Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 февраля 2004 г. N Ф03-А04/03-1/3582
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: юрисконсульт по доверенности N НЮ-448 от 30.12.2003 - Ленинский С.А., от третьего лица: Администрация г. Свободного Амурской области - ведущий специалист по доверенности N 14 от 12.01.2004 - Шелепов А.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 04.11.2003 по делу N А04-3883/02-2/202 Арбитражного суда Амурской области, по иску ФГУП "Забайкальская железная дорога" в лице филиала Свободненской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения к Финансовому управлению Администрации г. Свободного, 3-и лица: Администрация г. Свободного, Финансовый департамент Амурской области, Министерство финансов РФ о взыскании 1294196 руб. 09 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 27.01.2004.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Забайкальская железная дорога" в лице филиала Свободненской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения обратилось в арбитражный суд Амурской области к Администрации г. Свободного о возмещении убытков в виде выпадающих доходов, с учетом увеличения размера требований, в сумме 1300631 рубля 73 копеек от предоставления с сентября 2001 года по июнь 2002 года льгот гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах" в размере 50% по оплате жилья и коммунальных услуг.
Определением от 20.01.2003 с согласия истца, суд заменил ответчика на надлежащего - Финансовое управление Администрации г. Свободного и привлек Администрацию г. Свободного в качестве третьего лица без самостоятельных требований.
Кроме того, в качестве третьего лица без самостоятельных требований судом привлечен Финансовый департамент Администрации Амурской области.
Решением суда от 13.02.2003, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.04.2003, требования истца удовлетворены за счет казны г. Свободного в лице Финансового управления Администрации г. Свободного.
Постановлением суда кассационной инстанции от 04.08.2003 по кассационной жалобе Финансового управления Администрации г. Свободного, указанные судебные акты отменены, дело передано в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, истцом вновь увеличен размер требований до 1300631,73 руб.
С согласия истца, судом привлечены в дело в качестве соответчиков Министерство финансов РФ и Финансовый департамент Администрации Амурской области.
Решением суда от 04.11.2003 требования истца в соответствии со ст.ст. 16, 1069 ГК РФ удовлетворены в заявленной сумме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ на том основании, что Российской Федерацией не профинансированы в достаточном количестве государственные полномочия по предоставлению льгот в бюджет субъекта федерации - Амурской области.
Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, не согласившись с указанным решением суда, в своей кассационной жалобе полагает его отменить, как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, в иске к нему, истцу отказать.
При этом, заявитель ссылается на передачу из федерального бюджета в 2001 году средств на реализацию льгот ветеранам целевым назначением в бюджет Амурской области в сумме 111499000 руб., рассчитанной в соответствии с Методикой распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов РФ в 2001 году, принятой Министерством финансов РФ на основании Постановления Правительства РФ от 30.07.1998 N 862.
В 2002 году необходимые средства были также переданы в бюджет Амурской области в порядке Межбюджетных отношений с федеральным бюджетом в виде 100% полученной суммы федерального налога на доходы физических лиц.
Заявитель также полагает, что финансирование расходов на реализацию мер по социальной защите ветеранов в части, отнесенной ФЗ "О ветеранах" к полномочиям субъекта, каковыми являются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, должно осуществляться самим субъектом РФ из источников, формируемых за счет собственных средств, а потому возложение судом ответственности на казну РФ неправомерно.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, находя его законным и обоснованным.
Как установлено из материалов дела, ФГУП "Забайкальская железная дорога" в лице домоуправлений Свободненской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения с сентября 2001 года по июнь 2002 года предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50% гражданам, пользующимся указанными льготами в соответствии с ФЗ "О ветеранах" на сумму 1300631 руб. 73 коп.
В результате предоставления указанных льгот, истец не получил доход, некомпенсированный ему государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника для реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг назван бюджет субъекта РФ, которому указанные расходы учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджета субъекта федерации и имеют целевое назначение.
Право на передачу государственных полномочий органам местного самоуправления предусмотрено ст. 4 ФЗ N 126-ФЗ от 25.09.1997 "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" с одновременной передачей материальных и финансовых ресурсов, необходимых для осуществления этих полномочий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2001 году на реализацию ФЗ "О ветеранах" в бюджет г. Свободного из областного бюджета было направлено средств дотаций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, в размере 8903000 руб. и освоено 100% этих средств, что не оспаривает и Финансовое управление Администрации г. Свободного.
Вместе с тем, потребность города на указанный закон, составила 12323100 руб., в том числе по дистанции гражданских сооружений - на сумму 144000 руб., которому фактически исполнено 99412 руб. 70 коп.
В 2002 году утвержденные муниципальному бюджету г. Свободного денежные средства из фонда финансовой поддержки муниципальных образований и через нормативы отчислений от регулирующих налогов в порядке межбюджетных отношений с областным бюджетом на сумму 24217000 руб. на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности направлялись в первоочередном порядке на выплату текущей и погашение задолженности по зарплате работникам бюджетной сферы на основании распоряжений Главы Администрации Амурской области.
Нецелевого использования средств муниципальным образованием вышестоящим финансовым органом не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд правомерно, на основании п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" освободил от ответственности по иску казну муниципального образования г. Свободного.
При возложении ответственности по иску на казну Российской Федерации, суд правомерно, исходя из обстоятельств дела, установил что целевых средств на исполнение ФЗ "О ветеранах" в федеральном бюджете в 2001, 2002 не утверждалось. А переданные в порядке межбюджетных отношений из федерального бюджета в бюджет субъекта федерации Амурской области в 2001 году средства дотаций на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций 111499000 руб., а также в 2002 году - в размере 100% от полученной суммы федерального налога на доходы физических лиц в порядке, установленном Методикой распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, не содержали указания о целевом направлении этих средств на исполнение ФЗ "О ветеранах".
Кроме того, указанные средства полностью распределены в бюджеты муниципальных образований области, в том числе, и на реализацию ФЗ "О ветеранах". Доказательств их нецелевого использования Администрацией Амурской области, Министерством финансов РФ не представлено.
Доводы заявителя жалобы о том, что финансирование расходов на реализацию мер по социальной защите ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет собственных средств, не соответствует ст.ст. 84, 130 БК РФ о целевом обеспечении из федерального бюджета осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" также предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.
Поскольку переданные субъекту федерации - Амурской области государственные полномочия по реализации ФЗ "О ветеранах" не обеспечены в полной мере финансовыми средствами из федерального бюджета, суд правомерно удовлетворил требование истца по взысканию причиненных ему убытков в виде неполученного дохода бездействием органов государственной власти, в соответствии со ст.ст. 16, 1069 ГК РФ, за счет казны Российской Федерации в лице его Министерства финансов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 04.11.2003 по делу А04-3883/02-2/202 оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 февраля 2004 г. N Ф03-А04/03-1/3582
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании