Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния, основные проблемы развития
Государственная программа Республики Бурятия "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в Республике Бурятия" (далее - Государственная программа) направлена на усиление гражданского патриотизма, общероссийского гражданского самосознания и гражданской ответственности, взаимного уважения традиций и обычаев народов, проживающих в Республике Бурятия, формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России, развитие культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей, на создание в Республике Бурятия максимально благоприятных условий для соблюдения национальных интересов всех народов, проживающих на ее территории, обеспечения их полноправного участия в политическом, социально-экономическом и национально-культурном развитии республики.
Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических отношений в современной России, имеющими в меньшей степени значение и для Республики Бурятия, являются:
слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при растущей значимости этнической и религиозной самоидентификации;
недостаточная координация использования государственных и общественных ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
сохранение (при высоком российском стандарте защиты языковых и культурных прав народов России) неудовлетворенности в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав.
рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества.
проявление националистических настроений в среде различных этнических общностей.
Укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, проживающих на территории Республики Бурятия, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития. Многообразие национального и религиозного состава населения Республики Бурятия, основанного на многовековом опыте межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, учет потенциала и интересов всех проживающих на ее территории народов, высокий уровень самосознания этнических общностей является огромным потенциалом для дальнейшего позитивного развития межнациональных отношений в Бурятии.
Республика Бурятия - один из наиболее многонациональных регионов Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи 2010 года на территории Республики Бурятия зарегистрировано более 160 национальностей и этнических групп. Наиболее крупными национальностями являются русские - 64,9% , буряты - 29,5%, татары - 0,7%, украинцы - 0,6% которые в ходе длительного исторического взаимодействия и межэтнической интеграции, не только сохранили свою этническую культуру, но и взаимообогатились элементами культуры друг друга, что явилось одним из факторов поддержания межнациональной стабильности в регионе. В Республике Бурятия проживает 6553 представителя коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - эвенки и сойоты, которые компактно проживают в 7 муниципальных образованиях республики.
В оптимизации национальных отношений немаловажную роль играют такие институты гражданского общества, как национально-культурные общественные объединения. Наличие дееспособных, авторитетных общественных организаций и этнических общин является важным фактором эффективного решения вопросов межэтнических отношений в республике. В Бурятии созданы и действуют 46 национально-культурных общественных объединений, в различных организационных формах: культурные центры - 14, землячества - 9, национально-культурные автономии - 12, движений - 2, диаспор - 2, ассоциаций разных форм организации - 5. Сюда включены землячества - общественные организации выходцев из районов Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края.
Реализация государственной национальной политики в Республике Бурятия обеспечивается в рамках межведомственного взаимодействия органов власти Республики Бурятия, территориальных органов федеральных органов власти и органов местного самоуправления. В целях координации деятельности органов государственной власти, постоянного диалога с представителями национально-культурных общественных объединений создан Совет национальностей при Главе Республики Бурятия.
Принимая во внимание то, что одной из наиболее важных целевых групп в процессе воспитания уважительного отношения к представителям других национальностей, сохранения этнокультурного (в том числе языкового) многообразия, адаптации и интеграции в обществе является молодежь, ключевая роль в указанной сфере принадлежит республиканским учреждениям образования и культуры.
В республике проводится целенаправленная работа по развитию поликультурной модели образования и формированию общероссийской гражданской идентичности; воспитанию молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям представителей народов, проживающих в Республике Бурятия; повышению роли гуманитарного направления в процессе образования, разработке учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов Российской Федерации; созданию правовых и материальных условий для развития в республике системы образования и воспитания на национальных языках.
Важной задачей является повышение квалификации и компетентности кадров системы управления, учреждений образования, культуры, молодежной политики и средств массовой информации в вопросах этнокультурного развития, межнациональных и межконфессиональных отношений.
К числу факторов, влияющих на состояние межэтнических отношений в республике, относится миграция. Миграция и территориальная мобильность населения является необходимым условием нормального социально-экономического развития любой территории. В Республике Бурятия, численность населения которой продолжает снижаться, приток трудовых ресурсов за счет мигрантов крайне необходим для обеспечения экономического роста. В то же время увеличение миграционного притока из ближнего и дальнего зарубежья, при сохраняющемся высоком уровне безработицы, способствует росту социальной напряженности на рынке труда, влечет за собой изменение этнического состава населения республики и, безусловно, влияет на межэтнические отношения.
В 2014 году оформлено 9,5 тыс. разрешительных документов (патентов), дающих право иностранным гражданам работать в республике на законных основаниях, гражданами Узбекистана получено 73% от общего количества выданных патентов, гражданам Киргизии - 10%, Таджикистана и Армении - по 6%. С целью обучения поставлено на миграционный учет более 2 тысяч иностранных граждан, что на 50% больше чем в 2013 году.
За 2014 год российское гражданство получили 289 человек. Среди принявших российское гражданство: бывшие граждане Кыргызстана - 61 человек, Армении - 56, Украины - 37, Казахстана - 36 Азербайджана - 23 и других стран. Перспективным направлением пополнения демографических потерь региона является переселение соотечественников из-за рубежа. В 2014 году Бурятия приняла 480 соотечественников.
Возросшая интенсивность миграционных потоков обусловила пристальное внимание органов ФМС России к соблюдению миграционного законодательства в сфере противодействия незаконной миграции. За период 2014 года УФМС России по Республике Бурятия совместно с правоохранительными органами и другими заинтересованными ведомствами проведено около 9 тыс. проверочных мероприятий, в результате которых выявлено порядка 4 тыс. нарушений миграционного законодательства.
В этой связи имеется реальная необходимость в совершенствовании системы мер, направленных на вовлечение национальных центров в общественную и культурную жизнь республики, поддержку культурного и языкового многообразия, создание условий для успешной адаптации внутренних и внешних мигрантов, укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений. Принятие Государственной программы позволит скоординировать реализацию указанных мер между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления республики.
Одним из важных условий реализации государственной национальной политики является наличие обратной связи органов государственного управления с объектом управления и оценка эффективности проводимой работы.
С целью изучения состояния межнациональных отношений с 2005 года в Республике Бурятия проводятся социологические исследования общественного мнения результаты, которых используются для анализа уровня общероссийской гражданской идентичности, а также выявление националистических, ксенофобских настроений среди населения.#
В 2013 году 86,2% дали оценку межнациональных отношений, как "стабильные", только 9,1% указали на существование "некоторой напряженности" (2005 г. - 68,1% и 11,1%; 2007 г. - 59,1% и 22,3%; 2009 г. - 87,3% и 8%, 2011 г. - 86,4% и 12,5%). Результаты мониторинга позволяют судить о низком уровне националистических и ксенофобских настроений в обществе.
Приходится констатировать, что по своей результативности негативная информация, транслируемая по телевидению, публикуемая в печатных СМИ и Интернете, оказывается действеннее формализованной воспитательной и профилактической работы, проводимой в организациях и учебных заведениях республики. Тем самым она способствует созданию условий для распространения в молодежной среде идей ксенофобии, национализма, экстремизма и фашизма. Повышенное внимание, уделяемое вопросам сохранения и развития межнациональных отношений народов Бурятии, вызвано не только многонациональностью, многоконфессиональностью республики, но и тем, что этнический фактор подвержен внешнему влиянию. Информационная открытость общества, активный миграционный обмен, существование примеров межэтнической напряженности служат теми факторами, которые оказывают не всегда положительное влияние на этнополитическую ситуацию в республике. В связи с чем, необходимо проводить активную информационную кампанию, направленную на демонстрацию положительных опытов межэтнического взаимодействия, пропаганду идей толерантности.
В прогнозируемом периоде до 2020 года будут создаваться дополнительные условия для успешной работы по гармонизации межнациональных отношений, укреплению межкультурного диалога и гражданского единства на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями. Данная работа будет направлена на достижение важнейших целевых индикаторов и показателей Государственной программы, взаимосвязанных с индикаторами и показателями, запланированными в федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 718 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2014 N 27).
Анализ рисков и управление рисками при реализации Государственной программы осуществляет ответственный исполнитель - Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.
Количественная и качественная оценка рисков реализации Государственной программы производится в зависимости от социально-экономического положения в регионе и подлежит корректировке в соответствии с изменениями в бюджете субъекта, а также этнополитической ситуации в стране в целом. Степень воздействия рисков на проект и объемы непредвиденных затрат, которые могут понадобиться для реализации Государственной программы, можно оценить как умеренный.
Недофинансирование мероприятий программы может привести к снижению показателей ее эффективности, прогнозируемости результатов, вариативности приоритетов при решении рассматриваемых проблем.
Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск связан с неэффективным управлением Государственной программой, который в свою очередь может привести к невыполнению целей и задач Государственной программы; срывам выполнения мероприятий и не достижению# целевых показателей; неэффективному использованию ресурсов; повышению вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Государственной программы.
Способами ограничения административного риска являются:
- регулярная публикация данных о ходе финансирования программы;
- формирование ежегодных планов реализации Государственной программы;
- постоянный мониторинг выполнения программных мероприятий и индикаторов Государственной программы, оценки эффективности и результативности с принятием мер по управлению рисками;
- своевременная корректировка мероприятий программы.
Социальные риски связаны с вероятностью повышения социальной напряженности из-за неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях, в силу наличия разнонаправленных социальных интересов социальных групп, а также в условиях излишнего администрирования.
Основными мерами управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Государственной программы выступают:
- мониторинг;
- открытость и подотчетность;
- научно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение;
- информационное сопровождение и общественные коммуникации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.