Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 июня 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1165
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго", представитель - Демченко В.С. (доверенность N 7/32 от 06.02.2002), от ответчиков - от Министерства финансов РФ, ведущий специалист - Леонтьева Н.Ю. (доверенность б/н от 16.01.2002), от Администрации г. Хабаровска и от Финансового департамента Администрации г. Хабаровска - главный специалист юридического отдела - Тимошенко С.Н. (доверенность 1.33-90 от 18.12.2001; доверенность N 04/890 от 03.04.2001), рассмотрел кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 19.02.2002, постановление от 19.04.2002 по делу А73-162/2002-13 (АИ-1/218) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Министерству финансов РФ, Правительству РФ, Администрации Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации Хабаровского края о взыскании 181922 руб. 24 коп.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось с иском в Арбитражный суд Хабаровского края к Администрации г. Хабаровска, финансовому департаменту Администрации Хабаровска, Министерству финансов РФ, Правительству Российской Федерации, Администрации Хабаровского края, финансовому департаменту Администрации Хабаровского края о взыскании 181922 руб. 24 коп., составляющих неполученные доходы в связи с предоставлением льгот по оплате за потребленную тепловую энергию в размере 50% почетным донорам России с 01.01.2001 по 31.11.2001.
Решением от 19.02.2002, оставленным без изменением постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2002, исковые требования удовлетворены с взысканием предъявленной суммы с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование своих требований заявитель приводит доводы о том, что Конституция Российской Федерации социальную защиту граждан, защиту прав граждан относит к предмету совместного ведения, и удовлетворение требований истца только за счет казны Российской Федерации неправомерно. Кроме этого ссылается на то, что Федеральным законом на 2001 год денежные средства на реализацию Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" не закладывались, поэтому отсутствие финансирования указанных льгот из федерального бюджета нельзя признать неправомерными действиями (бездействием) Минфина РФ.
В заседании суда представитель Минфина РФ доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представители истца, Администрации Хабаровского края, финансового департамента Администрации Хабаровского края, Администрации г. Хабаровска и финансового департамента Администрации г. Хабаровска с жалобой не согласились и просили постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Из материалов дела установлено, что ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в период с 01.10.2001 по 30.11.2001 предоставляло льготы в размере 50% по оплате тепловой энергии почетным донорам, проживающим в муниципальном государственном жилом фонде.
Данная льгота предоставлялась на основании статьи 11 Федерального Закона "О донорстве крови и ее компонентов", предусматривающей для лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России", особые льготы, в том числе право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг.
Вместе с тем, ни сама статья 11, ни другие положения закона не содержат указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление таких льгот.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.04.2002 N 68-О, непринятие законодателем нормативных актов по регулированию порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением лицам, награжденным знаком "Почетный донор России" льгот, предусмотренных федеральным законом, не может служить основанием для отказа в предоставлении данным категориям граждан льгот по оплате за коммунальные услуги.
Не может быть принята во внимание и ссылка Минфина РФ на то, что расходы на реализацию данного закона не были заложены в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2001 год".
Документов в подтверждение приостановления действий Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N 862 от 30.07.1998 "О концепции регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" Минфином не представлено.
Статья 4 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" предусматривает, что финансирование мероприятий по развитию организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан.
Таким образом, Закон РФ "О донорстве крови и ее компонентов", установил три источника его финансирования - бюджеты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, в бюджетах Администрации Хабаровского края, Администрации г. Хабаровска отсутствуют соответствующие статьи расходов по компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги лицам, награжденным знаком "Почетный донор России".
Документы в подтверждение того, что Министерством финансов РФ решался вопрос о выделении денежных средств для исполнения Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", в деле отсутствуют, и Министерство финансов РФ в своей жалобе о наличии их не указывает.
Поэтому, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 09.04.2002 N 68-О, впредь до урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
В связи с указанным, Арбитражный суд Хабаровского края правомерно на основании статьи 1069 Гражданского кодекса РФ взыскал сумму 181922 руб. 24 коп., составляющую льготы, предоставленные истцом по оплате тепловой энергии лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.02.2002, постановление от 19.04.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-162/2002-13 (АИ-1/218) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июня 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1165
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании