Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Администрации г. Улан-Удэ
от 9 декабря 2013 г. N 475
Положение
о порядке осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в г. Улан-Удэ
1. Общие положения
Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета города Улан-Удэ, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета города Улан-Удэ, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета города Улан-Удэ (далее - органы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита). Внутренний финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий.
Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения местного бюджета.
Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения местного бюджета в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
2. Методы осуществления внутреннего финансового контроля
2.1. Методами осуществления внутреннего финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.
2.2. Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Под ревизией понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Результаты проверки, ревизии оформляются актом.
2.3. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.
Камеральные проверки проводятся по месту нахождения органа муниципального финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.
Выездные проверки проводятся по месту нахождения объекта контроля. В ходе выездных проверок определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.
Встречные проверки проводятся в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
2.4. При обследовании производится анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Результаты обследования оформляются заключением.
3. Бюджетные полномочия органов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
Бюджетные полномочия органов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
3.1. Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств города Улан-Удэ осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на:
соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств города Улан-Удэ;
подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3.2. Главный администратор (администратор) доходов бюджета города Улан-Удэ осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором доходов бюджета и подведомственными администраторами доходов бюджета города Улан-Удэ.
3.3. Главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета города Улан-Удэ осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета города Улан-Удэ, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета города Улан-Удэ.
3.4. Органы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (их уполномоченные должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:
оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств города Улан-Удэ.
4. Порядок проведения ревизий, проверок и обследований при осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
4.1. Органы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита формируют годовые планы контрольно-экономической работы по подведомственным отраслям и направлениям с указанием объектов, тем и сроков ревизий и (или) проверок, которые утверждаются руководителем с учетом соблюдения периодичности. Периодичность ревизий объектов внутреннего муниципального финансового контроля должна быть не реже 1 раз в 3 года. Периодичность проверок объектов внутреннего муниципального финансового контроля должна быть не реже 1 раза в 3 года.
Копии планов предоставляются в Комитет по финансам в срок до 10 октября текущего года для проведения совместных контрольных мероприятий.
4.2. Ревизии и (или) проверки проводятся путем осуществления:
- изучения учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и иных документов объекта контроля;
- проверки полноты, своевременности и правильности отражения, совершенных объектом контроля финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской отчетности с данными аналитического и синтетического учета, эффективности и рациональности использования денежных средств и материальных ценностей;
- организации проведения проверки соответствия записей, документов и иных данных объекта контроля записям, документам и данным организаций любых форм собственности, получивших от объекта контроля или передавших ему денежные средства, товарно-материальные ценности и документы (встречная проверка);
- проверки постановки и состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности в объекте контроля;
- проверки полноты оприходования, сохранности и фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей;
- проверки достоверности объемов поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг путем организации процедур фактического исследования;
- проверки реализации мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущих контрольных мероприятий, проведенных данным органом, осуществляющим финансовый контроль;
В ходе ревизии и (или) проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектом контроля в проверяемый период.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля проводится за последние 2 года.
4.3. Встречная проверка проводится путем сличения записей, документов и данных в организациях, получивших от объекта контроля денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.
4.4. Выездная проверка проводится с выездом на место нахождения субъекта проверки.
4.5. Камеральная проверка осуществляется по месту нахождения органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на основе поступающих документов, представленных объектом контроля, а также документов объекта контроля, имеющихся у органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
4.6. Контрольные действия при проведении проверки проводятся сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в проверке всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу, подлежащему изучению в ходе контрольного мероприятия.
Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу, подлежащему изучению в ходе контрольного мероприятия. Объем выборочной проверки и ее состав определяются руководителем ревизионной группы таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности финансовых и хозяйственных операций по изучаемому вопросу.
4.7. Контрольное мероприятие приостанавливается в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета на объекте контроля либо временной нетрудоспособности работника органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (при проведении контрольного мероприятия одним работником органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита).
Решение о приостановлении контрольного мероприятия принимается субъектом контроля на основе мотивированного представления руководителя контрольной группы либо работника органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (при проведении контрольного мероприятия одним работником органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита). В случае временной нетрудоспособности работника органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (при проведении контрольного мероприятия одним работником органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита) решение о приостановлении контрольного мероприятия принимается субъектом контроля без данного представления.
Руководитель контрольной группы либо работник органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (при проведении контрольного мероприятия одним работником органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита) в срок не позднее одного рабочего дня со дня принятия субъектом контроля решения о приостановлении контрольного мероприятия письменно извещает руководителя объекта контроля о приостановлении контрольного мероприятия.
В случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета на объекте контроля в срок не позднее одного рабочего дня со дня принятия решения субъекта контроля о приостановлении контрольного мероприятия руководитель контрольной группы либо работник органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (при проведении контрольного мероприятия одним работником органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита) направляет объекту контроля письмо с предложением о восстановлении бухгалтерского (бюджетного) учета или устранении выявленных нарушений в бухгалтерском (бюджетном) учете, делающих невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия;
После устранения причин приостановления контрольного мероприятия контрольная группа либо работник органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (при проведении контрольного мероприятия одним работником органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита) возобновляет проведение контрольного мероприятия не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о восстановлении бухгалтерского (бюджетного) учета либо со дня восстановления трудоспособности работника органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (при проведении контрольного мероприятия одним работником органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита).
4.8. Основанием проведения ревизии и (или) проверки является приказ.
На проведение каждой ревизии и (или) проверки, участвующим в ней работникам выдается приказ, который подписывает руководитель органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
4.9. Проведению ревизии и (или) проверки должна предшествовать тщательная подготовка путем изучения плановых, отчетных и статистических данных и другой информации, характеризующей деятельность и финансовое состояние подлежащих ревизии и проверки объектов контроля.
На основе изучения указанных материалов разрабатывается программа ревизии и (или) проверки, предусматривающая перечень основных вопросов, подлежащих ревизией и (или) проверке, а также период деятельности объекта контроля, который должен быть охвачен ревизией и (или) проверкой.
Программа ревизии и (или) проверки утверждается руководителем органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Сроки проведения ревизии и (или) проверки, состав ревизионной группы назначаются с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач каждой ревизии и (или) проверки, особенностей ревизуемого (проверяемого) объекта контроля.
Предельный срок проведения ревизии и (или) проверки не может превышать 45 рабочих дней, включая оформление акта.
4.10. Руководитель контрольной группы до начала ревизии и (или) проверки знакомит ее участников с программой, распределяет вопросы и участки работы между исполнителями.
4.11. Перед началом ревизии и (или) проверки руководитель контрольной группы (проверяющий) предъявляет приказ на проведение ревизии и (или) проверки руководителю объекта контроля и совместно с руководителем объекта контроля решает организационно-технические вопросы выполнения задания.
4.12. Руководитель объекта контроля обязан предоставить к проверке все необходимые документы, запрашиваемые проверяющими, обеспечить присутствие главного бухгалтера, а также других ответственных должностных лиц.
4.13. Результаты ревизии и или (проверки) оформляются актом, который подписывается руководителем контрольной группы, членами контрольной группы, руководителем и главным бухгалтером объекта контроля.
4.14. Должностным лицам объекта контроля в срок не более 5 рабочих дней со дня составления акта предоставляется возможность для ознакомления с содержанием акта.
4.15. При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица объекта контроля делают об этом отметку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и (или) проверки являются их неотъемлемой частью. Руководитель контрольной группы в срок до 30 рабочих дней, с момента получения письменных возражений или замечаний, обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителя органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита направляются объекту контроля и приобщаются к материалам ревизии и (или) проверки.
В случае отказа должностных лиц объекта контроля подписать или получить акт ревизии и (или) проверки руководитель контрольной группы в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.
В этом случае акт ревизии и (или) проверки должен быть направлен объекту контроля заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, обеспечивающим его вручение объекту контроля. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в органе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, прилагаются документы, подтверждающие факт получения акта.
4.16. Акт ревизии и (или) проверки состоит из вводной, описательной и заключительной частей. Вводная часть содержит:
наименование темы ревизии и (или) проверки, дату и место составления акта;
должность и ФИО членов группы, номер и дату удостоверения;
проверяемый период и сроки проведения ревизии и (или) проверки;
полное наименование и реквизиты объекта контроля, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
ведомственная принадлежность, юридический адрес;
сведения об учредителях, основные цели и виды деятельности, имеющиеся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах казначейства;
ФИО руководителя и главного бухгалтера, период их работы, номера их телефонов;
сведения о том, кем и когда проводилась предыдущая ревизия и (или) проверка, что сделано объектом контроля за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений.
Описательная часть акта должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы ревизии и (или) проверки.
Заключительная часть должна содержать обобщенную информацию о результатах ревизии и (или) проверки, в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
4.17. При составлении акта проверяющие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
4.18. В описании каждого нарушения, выявленного в ходе ревизии и (или) проверки, должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены, период, к которому относится выявленное нарушение, предмет нарушения, документально подтвержденная сумма нарушения.
4.19. Результаты ревизии и (или) проверки излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися документами, другими контрольными действиями, заключениями специалистов и экспертов, объяснениями должностных и материально ответственных лиц. В акте не допускается включение выводов, предложений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок.
4.20. В акте не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц объекта контроля, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.
4.21. Объем акта не ограничивается, но проверяющие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы.
4.22. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии и (или) проверки составляется отдельный (промежуточный) акт, и от указанных лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
4.23. Промежуточный акт подписывается проверяющим, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии и (или) проверки и соответствующими должностными и материально ответственными лицами. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии и (или) проверки.
4.24. К акту прилагаются приложения, на которые имеются ссылки в акте (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
4.25. Проверяющий несет персональную ответственность за полноту и правильность оформления акта ревизии и (или) проверки и выводов, содержащихся в них.
4.26. Материалы каждой ревизии и (или) проверки в делопроизводстве органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита хранятся в отдельном деле с номером, наименованием и количеством томов этого дела.
4.27. Материалы ревизий и (или) проверок систематически изучаются и обобщаются, на основе этого вносятся в необходимых случаях предложения о пересмотре действующих положений, улучшении системы контроля за соблюдением финансовой дисциплины, экономным расходованием и сохранностью финансовых средств, по предотвращению возможностей злоупотреблений и нарушений финансовой дисциплины, предложения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений и предприятий, организаций с муниципальной долей собственности.
4.28. В случае выявления в ходе ревизий и (или) проверок бюджетных нарушений, содержащих признаки правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях материалы ревизий и (или) проверок незамедлительно со дня обнаружения направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4.29. О результатах проведенных ревизий и проверок, принятых мерах по устранению выявленных нарушений органы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ежеквартально информируют Комитет по финансам.
4.30. Органами внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита проводятся обследования, в целях изучения, анализа, оценка определенной сферы деятельности объекта контроля. Обследование проводится на основании приказа руководителя органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением, которое подписывается должностным лицом органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита не позднее последнего дня срока проведения обследования. Заключение в течение трех рабочих дней после его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля.
4.31. Внутренний финансовый аудит проводится перед составлением годовой отчетности путем проведения проверки и анализа учетных данных, бухгалтерских документов, имущества. В ходе внутреннего финансового аудита проверяется соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета и норм учетной политики в текущем финансовом году, полнота и правильность документального оформления хозяйственных операций, правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, своевременность и полнота проведения инвентаризаций и отражения результатов в учете; проводится анализ выявленных нарушений, определяются причины и разрабатываются предложения для принятия мер по их устранению (исправлению). Результаты внутреннего финансового аудита оформляются актом. Внутренний финансовый аудит проводится на основании приказа руководителя органа внутреннего финансового аудита.
5. Порядок проведения внеплановых ревизий и (или) проверок при осуществлении внутреннего финансового контроля
5.1. Основанием для проведения внеплановых ревизий и (или) проверок являются:
- приказ руководителя органа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, изданный в соответствии с поручениями руководителя Администрации г. Улан-Удэ и правоохранительных органов.
5.2. Внеплановые ревизии и (или) проверки проводятся в порядке, установленном разделом 4 настоящего Положения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.