Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 февраля 2003 г. N Ф03-А73/03-1/87
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчиков: Региональной энергетической комиссии - Комитета цен Правительства Хабаровского края - Пономарева Г.Н. - начальник отдела по доверенности N 01-08/50 от 27.01.2002, от Правительства Хабаровского края - Семина М.Л. - главный специалист по доверенности N 186 от 12.03.2003, от ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" - Попелюк А.С. - юрисконсульт по доверенности N 7/118 от 27.11.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии - Комитета цен Правительства Хабаровского края на решение от 09.12.2002 по делу N А73-4889/2002-20 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Министерства обороны Российской Федерации в лице Комсомольской-на-Амуре КЭЧ к Правительству Хабаровского края - Региональной энергетической комиссии - Комитету цен Правительства Хабаровского края, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" об отмене постановлений РЭК Хабаровского края и взыскании 2669089 рублей.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено до 17.02.2003.
Министерство обороны Российской Федерации в лице Комсомольской-на-Амуре квартирно-эксплуатационной части обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Правительству Хабаровского края - Региональной энергетической комиссии, открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" об отмене постановлений Региональной энергетической комиссии N 40 от 22.12.1998, N 327 от 22.03.1999, N 49 от 01.07.2000, N 47 от 28.02.2000 в части установления дифференцированных тарифов на тепловую и электрическую энергию в 1999-2000 годах для потребителей Министерства обороны РФ, а также о взыскании 2669089 рублей излишне уплаченных за потребленные тепловую и электрическую энергию.
Определением от 01.10.2002 требование истца к ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" о взыскании 2669089 рублей выделено в отдельное производство в порядке ст. 130 АПК РФ.
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 ноября 2003 г. N Ф03-А73/03-1/2713
До принятия судом решения истец уточнил исковые требования и просил признать недействующими пункты 4.2, 4.3 протокола N 44 от 27.07.1999, пункт 6.1 протокола N 46 от 30.10.1999, пункты 10.1.2, 10.1.3 протокола N 47 от 28.02.2000, пункты 4.1.2, 4.1.3 протокола N 49 от 01.07.1999, пункты 5.1.2, 5.1.3 протокола N 50 от 26.09.2000, принятые Региональной энергетической комиссией Хабаровского края (ныне РЭК - Комитет цен Правительства Хабаровского края), которыми установлены дифференцированные тарифы на тепловую и электрическую энергию для потребителей Министерства обороны РФ.
Решением от 09.12.2002 иск удовлетворен. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые пункты протоколов Региональной энергетической комиссии (далее - РЭК Хабаровского края) не соответствуют Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а также Постановлению Правительства РФ от 04.02.1997 N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию", действующему на момент принятия обжалуемых протоколов РЭК.
В кассационной жалобе Региональной энергетической комиссии Комитета цен Правительства Хабаровского края предлагается решение от 09.12.2002 отменить.
В обоснование жалобы заявитель указал на то, что дифференцированные тарифы на энергетическую и тепловую энергию для потребителей, имеющих задолженность, установлены в соответствии с Положением "О применении дифференцированных тарифов", утвержденным протоколом РЭК Хабаровского края от 15.01.1999 N 40/3. Указанные тарифы экономически обоснованы, а их дифференциация по группам потребителей производилась за счет установления различного уровня рентабельности, что не нарушает порядок ценообразования. Полагает, что поскольку обжалуемыми пунктами протоколов РЭК Хабаровского края утверждены тарифы на тепловую и электрическую энергию для потребителей силовых ведомств, финансируемых из федерального бюджета, то истец не имеет права на предъявление заявленных исковых требований в интересах силовых ведомств. Кроме того, заявитель считает, что тарифы, установленные обжалуемыми протоколами РЭК Хабаровского края в настоящее время утратили силу, в связи с чем утратили силу и сами протоколы.
В отзыве на кассационную жалобу Министерства обороны РФ в лице Комсомольской-на-Амуре квартирно-эксплуатационной части просит решение от 09.12.2002 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Полагает, незаконным установление РЭК Хабаровского края повышенных тарифов для потребителей силовых ведомств, финансируемых из федерального бюджета, имеющих задолженность за потребленную электрическую и тепловую энергию в период с 1999 по 2000 годы.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель РЭК Хабаровского края дал пояснения, соответствующие тексту кассационной жалобы.
Представители Правительства Хабаровского края и ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" выразили согласие с доводами кассационной жалобы и указали, что обжалуемые пункты протоколов РЭК Хабаровского края были приняты в пределах компетенции комиссии и в настоящее время утратили силу, так как действовали в период с 1999 по 2000 годы.
Представитель истца в судебном заседании кассационной инстанции представил доверенность не соответствующую требованиям ГК РФ, в связи с чем ему судом кассационной инстанции отказано в признании полномочий истца в соответствии со ст. 63 АПК РФ.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв до 14.02.2003.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция считает, что решение от 09.12.2002 подлежит частичному изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, оспариваемыми пунктами протоколов N 44 от 27.07.1999, N 46 от 30.10.1999, N 47 от 28.02.2000, N 49 от 01.07.2000, N 50 от 26.09.2000 РЭК Хабаровского края для потребителей силовых ведомств, финансируемых из федерального бюджета, установлены дифференцированные тарифы в зависимости от наличия задолженности указанных потребителей за тепловую и электрическую энергию от двух до трех текущих месячных потреблений, а также свыше трех текущих месячных потреблений. Указанные акты фактически являлись решениями РЭК, оформленными в виде протоколов и приложений к ним.
Министерство обороны РФ в лице Комсомольской-на-Амуре квартирно-эксплуатационной части, полагая, что оспариваемые пункты протоколов РЭК Хабаровского края не соответствуют требованиям действующего законодательства, в том числе: Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 14.04.1995 N 41-ФЗ), Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.1997 N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию", Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.1999 N 1435 "Об утверждении типового положения о региональной энергетической комиссии субъекта Российской Федерации", обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 14.04.1995 N 41-ФЗ одним из принципов государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию является экономическая обоснованность установления тарифов.
Согласно ст. 12 указанного Закона региональные энергетические комиссии наделены полномочиями по установлению экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, а также размера платы за услуги по передаче электроэнергии по сетям. При этом регулирование тарифов региональными энергетическими комиссиями осуществляется на основании положений, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, и исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством РФ.
Пунктом 14 Основных положений ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.1997 N 121, и действующих на момент принятия обжалуемых протоколов РЭК Хабаровского края установлено, что тарифы на электрическую энергию дифференцируются по категориям (группам) потребителей, исходя из требований, предусмотренных данным пунктом. Особенности ценообразования для отдельных групп потребителей, а именно организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, предусмотрены п. 26 Основных положений ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации.
Закон РФ от 14.04.1995 N 41-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 04.02.1997 N 121 не содержат условий, позволяющих дифференцировать тарифы по группам потребителей, исходя из наличия задолженности потребителей за поставленную тепловую и электрическую энергию. Следовательно, судом сделан правильный вывод о том, что обжалуемые пункты протоколов РЭК Хабаровского края, которыми установлены повышенные тарифы для потребителей силовых ведомств, финансируемых за счет средств федерального бюджета, исходя из наличия задолженности за потребленную тепловую и электрическую энергию, не соответствуют требованиям указанных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и нарушают принципы государственного регулирования тарифов.
Кроме того, действующие в настоящее время "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226, также не содержат порядка установления дифференцированных тарифов на электрическую и тепловую энергию по группам потребителей, исходя из наличия задолженности потребителей.
Доводы заявителя жалобы об экономической обоснованности установленных обжалуемыми пунктами протоколов тарифов на тепловую и электрическую энергию не подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствам.
Необоснованны и доводы ответчика о правомерности установления дифференцированных тарифов для потребителей-должников со ссылкой на Положение о применении дифференцированных тарифов на энергию, утвержденное протоколом РЭК от 15.01.1999 N 40/3, поскольку согласно пункту 1 данного протокола указанные в Положении тарифы применяются для расчетов с товаропроизводителями, предприятиями, учреждениями и организациями, финансируемыми из территориальных бюджетов, тогда как истец финансируется за счет средств федерального бюджета.
Несостоятельны и доводы ответчика о том, что срок действия тарифов истек, в связи с чем отсутствуют и основания для удовлетворения требований истца.
Так, из протоколов РЭК Хабаровского края следует, что утратили силу только приложения к протоколам, а не сами протоколы, пункты которых обжаловались истцом в связи с нарушением его прав и интересов.
Вместе с тем, признавая недействующим п. 6.1 протокола РЭК Хабаровского края от 30.10.1999 N 46 суд не учел, что указанным пунктом установлены не только повышенные тарифы, подлежащие применению к потребителю-должнику, но и тарифы, на основании которых с потребителями силовыми ведомствами, финансируемыми из федерального бюджета, осуществлялись ежемесячные расчеты за тепловую и электрическую энергию. Поскольку правомерность установления указанных тарифов по данному делу не оспаривалась, решение в этой части подлежит изменению на основании п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.12.2002 по делу N А73-4889/2002-20 Арбитражного суда Хабаровского края изменить. Признать недействующими абзацы 3 и 4 пункта 6.1 протокола Региональной энергетической комиссии Хабаровского края по государственному регулированию тарифов на электрическую, тепловую энергию и газ.
В остальном решение оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Закон РФ от 14.04.1995 N 41-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 04.02.1997 N 121 не содержат условий, позволяющих дифференцировать тарифы по группам потребителей, исходя из наличия задолженности потребителей за поставленную тепловую и электрическую энергию. Следовательно, судом сделан правильный вывод о том, что обжалуемые пункты протоколов РЭК Хабаровского края, которыми установлены повышенные тарифы для потребителей силовых ведомств, финансируемых за счет средств федерального бюджета, исходя из наличия задолженности за потребленную тепловую и электрическую энергию, не соответствуют требованиям указанных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и нарушают принципы государственного регулирования тарифов.
Кроме того, действующие в настоящее время "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226, также не содержат порядка установления дифференцированных тарифов на электрическую и тепловую энергию по группам потребителей, исходя из наличия задолженности потребителей."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 февраля 2003 г. N Ф03-А73/03-1/87
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании