Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Государственной программе
Республики Бурятия
"Управление государственными финансами
и государственным долгом"
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 12 февраля 2015 г. N 53 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
подпрограммы "Управление государственным долгом" Государственной программы Республики Бурятия "Управление государственными финансами и государственным долгом"
30 апреля, 4 декабря 2014 г., 12 февраля 2015 г.
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития
Политика в области управления государственным долгом является неотъемлемой частью политики управления государственными финансами Республики Бурятия. Проведение эффективной долговой политики способствует организации своевременного финансирования социально-значимых и инвестиционных расходов республиканского бюджета. Такая политика характеризуется не только отсутствием просроченных долговых обязательств, но также гибкостью и прозрачностью системы управления государственным долгом, публичностью его состояния.
Уровень долговой нагрузки на республиканский бюджет на протяжении ряда последних лет находился на достаточно низком уровне, что обусловлено проведением взвешенной политики в сфере государственных заимствований Республики Бурятия и предоставления государственных гарантий Республики Бурятия.
Принятие решений Республикой Бурятия, направленных на достижение целей, поставленных в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации на 2013 - 2015 годы и указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, привело к возникновению новых расходных обязательств республиканского бюджета, не обеспеченных собственными доходами республиканского бюджета. Чуть ранее, на увеличение дефицита республиканского бюджета повлияли мероприятия, связанные с необходимостью финансирования строительства объектов социальной сферы в рамках реализации мероприятий празднования 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства.
По результатам выполнения поставленных вышеуказанных задач на 1 января 2014 года объем долговых обязательств Республики Бурятия составил 5 608 429,38 тыс. рублей.
Наименование |
Едн. измерения |
На 01.01.2011 г. |
На 01.01.2012 г. |
На 01.01.2013 г. |
На 01.01.2014 г. |
Кредиты кредитных организаций |
тыс. рублей |
1 037 139,70 |
0,00 |
0,00 |
3 156 500,3 |
проценты |
21,41 |
0,00 |
0,00 |
55,48 |
|
Бюджетные кредиты |
тыс. рублей |
3 791 930,28 |
3 786 174,87 |
2 449 616,97 |
1 905 743,58 |
проценты |
78,27 |
85,64 |
79,52 |
33,50 |
|
Государственные гарантии |
тыс. рублей |
15 600,00 |
634 953,30 |
630 903,30 |
626 853,30 |
проценты |
0,32 |
14,36 |
20,48 |
11,02 |
|
Объем государственного внутреннего долга |
тыс. рублей |
4 844 669,98 |
4 421 128,17 |
3 080 520,27 |
5 689 097,18 |
проценты |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Кроме того, в условиях экономических и финансовых кризисов риски, связанные с управлением государственным долгом субъектов Российской Федерации, возрастают, что связано с рисками сокращения поступлений доходов, прежде всего налоговых, в бюджетную систему Российской Федерации, ликвидности денежного рынка. Также необходимо учитывать, что рост государственных заимствований федерального бюджета на внутреннем рынке в случае экономического и финансового кризисов может привести к негативной реакции инвесторов и существенному увеличению стоимости государственных заимствований, выраженных в валюте Российской Федерации, в том числе для субъектов Российской Федерации.
В связи с этим в ближайшие несколько лет важно обеспечить сохранение сбалансированной долговой нагрузки на республиканский бюджет, а для этого соблюдать устанавливаемые законодательством Республики Бурятия ограничения на объем государственного долга Республики Бурятия, которые более жестче, чем ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации. В целом необходимо продолжить проведение взвешенной политики государственных внутренних заимствований и управления государственным долгом Республика Бурятия, сохранить достигнутую долговую устойчивость республиканского бюджета.
Долговая политика Республики Бурятия в период 2014 - 2017 годов будет направлена на обеспечение финансирования дефицита республиканского бюджета, своевременное и в полном объеме исполнение обязательств, как по погашению долговых обязательств, так и их обслуживанию, и минимизацию стоимости обслуживания долговых обязательств Республики Бурятия. К 2020 году Республика Бурятия должна будет обеспечить объем государственного долга не более 50,0% от собственных доходов за минусом безвозмездных поступлений.
Для этого предусматривается осуществление ряда мероприятий, направленных на оптимизацию структуры государственного долга Республики Бурятия, а также на повышение прозрачности долговой политики и укрепление репутации Республики Бурятия как надежного заемщика. Для этого будет организовано планирование объема и структуры государственного долга с учетом рыночной коньюктуры, регулярное размещение информации о государственном долге Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
При наличии лимитов на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации данный источник привлечения заемных средств будет являться приоритетным. Кроме того, с целью минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств Республики Бурятия будет продолжена практика привлечения денежных средств с единого счета республиканского бюджета для досрочного погашения долговых обязательств внутри финансового года. Начиная с 2014 года вводится механизм финансирования кассовых разрывов при исполнении республиканского бюджета за счет разницы между средствами, перечисленными с единого счета по учету средств республиканского бюджета, и средствами, зачисленными на единый счет по учету средств республиканского бюджета, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств республиканского бюджета, привлечения бюджетных кредитов на пополнение счета республиканского бюджета.
Несмотря на то что, в целом уровень долговых обязательств муниципальных образований в Республике Бурятия является относительно безопасным, но в отдельных муниципальных образованиях объем долговой нагрузки на местные бюджеты требует постоянного внимания. Для обеспечения соблюдения ограничений, установленных по объему муниципальных долговых обязательств и на объем расходов по их обслуживанию будет осуществляться регулярный мониторинг официальной задолженности муниципальных образований в Республике Бурятия, в том числе в рамках информационного взаимодействия с муниципальными образованиями в Республике Бурятия.
2. Основные цели и задачи, ожидаемые результаты реализации подпрограммы
Цель подпрограммы - эффективное управление государственным долгом Республики Бурятия. Достижение указанной цели подразумевает осуществление государственных заимствований для обеспечения финансирования дефицита республиканского бюджета и формирования благоприятных условий для экономического развития Республики Бурятия, а также полное и своевременное исполнение всех обязательств по государственному долгу Республики Бурятия.
Достижение указанной цели обеспечивается за счет решения следующих задач подпрограммы:
- совершенствование механизмов управления государственным долгом Республики Бурятия;
- обслуживание государственного долга Республики Бурятия.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить сбалансированность республиканского бюджета путем привлечения кредитов и размещения займов для финансирования дефицита республиканского бюджета, оптимизировать структуру и объем расходов на обслуживание государственного долга, своевременно и в полном объеме осуществлять обслуживание государственного долга.
Управление государственным долгом планируется осуществлять таким образом, чтобы объем расходов на обслуживание государственного долга не превышал 2,5% от общего объема расходов республиканского бюджета (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций) в соответствующем финансовом году в течение всего периода реализации Государственной программы. При этом будет обеспечено соблюдение ограничений на объем государственного долга и объем расходов на обслуживание государственного долга, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия.
Будет организовано размещение государственных ценных бумаг Республики Бурятия на внутреннем российском рынке. Планируется, что доля государственных ценных бумаг в общем объеме государственного долга Республики Бурятия к 2020 году превысит 40%. Это позволит оптимизировать в среднесрочной перспективе объем расходов на обслуживание государственного долга и повысить равномерность распределения во времени расходов на обслуживание и погашение долговых обязательств.
Предусматривается продолжить работу по совершенствованию порядка по анализу финансового состояния организаций - юридических лиц претендующих на предоставление государственных гарантий Республики Бурятия.
3. Целевые индикаторы подпрограммы
Показатели (индикаторы) подпрограммы отражены в приложении к подпрограмме (таблица 1).
4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма предусматривает реализацию следующих мероприятий:
Мероприятие 1. Эффективное планирование объема и структуры государственного долга.
Планирование объемов вновь принимаемых долговых обязательств, расходов на обслуживание государственного долга будет осуществляться в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом будет осуществляться выбор долговых инструментов, отвечающий требованиям минимизации рисков долговой политики и стоимости государственных заимствований. По результатам планирования будут формироваться:
- программа государственных внутренних заимствований Республики Бурятия на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
- программа государственных гарантий Республики Бурятия.
Планирование расходов на обслуживание государственного долга будет осуществляться с учетом необходимости своевременного и полного осуществления таких расходов.
На регулярной основе будут разрабатываться предложения по совершенствованию структуры государственного долга и оптимизации расходов по его обслуживанию.
Также будет осуществляться мониторинг соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований предельных параметров по объему муниципального долга (в том числе по муниципальным гарантиям) и по объему расходов на обслуживание муниципального долга, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и решениями о местных бюджетах.
Мероприятие 2. Повышение прозрачности в сфере управления государственным долгом и укрепление репутации Республики Бурятия как надежного заемщика.
Для повышения прозрачности в сфере управления государственным долгом будет осуществляться регулярная публикация информации о состоянии долговых обязательств Республики Бурятия на официальном сайте Министерства финансов Республики Бурятия в сети Интернет.
Мероприятие 3. Обслуживание государственного долга Республики Бурятия.
Выплата процентных платежей по государственному долгу и оплата услуг, связанных с размещением государственного долга, будут обеспечивать своевременное и полное исполнение обязательств по обслуживанию государственного долга Республики Бурятия.
Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы представлено в приложении к подпрограмме (таблица 2).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.