Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-2/257
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от УМНС РФ по Хабаровскому краю: Д.Р. Гайнатулин, старший госналогинспектор по доверенности N 06-01 от 05.01.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Л.О. на решение от 20.11.2003 по делу N А73-9131/2003-13 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению предпринимателя Л.О. к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Советско Гаванскому и Ванинскому районам, Управлению инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю о признании недействительными решений от 19.06.2003 N 05-09/503-667, от 04.09.2003 N 06-15/114-674/166.
Изготовление постановления в полном объеме откладывалось по правилам статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель Л.О., (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Советская Гавань и Советско Гаванскому району (на момент обращения в арбитражный суд - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Советско Гаванскому и Ванинскому районам, далее - инспекция по налогам и сборам) от 19.06.2003 N 05-09/503-667 и решения Управления инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю (далее - управление по налогам и сборам) от 04.09.2003 N 06-15/114-674/166, вынесенному по результатам рассмотрения жалобы предпринимателя.
Решением суда от 20.11.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что предпринимателем не доказано перечисление части своих доходов на благотворительные цели в виде денежной помощи физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, в связи с чем социальный налоговый вычет налогоплательщику предоставлен быть не может.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, предприниматель подал кассационную жалобу, в которой указывает на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, в связи с чем полагает необходимым отменить судебное решение. Заявитель жалобы считает, что его требования основаны на нормах налогового законодательства, регулирующих вопросы получения налоговых вычетов, а оплата детских путевок в летний детский спортивный международный лагерь относится к расходам, предоставляющим право на налоговый вычет.
Налоговые органы отзыв на кассационную жалобу не представили, представитель управления по налогам и сборам в судебном заседании возражает против отмены судебного решения, поскольку оно принято с правильным применением норм налогового законодательства.
Заявитель кассационной жалобы и инспекция по налогам и сборам, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав мнение представителя управления по налогам и сборам, проверив законность состоявшегося по делу судебного акта, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная проверка поданной предпринимателем налоговой декларации по налогу на доходы за 2002 год, в которой заявлен социальный налоговый вычет, в том числе в сумме 27000 руб. - благотворительная помощь на проведение летнего детского спортивного международного лагеря по Киокушинкай каратэ-до. По результатом проверки инспекцией по налогам и сборам 19.06.2003 вынесено решение N 05-09/503-667 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и в предоставлении предусмотренного статьей 219 Налогового кодекса РФ социального налогового вычета на указанную сумму, начисленный налог на доходы предпринимателю предложен к уплате в сумме 43346 руб.
Данное решение оспорено в вышестоящий налоговый орган - управление по налогам и сборам, оставившим решением от 04.09.2003 N 06-15/114-674/166 жалобу предпринимателя без удовлетворения.
Не согласившись с ненормативными актами налоговых органов, предприниматель оспорил их в арбитражный суд.
Решением суда от 20.11.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что получатель платежа ООО "Детский оздоровительный лагерь "КОЛОСОК" является коммерческим предприятием, учрежденным физическими лицами, что не позволяет сделать вывод о взаимодействии лагеря с региональной общественной организацией "Центр содействия развитию детского спорта Киокушинкай каратэ-до", а также направленности его деятельности на развитие детского спорта.
С таким выводом суда нельзя согласиться, поскольку он не основан на нормах статьи 219 Налогового кодекса РФ, а доводы заявителя жалобы следует признать обоснованными.
В соответствии с указанной налоговой правовой нормой налогоплательщики имеют право на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисляемых на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
Обстоятельства дела, установленные судом, свидетельствуют о том, что основанием для отказа в получении предпринимателем социального налогового вычета инспекция по налогам и сборам в своем решении указала, и с этим согласился вышестоящий налоговый орган, что перечисление денежных средств имело место не на счета организаций науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а физкультурно-спортивной организации.
Исходя из буквального толкования вышеприведенной нормы налогового законодательства следует, что обязательным условием для получения социального налогового вычета для налогоплательщика, перечислившего денежную помощь на благотворительные цели, является перечисление таких средств поименованным в этой налоговой норме организациям, финансируемым частично или полностью из средств соответствующих бюджетов, что не относится к перечислению денежной помощи физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд. Указание на финансирование из средств соответствующих бюджетов физкультурно-спортивных организаций, образовательных и дошкольных учреждений на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд в качестве обязательного условия для признания за налогоплательщиком права на социальный налоговый вычет в рассматриваемой норме права не содержится.
Изложенное означает, что налоговый орган неправомерно отказал предпринимателю в получении социального налогового вычета в сумме 27000 руб. по основанию частичного или полного нефинансирования из средств соответствующих бюджетов детского оздоровительного лагеря "Колосок", явившегося получателем суммы для организации и проведения летнего детского спортивного международного лагеря по Киокушинкай каратэ-до, и перечисленной предпринимателем согласно платежному поручению от 24.06.2002.
Иные основания налоговым органом при отказе в получении предпринимателем социального налогового вычета в решении от 19.06.2003 не указывались, поэтому арбитражный суд при рассмотрении спора неправомерно сделал вывод в отношении обстоятельств, не установленных инспекцией по налогам и сборам при камеральной проверке поданной предпринимателем налоговой декларации по налогу на доходы за 2002 год.
Принимая во внимание, что судом допущена ошибка в применении норм материального права, а решения налоговых органов не соответствуют подпункту 1 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ, требования предпринимателя о признании недействительными решения от 19.06.2003 N 05-09/503-667 и решения по результатам рассмотрения жалобы, от 04.09.2003 N 06-15/114-674/166 следует удовлетворить. Поэтому обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Расходы по кассационной жалобе за рассмотрение дела в арбитражном суде в сумме 30 руб. возвратить предпринимателю из федерального бюджета. Справку на возврат государственной пошлины выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Руководствуясь статьями 286-289, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.11.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-9131/2003-13 отменить.
Признать недействительными решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Советская Гавань и Советско-Гаванскому району от 19.06.2003 N 05-09/503-667 об отказе в привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решение Управления инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю от 04.09.2003 N 06-15/114-674/166 по результатам рассмотрения жалобы как несоответствующие статье 219 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расходы по государственной пошлине в сумме 30 руб. возвратить предпринимателю Л.О. из федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ закрепляет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям образования, здравоохранения, социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд.
В данном случае предприниматель воспользовался социальным налоговым вычетом в части средств, перечисленных им физкультурно-спортивной организации в счет оплаты детских путевок в летний детский лагерь.
Налоговая инспекция, исходя из того, что получатель средств - физкультурно-спортивная организация - не является организацией, финансируемой из бюджета, посчитала применение вычета необоснованным.
Не согласившись с таким выводом, предприниматель обратился в арбитражный суд, который отклонил заявленные требования.
Рассматривая настоящее дело в связи с кассационной жалобой предпринимателя, федеральный арбитражный суд исходил из того, что подп.1 п.1 ст.219 НК РФ право на вычет предоставляет в части денежной помощи как организациям образования, здравоохранения, социального обеспечения, финансируемым из бюджета, так и физкультурно-спортивным организациям.
Причем из анализа данной нормы не следует, что требование о бюджетном финансировании распространяется также на физкультурно-спортивные организации.
Таким образом, отказ в применении вычета в связи с тем, что физкультурно-спортивная организация, которой были перечислены денежные средства, не финансируется из бюджета, не основан на законе.
Руководствуясь изложенным, федеральный арбитражный суд отменил решение суда первой инстанции и признал недействительным решение налогового органа.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-2/257
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании