Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-2/1027
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю на решение от 25.12.2003 по делу N А51-16770/03 4-728 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Г.Т. к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю о признании незаконным постановления N 337 от 24.11.2003.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление изготовлено 20.05.2004.
Предприниматель, осуществляющий деятельность без образования юридического лица на основании свидетельства о госрегистрации N 11432 от 22.03.2001, Г.Т. (далее - предприниматель) обратилась с заявлением о признании незаконным постановления от 24.11.2003 N 337 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2003 заявленное требование удовлетворено и обжалуемое постановление отменено по мотиву того, что налоговым органом не доказан факт совершения предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.5 КоАП РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция по налогам и сборам заявила кассационную жалобу, в которой просит его отменить. При этом в обоснование своих требований заявитель жалобы указывает на правомерность действий налогового органа по привлечению предпринимателя Г.Т. к административной ответственности в связи с тем, что последняя обязана была применить контрольно-кассовую машину за полученное от предпринимателя Епихина Д.Ю. вознаграждение по договору от 22.05.2003.
Предприниматель Г.Т.В. отзыв на кассационную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, участия в нем не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Как установлено судом, 17.11.2003 инспекцией по налогам и сборам проведена проверка Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" предпринимателем Г.Т., по результатам которой составлен акт N 000505 и протокол от 17.11.2003 об административном правонарушении.
На основании протокола 24.11.2003 принято постановление N 337 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым предприниматель признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Не согласившись с постановлением налогового органа, предприниматель обжаловала его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа наступает при продаже товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения контрольно-кассовых машин в установленных законом случаях.
Из материалов проверки следует, что предприниматель Г.Т. оказывает услуги продавца-кассира по розничной реализации товаров в магазине предпринимателя Епихина Д.Ю. по договору поручения от 22.05.2003. В соответствии с п. 3.2 данного договора последним выплачено денежное вознаграждение предпринимателю Г.Т.В. в сумме 675 руб. за октябрь 2003 года, которое получено без применения контрольно-кассовой машины ввиду ее отсутствия.
Арбитражный суд, исследовав и оценив, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в деле доказательства, пришел к правильному выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для привлечения предпринимателя Г.Т. к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 4000 рублей, поскольку действия предпринимателя не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ. Судом дана правильная правовая оценка взаимоотношениям предпринимателей Г.Т.В. и Епихина Д.Ю. по вышеназванному договору как трудовым.
Данная позиция отражена и в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16 от 31.07.2003 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", согласно которому при толковании статьи 14.5 КоАП РФ судом необходимо исходить из того, что указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативно-правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной разрешительной системы.
Поскольку оспариваемое постановление инспекции по налогам и сборам не соответствует законодательству, регулируемому правоотношения в области применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением, то суд правомерно признал его незаконным.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.12.2003 по делу N А51-16770/03 4-728 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-2/1027
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании