Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1131
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 04.12.2003, постановление от 27.01.2004 по делу N А51-7108/03 7-236 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения "Дальэнергосбыт" к администрации МО Надеждинский район, Финансовому управлению администрации МО Надеждинский район, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ, о взыскании 620071 рубля 20 копеек.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 18.05.2004.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации МО Надеждинский район, Финансовому управлению администрации МО Надеждинский район, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 620071 рубля 20 копеек, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии гражданам, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", за период с 01.09.2001 по 31.12.2002.
В процессе рассмотрения спора к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление социальной защиты населения администрации МО Надеждинский район, ООО "Программа учета".
Решением суда от 04.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2004, требования истца удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В иске к администрации МО Надеждинский район, Финансовому управлению администрации МО Надеждинский район, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края отказано.
Удовлетворяя требования истца за счет федерального бюджета, суд исходил из неисполнения Российской Федерацией своих обязательств, установленных ФЗ "О ветеранах", Бюджетным законодательством по финансированию в бюджет субъекта федерации достаточных средств на реализацию льгот по этому закону.
При этом, судом также установлено, что субъект федерации Приморский край предусмотрел в составе расходов краевого бюджета за счет собственных доходов средства на реализацию ФЗ "О ветеранах", в том числе на оплату льгот по ЖКХ в пределах своих финансовых возможностей, которые ему также не компенсированы, как дополнительные расходы бюджета, вызванные реализацией решений федеральных органов власти, подлежащих финансированию из федерального бюджета.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит их отменить, в иске к РФ истцу отказать.
При этом, заявитель оспаривает выводы суда о вине Российской Федерации в неисполнении бюджетных обязательств ссылаясь на п. 2 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей последующее возмещение субъекту федерации фактически понесенных расходов на реализацию указанных льгот из федерального бюджета.
Кроме того, как полагает заявитель, расходы бюджета субъекта федерации на реализацию ФЗ "О ветеранах" компенсированы в 2001 г. в виде дотаций на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, утвержденных Приморскому краю в сумме 76241,0 тыс. руб. согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г" N 150-ФЗ от 27.12.2000 и которые согласно ст. 27 Закона Приморского края от 20.04.2001 N 135-КЗ "О краевом бюджете на 2001 г" направлены на реализацию ФЗ "О ветеранах".
Заявитель также ссылается на необоснованное включение истцом в расчет убытков сумм НДС, начисленных на стоимость услуг, поскольку в силу ст. 143 НК РФ бюджеты различных уровней не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, находя их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ОАО "Дальэнерго" и администрацией МО Надеждинский район на период 2001-2002 г.г. действовали договоры от 01.04.2001 и 03.01.2002 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии гражданам, на которых распространяется льгота, предусмотренная ФЗ "О ветеранах", по условиям которых администрация МО обязалась компенсировать расходы истца, связанные с предоставлением указанных льгот в размере, указанном в отчете о фактическом потреблении энергии льготной категорией граждан и в пределах выделенных из бюджета края средств.
ОАО "Дальэнерго", осуществляя энергоснабжение, в период 01.09.2001 по 31.12.2002 за счет собственных средств предоставляло в соответствии с ФЗ "О ветеранах" льготу в виде 50-ти процентной скидки по оплате электроэнергии жителям муниципального образования Надеждинский район, попадающим под действие вышеуказанного закона, в результате чего понесло расходы, которые администрацией МО не компенсированы.
Вывод судебных инстанций о том, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то средства на реализацию этих законов должны быть переданы из федерального бюджета в нижестоящие бюджеты соответствует ст. 72, 76 Конституции РФ, ст. 6 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ, предусматривающих разделение полномочий РФ и субъекта РФ по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.
Судом правильно установлены и оценены обстоятельства невыделения из федерального бюджета в бюджет Приморского края в соответствии с требованиями п. 4 ст. 130, 133 БК РФ целевых средств в виде субсидий, субвенций в 2001-2002 г.г. на реализацию ФЗ "О ветеранах" в виду их неутверждения в федеральном бюджете соответствующими законами о федеральном бюджете.
Поэтому доводы заявителя об установленном порядке последующего возмещения фактически понесенных затрат на реализацию ФЗ "О ветеранах" бюджету субъекта из федерального бюджета, не соответствует указанному выше законодательству.
Как правильно установлено судом, переданных в порядке межбюджетных отношений федерального бюджета с бюджетом субъекта РФ средств на эти цели в соответствии с требованиями п. 2 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", в том числе из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, а также дотации, выделенные на возмещение потерь в связи с изменениями федерального фонда компенсаций, в бюджет Приморского края, которые Законами о краевом бюджете на 2001 и 2002 г. соответственно полностью распределены в доход бюджетов муниципальных образований, в том числе МО Надеждинский район на 2001 г. - 2206000 руб., на 2002 г. - 2916000 руб. на оплату льготы ЖКХ, оказалось недостаточно для покрытия потребностей муниципального образования.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерном включении в сумму исковых требований НДС коллегия признает необоснованными, поскольку как следует из ФЗ "О налоге на добавленную стоимость" физические лица не являются плательщиками НДС при платежах за отпущенную тепловую энергию. В соответствии со ст. 169 Налогового кодекса РФ сумма налога, предъявленного к уплате, указывается в счетах-фактурах отдельной строкой. Между тем, заявитель не представил доказательств включения НДС в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм.
При таких обстоятельствах, коллегия считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, а доводы заявителя не обоснованы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 04.12.2003, постановление от 27.01.2004 по делу N А51-7108/03 7-236 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1131
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании