Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-2/147
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Управления Судебного департамента в Хабаровском крае - Бочкарева О.П., заместитель начальника финансово-экспертного отдела по доверенности от 02.06.2003 N 2150, Бандурко Г.Е., начальник общего отдела по доверенности от 14.01.2004 N 212, от ИМНС РФ по Центральному району города Хабаровска - Малявцева С.Ю., старший госналогинспектор по доверенности от 02.03.2004 N 10-08/4124, Оксюта О.В., главный госналогинспектор, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Хабаровска на решение от 03.09.2003, постановление от 12.11.2003 по делу N А73-6635/2003-11 (АИ-1/1177) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Хабаровском крае к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Хабаровска, Отделу Пенсионного фонда РФ по Центральному округу города Хабаровска о признании недействительным частично решения N 869 от 30.05.2003, встречный иск ИМНС РФ по Центральному району города Хабаровска к Управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Хабаровском крае о взыскании 736712 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 10.03.2004.
Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Хабаровском крае обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным пунктов 1.1, 1.2 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Хабаровска N 869 от 30.05.2003.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Хабаровска подала встречное заявление о взыскании с Управления Судебного департамента штрафных санкций в сумме 736712 руб.
Определением суда от 21.08.2003 в качестве соответчика по делу к участию в деле привлечен Отдел Пенсионного фонда РФ по Центральному району города Хабаровска.
Решением суда от 03.09.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.11.2003, заявленные требования о признании частично недействительным решения налогового органа удовлетворены, во взыскании штрафных санкций отказано.
Суд установил, что выплаты мировым судьям не облагаются единым социальным налогом, так как требования законодательства в части материального и социального обеспечения, установленные для судей федеральных судов, распространяются и на мировых судей.
Не согласившись с выводами суда, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, считая их незаконными.
Инспекция по налогам и сборам полагает, что поскольку мировые судьи не входят в общую систему федеральных судов, а являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ, Управление судебного департамента при Верховном Суде РФ, производящее выплаты мировым судьям, является плательщиком единого социального налога и должно исчислять и перечислять указанный налог в бюджет.
Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Хабаровском крае в отзыве на кассационную жалобу указывает на законность судебных актов.
Исследовав материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, проверив законность и правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Хабаровска проведена выездная налоговая проверка Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ по Хабаровскому краю (далее - Управление Судебного департамента) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов во внебюджетные социальные фонды за период с 01.01.2000 по 31.12.2000, единого социального налога за период с 01.01.2001 по 30.09.2002, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 30.09.2002, на основании которой составлен акт от 28.04.2002 N 08-14/364 и принято решение от 30.05.2003 N 869 о привлечении Управления Судебного департамента к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа на сумму 736712 руб., доначислен единый социальный налог в сумме 2342891 руб. и пени по страховым взносам в государственный Фонд занятости населения в сумме 41 руб., по страховым взносам в Фонд социального страхования в сумме 4524 руб., по единому социальному налогу в части Федерального бюджета - 381596 руб., по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 85625 руб., по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 7433 руб.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы в совокупности с нормативными актами, подлежащими применению при рассмотрении дела, суды обеих инстанций правомерно признали, что мировые судьи не являются плательщиком единого социального налога, равно как и плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 4 Федерального Конституционного закона "О судебной системе РФ" от 31.12.1996 N 1-ФКЗ в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Федеральным законом N 188-ФЗ от 17.12.1998 "О мировых судьях в Российской Федерации", предусмотрено, что мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую систему РФ.
На мировых судей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом РФ "О статусе судей в РФ" и иными федеральными законами.
Пункт 3 статьи 245 НК РФ предусматривает, что федеральные суды не включают в налоговую базу для исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания.
Статьей 26 ФЗ от 27.12.2002 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и статьей 33 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что в 2001-2002 годах федеральные суды освобождаются от уплаты единого социального налога с денежного содержания на судей, имеющих специальные звания в части, исчисляемой и уплачиваемой в Пенсионный Фонд РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" N 150-ФЗ следует читать как "27.12.2000"
Учитывая, что мировые судьи входят в единую судебную систему Российской Федерации, выплаты мировым судьям также не подлежат обложению единым социальным налогом, а также страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция оснований для отмены судебных актов не установила.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.09.2003, постановление апелляционной инстанции от 12.11.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6635/2003-11 (АИ-1/1177) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 245 НК РФ федеральные суды не включают в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания судей.
Налоговая инспекция привлекла к ответственности управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте РФ в связи с неуплатой единого социального налога с выплат, произведенных мировым судьям. Также доначислены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Не согласившись с таким решением, управление обжаловало его в суд. Налоговым органом подано встречное заявление о взыскании санкции.
Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию управления. На принятые судебные акты налоговой инспекцией подана кассационная жалоба.
При рассмотрении настоящего дела федеральный арбитражный суд исходил из того, что согласно ст.1 Федерального закона от 17.12.1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в РФ" мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ.
Кроме того, в силу ст.26 Федерального закона от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и ст.33 Федерального закона от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" в 2001-2002 годах федеральные суды были освобождены от уплаты единого социального налога с денежного содержания на судей в части, исчисляемой и уплачиваемой в Пенсионный фонд РФ.
Таким образом, денежные выплаты мировым судьям не облагаются ни единым социальным налогом, ни страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Основываясь на изложенном, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налоговой инспекции и оставил без изменения решение первой и постановление апелляционной инстанций.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-2/147
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании