Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Территориальное развитие
Целью территориального развития Республики Бурятия является создание сбалансированной пространственно-экономической структуры Республики Бурятия.
Приоритеты в области территориального развития Республики Бурятия были направлены на сокращение диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия.
Решались задачи по разработке схемы территориального планирования Республики Бурятия и муниципальных образований в Республике Бурятия.
В целях решения поставленной задачи и оказания местным бюджетам государственной поддержки для разработки документов территориального планирования реализовывалась подпрограмма "Градостроительное планирование развития территорий муниципальных образований в Республике Бурятия на 2008 - 2010 годы".
В рамках подпрограммы в 2008 году на эти цели из республиканского бюджета направлено 55,3 млн. рублей, софинансирование из средств муниципальных бюджетов составило 14,2 млн. рублей.
Выполнены следующие работы:
завершены работы по подготовке проекта схемы территориального планирования Республики Бурятия;
Генеральный план г. Улан-Удэ утвержден решением сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов 25 марта 2008 года;
документы территориального планирования разработаны в 6 муниципальных образованиях, остальные 15 районов республики должны завершить эту работу до конца 2009 года в соответствии с заключенными контрактами.
В 2009 году финансирование разработки градостроительной документации из республиканского бюджета не предусмотрено.
Территория Республики Бурятия условно подразделена на семь макрорайонов (Центральный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Южный, Юго-Западный, Прибайкальский и Северный), сгруппированных по принципам географического положения муниципальных образований в Республике Бурятия, современной специализации экономики, единства инфраструктурной сети, общности проблем и перспектив социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия.
Анализ показывает, что для всех выделенных макрорайонов характерно наличие муниципальных образований как с достаточно высоким уровнем экономического развития, так и значительно отстающих от среднереспубликанских показателей.
Четыре макрорайона из семи формируют промышленное производство в Республике Бурятия. На Центральный макрорайон приходилось почти 74% объема промышленного производства, на Прибайкальский - 10,9%, Юго-Западный - 3,9% и Северный - 6,5%.
На территории этих же макрорайонов, за исключением Северного, производился основной объем сельскохозяйственного производства:
Центральный формирует 14,9% продукции сельского хозяйства,
Прибайкальский - 16,6%; Южный - 18,7%; Юго-Восточный - 26,4%; в совокупности - 76,6%. Место Северного макрорайона в экономике Республики Бурятия незначительно.
Более высокий экономический потенциал названных макрорайонов обусловливает их лидерство в привлечении инвестиций: Центральный - 59,3%, Прибайкальский - 12,3%, Северо-Восточный - 8,1% в общем объеме капитальных вложений.
В этих макрорайонах проживает и основное население Республики Бурятия - 78% от всей численности.
Таким образом, основной экономический потенциал локализован преимущественно в средней части Республики Бурятия и оказывает слабое воздействие на более отдаленные территории.
Сложившаяся специализация макрорайонов обусловливает вклад территорий в бюджетную систему Республики Бурятия.
Центральный макрорайон преимущественно за счет г. Улан-Удэ, а также крупных муниципальных районов - Селенгинского и Заиграевского формировал 53,3% налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Бурятия.
На втором месте находится Прибайкальский макрорайон, обеспечивающий 11,6% налоговых поступлений. Остальные пять макрорайонов обеспечивают вклад в диапазоне от 3,9% до 10,5%.
Дифференциация экономического потенциала территорий определяет различия в уровнях налоговых доходов, приходящихся на душу населения:
от 1000 рублей в Иволгинском районе Центрального макрорайона до 14,9 тыс. рублей в Окинском районе Юго-Западного макрорайона (за 2008 год).
При этом наиболее низкий уровень наблюдается в муниципальных районах с высокой долей в экономике территории сельского хозяйства.
Наиболее высокий уровень подушевых налоговых доходов приходится на районы с высоким уровнем развития обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых, в сфере транспорта и услуг, что обусловливает наличие дополнительных возможностей для территорий по привлечению инвестиций, увеличению денежных доходов населения и развитию потребительского рынка.
Таким образом, существуют серьезные диспропорции в социально-экономическом развитии территорий Республики Бурятия, ярко проявляющиеся в значительной дифференциации налогового и бюджетного потенциала муниципальных образований.
При инерционном сценарии развития сохранится преобладающая роль в социально-экономическом развитии Республики Бурятия территорий Центрального, Прибайкальского, Юго-Восточного и Северного макрорайонов и, соответственно, возрастет уровень территориальной дифференциации в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований.
Наиболее перспективная система мер действенной ликвидации социально-экономических диспропорций муниципальных образований в Республике Бурятия будет осуществляться путем развития региональных "точек роста" как центров межтерриториальных социально-производственных комплексов, реализуемых в рамках оптимистичного сценария.
Реализация оптимистичного сценария приведет к изменению специализации ряда макрорайонов и на этой основе к сокращению территориальных диспропорций, существующих в Республике Бурятия.
Новыми видами экономической специализации Северо-Восточного макрорайона станут добыча урановых руд подземным способом, добыча и обогащение свинцово-цинковой и вольфрамово-молибденовой руд, добыча бериллиевой руды. Качественно расширится сельскохозяйственное производство в части мясного животноводства и мясопереработки, пищепереработки в целом.
На территориях Юго-Восточного макрорайона возникнет новая специализация по оказанию транспортно-логистических услуг, расширится добыча каменного угля, получит развитие традиционное мясо-молочное животноводство и растениеводство.
Территории Южного макрорайона будут специализироваться на расширении добычи золота, каменного угля, вольфрамово-молибденовых руд, углублении процессов лесопереработки. В сельском хозяйстве расширится выращивание кормовых культур, а также мясное животноводство. Также макрорайон включится в развитие транспортно-логистического кластера.
На территории Юго-Западного макрорайона укрепится специализация по оказанию туристско-рекреационных услуг.
Виды экономической специализации Северного макрорайона расширятся за счет создания новых энергетических мощностей, развития транспортно-логистических услуг, промышленности строительных материалов.
На территориях Центрального и Прибайкальского макрорайонов расширение видов специализации связано с созданием и развитием транспортно-логистического кластера, инновационных видов экономической деятельности и развитием туристского комплекса, в рамках которого получит развитие индустрия гостеприимства, создание модельных экологических поселений на прибрежных к озеру Байкал землях.
Реализация этих основных направлений и проектов значительно расширит специализацию макрорайонов Республики Бурятия. Это позволит диверсифицировать структуру экономики территорий, увеличить налогооблагаемую базу консолидированного и местных бюджетов и расширить возможности органов местного самоуправления по повышению доходной базы бюджетов муниципальных образований и снижению их зависимости от финансовой помощи вышестоящих уровней бюджетной системы.
Таблица 149
Макрорайоны Республики Бурятия
N |
Макрорайон |
Муниципальные образования |
"Точки роста" |
1 |
Центральный |
г. Улан-Удэ, Иволгинский, Заиграевский и Селенгинский районы |
Азиатский транспортно-логистический комплекс (развитие авиационного сообщения). Создание в г. Улан-Удэ мультимодального транспортно-логистического центра и терминальных комплексов, выполняющих функции логистического распределительного сервисного и делового центра. Развитие инновационного комплекса. Создание комплекса по производству высоко-технологичной продукции на базе особо чистого кварца |
2 |
Северо-Восточный |
Баунтовский эвенкийский, Еравнинский, Кижингинский и Хоринский районы |
Восточный производственно-инфраструктурный комплекс (освоение Озерного месторождения полиметаллов в Еравнинском районе, Орекитканского молибденового и Хиагдинского месторождения урана в Баунтовском районе, Ермаковского бериллиевого месторождения в Кижингинском районе). Развитие агропищевого и лесоперерабатывающего производства в Хоринском районе |
3 |
Юго-Восточный |
Бичурский, Кяхтинский, Мухоршибирский и Тарбагатайский районы |
Развитие инфраструктурного комплекса международного автомобильного пункта пропуска в г. Кяхта Кяхтинского района. Развитие агропищевого кластера. Развитие угольной промышленности (ОАО "Разрез Тугнуйский", "Бурятуголь"). Освоение Жарчихинского молибденового месторождения в Тарбагатайском районе |
4 |
Южный |
Джидинский и Закаменский районы |
Развитие агропищевого кластера. Развитие минерально-сырьевого комплекса на основе добычи золота, угля, вольфрама, молибдена. Развитие лесного комплекса на основе глубокой переработки древесины. Строительство автомобильного пункта перехода "Айнек-Гол" в Закаменском районе. Открытие пункта упрощенного перехода "Желтура" в Джидинском районе |
5 |
Юго-Западный |
Окинский, Тункинский районы |
Развитие туризма, рекреационных ресурсов, курортов "Аршан", "Нилова Пустынь", "Хонгор-Уула" в Тункинском районе. Развитие агропищевого кластера |
6 |
Прибайкальский |
Баргузинский, Курумканский, Кабанский и Прибайкальский районы |
Туристский комплекс (туристско-рекреационная особая экономическая зона "Байкал"). Развитие агропищевого кластера |
7 |
Северный |
г. Северобайкальск, Муйский и Северо-Байкальский районы |
Северо-Байкальский производственно-инфраструктурный комплекс (строительство Мокского гидроузла в Муйском районе и горнодобывающих предприятий на базе Холоднинского месторождения полиметаллов и Чулбонского месторождения кварцитов в Северо-Байкальском районе). Строительство цементного завода в п. Таксимо мощностью 1 млн. тонн цемента в год в Муйском районе. Строительство автомобильной дороги от станции Витим до ГЭС (25 км). Реконструкция взлетно-посадочных полос аэропортов п. Таксимо, п. Нижнеангарск |
Таблица 150
Выполнение основных индикаторов реализации Программы в разрезе муниципальных районов (городских округов) в 2008 году
Индикаторы |
Доля собственных доходов местных бюджетов, % |
Количество созданных рабочих мест, человек |
Среднемесячная заработная плата, рублей |
||||
муниципальный район (городской округ) |
закон |
отчет |
закон |
отчет |
закон |
отчет |
|
с учетом дотаций, субсидий |
без учета субсидий, дотаций |
||||||
Баргузинский |
36,7 |
66,0 |
21,6 |
50 |
65 |
9000 |
12650 |
Баунтовский эвенкийский |
33,8 |
73,9 |
31,4 |
50 |
110 |
11600 |
12460 |
Бичурский |
23,8 |
56,4 |
22,0 |
30 |
145 |
7000 |
9420 |
Джидинский |
36,2 |
57,2 |
29,4 |
400 |
628 |
6500 |
8486 |
Еравнинский |
24,5 |
65,6 |
7,5 |
50 |
80 |
6500 |
8758 |
Заиграевский |
20,7 |
61,7 |
32,5 |
400 |
360 |
7000 |
14458 |
Закаменский |
16,1 |
68,4 |
11,0 |
50 |
67 |
7500 |
8606 |
Иволгинский |
29,5 |
62,7 |
11,1 |
300 |
87 |
5000 |
9827 |
Кабанский |
57,6 |
69,0 |
29,2 |
100 |
119 |
7000 |
12492 |
Кижингинский |
22,2 |
56,1 |
16,3 |
200 |
87 |
6100 |
9000 |
Курумканский |
18,2 |
68,1 |
6,3 |
70 |
120 |
10000 |
11741 |
Кяхтинский |
67,6 |
64,9 |
43,2 |
400 |
1078 |
9000 |
12855 |
Муйский |
77,8 |
80,1 |
40,5 |
100 |
305 |
12700 |
18236 |
Мухоршибирский |
41,8 |
64,7 |
25,9 |
100 |
103 |
12000 |
13144 |
Окинский |
59,0 |
67,6 |
43,6 |
60 |
147 |
11000 |
14740 |
Прибайкальский |
57,3 |
60,2 |
38,8 |
330 |
285 |
6200 |
9800 |
Северо-Байкальский |
54,2 |
69,7 |
37,4 |
30 |
150 |
14100 |
13500 |
Селенгинский |
55,9 |
61,5 |
37,8 |
20 |
1475 |
13000 |
16720 |
Тарбагатайский |
30,7 |
63,6 |
24,0 |
50 |
89 |
5700 |
7818 |
Тункинский |
26,9 |
71,4 |
23,8 |
69 |
138 |
7100 |
10268 |
Хоринский |
26,4 |
56,3 |
22,3 |
120 |
62 |
10000 |
12800 |
г. Северобайкальск |
51,2 |
79,0 |
34,8 |
40 |
138 |
15000 |
15951 |
г. Улан-Удэ |
54,1 |
83,7 |
57,0 |
2200 |
2628 |
14500 |
16964 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.