Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 января 2004 г. N Ф03-А51/03-1/3659
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчиков: от Администрации г. Артема - Ян Е.И., главный специалист по доверенности от 24.07.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Приморскому краю на решение, от 09.09.2003, постановление от 06.11.2003 по делу N А51-8502/02-5-343 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения АЭС Теплосбыта "Дальэнергосбыт" к Администрации г. Артема, Министерству Финансов Российской Федерации, Департамент финансов Администрации Приморского края о взыскании 2924922 руб.
В соответствии со ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ мотивированное постановление кассационной инстанции в полном объеме изготовлено 29.01.2004.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения Теплосбыта "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации г. Артема о взыскании 2924922,10 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением в феврале-июле 2002 года льгот по оплате тепловой энергии гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Определением суда от 03.03.2003 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Департамент финансов Администрации Приморского края и Министерство Финансов Российской Федерации.
Решением суда от 09.09.2003 требования истца удовлетворены путем взыскания убытков с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.11.2003 решение оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Приморского края, как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, в иске к нему истцу отказать.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальэнерго" за счет собственных средств в 2002 году в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов" и во исполнение заключенных с Администрацией города Артема договоров предоставило гражданам, имеющим согласно названным законам право на 50% скидку, льготы по оплате тепловой энергии.
В связи с предоставлением указанных льгот истец не получил доход в сумме 2924922 руб., не возмещенной государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения с настоящим иском.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом за счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ следует читать как "12.01.1995"
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных не ниже 50% услуг имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Источник финансирования данных льгот настоящий закон не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Указанное Постановление также не называет источник финансирования этих льгот.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых, осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 (действующим до 07.07.2003), главы IV.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" следует читать как "24.06.1999"
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, финансирование на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194-ФЗ от 30.12.2001, согласно статей 54-57 которого, данные расходы в составе расходов федерального бюджета на 2002 год не утверждались.
Не предусмотрены они, как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, согласно Приложению N 11 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Наряду с этим, статьей 27 Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 26.11.2002 N 174 в составе расходов бюджета Приморского края за счет собственных средств предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах", в том числе, и в части льгот по оплате коммунальных услуг в сумме 252 т. руб., в том числе, г. Артему 14658 тыс. руб.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" N 174-КЗ следует читать как "26.11.2001"
Согласно Приложению N 5 к Закону Приморского края от 12.08.2003 N 68-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2002 год" указанные средства доведены до муниципального образования в запланированном объеме, вместе с тем не удовлетворили потребность г. Артема по возмещению расходов лицам, предоставившим льготы по жилищно-коммунальным услугам.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг Приморскому краю целевым назначением в 2002 году не передавались, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской федерации в лице Министерства финансов РФ, освободив от ответственности администрацию муниципального образования и Департамент финансов администрации Приморского края.
Судом также правильно решен вопрос о возмещении истцу убытков за счет казны Российской Федерации, возникших в связи с исполнением ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Как установлено судом на основе анализа Законов Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 26.11.2001 N 174-КЗ, "Об исполнении краевого бюджета в 2002 году", а также приложений к ним, финансовые средства, поступившие субъекту из Фонда компенсаций федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в размере 160752 тыс. руб., направлены на исполнение названного Закона.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ указанных средств Министерство финансов РФ не представило.
Поскольку органами государственной власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ гражданская правоспособность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы, в соответствии с компетенцией последних.
Как разъяснено в п. 12 Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 в случае предъявления истцом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиками по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Указанное не противоречит статье 10 Бюджетного кодекса РФ, а также Положению о Министерстве финансов РФ, согласно которому Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
В связи с чем доводы Минфина РФ о необоснованном возложении на него ответственности несостоятельны.
Также судом кассационной инстанции не могут быть приняты доводы заявителя жалобы о неправомерном включении истцом в сумму иска налога на добавленную стоимость. Суд при рассмотрении дела не установил, что НДС включен в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм. Доказательства подтверждения названных доводов истца в материалах дела отсутствуют.
Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для их отмены, либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.09.2003, постановление от 06.11.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-8502/02 5-343 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 января 2004 г. N Ф03-А51/03-1/3659
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании