Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 ноября 2003 г. N Ф03-А59/03-2/2870
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Старк" на решение от 10.06.2003, постановление от 31.07.2003 по делу N А59-1185/03-С13 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению открытого акционерного общества "Старк" к Региональному отделению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в Дальневосточном федеральном округе о признании незаконным постановления о назначении административного наказания.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление изготовлено 21.11.2003.
Открытое акционерное общество "Старк" (далее - ОАО "Старк", акционерное общество) обратилось в арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 02.04.2003 Регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в Дальневосточном федеральном округе (далее - региональное отделение ФКЦБ России).
Решением суда от 10.06.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.07.2003, в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку суд признал правомерным привлечение акционерного общества к ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, выразившегося в несвоевременном представлении ежеквартального отчета эмитента за 4 квартал 2002 года.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе ОАО "Старк", которое просит их отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, так как считает, что региональным отделением ФКЦБ России нарушен порядок и сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьями 4.5, 28.2, 28.8, 29.5 КоАП РФ. Заявитель жалобы также считает, что им нарушен не порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, а срок представления ежеквартального отчета. Часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ не предусматривает ответственность за нарушение срока представления ежеквартального отчета эмитента, поэтому акционерное общество неправомерно привлечено к административной ответственности по указанной норме права.
Региональное отделение ФКЦБ России в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными, а также указывая на то, что ОАО "Старк" впервые представило ежеквартальный отчет только за 4 квартал 2002 г., хотя обязано было представлять такие отчеты, начиная с 1 квартала 2002 г.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене принятых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Из материалов дела установлено, что региональным отделением ФКЦБ России проведена проверка ОАО "Старк" по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в ходе которой установлен факт нарушения акционерным обществом 45-дневного срока для представления ежеквартального отчета эмитента за 4 квартал 2002 года, о чем составлен протокол об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг от 17.03.2003. По результатам рассмотрения протокола региональным отделением ФКЦБ России 02.04.2003 принято постановление о назначении наказания ОАО "Старк" по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг в виде наложения штрафа в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда в сумме 30000 рублей.
Акционерное общество не согласилось с указанным постановлением и оспорило его в судебном порядке.
Арбитражный суд обеих инстанций на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно отказал в признании незаконным и отмене постановления регионального отделения ФКЦБ России, поскольку материалами дела подтверждается факт нарушения акционерным обществом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, выразившегося в нарушении срока представления ежеквартального отчета эмитента за 4 квартал 2002 года.
Статья 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", дающая понятие раскрытия информации, устанавливает, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме:
ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет);
сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).
Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Следовательно, ОАО "Старк" обязано было ежеквартальный отчет за 4 квартал 2002 года представить в региональное отделение ФКЦБ России в срок до 15.02.2003, фактически отчет представлен 11.03.2003, то есть с нарушением установленного срока.
В связи с тем, что в соответствии со статьей 30 вышеназванного Федерального закона раскрытие информации заключается в представлении ежеквартального отчета эмитентом в установленный срок, то нарушение срока представления отчета является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, поэтому ОАО "Старк" правомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, в соответствии с которой нарушение эмитентом, каковым является ОАО "Старк", профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Не может быть принят во внимание довод заявителя жалобы о нарушении региональным отделением ФКЦБ России части 1 статьи 29.5 КоАП РФ, согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, поэтому дело должно быть рассмотрено в г. Южно-Сахалинске, а не в г. Владивостоке по месту нахождения административного органа.
Статья 23.47 КоАП РФ определяет органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.17-15.24 настоящего Кодекса. Таким органом является федеральный орган исполнительной власти, а именно: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, от имени которого вправе рассматривать дела об административных правонарушениях:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, его заместители;
2) руководители региональных отделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг.
Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 N 849 институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации преобразован в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и утвержден Перечень федеральных округов.
На основании статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13.05.2000 N 849 Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг Распоряжением от 21.09.2000 N 804-р утвержден перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность региональные отделения ФКЦБ России.
Региональным отделением ФКЦБ России в Дальневосточном федеральном округе, в состав которого входят Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области и Еврейская автономная область. Корякский и Чукотский автономные округа, является Приморское региональное отделение ФКЦБ России, руководитель которого уполномочен рассматривать административные дела о нарушении законодательства в области рынка ценных бумаг.
В связи с тем, что в г. Южно-Сахалинске отсутствует орган, уполномоченный рассматривать административные дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 15.17-15.24 КоАП РФ, то дело об административном правонарушении, допущенном ОАО "Старк", рассмотрено в г. Владивостоке, по месту нахождения регионального отделения ФКЦБ России. Рассмотрение административного дела не по месту совершения административного правонарушения является нарушением части 1 статьи 29.5 КоАП РФ, но указанное нарушение не относится, в соответствии со статьей 24.5 настоящего Кодекса, к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и не является основанием для признания оспариваемого постановления административного органа незаконным и отмены.
Не может быть принят во внимание и довод заявителя жалобы о малозначительности данного правонарушения, что, согласно статье 2.9 КоАП РФ, является основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку по заявлению регионального отделения ФКЦБ России, ОАО "Старк" неоднократно нарушало законодательство в области рынка ценных бумаг, так как обязанность по представлению ежеквартального отчета эмитента возникла у него с 1 квартала 2002 года. Но эта обязанность им не исполнялась, так как отчеты за 1-3 кварталы 2002 года представлены не были. Первый ежеквартальный отчет представлен только за 4 квартал 2002 года, при этом с нарушением установленного срока для его представления.
Доводы жалобы о нарушении административным органом статей 4.5, 28.2, 28.8 КоАП РФ были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, оценивались при апелляционном рассмотрении, получили правильную и объективную оценку.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы.
В связи с тем, что жалоба ОАО "Старк" оставлена без удовлетворения, подлежит отмене определение от 17.10.2003, которым приостановлено исполнение обжалуемых судебных актов до окончания производства в кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 10.06.2003, постановление апелляционной инстанции от 31.07.2003 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1185/03-С13 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.10.2003 N Ф03-А59/03-2/2870 о приостановлении исполнения вышеуказанных судебных актов отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 ноября 2003 г. N Ф03-А59/03-2/2870
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании