Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-2/1003
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "С" на решение от 18.11.2003, постановление от 16.01.2004 по делу N А51-8953/2003 8-238 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "С" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Владивостока о признании недействительными решения N 255 от 10.06.2003, требования N 736/152 от 10.06.2003.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление в полном объеме изготовлено 24.05.2004.
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Владивостока (далее - инспекция по налогам и сборам; налоговый орган) N 255 от 10.06.2003 и требования N 736/152 от 10.06.2003 об уплате налога.
Решением суда от 18.11.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.01.2004, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву того, что Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) не содержит специальной нормы, устанавливающей льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для организаций, производящих выплаты работникам-инвалидам, а действие статьи 239 Налогового кодекса РФ не распространяется на правоотношения, регулирующие уплату указанных взносов.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "С" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и удовлетворить заявленные требования. При этом заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих спорные отношения. Общество указывает на правомерность своих действий по исчислению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку, в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 167-ФЗ, база по страховым пенсионным взносам должна исчисляться также как и налоговая база по единому социальному налогу, согласно главе 24 НК РФ, следовательно, привлечение к налоговой ответственности неправомерно.
Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу отклоняет доводы и требования ООО "С" и считает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, поэтому отмене не подлежат.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых ими судебных актов по нижеследующему.
Как видно из материалов дела, 10.06.2003 инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная проверка ООО "С" по вопросу соблюдения налогового законодательства по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.04.2002 по 31.12.2002. По результатам проверки налоговым органом принято решение N 255 от 10.06.2003 о привлечении общества к ответственности по пункту 2 статьи 27 Федерального закона N 167-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 1209,60 руб. Кроме того, данным решением предложено уплатить неуплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2002 год в сумме 6048 руб., о чем обществу направлено требование N 736/152.
Не согласившись с решением и требованием инспекции по налогам и сборам, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Судебные инстанции, правильно установив обстоятельства дела, пришли к обоснованному выводу о том, что действие статьи 239 Налогового кодекса РФ, устанавливающей налоговые льготы по единому социальному налогу, не распространяется на правоотношения, связанные с уплатой взносов на обязательное пенсионное страхование.
Из материалов налоговой проверки следует, что общество не исчислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 01.04.2002 по 31.12.2002 с сумм выплат в пользу работников-инвалидов. Указанное нарушение повлекло неуплату страховых взносов в размере 6048 руб.
Согласно статье 3 Федерального закона N 167-ФЗ, страховые взносы определены Законом как индивидуальные возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Исходя из Федерального закона N 167-ФЗ и принятого Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога. Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.
Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса РФ.
Поскольку Федеральным законом N 167-ФЗ предусмотрена иная природа этих обязательных платежей, то на них не распространяется положение статьи 239 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона N 167-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, данный Федеральный закон не содержит положений о предоставлении льгот по уплате страховых взносов, как это предусмотрено статьей 230 Налогового кодекса РФ для уплаты единого социального налога.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду статья 239 Налогового кодекса РФ
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются возмездными, и их уплата производится в порядке и по тарифам, установленным названным выше Законом.
Учитывая, что судебными инстанциями в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ исследованы все имеющие значение для дела обстоятельства, которым дана надлежащая оценка, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, она не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.11.2003, постановление апелляционной инстанции от 16.01.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-8953/03 8-238 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ.
Общество не уплатило страховые взносы с суммы выплат работникам, являющимся инвалидами, мотивируя это тем, что согласно ст.239 НК РФ данные выплаты не облагаются ЕСН. Посчитав применение льготы необоснованным, налоговая инспекция привлекла общество к ответственности за неуплату страховых взносов.
Не согласившись с таким решением, общество обратилось в суд. Суды первой и апелляционной инстанций отклонили заявленные требования.
Рассматривая дело по кассационной жалобе общества, федеральный арбитражный суд исходил из того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в силу ст.3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" имеют индивидуально-возмездный характер, и не являются налоговым платежом.
При этом указанный Закон не предусматривает каких-либо льгот по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Также законодательством не предусмотрено, что льготы, установленные в отношении ЕСН, могут быть использованы и при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, налоговая инспекция правомерно привлекла общество к ответственности.
Исходя из вышеизложенного, федеральный арбитражный суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы общества и оставил без изменения решение первой и постановление апелляционной инстанций.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-2/1003
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании