Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/206
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" - Овчинникова Г.С. - начальник отдела по доверенности N 7/11 от 27.01.2003, от ответчика: Минфина РФ - Петренко В.А., ведущий специалист по доверенности б/н от 10.01.2003, Минфина Хабаровского края - Тимошенко С.Н., консультант юридической службы по доверенности N 19-12/1317 от 12.09.2002, Администрации г. Хабаровска - Трунова Е.А., главный специалист юридического отдела по доверенности 1.33-23 от 04.02.2003, финансового департамента Администрации г. Хабаровска - Трунова Е.А., главный специалист по доверенности N 04-02/2988 от 23.12.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на постановление от 31.10.2002 по делу N А73-4379/2002-33 (АИ-1/752) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Хабаровска и ее финансовому департаменту, Министерству финансов Хабаровского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Хабаровскому краю о взыскании 1262102 руб. 50 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление мотивированного постановления откладывалось до 12.03.2003.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" (далее - ОАО "Хабаровскэнерго") обратилось с иском к Администрации г. Хабаровска и ее финансовому департаменту, Министерству финансов Хабаровского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - Минфин РФ) о взыскании убытков в сумме 1262102 руб. 50 коп. в виде неполученных доходов в связи с предоставлением в 1 квартале 2002 года льгот по оплате электрической энергии гражданам в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.07.2002 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации, так как льготы инвалидам по оплате жилищно-коммунальных услуг установлены федеральным законом, поэтому финансирование должно производиться из федерального бюджета, что соответствует требованиям статьи 72 Конституции Российской Федерации и статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2002 решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение о взыскании спорной суммы неполученных доходов за счет казны Хабаровского края со ссылкой на то, что Законом Хабаровского края от 23.04.1996 N 42 "О краевой целевой программе "Обеспечение жизнедеятельности инвалидов, проживающих в Хабаровском крае" предусмотрено, что за счет средств бюджета края производится предоставление льготной скидки инвалидам по оплате коммунальных платежей. Поэтому недополученные истцом доходы в сумме 1262102,50 руб. подлежат взысканию с субъекта Российской Федерации Хабаровского края за счет средств его казны.
Законность принятого постановления апелляционной инстанции проверяется по жалобе Минфина Хабаровского края, который просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель жалобы указывает на то, что поскольку льгота в размере 50 процентов по оплате коммунальных услуг для инвалидов установлена федеральным законодательством, то именно Российская Федерация должна нести бремя финансирования указанных льгот. Из положений Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" усматривается, что и фактически Российская Федерация взяла на себя расходы по обеспечению реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". То обстоятельство, что предусмотренных в федеральном бюджете средств недостаточно для реализации указанного выше Федерального закона, не может служить основанием для взыскания спорной суммы с субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Минфина Хабаровского края поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Минфин РФ отзыв не представил, но его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонил в полном объеме, считает постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным и просит жалобу оставить без удовлетворения.
Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании просил жалобу оставить без удовлетворения, так как полагает, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями возможно только на основании закона с одновременной передачей материальных и финансовых ресурсов, необходимых для их осуществления. Поскольку Администрации г. Хабаровска и ее финансовому департаменту денежные средства на финансирование предоставляемой инвалидам льготы по оплате электрической энергии в 1 квартале 2002 года в оспариваемой сумме не передавались, то суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований за счет средств муниципального образования.
Истец в отзыве на жалобу и в судебном заседании доводы жалобы отклоняет и считает постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным, и просит оставить его без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления апелляционной инстанции.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Хабаровскэнерго" в 1 квартале 2002 года предоставляло инвалидам льготу по оплате электроэнергии, в результате чего акционерным обществом недополучены доходы в сумме 1262102,50 руб. Размер указанных убытков подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
В связи с невозмещением последним указанной суммы неполученных доходов ОАО "Хабаровскэнерго" обратилось за их взысканием в судебном порядке.
Арбитражным судом апелляционной инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования за счет казны субъекта Российской Федерации, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов с оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.
Во исполнение названного Закона Правительством РФ 27.07.1996 принято Постановление N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", утвердившее Правила предоставления льгот, в пункте 16 которых установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, возмещаются:
по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета;
по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Законом Хабаровского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жизнедеятельности инвалидов, проживающих в Хабаровском крае" от 23.04.1996 N 42 предусмотрено, что за счет средств бюджета края производится предоставление льготной скидки инвалидам по оплате коммунальных услуг.
Кроме этого, в целях реализации положений о реформировании межбюджетных отношений создан Фонд компенсаций, который в 2002 году утвержден в сумме 40757554,5 тыс. руб. (статья 54 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194-ФЗ от 30.12.2001).
В соответствии с Приложением N 13 к указанному Закону в 2002 году Хабаровскому краю предусмотрено выделение из Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона N 181-ФЗ 149855 тыс. руб. Российская Федерация свои обязательства перед Хабаровским краем выполняет.
Согласно акту сверки, из федерального бюджета в первом квартале 2002 года в бюджет края поступили денежные средства в сумме 37464 тыс. руб. для предоставления льгот инвалидам.
Из Закона Хабаровского края от 31.01.2002 N 9 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" усматривается, что субъект не предусмотрел выделение денежных средств из бюджета края на реализацию Федерального закона N 181-ФЗ, чем нарушил как Закон Хабаровского края N 42 от 23.04.1996, так и Постановление Правительства РФ N 901 от 27.07.1996. Поэтому арбитражным судом апелляционной инстанции сделан обоснованным вывод о взыскании неполученных доходов в сумме 1262102,50 руб. с казны Хабаровского края.
Довод заявителя жалобы о том, что финансирование указанных льгот должно производиться только за счет казны Российской Федерации, является ошибочным, так как противоречит законодательству, регулирующему спорные правоотношения сторон.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы Минфина Хабаровского края не имеется.
Правомерен вывод суда и в части отказа во взыскании суммы убытков с муниципального образования, так как последнее в силу статьи 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" несет ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. Материалами дела подтверждается, что Администрация г. Хабаровска и ее финансовый департамент денежными средствами для финансирования указанной льготы инвалидам в оспариваемой сумме обеспечены не были.
Определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.02.2003 N Ф03-А73/03-2/206 было приостановлено исполнение постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 31.10.2002 до окончания производства в кассационной инстанции, поэтому со дня принятия постановления кассационной инстанции по жалобе указанное определение утрачивает силу в соответствии с частью 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 31.10.2002 по делу N А73-4379/2002-33 (АИ-1/752) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из Закона Хабаровского края от 31.01.2002 N 9 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" усматривается, что субъект не предусмотрел выделение денежных средств из бюджета края на реализацию Федерального закона N 181-ФЗ, чем нарушил как Закон Хабаровского края N 42 от 23.04.1996, так и Постановление Правительства РФ N 901 от 27.07.1996. Поэтому арбитражным судом апелляционной инстанции сделан обоснованным вывод о взыскании неполученных доходов в сумме 1262102,50 руб. с казны Хабаровского края.
...
Правомерен вывод суда и в части отказа во взыскании суммы убытков с муниципального образования, так как последнее в силу статьи 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" несет ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. Материалами дела подтверждается, что Администрация г. Хабаровска и ее финансовый департамент денежными средствами для финансирования указанной льготы инвалидам в оспариваемой сумме обеспечены не были."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/206
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании