Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 мая 2004 г. N Ф03-А16/04-2/1114
(извлечение)
См. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 декабря 2004 г. N Ф03-А16/04-2/3307
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя - МУП "В" МО "ГБ" - Куров В.В., юрисконсульт по доверенности N 1 от 05.01.2004; Сергеев Г.С., юрисконсульт по доверенности N 2 от 05.01.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "В" муниципального образования "ГБ" на решение от 24.11.2003, постановление от 21.01.2004 по делу N А16-1264/03-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по заявлению Муниципального унитарного предприятия "В" муниципального образования "ГБ" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану, о признании недействительными решений N 248 от 24.06.2003 и N 12 от 28.07.2003, по встречному заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану к Муниципальному унитарному предприятию "В" муниципального образования "ГБ", о взыскании 17642 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление мотивированного постановления откладывалось до 28.05.2004.
Муниципальное унитарное предприятие "В" муниципального образования "ГБ" (далее - предприятие "В") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Еврейской автономной области о признании недействительными решений от 24.06.2003 N 248 и от 28.07.2003 N 12 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган).
Инспекция по налогам и сборам обратилась со встречным заявлением о взыскании с предприятия "В" штрафных санкций в сумме 17642 руб., которое принято арбитражным судом для рассмотрения совместно с первоначальным заявлением.
Решением суда от 24.11.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что предприятие "В" неправомерно в марте 2003 года применяло ставку при исчислении платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, в размере 60 руб. за одну тысячу кубических метров воды, поскольку указанная ставка, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (далее - Закон N 71-ФЗ), действовала до 01.01.2003.
Законом Еврейской автономной области от 29.01.2003 N 126-ОЗ "О внесении изменений в Закон Еврейской автономной области "О ставках и порядке использования платы за пользование водными объектами области" изменен размер ставки по указанному виду водопользования, и с 01.01.2003 он составляет 187 руб. за 1 тыс. куб.м воды.
Поэтому налоговым органом правомерно решением N 248 от 24.06.2003 предприятие "В" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) за неполную уплату платы за пользование водными объектами в виде взыскания штрафа в сумме 17642 руб. и доначислены плата в сумме 88212 руб. и пени - 1109 руб.
В связи с тем, что предприятие "В" требование налогового органа от 24.06.2003 N 178 об уплате вышеназванных сумм в срок до 02.07.2003 в добровольном порядке не исполнило, то инспекция по налогам и сборам на основании статьи 46 НК РФ 28.07.2003 приняла решение N 12 об их взыскании за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
С учетом изложенного, у арбитражного суда отсутствуют правовые основания для признания оспариваемых решений недействительными.
Встречное заявление налогового органа о взыскании штрафных санкций в сумме 17642 руб. удовлетворено в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.01.2004 решение суда первой инстанции изменено. Оспариваемые решения налогового органа признаны недействительными в части взыскания штрафа в сумме 17642 руб. со ссылкой на то, что Закон N 71-ФЗ не определяет плату за пользование водными объектами ни как налог, ни как сбор, следовательно, данный платеж таковым не является, и инспекцией по налогам и сборам неправомерно принято решение о взыскании штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, так как спорные правоотношения Налоговым кодексом РФ не регулируются. В удовлетворении встречного заявления налогового органа отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе предприятия "В", которое просит их отменить в части отказа в удовлетворении 4заявленных требований по плате за пользование водными объектами и пени, сославшись на нарушение судом норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении требований предприятия "В" в полном объеме. В частности, заявитель жалобы указывает на то, что судом неправильно определена дата вступления в силу Закона Еврейской автономной области от 29.01.2003 N 126-ОЗ, который, по его мнению, вступил в силу с 01.04.2003 и поэтому предприятие "В" в 1 квартале 2003 года правомерно применяло ставку платы в размере 60, а не 187 руб. за 1 тыс. куб. м воды.
Кроме этого, заявитель жалобы указывает на то, что поскольку плата за пользование водными объектами не является ни налогом, ни сбором, то за ее несвоевременную уплату нельзя взыскать пени на основании статьи 75 НК РФ, в соответствии с которой пеня взыскивается за нарушение сроков уплаты налогов и сборов.
В судебном заседании представители предприятия "В" поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Инспекция по налогам и сборам отзыв на жалобу не представила и участия в судебном заседании не принимала, хотя надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителей предприятия "В", суд кассационной инстанции считает, что принятые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговым органом по результатам камеральной проверки налоговой декларации по плате за пользование водными объектами за март 2003 года, представленной предприятием "В", 24.06.2003 принято решение N 248 о привлечении последнего к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 17642 руб. за неполную уплату данного платежа в результате применения ставки для его исчисления в размере не 187 руб., а 60 руб. за 1 тыс. куб. м воды.
Одновременно предприятию предложено уплатить плату за пользование водными объектами в сумме 88212 руб. и пени в сумме 1109 руб.
Требование налогового органа N 178 от 24.06.2003 о добровольной уплате указанных сумм в срок до 02.07.2003 налогоплательщиком не исполнено, поэтому налоговым органом, в соответствии с требованиями статьи 46 НК РФ, 28.07.2003 принято решение N 12 об их взыскании за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках.
Предприятие "В" не согласилось с принятыми решениями и оспорило их в судебном порядке.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, неправильно применил нормы материального права, указав на то, что ставка платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, в размере 187 руб. за одну тысячу кубических метров воды действует с 01.01.2003. Кроме этого, является ошибочным и вывод апелляционной инстанции о том, что указанный платеж не является налогом или сбором, поскольку не определен таковым в Законе N 71-ФЗ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-О, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными данным Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные данным Кодексом либо установленные в ином порядке, чем определено данным Кодексом (пункт 5 статьи 3). В силу этого любой платеж независимо от его названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога и сбора, предусмотренных законом.
Плата за пользование водными объектами введена Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ, которым определены плательщики, объект платы, платежная база, ставки платы, льготы по плате, определение суммы платы, порядок и сроки уплаты, то есть в данном Законе прямо перечислены существенные элементы налогового обязательства. Следовательно, плата за пользование водными объектами является налогом, установленным Законом, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 8 Налогового кодекса РФ.
Кроме этого, данная плата как федеральный налог определена в подпункте "ф" пункта 1 статьи 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который действует до введения в действие статей 13, 14 и 15 НК РФ.
Вывод суда обеих инстанций, что с 01.01.2003 ставка платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, установлена 187 руб. за одну тысячу куб. м воды, забранной из водного объекта, противоречит статье 4 Закона N 71-ФЗ, Закону Еврейской автономной области от 29.01.2003 N 126-ФЗ и пункту 1 статьи 5 НК РФ.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 4 Закона N 71-ФЗ минимальные и максимальные ставки за пользование водными объектами устанавливаются Правительством Российской Федерации, ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Законом Еврейской автономной области от 26.12.2001 N 15-ОЗ, вступившим в силу с 01.04.2002, ставка платы для организаций и предпринимателей, забирающих воду из подземных источников для водоснабжения населения, установлена 60 руб. за 1 тыс. куб. м воды. Размер данной ставки с 60 руб. на 187 руб. изменен Законом Еврейской автономной области от 29.01.2003 N 126-ОЗ, который вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по плате за пользование водными объектами, кроме пункта 2 статьи 1
Пункт 2 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2003 года.
Данный Закон официально опубликован 13.02.2003, следовательно, он вступил в силу с 01.04.2003, и с этого момента действует спорная ставка платы в размере 187 руб.
Указание суда, что изменения, внесенные Законом Еврейской автономной области от 29.01.2003 N 126-ОЗ, действуют с 01.01.2003, является ошибочным и противоречит статье 2 данного Закона, так как с 01.01.2003 вступают в силу изменения, внесенные в примечание раздела 1 Закона Еврейской автономной области от 26.12.2001 N 15-ОЗ.
Из изложенного следует, что в период с 01.01.2003 по 31.03.2003 предприятие "В" правомерно применяло ставку в размере 60 руб. за 1 тыс. куб. м воды, и у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия решения N 248 от 24.06.2003 о доначислении за март 2003 года платы в размере 88212 руб., пени - 1109 руб. и взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 17642 руб. и взыскании указанных сумм за счет денежных средств налогоплательщика (Решение N 12 от 28.07.2003).
Поскольку оспариваемые решения налогового органа приняты с нарушением норм Налогового кодекса РФ и Федерального закона N 71-ФЗ и нарушают права и законные интересы предприятия "В", их следует признать недействительными.
Предприятию "В" подлежит возврату госпошлина в сумме 1000 руб., уплаченная при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.11.2003, постановление апелляционной инстанции от 21.01.2004 Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу N А16-1264/2003-3 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану N 248 от 24.06.2003 и N 12 от 28.07.2003 признать недействительными, как не соответствующие Налоговому кодексу РФ и Федеральному закону от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".
В удовлетворении встречного требования налогового органа о взыскании с предприятия "В" штрафных санкций в сумме 17642 руб. отказать.
Возвратить Муниципальному унитарному предприятию "В" муниципального образования "ГБ" из бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Еврейской автономной области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании пункта 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет за собой взыскание штрафа.
Предприятие привлечено к ответственности по указанной статье в связи с неполной уплатой платы за пользование водными объектами. Не согласившись с решением налогового органа, предприятие обжаловало его в суд. Налоговой инспекцией заявлены встречные требования.
Суд первой инстанции поддержал позицию налоговой инспекции. Апелляционная инстанция решение суда изменила, посчитав, что спорный платеж налогом не является, в то же время по ст. 122 НК РФ наказуема только неуплата налога.
Рассматривая дело в связи с кассационной жалобой предприятия, федеральный арбитражный суд исходил из того, что согласно п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
Спорный платеж введен Федеральным законом от 06.05.1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами". Согласно подп. "ф" п. 1 ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в РФ" данный платеж отнесен к федеральным налогам.
Следовательно, плата за пользование водными объектами является налогом в смысле ст. 8 НК РФ, в связи с чем взыскание штрафа за ее неуплату по ст. 122 НК РФ правомерно. Также в обоснование своей позиции кассационная инстанция сослалась на Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 г. N 284-О.
В то же время налоговая инспекция доначислила спорный платеж, неправильно применив ставку.
Исходя из изложенного, федеральный арбитражный суд отменил принятые по делу судебные акты (решение, постановление апелляционной инстанции) и удовлетворил требования предприятия.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 мая 2004 г. N Ф03-А16/04-2/1114
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании