Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 октября 2002 г. N Ф03-А73/02-2/2179
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: УФК по Хабаровскому краю - Леонтьева Н.Ю., главный специалист юридического отдела по доверенности N 21 от 30.08.2002, от ответчика: ГУ "Управление КДВРУ ФПГ РФ" - Кибирева О.В., юрисконсульт по доверенности N 31/3424 от 25.09.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 05.06.2002, постановление от 15.08.2002 по делу N А73-3293/2002-40 (АИ-1/630) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю к Государственному учреждению "Управление Краснознаменного Дальневосточного регионального управления Федеральной пограничной службы РФ" о взыскании 39668,69 рублей.
Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Государственному учреждению "Управление Краснознаменного Дальневосточного регионального управления Федеральной пограничной службы РФ" (далее - ГУ "Управление КДВРУ ФПС РФ") о взыскании штрафа в сумме 39668,69 руб. за нецелевое использование бюджетных средств.
Решением суда от 05.06.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.08.2002, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что по своей природе данные правоотношения являются административными и, хотя факт нецелевого использования бюджетных средств имел место быть, но УФК по Хабаровскому краю пропущен срок обращения к исполнению требования об уплате штрафа в судебном порядке.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, так как, по мнению заявителя жалобы, суд необоснованно применил к возникшим правоотношениям сторон нормы Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, действовавшего в период совершения и обнаружения допущенного ответчиком правонарушения. В заседании суда названные требования поддержаны в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик и его представитель в заседании суда кассационной инстанции доводы УФК по Хабаровскому краю отклонили, считают оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, указывают на тот факт, что ответственность за данное нарушение отменена.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы истца.
Как видно из материалов дела, УФК по Хабаровскому краю проведена проверка отдельного контрольно-пропускного пункта (ОКПП) Краснознаменного Дальневосточного регионального управления Федеральной пограничной службы РФ по вопросу целевого использования средств, выделенных из федерального бюджета, за период с 01.01.1998 по 31.05.1999.
По результатам проверки составлен акт от 10.07.1999, согласно которому ОКПП начислены штрафные санкции в сумме 39668,69 руб. Письмом N 09-11/3181 от 22.07.1999 ОКПП предложено перечислить в доход федерального бюджета сумму нецелевого использования 60227,96 руб. и штрафные санкции в сумме 39668,69 руб.
14.09.2001 в адрес ответчика направлено предложение N 10-21/5231 о добровольной уплате штрафных санкций в срок до 21.09.2001.
В связи с тем, что в добровольном порядке в установленный срок штраф уплачен не был, УФК по Хабаровскому краю 29.04.2002 обратилось за его взысканием в судебном порядке.
Судом правомерно установлено, что факт нецелевого использования бюджетных средств имел место, что не оспаривается и ответчиком.
Истец обоснованно начислил по акту проверки ОКПП штрафные санкции за правонарушение, совершенное в 1998 году, так как согласно статье 56 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", за нецелевое использование предприятиями и организациями средств федерального бюджета, предоставленных на безвозвратной и возвратной основах, установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере двойной действующей ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.
Вместе с тем, предметом исковых требований является взыскание штрафных санкций. С иском о взыскании штрафа в судебном порядке УФК по Хабаровскому краю обратилось 29.04.2002 в период действия Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", которым не предусмотрено наложение штрафа за нецелевое использование бюджетных средств, предоставленных на безвозвратной и возвратной основах, ответственность установлена только за использование не по целевому назначению бюджетных кредитов (статья 80). Бюджетным кодексом РФ также не предусмотрена ответственность в виде взимания штрафа в размере двойной ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.
Пункт 2 статьи 54 Конституции РФ устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Содержание данной статьи имеет универсальный характер и распространяется на правонарушения, предусмотренные отраслевым законодательством.
При изложенных выше обстоятельствах, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного УФК по Хабаровскому краю иска в полном объеме. Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 05.06.2002, постановление апелляционной инстанции от 15.08.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3293/2002-40 (АИ-1/630) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истец обоснованно начислил по акту проверки ОКПП штрафные санкции за правонарушение, совершенное в 1998 году, так как согласно статье 56 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", за нецелевое использование предприятиями и организациями средств федерального бюджета, предоставленных на безвозвратной и возвратной основах, установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере двойной действующей ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.
Вместе с тем, предметом исковых требований является взыскание штрафных санкций. С иском о взыскании штрафа в судебном порядке УФК по Хабаровскому краю обратилось 29.04.2002 в период действия Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", которым не предусмотрено наложение штрафа за нецелевое использование бюджетных средств, предоставленных на безвозвратной и возвратной основах, ответственность установлена только за использование не по целевому назначению бюджетных кредитов (статья 80). Бюджетным кодексом РФ также не предусмотрена ответственность в виде взимания штрафа в размере двойной ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.
Пункт 2 статьи 54 Конституции РФ устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Содержание данной статьи имеет универсальный характер и распространяется на правонарушения, предусмотренные отраслевым законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 октября 2002 г. N Ф03-А73/02-2/2179
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании