Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 августа 2003 г. N Ф03-А49/03-1/1783
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Камчатской спецморинспекция - Скоробач С.Г. - адвокат по доверенности N 8 от 17.03.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Российской Федерации на постановление от 14.05.2003 по делу N А49-712/01 Арбитражного суда Камчатской области, по иску закрытого акционерного общества "Камчатка Лизинг Флот" к Управлению юстиции Камчатской области, Министерству юстиции РФ, Федеральному экологическому фонду РФ, Межрегиональному филиалу Дальневосточного морского фонда Федерального экологического фонда РФ, Камчатской специализированной инспекции, Управлению Федерального казначейства по Камчатской области, Министерству Финансов РФ, ЗАО ЦПФК "Александрия", Камчатскому филиалу ЗАО ЦПФК "Александрия", ФДЦ (отделение по Камчатской области) о взыскании 5975000 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено до 05.08.2003.
Закрытое акционерное общество "Камчатка Лизинг Флот" (далее по тексту - ЗАО "Камчатка Лизинг Флот") обратилось в арбитражный суд Камчатской области с иском к Управлению юстиции Российской Федерации по Камчатской области, Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральному экологическому фонду Российской Федерации, Межрегиональному филиалу Дальневосточного морского фонда Федерального экологического фонда Российской Федерации, Камчатской специализированной морской инспекции, Управлению федерального казначейства по Камчатской области, Министерству финансов Российской Федерации, Камчатскому филиалу ЗАО "Церковная финансово-промышленная компания "Александрия", ЗАО "Церковная финансово-промышленная компания "Александрия", Отделению Федерального долгового центра по Камчатской области о возврате 5975000 руб., составляющих стоимость судна, перечисленных ЗАО "Камчатка Лизинг Флот" по договору купли-продажи от 27.06.2000, признанного по решению арбитражного суда от 05.02.2001 недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена служба судебных приставов Управления юстиции Российской Федерации по Камчатской области.
Решением от 16.08.2001 исковые требования удовлетворены. В пользу ЗАО "Камчатка Лизинг Флот" с Министерства финансов Российской Федерации взыскано 5003862 руб. 42 коп. и с Министерства юстиции Российской Федерации - 971137 руб. 54 коп. Остальные ответчики от ответственности освобождены. При возмещении вреда судом применена к ответчикам ответственность, предусмотренная статьей 1069 ГК РФ.
Считая данное решение арбитражного суда незаконным, Управление федерального казначейства по Камчатской области обжаловало его в части взыскания 5003862 руб. 42 коп. с Министерства финансов Российской Федерации в апелляционную инстанцию.
В суде апелляционной инстанции к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.05.2003 решение от 16.08.2001 отменено и принято новое решение об удовлетворении исковых требований ЗАО "Камчатка Лизинг Флот": с Министерства юстиции Российской Федерации взыскано 292775 руб. и с Федерального экологического фонда и Министерства природных ресурсов Российской Федерации субсидиарно - 5582224 руб. 54 коп. Остальные ответчики от ответственности освобождены. Указанные суммы, взысканные с ответчиков, суд апелляционной инстанции квалифицировал как неосновательное обогащение, применив правила статей 1102, 1103 ГК РФ.
Не согласившись с принятым постановлением апелляционной инстанции от 14.05.2003, Министерство природных ресурсов Российской Федерации обжаловало его в кассационном порядке.
В кассационной жалобе заявитель просит постановление апелляционной инстанции от 14.05.2003 отменить, оставить в силе решение первой инстанции от 16.08.2001, поскольку судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В обоснование жалобы им приведены доводы о том, что в нарушение статьи 18 АПК РФ судом не соблюден порядок, определяющий замену судьи. Министерство природных ресурсов Российской Федерации указало на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих институт неосновательного обогащения, к спорным правоотношениям.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представитель Камчатской специализированной морской инспекции в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, участия своих представителей в суде кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит постановление апелляционной инстанции от 14.05.2003 подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 16.08.2001 на основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Петропавловск-Камчатского городского суда от 29.12.1999, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского областного суда от 20.01.2000, постановлением президиума Камчатского областного суда от 13.09.2000, к капитану судна МТР "Ясноморский" применены штрафные санкции, а судно подлежало конфискации и передаче Камчатской специализированной морской инспекции для реализации через отделение Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации в установленном порядке.
Службой судебных приставов Управления юстиции РФ по Камчатской области 19.04.2000 возбуждено исполнительное производство, в ходе которого на основании постановления от 06.05.2000 на спорное судно наложен арест.
В процессе реализации данного имущества между ЗАО "Камчатка Лизинг Флот" (покупатель) и Камчатским филиалом ЗАО ЦФПК "Александрия" (продавец) заключен договор купли-продажи судна МТР "Ясноморский" от 27.06.2000, по которому истцом произведена оплата в размере 5975000 руб.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2000 вышеназванные судебные акты суда общей юрисдикции изменены: капитан судна подвергнут штрафу без конфискации судна.
Решением арбитражного суда от 05.02.2001 по делу N А49-1746/00 сделка по договору купли-продажи МТР "Ясноморский" от 27.06.2000 признана ничтожной и стороны приведены в первоначальное положение. Указанным судебным актом подтвержден факт неправомерных действий государственного органа, связанных с конфискацией судна.
Во исполнение указанного решения арбитражного суда ЗАО "Камчатка Лизинг Флот" возвратило судно МТР "Ясноморский" его собственнику ЗАО "Востоктранссервис".
Поскольку денежные средства, перечисленные ЗАО "Камчатка Лизинг Флот" за судно в сумме 5975000 руб., ему не возвращены, указанное общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в сумме 5003862 руб. 42 коп. за счет Министерства финансов Российской Федерации и в сумме 971137 руб. 54 коп. за счет Министерства юстиции Российской Федерации, применил ответственность, предусмотренную статьей 1069 ГК РФ, за вред, причиненный государственными органами.
При этом судом установлено, что денежные средства в сумме 5975000 руб. поступили на счета службы судебных приставов Управления юстиции РФ по Камчатской области. Впоследствии указанная служба судебных приставов произвела перечисление денежных средств в сумме 5302612 руб. 46 коп. на счет Федерального экологического фонда. Денежные средства в сумме 5003862 руб. 42 коп. консолидированы в федеральный бюджет Российской Федерации в соответствии с ФЗ "О бюджете на 2000 год" от 31.12.1999 N 227-ФЗ. Часть денежных средств в сумме 298750 руб. на основании платежного поручения от 16.10.2000 N 292 возвращена в службу судебных приставов Управления юстиции РФ по Камчатской области.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционная инстанция приняла новое решение об удовлетворении исковых требований ЗАО "Камчатка Лизинг Флот" о взыскании 292775 руб. за счет Министерства юстиции Российской Федерации и субсидиарно 5582224 руб. 54 коп. за счет Федерального экологического фонда и Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Указанные суммы, взысканные с ответчиков, суд апелляционной инстанции квалифицировал как неосновательное обогащение, применив правила статей 1102, 1103 ГК РФ.
При этом суд апелляционной инстанции установил, что денежные средства в сумме 292775 руб. переведены на счета службы судебных приставов Управления юстиции РФ по Камчатской области во внебюджетный фонд развития исполнительного производства. Остальная сумма 5682224 руб. 54 коп. поступила в Федеральный экологический фонд.
Между тем, кассационная инстанция считает, что судом апелляционной инстанции при разрешении спора неправильно применены нормы материального права, регулирующие институт неосновательного обогащения, поскольку имело место причинение вреда истцу в виде реального ущерба в связи с неправомерными действиями государственного органа, осуществлявшего реализацию конфискованного судна.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для наступления деликтной ответственности, предусмотренной статьей 1069 ГК РФ, необходимо наличие следующих условий: наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда и причинная связь между этими двумя элементами.
Суд первой инстанции правильно установил наличие всех названных условий, необходимых для возмещения вреда: неправомерность действий государственного органа, связанных с арестом и реализацией спорного судна, наличие убытков в виде реального ущерба в размере стоимости оплаченного истцом судна и причинную связь.
Выводы апелляционной инстанции о взыскании неосновательного обогащения субсидиарно с Федерального экологического фонда и Министерства природных ресурсов Российской Федерации являются неправомерными в виду того, что денежные средства целевого бюджетного фонда, которым является Федеральный экологический фонд, консолидированы в федеральный бюджет на 2000 год. Операции со средствами данного фонда проводятся через органы Федерального казначейства Министерства финансов, что установлено статьей 8 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.1999 N 227-ФЗ.
В этой связи выводы суда первой инстанции о взыскании 5003862 руб. 42 коп. за счет Министерства финансов РФ следует признать правильными.
Выводы суда первой инстанции относительного взыскания 971137 руб. 42 коп. в пользу истца с Министерства юстиции РФ также являются обоснованными, поскольку часть перечисленных денежных средств в Федеральный экологический фонд возвращена в службу судебных приставов Управления юстиции РФ по Камчатской области на основании платежного поручения от 16.10.2000 N 292 в сумме 298750 руб.
При таких обстоятельствах, постановление апелляционной инстанции как основанное на ошибочном применении закона без учета установленных обстоятельств дела подлежит отмене, решение суда первой инстанции оставлению в силе на основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 14.05.2003 по делу N А49-712/01 Арбитражного суда Камчатской области отменить, оставить в силе решение от 16.08.2001 того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 августа 2003 г. N Ф03-А49/03-1/1783
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании