Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 мая 2001 г. N Ф03-А73/01-2/787
(извлечение)
Арбитражный суд при участии от истца - ИМНС РФ по Хабаровскому району - Слепченко А.В., специалист 1 категории по доверенности 10-46/14 от 22.01.2001; от ответчика - Учреждения ЯБ-257/13 - Тужилкин С.В. юрисконсульт по доверенности N 27/44-68 от 16.02.2001, рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому району на постановление от 11.03.2001 по делу N А73-9818/2000-12 (АИ-1/129) Арбитражного суда Хабаровского края по иску Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому району к Учреждению ЯБ-257/13 о взыскании налоговых санкции.
Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому району (далее - Инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Государственному учреждению ЯБ-257/13 (далее - Учреждение ЯБ-257/13) о взыскании налоговых санкций в сумме 596 рублей 96 копеек.
Решением суда от 18.01.2001 исковые требования удовлетворены в полном объеме на том основании, что факт нарушения налогового законодательства со стороны Учреждения ЯБ-257/13 подтвержден материалами дела.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.03.2001 по жалобе ответчика решение суда первой инстанции отменено и в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что налоговым органом не представлены документы, подтверждающие получение прибыли Учреждением ЯБ-257/13 от реализации продукции собственного производства своим работникам. Кроме того, судебной инстанцией сделан вывод о том, что реализацию ответчиком продовольственных товаров собственного производства своим работникам нельзя отнести к розничной торговле, поскольку указанный товар реализовывался ограниченному кругу физических лиц (отсутствует публичный характер), и не только за наличный расчет, но и в счет погашения задолженности по заработной плате работникам. При этом реализация товаров осуществлялась по себестоимости.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции, инспекция по налогам и сборам в своей кассационной жалобе просит его отменить и взыскать с ответчика налоговые санкции в сумме 596 рублей 96 копеек. По мнению заявителя жалобы, апелляционной инстанцией при рассмотрении дела и вынесении постановления неправильно применены нормы материального права. Уставом ответчика предусмотрено обеспечение привлечения осужденных к труду в форме предпринимательской деятельности. Плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. В ходе налоговой проверки установлена реализация со склада продовольственных товаров за наличный расчет, что является розничной торговлей. Поэтому Учреждение ЯБ-257/13 является плательщиком единого налога и обязано сдавать декларации и уплачивать налог. Ссылка суда на нормы гражданского законодательства незаконна. В заседании суда изложенные доводы поддержаны представителем истца.
Учреждение ЯБ-257/13 отзыв на кассационную жалобу не представило, но в ходе судебного заседания его представитель просит жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Материалами дела установлено, что инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка Учреждения ЯБ-257/13 по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности за период с 01.07.1999 по 31.05.2000. Результаты проверки отражены в акте N 50ДСП от 27.07.2000, на основании которого принято решение N 04-16/399 от 27.07.2000 о привлечении Учреждения ЯБ-257/13 к налоговой ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 119, пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ и наложены штрафные санкции на общую сумму 596 рублей 96 копеек. В связи с тем, что штрафные санкции в добровольном порядке не уплачены, инспекция по налогам и сборам обратилась за взысканием штрафов в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела, решение инспекции по налогам и сборам основано на том, что Учреждение ЯБ-257/13 в период с июля по декабрь 1999 года и с января по май 2000 года занималось реализацией продовольственных товаров собственного производства за наличный расчет своим работникам со склада, что по мнению истца, является розничной торговлей, и, в соответствии с Законом Хабаровского края N 78 от 25.11.1998 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае" (с учетом изменений и дополнений), ответчик является плательщиком единого налога на вмененный доход от осуществления розничной торговли, не имеющей стационарной торговой площади. Между тем, Учреждение ЯБ-257/13 в установленном порядке не сдавало декларации и не уплачивало указанный налог.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона РФ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" N 148-ФЗ от 31.07.1998 (с изменениями и дополнениями) плательщиком единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. Аналогичные положения содержатся и в Законе Хабаровского края N 78 от 25.11.1998. Следовательно, из смысла норм названного законодательства усматривается, что плательщиками единого налога являются те организации, которые занимаются предпринимательством в сфере розничной торговли, то есть деятельности, направленной на получение прибыли от продажи товаров.
Учреждение ЯБ-257/13 осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным Управлением исполнения наказаний Министерства юстиции по Хабаровскому краю 19.05.1999 и зарегистрированным Регистрационной палатой Хабаровского края по государственной регистрации юридических лиц 21.07.1999 (регистрационный номер 27/23-Р448). Из положений Устава видно, что ответчик входит в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ, является государственным учреждением, которое создано для осуществления функций некоммерческого характера и финансируется за счет целевых средств Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ и иных источников, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии со статьей 9 Закона РФ "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21.07.1993 N 5473-1 (с учетом изменений и дополнений) финансирование уголовно-исполнительной системы осуществляется целевым назначением с указанием отдельной строкой в федеральном бюджете на основе нормативов, утвержденных Правительством РФ. Доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль предприятий, учреждений, исполняющих наказания, после уплаты обязательных платежей в соответствующие с бюджетом используются для улучшения условий содержания осужденных и заключенных, привлечения осужденных к труду, а также развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания.
Принимая постановление об отказе в удовлетворении исковых требований, апелляционная инстанция Арбитражного суда Хабаровского края правомерно установила, что реализация ответчиком продовольственных товаров собственного производства по себестоимости, за наличный расчет и в счет погашения задолженности по заработной плате своим работникам не относится к осуществлению предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, и сделала правильный вывод о том, что Учреждение ЯБ-257/13 не может являться плательщиком единого налога на вмененный доход от розничной торговли.
Пунктом 5 статьи 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 предусмотрена обязанность учреждения, исполняющего наказания, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. Согласно пунктов 3.29, 3.33 Устава, Учреждение ЯБ-257/13 осуществляет виды деятельности, направленные на самообеспечение Учреждения продуктами питания: выращиванием животных и птицы, промышленным выловом и разведением рыбы, заготовкой и переработкой лесной, речной и сельскохозяйственной продукции, и обеспечивает развитие и расширение подсобного сельскохозяйственного производства с целью увеличения выпуска сельхозпродукции для улучшения снабжения персонала Учреждения, членов их семей, а также осужденных продуктами питания.
Оценивая представленные сторонами доказательства в материалах дела, суд апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ, сделал правильный вывод о том, что налоговым органом не представлены документы, подтверждающие факты получения прибыли ответчиком от реализации продовольственных товаров собственного производства.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что ответчик является плательщиком единого налога в силу пунктов 2.3, 3.21 Устава Учреждения, предусматривающих привлечение осужденных к труду в форме предпринимательской деятельности, являются несостоятельными, поскольку пунктом 3 статьи 13 и пунктом 5 статьи 17 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 предусмотрена и возложена обязанность на Учреждение обеспечивать привлечение осужденных к оплачиваемому труду, в том числе в форме предпринимательской деятельности и путем создания общества с ограниченной ответственностью (статья 23 названного Закона).
С учетом изложенного, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 11.03.2001 по делу N А73-9818/2000-12 (АИ-1/129) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 мая 2001 г. N Ф03-А73/01-2/787
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании