Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3.4. Государственные финансы
Приоритеты бюджетной политики направлены на обеспечение роста экономики Республики Бурятия на основе стабильного функционирования бюджетной системы и достижения высокой эффективности государственных расходов.
С этой целью решались задачи по:
укреплению доходной базы бюджета республики;
повышению эффективности и качества управления государственными финансами;
совершенствованию межбюджетных отношений;
усилению ответственности за несоблюдение требований бюджетного законодательства.
В целях взаимодействия с хозяйствующими субъектами всех форм собственности в 2008 году Правительством Республики Бурятия заключено 19 соглашений с бюджетообразующими организациями об участии в реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года. Ежеквартально проводился мониторинг выполнения соглашений: анализировалось выполнение социально-экономических показателей деятельности организаций и другие обязательства, предусмотренные в соглашениях.
Для выработки мероприятий по увеличению доходов в консолидированный бюджет Республики Бурятия, развитию налогооблагаемой базы республики, а также в связи с необходимостью рассмотрения вопросов эффективности деятельности отдельных крупных организаций и увеличения их налогового потенциала сформирована Комиссия по повышению доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия (постановление Правительства Республики Бурятия от 23 апреля 2008 года N 190). В 2008 году на заседаниях Комиссии рассмотрены отчеты ряда министерств и ведомств республики, являющихся администраторами доходов, о проводимой работе по увеличению доходной части консолидированного бюджета и росте налогооблагаемой базы по курируемым видам экономической деятельности, в том числе о ходе выполнения мероприятий по повышению эффективности деятельности курируемых убыточных организаций.
Для приведения в соответствие с федеральным законодательством внесены изменения в Закон Республики Бурятия от 26 ноября 2002 года N 145-III "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" по дополнению перечня видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента, изменению размеров годового дохода, изменения, дающие право привлекать индивидуальному предпринимателю в своей деятельности наемных работников до 5 человек.
С целью увеличения доходов от использования государственного имущества принято постановление Правительства Республики Бурятия от 4 июня 2008 года N 296 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 15 июля 2002 года N 187 "О порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов государственной собственности Республики Бурятия", в соответствии с которым изменена методика расчета арендной платы за пользование объектами государственной собственности - базовым показателем при исчислении арендной платы установлена рыночная стоимость 1 кв. м по данным отчета независимой оценки рыночной стоимости объекта аренды.
В целях повышения качества администрирования принято постановление Правительства Республики Бурятия от 11 марта 2008 года N 98, в котором определен Порядок осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов республиканского бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита республиканского бюджета, являющимися органами исполнительной власти Республики Бурятия, и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями.
В соответствии со статьей 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации для урегулирования вопроса невозможной к взысканию недоимки по транспортному налогу принято постановление Правительства Республики Бурятия от 3 июня 2008 года N 291, в котором утвержден Порядок в целях списания недоимки, а также пени и штрафов физических лиц по транспортному налогу, невозможных к взысканию.
В целях стимулирования инвестиционной активности субъектов инвестиционной деятельности Республики Бурятия и реализации Закона Республики Бурятия от 2 декабря 2005 года N 1344-III "Об инвестиционной деятельности в Республике Бурятия" принято постановление Правительства Республики Бурятия от 21 февраля 2008 года N 77 "О Порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию части платы за пользование кредитами коммерческих банков". В соответствии с данным Порядком в 2008 году были выделены субсидии из республиканского бюджета на сумму 25,2 млн. рублей 22 организациям пищевой, перерабатывающей, лесоперерабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, строительного сектора.
В 2008 году были приняты меры по обеспечению доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам коммерческих банков, для чего пополнен Гарантийный фонд по кредитам субъектов малого предпринимательства на 69,53 млн. рублей, в т.ч. на 43,9 млн. рублей за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию Республиканской целевой программы поддержки и развития малого предпринимательства в 2008 - 2012 годах. Для пополнения активов Гарантийного фонда также были использованы средства федерального бюджета в сумме 25,63 млн. рублей, полученные по результатам федерального конкурса по господдержке малого предпринимательства.
Разработан и утвержден Порядок по предоставлению субсидий субъектам малого предпринимательства за счет средств республиканского бюджета на возмещение части расходов субъектов малого предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, лизинговым платежам и другим расходам.
Уровень платежеспособности Республики Бурятия, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 29 июня 2007 года N 209 "Об утверждении Методики расчета платежеспособности Республики Бурятия и Методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательства Республики Бурятия" в 2008 году соответствовал нормальному уровню платежеспособности с тенденцией к нормальному уровню (ВВ).
Рефинансирование государственного долга и принятие новых долговых обязательств Республики Бурятия, произведенных в объемах, установленных Законом Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2008 год и плановый период до 2010 года", не повлияло на уровень платежеспособности Республики Бурятия.
Объем государственного долга Республики Бурятия на 1 января 2009 года составил 2051,3 млн. рублей, или 22% от предельной величины, установленной статьей 12 Закона Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2008 год и на период до 2010 года".
Предельные параметры по объему государственного долга, в том числе по объему обязательств по государственным гарантиям Республики Бурятия, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, в отчетном периоде соблюдены.
В целях повышения эффективности и качества управления государственными финансами в отчетном периоде была проведена работа по анализу нормативных правовых актов, договоров (соглашений) на предмет содержания в них целей, направлений и возможностей оценки объемов расходных обязательств, а также на соответствие полномочиям органов государственной власти Республики Бурятия.
В результате проведенной работы объем расходных обязательств приведен в соответствие с возможностями бюджета. При формировании проекта республиканского бюджета принимаемые обязательства учитывались согласно приоритетным направлениям социально-экономического развития.
В целях повышения результативности бюджетных расходов и эффективности комплексного среднесрочного планирования деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия в рамках проведения административной реформы на республиканском уровне внедрен инструмент управления по результатам - доклады о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти. Министерством экономики Республики Бурятия совместно с Министерством финансов Республики Бурятия разработаны
Методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия. Исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия приняты внутренние приказы о формировании ведомственных докладов, утверждающие положения о подготовке докладов и определяющие ответственные структурные подразделения за их подготовку.
В Порядок подготовки и представления исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия докладов о результатах и основных направлениях деятельности внесены изменения, утвержденные постановлением Правительства Республики Бурятия от 8 мая 2008 года N 235 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 29 июня 2006 года N 203 "О применении программно-целевых методов в субъектах бюджетного планирования". Новая редакция указанного Порядка уточняет процедуру подготовки и представления докладов.
Осуществляется экспертиза представленных докладов, по результатам которой разрабатываются рекомендации для исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия.
Для руководителей и специалистов исполнительных органов государственной власти в отчетном периоде был организован семинар по теме "Внедрение методов и процедур управления по результатам".
Установлен программный комплекс "ДРОНД", предназначенный для создания и автоматизированного ведения докладов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия.
Исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия осуществляется разработка ведомственных целевых программ, в настоящее время 7 из них прошли стадию утверждения.
Действенным стимулом повышения эффективности бюджетных расходов в бюджетных учреждениях должно стать государственное задание, так как объемы доводимых до бюджетных учреждений государственных заданий составляются с учетом необходимости предоставления конкретной государственной услуги, соответствия стандартам качества при предоставлении государственных услуг. В результате бюджетные ассигнования будут иметь четкую привязку к конкретным оказываемым услугам и при их планировании основное внимание будет уделяться обоснованию конечных результатов в рамках доведенных государственных заданий. В рамках данного направления приняты:
постановление Правительства Республики Бурятия от 10 июня 2008 года N 302 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг в Республике Бурятия";
постановление Правительства Республики Бурятия от 24 ноября 2008 года N 508 "О Порядке планирования и учета государственных услуг в Республике Бурятия", согласно которому все главные распорядители должны произвести оценку предоставляемых подведомственными учреждениями государственных услуг как в количественном, так и стоимостном выражениях.
С сентября 2008 года начата работа по внесению изменений в Закон Республики Бурятия от 28 ноября 2005 года N 1356-III "О перечне и количественных значениях государственных минимальных социальных и финансовых нормативов" с целью определения стоимости единицы государственной услуги. В рамках данного мероприятия подготовлено распоряжение Правительства Республики Бурятия от 7 ноября 2008 года N 483-р, в соответствии с которым проведена разработка перечня государственных услуг, оказываемых республиканскими учреждениями, начата разработка методик определения норматива финансовых затрат на единицу услуги и подготовка соответствующих расчетов. Подготовлен проект постановления Правительства Республики Бурятия "Об утверждении Порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания республиканскими бюджетными учреждениями", принятие которого позволит установить механизм финансового обеспечения выполнения государственного задания республиканскими бюджетными учреждениями.
В 2008 году разработаны и внедрены ведомственные правовые акты, утверждающие:
методики проведения оценок эффективности работы подведомственных республиканских государственных учреждений, по итогам проведения которых принимаются решения об изменении типа существующего бюджетного учреждения, о необходимости его ликвидации, об осуществлении дополнительных инвестиций в бюджетное учреждение либо иные решения, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации и Республики Бурятия;
положение о стимулировании руководителей подведомственных учреждений, исходя из критерий по оценке выполнения целевых показателей деятельности республиканских государственных учреждений социального обслуживания, где одним из основных критерий является эффективность использования бюджетных ассигнований;
планы мероприятий по оптимизации бюджетных секторов отраслей, которые предусматривают комплекс мер по внедрению стратегического управления соответствующей отрасли, реструктуризации сети бюджетных учреждений в условиях реформы бюджетного процесса, созданию условий для привлечения в отрасль дополнительных ресурсов;
план социально-творческого заказа на создание и прокат новых театральных постановок, концертных и цирковых программ, создание музыкальных и драматических произведений.
Также в 2008 году для совершенствования системы оплаты труда, повышения результативности труда работников, в целях оптимизации бюджетных расходов введена отраслевая система оплаты труда работников государственных учреждений, в которой предусмотрены выплаты стимулирующего характера.
В отчетном периоде на основе соглашения Правительства Республики Бурятия и Минздравсоцразвития Российской Федерации республика вошла в число 20 регионов, участвующих в реализации пилотного проекта по повышению качества услуг в сфере здравоохранения. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14 августа 2007 года N 258 утвержден соответствующий План мероприятий, предусматривающий:
перевод учреждений здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования;
внедрение элементов частичного аккумулирования средств на уровне амбулаторно-поликлинического учреждения (частичное фондодержание) путем финансирования по подушевому нормативу в 3 этапа, с созданием системы межучережденческих# взаиморасчетов.
В целях выполнения мероприятий по расширению полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг и созданию организационных и правовых условий осуществления перевода действующих бюджетных учреждений, а также созданию новых в форме некоммерческих организаций на муниципальном уровне в 2008 году создано 9 автономных учреждений.
На сайте Правительства Республики Бурятия создан раздел "Автономные учреждения", где размещена нормативно-правовая база, подзаконные акты, регулирующие правовое положение автономных учреждений Республики Бурятия.
Кроме этого, распоряжением Правительства Республики Бурятия от 14 августа 2008 года N 429-р утвержден Перечень государственных учреждений Республики Бурятия, тип которых не подлежит изменению на автономные учреждения.
В отчетном периоде разработаны рекомендации финансовым органам местного самоуправления по повышению эффективности расходования бюджетных средств, в том числе по переводу бюджетных учреждений в автономные учреждения, проведено 3 семинара-совещания с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия.
В целях оптимизации расходов на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления приняты нормативно-правовые акты:
постановление Правительства Республики Бурятия от 22 апреля 2008 года N 185 "О создании государственного бюджетного учреждения "Хозяйственно-транспортный комплекс Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия";
постановление Правительства Республики Бурятия от 26 марта 2008 года N 132 "Об утверждении на 2008 год нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и нормативов на содержание органов местного самоуправления в Республике Бурятия".
Кроме этого, проведен семинар - учеба с финансовыми органами местного самоуправления по организации бюджетного процесса, в рамках которого была обсуждена проблема ограничения размера расходов на содержание органов местного самоуправления и даны рекомендации по оптимизации расходов на их содержание; проводится мониторинг, по результатам которого в органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия направляются рекомендации по приведению указанных расходов в соответствие с установленными нормативами.
В течение 2008 года велась работа по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей межбюджетные отношения в Республике Бурятия. Так, были разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты:
Закон Республики Бурятия от 7 июля 2008 года N 416-IV "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия";
Закон Республики Бурятия от 13 октября 2008 года N 482-IV "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия";
Закон Республики Бурятия от 4 марта 2008 года N 73-IV "О внесении изменений в раздел II приложения 1 к Закону Республики Бурятия "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов в Республике Бурятия государственными полномочиями органов государственной власти Республики Бурятия по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств республиканского бюджета".
В целях создания стимулов у муниципалитетов развивать собственный налоговый потенциал Законом Республики Бурятия от 7 июля 2008 года N 416-IV "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия" изменена схема межбюджетного выравнивания по поселениям. Произведен переход на пропорциональное выравнивание бюджетной обеспеченности до муниципального образования с максимальным уровнем бюджетной обеспеченности. Для снижения влияния коэффициентов удорожания скорректирован используемый при расчете дотации коэффициент масштаба.
Данное изменение позволяет более объективно производить расчет индекса бюджетных расходов.
В целях более точного определения влияния факторов и условий, ведущих к удорожанию (удешевлению) стоимости сопоставимого (стандартного) набора бюджетных услуг в муниципальных районах (городских округах) Законом Республики Бурятия от 13 октября 2008 года N 482-IV "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия" скорректирован механизм расчета индекса бюджетных расходов муниципальных районов (городских округов) в Республике Бурятия.
Законом Республики Бурятия от 4 марта 2008 года N 73-IV "О внесении изменений в раздел II приложения 1 к Закону Республики Бурятия "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов в Республике Бурятия государственными полномочиями органов государственной власти Республики Бурятия по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств республиканского бюджета" изменена методика расчета дотаций поселениям за счет субвенции из бюджета муниципального района.
В 2008 году подписаны соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов с 15-ю муниципальными образованиями, у которых доля межбюджетных трансфертов в двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70%.
С теми муниципальными образованиями, у кого доля ниже 70%, а это Кабанский, Кяхтинский, Муйский, Окинский, Северо-Байкальский, Селенгинский районы, города Северобайкальск и Улан-Удэ, также были подписаны соглашения о мерах по оздоровлению муниципальных финансов и условиях оказания финансовой помощи.
В целях повышения эффективности проведения последующего контроля, единого методического обеспечения при проведении проверок в бюджетных учреждениях Министерством финансов Республики Бурятия подготовлены следующие нормативные правовые акты:
приказом Министерства финансов Республики Бурятия от 6 февраля 2008 года N 13 утверждены "Методические рекомендации по проведению проверки правильности учета ГСМ, соблюдения норм расхода топлива на служебный автотранспорт";
приказом Министерства финансов Республики Бурятия от 27 марта 2008 года N 53 утверждены "Методические рекомендации по проверке исполнения бюджетной сметы в бюджетных учреждениях Республики Бурятия, сметы доходов и расходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями";
приказом Министерства финансов Республики Бурятия от 29 апреля 2008 года N 82 утверждены "Методические рекомендации по проведению анализа дебиторской и кредиторской задолженности, достоверности расчетно-кассовых операций, связанных с дебиторской и кредиторской задолженностью, анализу задолженности по срокам и характеру ее возникновения";
приказом Министерства финансов Республики Бурятия от 17 июля 2008 года N 160 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия.
В целях формирования основных унифицированных требований, обеспечивающих применение единого подхода к проведению контрольных мероприятий и сопоставимость результатов контрольной деятельности за исполнением бюджетов всех уровней, принято постановление Правительства Республики Бурятия от 20 января 2009 года N 12 "Об утверждении основных требований (стандартов) при организации и осуществлении финансового контроля исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия".
В отчетном периоде проведен практический семинар на тему "Повышение качества контрольно-надзорной функции Министерства финансов Республики Бурятия" с участием представителей Счетной палаты Республики Бурятия и отраслевых министерств Республики Бурятия.
В целях осуществления контроля и надзора за соблюдением установленных обязательных общепринятых правил поведения в финансово-бюджетной сфере и соблюдения бюджетного законодательства Министерством финансов Республики Бурятия за 2008 год проведено 120 проверок, сумма финансовых нарушений составила 272,4 млн. рублей, из них нецелевое использование бюджетных средств - 35,0 млн. рублей.
Сумма возмещенного нецелевого использования бюджетных средств составила 3,0 млн. рублей.
В прошлом году проведен анализ нарушений, выявленных в ходе проведения ревизий исполнения бюджетов в муниципальных образованиях за 2007 год. По сравнению с 2007 годом сумма нецелевого использования бюджетных средств уменьшилась в 3,5 раза. Это связано не только с проводимой работой на всех уровнях власти и ужесточением ответственности за нецелевое использование средств, но и с повышением финансовой дисциплины распорядителей и получателей бюджетных средств.
В ряде республиканских министерств работают контрольно-ревизионные службы, которые осуществляют контроль в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Таблица 130
Выполнение индикаторов государственных финансов в 2008 году
Индикаторы |
2008 год |
|
закон |
отчет |
|
Полнота исполнения расходных обязательств Республики Бурятия, % |
100 |
100 |
Объем просроченной кредиторской задолженности государственных (муниципальных) учреждений, тыс. рублей |
0 |
15851,4 |
Объем задолженности бюджета Республики Бурятия и бюджетов муниципальных образований по исполнению обязательств перед гражданами |
0 |
0 |
Расходы консолидированного бюджета Республики Бурятия на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления в расчете на одного жителя региона, рублей |
3100 |
3063 |
Доля расходов консолидированного бюджета Республики Бурятия на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными) организациями, % |
0,13 |
0,157 |
В 2008 году объем кредиторской задолженности государственных (муниципальных) учреждений составил 15851,4 тыс. рублей. При этом следует отметить, что просроченная кредиторская задолженность государственных учреждений в 2008 году не была допущена. Просроченная кредиторская задолженность в объеме 15851,4 тыс. рублей сложилась в муниципальных учреждениях и была допущена органами местного самоуправления Закаменского, Кижингинского, Кяхтинского, Северо-Байкальского районов, которые не обеспечили выполнение принятых обязательств и не приняли соответствующие меры по недопущению ее образования. Задолженность республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований по исполнению обязательств перед гражданами в 2008 году также не была допущена.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.