Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 декабря 2003 г. N Ф03-А51/03-1/2944
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: юрисконсульт - Воловик Е.Л. по доверенности б/н от 28.06.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования г. Спасск-Дальний на решение от 14.07.2003 по делу N А51-5507/03/22-151 Арбитражного суда Приморского края, по иску МУП "Муниципальное производственное управление ВКХ" к Администрации муниципального образования г. Спасск-Дальний о взыскании 11159700 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 09 декабря 2003 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Муниципальное производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" (далее МУП "МПУ ВКХ" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Спасск-Дальний о взыскании 11159700 руб., суммы задолженности по бюджетному дотированию разницы в реальной стоимости услуг и административно-установленным уровнем ее оплаты для потребителей за период с апреля 2000 года по октябрь 2001 года.
Определением от 02.06.2003 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле на стороне ответчика привлечено финансовое управление Администрации г. Спасск-Дальний.
До вынесения решения по делу, истец обратился с ходатайством об уточнении исковых требований, уменьшив сумму иска до 10337769 руб. 52 коп. Ходатайство судом удовлетворено.
Решением суда от 14.07.2003 требования истца удовлетворены за счет казны Муниципального образования г. Спасск-Дальний, частично, с учетом уточнения исковых требований, взыскана сумма основного долга - 10337769 руб. 52 коп., в остальной части иска отказано.
Суд пришел к выводу о том, что Администрация МО г. Спасск-Дальний несвоевременно и не в полном объеме осуществляла выплаты дотаций, предусмотренных в расходах муниципального бюджета за предоставленные услуги по водоснабжению и водоотведению.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется в суде кассационной инстанции по кассационной жалобе ответчика, полагающего его отменить, как незаконное, вынесенное с нарушением действующего законодательства и подлежащее отмене.
При этом заявитель ссылается на то, что поскольку Администрация муниципального образования г. Спасск-Дальний не состоит с истцом в договорных отношениях по вопросам бюджетного дотирования разницы в стоимости предоставленных услуг, то в силу ч. 3 ст. 308 ГК РФ, устанавливающей, что обязательство не порождает обязанностей для лиц в нем не участвующих, истец не вправе предъявлять муниципальному образованию претензий по возмещению разницы в стоимости предоставленных населению и оплаченных населением коммунальных услуг за счет казны муниципального образования.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, поддержанные представителем истца в судебном заседании, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта, находя его законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, МУП "МПУ водопроводно-канализационного хозяйства", относящееся к предприятиям дотационной отрасли финансируемых из двух источников: 1. Оплата предоставляемых услуг непосредственно потребителями услуг; 2. Бюджетное дотирование разницы в реальной стоимости услуг и административно установленный уровень ее оплаты исходя из категории потребителей, оказывало услуги по водоснабжению и водоотведению муниципальному жилому фонду г. Спасск-Дальний, что соответствует Уставу предприятия, предусматривающему в качестве источника финансовых средств бюджетные ассигнования. Постановлением Главы муниципального образования г. Спасск-Дальний N 31 от 24.01.2000 и Решением Совета муниципального образования г. Спасск-Дальний N 336 от 25.07.2000 установлено, что население оплачивает услуги по водоснабжению и водоотведению только в размере 30% от фактических затрат.
Основанием для предъявления настоящего иска явилась задолженность по бюджетному дотированию разницы в реальной стоимости услуг и административно установленным уровнем ее оплаты для потребителей.
Согласно ст. 87 Бюджетного кодекса РФ все виды расходов по организации, содержанию и развитию муниципального жилищно-коммунального хозяйства относятся к расходам, финансируемым исключительно из местных бюджетов.
Постановлениями Правительства N 965 от 15 декабря 2000 г. и N 804 от 19 ноября 2001 г. "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000, 2001, 2002 годы, также предусмотрено, что средства на покрытие расходов предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства направляются из бюджета муниципального образования.
Как установлено судом, Администрации г. Спасск-Дальний выделялись в составе трансфертов из бюджета Приморского края дотации на услуги, предоставляемые населению поставщиками водоснабжения и водоотведения (канализации), в части не перекрываемой средствами, поступающими от оплаты населением за эти услуги, что подтверждается годовым отчетом об исполнении муниципального бюджета за 2000 год, а также решением Совета МО г. Спасск-Дальний от 02.07.2002 N 88. Данные расходы предусматривались и в бюджете МО г. Спасск-Дальний.
В нарушение ст. 72 Бюджетного кодекса РФ Администрацией муниципального образования не заключались договора муниципального заказа в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах бюджета, что установлено решением Совета МО г. Спасск-Дальний N 88 от 02.07.2002, а также допускалось расходование средств краевого бюджета на цели, не предусмотренные при их выделении. Однако обязательства ответчика перед истцом возникли в силу закона.
Задолженность подтверждается двухсторонними актами сверок, соответственно от 18.10.2002 и от 01.07.2003.
Давая оценку обстоятельствам спора, представленным по делу доказательствам, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что Администрация муниципального образования г. Спасск-Дальний несвоевременно и не в полном объеме осуществляла выплаты дотаций, предусмотренных в расходах бюджета за предоставленные услуги по водоснабжению и водоотведению.
Оснований для отмены принятого по делу решения суда от 14.07.2003 не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.07.2003 по делу N А51-5507/03/22-151 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 декабря 2003 г. N Ф03-А51/03-1/2944
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании