных (базовых) станций. Данная современная система необходима для единства координатных расчетов при планировании территорий, создании и использовании государственного кадастра недвижимости, при выносе проектов в натуру в строительстве, для развития эффективного сельского хозяйства, для мониторинга чрезвычайных ситуаций на транспорте, развития туризма и динамики опасных объектов и т.д.
В целях обеспечения доступа граждан, хозяйствующих субъектов к пространственной информации, в том числе в сфере земельных и имущественных отношений, создания удобного инструмента анализа и мониторинга социально-экономического развития, улучшения качества контроля и учета использования земли создан геопортал Республики Бурятия.
Для оптимизации государственных и муниципальных услуг в области земельных отношений на базе государственного учреждения "Многофункциональный центр Республики Бурятия" (далее - ГУ "МФЦ РБ") проведена работа, в результате которой достигнута договоренность о существенном сокращении сроков их оказания:
- по приобретению права собственности или права аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, строения, сооружения - срок предоставления данной услуги сокращен на 127 календарных дней;
- по приобретению права собственности или права аренды на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством срок сокращен на 144 календарных дня;
- по приобретению права аренды на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по процедуре предварительного согласования места размещения объекта - срок сокращен на 160 календарных дней.
Сокращение сроков на предоставление услуг произошло за счет сокращения перечня необходимых документов и времени на их сбор, координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, участвующих в предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам.
На процедуру предоставления каждой услуги разработан порядок взаимодействия органов, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, который является приложением к договорам, между соответствующими территориальными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Бурятия.
Реализация подпрограммы будет содействовать проведению разграничения государственной собственности на землю и созданию автоматизированной системы управления недвижимостью, направленных на обеспечение эффективного и рационального использования земель на территории республики.
Цель и основные задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является формирование эффективной системы управления и использования земель.
Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
- создание условий для эффективного использования земель;
- формирование земельных участков для последующего предоставления льготным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы в 2014 - 2020 гг. позволит достичь следующих показателей:
- увеличение площади земель сельскохозяйственного назначения, вовлеченных в оборот;
- увеличение количества сформированных земельных участков, относящихся к собственности Республики Бурятия;
- обеспечение потребности в земельных участках для индивидуального жилищного строительства льготных категорий граждан.
Сведения по индикаторам и мероприятиям подпрограммы "Земельные отношения" Государственной программы Республики Бурятия "Развитие имущественных и земельных отношений"
Задача 1. Создание условий для эффективного использования земель | |||||||||
Индикаторы |
2013* |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
1. |
Доля выделенных земельных участков в счет долей в праве собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (оформление паев на землю), % |
70 |
85 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
Доля земельных участков, относящихся к собственности Республики Бурятия и поставленных на государственный кадастровый учет Республики Бурятия, % |
90 |
92 |
95 |
97 |
99 |
99 |
99 |
99 |
Мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Подготовка проектов межевания и проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, выделяемых за счет земельных долей (реализация Федерального закона от 29.10.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения"), тыс. руб.* |
10 000,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
Мероприятия по землеустройству и землепользованию, тыс. руб. |
525,8 |
525,8 |
525,8 |
525,8 |
525,8 |
525,8 |
525,8 |
525,8 |
3. |
Организация работ по актуализации кадастровой стоимости земель различных категорий и видов использования, тыс. руб.* |
6000,0 |
2000,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Задача 2. Формирование земельных участков для последующего предоставления льготным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий | |||||||||
Индикаторы | |||||||||
1. |
Доля сформированных земельных участков для последующего предоставления льготным категориям граждан от существующей потребности в земельных участках* |
64,8 |
67,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Мероприятия | |||||||||
1. |
Проведение кадастровых работ по формированию земельных участков за счет средств республиканского бюджета для реализации Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", тыс. руб.* |
7900,0 |
5000,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
* Справочно, в целях аналитического распределения средств республиканского бюджета.
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Правительства Республики Бурятия от 17 декабря 2013 г. N 668 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.