Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 мая 2001 г. N Ф03-А37/01-2/777
(извлечение)
Арбитражный суд в составе рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации N 3 по городу Магадану на решение от 16.01.2001, постановление 05.03.2001 по делу N А37-1445/00-3 Арбитражного суда Магаданской области, по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по городу Магадану к Муниципальному предприятию "Столовая "А" о ликвидации.
Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 3 по г. Магадану (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась с иском в Арбитражный суд Магаданской области о ликвидации Муниципального предприятия общественного питания "Столовая "А" (далее - МП ОП "Столовая "А") в связи с неоднократными и грубыми нарушениями законодательства, фактическим прекращением финансово-хозяйственной деятельности. В порядке статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Администрация Хасынского округа г. Магадана.
Решением суда от 16.01.2001 в удовлетворении исковых требований отказано по мотивам недоказанности истцом системности и грубости фактов налоговых и иных нарушений со стороны ответчика, в том числе и в части прекращения деятельности, а также неправомерности требований истца о возложении функции по ликвидации предприятия на третье лицо - Администрацию Хасынского округа г. Магадана.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2001 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по аналогичным основаниям, которые были изложены в мотивировочной части решения суда. В то же время, апелляционная инстанция в своем постановлении указала, что ликвидация юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, осуществляется в соответствии со статьей 180 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы Х этого Закона для проведения процедуры банкротства отсутствующего должника. Условия ликвидации юридических лиц, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, в этих случаях не применяются.
Правильность принятых судом решения и постановления проверяется в порядке и в пределах статей 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, считающей состоявшиеся судебные акты незаконными и подлежащими отмене, поскольку приняты они с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, им представлены в суд достаточные данные, свидетельствующие о том, что МП ОП "Столовая "А" с 1992 года по настоящее время не представляла в налоговый орган отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов, что является нарушением налогового законодательства. Материалами дела подтверждается, что ответчик фактически прекратил свою финансово-хозяйственную деятельность, а поскольку он является муниципальным предприятием и известно местонахождение его учредителя - Комитета по управлению муниципальным имуществом, то ссылка апелляционной инстанции на статью 180 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" несостоятельна.
Кассационная жалоба рассматривается без представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что МП ОП "Столовая "А" зарегистрировано постановлением Администрации Хасынского района N 240-1 от 06.05.1992 по юридическому адресу предприятия: ул. Ленина, 30 поселка Атка Хасынского района Магаданской области. По заявлению от 08.05.1992 руководителя предприятия Дмитриевой Д.Н. ответчик поставлен на налоговый учет в налоговом органе.
Вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что инспекцией по налогам и сборам не представлено доказательств, подтверждающих факты неоднократного или грубого нарушения федеральных законов и иных правовых актов со стороны ответчика, является неправомерным, поскольку не основан на законе и не соответствует обстоятельствам и материалам дела.
В соответствии со статьей 11 Закона "Об основах налоговой системы" (действовавшей и в период возникновения спорных правоотношений), статьей 23 Налогового кодекса РФ, статьями 13-15 Закона "О бухгалтерском учете" и пунктами 75, 76 Положения о бухгалтерском учете, налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам установлено, что МП ОП "Столовая "А" с момента регистрации до дня рассмотрения исковых требований в арбитражном суде налоги не платило, необходимую документацию в налоговый орган не представляло. С 1994 года финансово-хозяйственной деятельностью не занимается, по месту нахождения юридического адреса предприятие отсутствует, неизвестно и местонахождение органов управления юридического лица. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями и документами, содержащимися в материалах дела: актом обследования здания столовой от 14.11.2000; заявлением о постановке на налоговый учет от 08.05.1992, из которого видно, что ответчик должен был уплачивать налоги на прибыль, в дорожный фонд, на имущество, на добавленную стоимость; картой постановки на налоговый учет; письмом Администрации Хасынского округа г. Магадана N 17 от 04.01.2001; отзывом на исковое заявление Администрации Хасынского округа г. Магадана N 27 от 04.01.2001, из которого следует, что в 1994 году Комитетом по управлению муниципальным имуществом рассматривался вопрос о ликвидации МП ОП "Столовая "А", однако из-за наличия в Хасынском районном суде большого количества исковых заявлений работников предприятия о взыскании задолженности по заработной плате и отсутствия у учредителя достаточных средств для проведения процедуры ликвидации, такое решение принято не было.
Статьей 31 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налоговых органов предъявлять в суд иски о ликвидации юридических лиц любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. Основания для ликвидации предприятий определены статьей 61 Гражданского кодекса РФ, в силу которой юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.
Из материалов дела видно, что основанием для обращения инспекции по налогам и сборам в арбитражный суд с иском о ликвидации МП ОП "Столовая "А" послужило непредставление в налоговый орган бухгалтерской отчетности и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов за период с 1992 - 2000 годы, что является нарушением обязанностей, возложенных законом на налогоплательщика. Поэтому, с учетом того, что инспекция по налогам и сборам предъявила иск в пределах своих полномочий и факты грубого и неоднократного нарушения законодательства со стороны МП ОП "Столовая "А" подтверждаются материалами дела, у арбитражного суда первой и апелляционной инстанций не было правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Является ошибочным и вывод судебных инстанций о применении к спорным правоотношениям статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьи 180 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Вопрос о ликвидации юридического лица в соответствии со статьей 180 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" решается судом при наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения не только его органов, но и учредителей.
Из материалов дела видно, что в соответствии с пунктом 1.2 Устава МП ОП "Столовая "А", учредителем предприятия является Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского района. Постановлением Администрации Хасынского округа г. Магадана N 236 от 01.12.2000 Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского района реорганизован путем присоединения к данной администрации. Согласно пункту 4 названного Постановления правопреемником Комитета по управлению муниципальным имуществом Хасынского района признана Администрация Хасынского округа г. Магадана по всем правам и обязанностям. Следовательно, учредителем МП ОП "Столовая "А" (на основании правопреемства) является Администрация Хасынского округа г. Магадана, на которую и следует возложить обязанности по ликвидации ответчика.
В связи с тем, что исковые требования инспекции по налогам и сборам подлежат удовлетворению, расходы по уплате госпошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам в сумме 1834 рубля 90 копеек (834 рубля 90 копеек + 500 рублей + 500 рублей) следует возложить на МП ОП "Столовая "А".
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 95, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.01.2001, постановление апелляционной инстанции от 05.03.2001 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-1445/00-3 отменить. Исковые требования Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 3 по г. Магадану удовлетворить.
Муниципальное предприятие общественного питания "Столовая "А" ликвидировать.
Обязанности по осуществлению ликвидации возложить на Администрацию Хасынского округа г. Магадана.
Взыскать с Муниципального предприятия общественного питания "Столовая "А" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1835 рубля 90 копеек.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Магаданской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 мая 2001 г. N Ф03-А37/01-2/777
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании