Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 июля 2004 г. N Ф03-А73/04-2/1359
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "М" - Баранов М.Н. юрисконсульт по доверенности от 05.02.2004 б/н, от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Комсомольскому району - Останин А.Ю. главный государственный налоговый инспектор по доверенности от 09.01.2004 N 115, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Комсомольскому району на решение от 04.02.2004 по делу N А73-10801/2003-16 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "М" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Комсомольскому району о признании недействительным решения.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) постановление в полном объеме изготовлено 9 июля 2004 года.
Общество с ограниченной ответственностью "М" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного заседания, о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Комсомольскому району (далее - Инспекция; налоговый орган) от 01.04.2003 N 06-08/37 в части доначисления платежей за пользование лесным фондом.
Решением суда от 04.02.2004 требования заявителя удовлетворены. Суд признал оспариваемое решение недействительным в части доначисления за 2002 год арендной платы в сумме 345,8 тыс. руб., земельного налога - 18,2 тыс. руб. и арендной платы сверх минимальных ставок - 138,3 тыс. руб., как несоответствующее Налоговому кодексу РФ (далее - НК РФ), Гражданскому кодексу РФ (далее - ГК РФ), Лесному кодексу РФ, постановлениям Правительства РФ от 24.03.1998 N 345 и от 19.02.2001 N 127.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Инспекция заявила кассационную жалобу, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, в частности статья 13 НК РФ и статья 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также статья 103 Лесного кодекса РФ. Налоговый орган полагает, что им обосновано доначислены спорные суммы, так как арендная плата за пользование лесным фондом относится к платежам за пользование лесным фондом и определяется на основе ставок лесных податей.
Доводы жалобы поддержаны представителем Инспекции в суде кассационной инстанции.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании, против отмены решения суда возражают, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены принятого по делу решения суда.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "М" по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, в том числе платежей за пользование лесным фондом за период с 01.01.2001 по 01.10.2002.
По результатам проверки составлен акт от 13.03.2003 N 8, которым зафиксирован факт неполной уплаты сумм арендной платы за пользование в 2002 году лесным фондом - 345,8 тыс. руб., земельного налога в размере 18,2 тыс. руб., арендной надбавки в сумме 138,3 тыс. руб. При этом основанием для доначисления указанных сумм явилось то, что расчет арендной платы, по мнению налогового органа, следовало производить не по 4 лесотаксовому разряду, а по 3 разряду. На основании акта проверки Инспекцией принято решение от 01.04.2003 N 06-08/37 о привлечении к налоговой ответственности, которым Обществу предложено доплатить платежи за пользование лесным фондом за 2002 год в общей сумме 502,3 тыс. руб., в том числе: арендную плату - 345,8 тыс. руб.; земельный налог - 18,2 тыс. руб.; арендную плату сверх минимальных ставок - 138,3 тыс. руб.
Удовлетворяя требования Общества, суд исходил из того, что обязанность юридического лица по уплате арендной платы за пользование участком лесного фонда вытекает из договора аренды участков лесного фонда, заключенного между ООО "М" и Уктурским лесхозом 20.06.2001 и зарегистрированного 17.12.2001 Хабаровским краевым учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по которому участки предоставлены в аренду сроком на 25 лет, и предусмотрено начисление арендной платы ежегодно на основании расчетного размера пользования.
Согласно статье 105 Лесного кодекса РФ, при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату, размер которой, а также порядок, условия и сроки ее внесения, определяются договором аренды участка лесного фонда.
Аналогичное положение содержится и в пункте 70 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (с изменениями и дополнениями).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Уктурский лесхоз произвел расчет размера арендной платы, земельного налога за земли лесного фонда, арендной надбавки за 2002 год по 4 лесотаксовому разряду исходя из расчета среднего расстояния от центра кварталов, определенных к рубке в 2002 году, до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка древесины и ее перевозка.
Установленный статьей 106 Лесного кодекса РФ порядок распределения и использования средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, в том числе арендных платежей, как правильно отметил суд первой инстанции, не может служить основанием для вынесения налоговым органом решения о доначислении этой арендной платы как недоимки в соответствующий бюджет.
Спорные правоотношения являются гражданско-правовыми, регулируются нормами Лесного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ и не предусматривают право взыскания Инспекцией указанных платежей в порядке, предусмотренном НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что судом установлены все юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому кассационная жалоба подлежит отклонению, а принятый по делу судебный акт следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 04.02.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-10801/2003-16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании статьи 105 Лесного кодекса РФ при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату.
Налоговая инспекция по результатам проверки доначислила обществу сумму арендной платы, уплачиваемой им за пользование лесным фондом.
Не согласившись с таким решением, налогоплательщик обжаловал его в арбитражный суд, который поддержал позицию общества.
При рассмотрении дела в связи с кассационной жалобой налогового органа федеральный арбитражный суд обратил внимание на то, что согласно ст. 105 Лесного кодекса РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.
Такая же норма предусмотрена п. 70 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 г. N 551.
Следовательно, отношения по уплате арендной платы за пользование лесным фондом имеют гражданско-правовую природу и основываются на гражданско-правовом договоре.
Иначе говоря, к отношениям по их взысканию применяются нормы ГК РФ и Лесного кодекса РФ.
Таким образом, налоговая инспекция не вправе была доначислять спорные платежи на основании положений НК РФ.
Руководствуясь вышеизложенным, федеральный арбитражный суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа и оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 июля 2004 г. N Ф03-А73/04-2/1359
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании