Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 июля 2003 г. N Ф03-А51/03-1/1697
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4168
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Парубченко М.Н. - юрисконсульт по доверенности N 71/151Д от 18.01.2003 от ответчика: администрация Приморского края: Секретарев Р.В. - представитель по доверенности N 11-78/3029 от 17.09.2002; Департамент финансов администрации Приморского края: Секретарев Р.В. - представитель по доверенности N 45/01-06 от 05.08.2002; представители администрации г. Владивостока от третьего лица: Данильченко И.В. - юрист по доверенности N 10/20 от 8.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления Администрации г. Владивостока на решение от 18.02.2003, постановление от 10.04.2003 по делу N А51-13704/02 22-506 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения "Дальэнергосбыт" к администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, администрации г. Владивостока, 3 лицо - Финансовое управление администрации г. Владивостока о взыскании 1997 рублей 60 копеек.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 25.07.2003.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, администрации г. Владивостока о взыскании 1997 рублей 60 копеек, составляющих убытки от неполучения компенсаций за март 2001 года за предоставленные льготы по оплате электроэнергии категории граждан, проживающих по адресу: г. Владивосток, ул. Ивановская, 15, и имеющих право на льготу в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Финансовое управление администрации г. Владивостока.
Решением суда от 18.02.2003, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.04.2003, требования истца удовлетворены за счет администрации г. Владивостока.
Удовлетворяя требования истца за счет администрации г. Владивостока, суд исходил из недоказанности последним недостатка выделенных ему средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" из бюджета Приморского края, а также, распределения их в соответствии с целевым назначением.
Законность и обоснованность принятых по данному делу судебных актов проверяется в суде кассационной инстанции по кассационной жалобе Администрации г. Владивостока, полагающей их отменить, как необоснованные, принятые с нарушением норм материального права, в иске к нему истцу отказать.
При этом заявитель, оспаривая выводы суда, как не соответствующие обстоятельствам дела, полагает, что переданные на его уровень власти государственные полномочия исполнены им в пределах, переданных из вышестоящих бюджетов финансовых средств. Федеральными законами "О ветеранах", Бюджетным кодексом РФ не предусмотрена ответственность муниципального образования за финансирование расходов федерального и субъекта федерации бюджетов, а также обязанность его за счет собственных доходов финансировать расходы, которые финансируются исключительно из вышестоящих бюджетов.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав в заседании представителей сторон, проверив материалы дела, находит принятые по делу судебные акты недостаточно обоснованными, вынесенными по неполно исследованным обстоятельствам дела и с неправильным применением норм материального права к фактическим обстоятельствам дела, а потому, подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрения для доисследования и оценки обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Как установлено из материалов дела, ОАО "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения "Дальэнергосбыт" в марте 2001 года предоставляло льготу по оплате потребленной электроэнергии гражданам - ветеранам, проживающим в г. Владивостоке в доме N 15 по ул. Ивановской и имеющим право на 50% скидку в соответствии с ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995.
В результате предоставления указанной льготы, истец не получил доход в сумме 1997 рублей 60 копеек, некомпенсированный ему государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Суды, давая правильную правовую оценку финансированию передаваемых государственных полномочий на другие уровни власти за счет средств федерального бюджета путем их целевого финансирования в нижестоящие бюджеты согласно статьям 84, 130 Бюджетного кодекса РФ, вместе с тем не дали оценки исполнению Российской Федерацией и ее субъектом - Приморским краем в лице своих органов исполнительной власти обязательств по передаче в бюджет муниципального образования г. Владивостока достаточных средств для исполнения указанного закона в соответствии с требованиями ст. 38 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ".
Согласно п. 2. ст. 49 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Статьей 31 Закона Приморского края от 20.04.2001 N 135-КЗ "О краевом бюджете на 2001 год" предусмотрена передача муниципальным образованиям Приморского края материальных и финансовых средств по выполнению ими государственных полномочий на реализацию ФЗ "О ветеранах" в части оплаты жилья и коммунальных услуг, а также установлено, что финансирование расходов по выполнению муниципальными образованиями Приморского края переданных им отдельных таких полномочий производится в пределах средств субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных образований Приморского края.
В соответствии с Приложением N 7 к указанному Закону, средства субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных образований Приморского края на реализацию государственных полномочий в части компенсации льгот, предоставляемых ветеранам по оплате коммунальных услуг, выделены администрации г. Владивостока в сумме 78839 тысяч рублей.
Вместе с тем, выводы судебных инстанций о том, что городу Владивостоку в 2001 году из бюджета Приморского края выделены достаточные средства на реализацию ФЗ "О ветеранах", а также о том, что ответчик не доказал целевое использование выделенных средств, не соответствуют материалам дела.
Так, согласно информации Финансового управления администрации г. Владивостока от 23.01.2002 на запрос Департамента финансов администрации Приморского края фактически предоставлено льгот по ФЗ "О ветеранах" на 82120,5 тысяч рублей без учета льгот по оплате электроэнергии, в том числе ОАО "Дальэнерго" - 35809751 рубль. Доказательств нецелевого использования городом краевых бюджетных средств в сумме 78839 тысяч рублей последним не представлено.
Поскольку выводы суда о вине ответчика в причинении истцу убытков от неисполнения федерального законодательства по несению расходов от предоставления жилищно-коммунальных льгот ветеранам сделаны при неполном исследовании и оценке обстоятельств финансирования в бюджет муниципального образования достаточных целевых финансовых средств из вышестоящих бюджетов для выполнения переданных на его уровень власти государственных полномочий, решение и постановление подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Суду следует доисследовать и оценить возражение ответчика о размере ущерба по иску, для чего предложить истцу представить первичные расчетные документы.
При новом рассмотрении дела, суду для полного, всестороннего выяснения обстоятельств дела, следует с согласия истца привлечь в качестве ответчика Министерство финансов РФ.
При установлении вины соответствующих органов государственной власти или муниципального образования в причинении истцу ущерба, также следует учесть, что в соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению соответственно за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, при этом, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, которые должны являться ответчиками по делу. Суд, в нарушение указанных норм права, возложил ответственность на ненадлежащего ответчика.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.02.2003 и постановление от 10.04.2003 арбитражного суда Приморского края по делу N А51-13704/02 22-506 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Приложением N 7 к указанному Закону, средства субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных образований Приморского края на реализацию государственных полномочий в части компенсации льгот, предоставляемых ветеранам по оплате коммунальных услуг, выделены администрации г. Владивостока в сумме 78839 тысяч рублей.
Вместе с тем, выводы судебных инстанций о том, что городу Владивостоку в 2001 году из бюджета Приморского края выделены достаточные средства на реализацию ФЗ "О ветеранах", а также о том, что ответчик не доказал целевое использование выделенных средств, не соответствуют материалам дела.
Так, согласно информации Финансового управления администрации г. Владивостока от 23.01.2002 на запрос Департамента финансов администрации Приморского края фактически предоставлено льгот по ФЗ "О ветеранах" на 82120,5 тысяч рублей без учета льгот по оплате электроэнергии, в том числе ОАО "Дальэнерго" - 35809751 рубль. Доказательств нецелевого использования городом краевых бюджетных средств в сумме 78839 тысяч рублей последним не представлено.
...
При установлении вины соответствующих органов государственной власти или муниципального образования в причинении истцу ущерба, также следует учесть, что в соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению соответственно за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, при этом, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, которые должны являться ответчиками по делу. Суд, в нарушение указанных норм права, возложил ответственность на ненадлежащего ответчика."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июля 2003 г. N Ф03-А51/03-1/1697
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании