В целях гарантированного обеспечения прав граждан, проживающих в Республике Бурятия, на охрану здоровья и медицинскую помощь, совершенствования оказания онкологической помощи Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития онкологической помощи в Республике Бурятия до 2017 года (далее - Концепция).
2. Министерству здравоохранения Республики Бурятия (Кожевников В.В.) принять меры по реализации Концепции.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Республике Бурятия принять участие в реализации Концепции.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент - |
В.В.Наговицын |
Концепция
развития онкологической помощи в Республике Бурятия до 2017 года
(одобрена постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 декабря 2009 г. N 509)
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Злокачественные новообразования (далее - ЗНО) являются одной из самых актуальных проблем современной медицины из-за высокого удельного веса в структуре смертности населения, преждевременной смертности, длительного дорогостоящего лечения и одной из основных причин инвалидизации.
Ежегодно в Республике Бурятия умирает свыше 1500 человек и регистрируется более 2200 новых случаев злокачественных новообразований. За последнее десятилетие наблюдается постоянный рост онкологической заболеваемости. Если показатель заболеваемости в 1997 году составлял 170,3 на 100 тыс. населения, то в 2008 году - 229,4 на 100 тыс. населения. В структуре онкологической заболеваемости на первом месте находится рак легких (13,5%), на втором месте - рак желудка (11,3%), на 3 месте - рак молочной железы (9,6%).
В Республике Бурятия смертность от рака стоит на 3-м месте после сердечно-сосудистых заболеваний и травматизма и на 2-м месте как причина инвалидизации населения, почти треть, которой приходится на трудоспособный возраст. Смертность населения от рака пищевода в 1,5 раза превышает среднефедеративный показатель, от рака печени - в 1,2 раза, от рака шейки матки - в 1,8 раза.
Более 50% впервые выявленных ЗНО диагностируются в III - IV стадии распространения опухолевого процесса, каждый третий из вновь регистрируемых больных с ЗНО умирает в течение первого года, при раке легкого и желудка - каждый второй.
Недостаточная организация профилактической работы в системе здравоохранения приводит к росту запущенности онкозаболеваний, которая в 2008 году составила 20,9%, и росту показателя смертности больных от рака в течение первого года с момента установления диагноза, который составил 38,1%. Пятилетняя выживаемость онкобольных в Республике Бурятия не превышает 49%.
Смертность от раковых заболеваний может быть сокращена до 30% в результате проведения профилактических мероприятий и раннего выявления злокачественных новообразований, которые являются основными путями снижения предотвратимой смертности по данным Всемирной организации здравоохранения.
Показатель выявляемости ЗНО при профилактических осмотрах от числа охваченных осмотрами остается на уровне сотых долей (0,035% - 0,04%), активное выявление составляет не более 10 % - 12%.
На сегодняшний день в организации онкологической помощи населению должна стать профилактика и скрининговая направленность деятельности здравоохранения в целом. Перспективным направлением в раннем выявлении ЗНО является организация скрининга визуальных локализаций рака (молочных желез, шейки матки, кожи, прямой кишки, полости рта и щитовидной железы) ввиду высокого суммарного удельного веса визуальных локализаций рака в структуре заболеваемости населения злокачественными новообразованиями (РФ - 30%).
Высока стоимость лечения и реабилитационных мероприятий. Наименее затратным является лечение онкологических больных в I стадии, лечение больных во II стадии стоит в 3,2 раза дороже, в III стадии - в 5 раз и в IV стадии - в 5,5 раза.
Выявление больных в ранней стадии и снижение запущенности онкозаболеваний предполагает соответствующее оснащение лечебно-профилак-тических учреждений, подготовленность медицинских кадров, диспансеризацию населения, а также разнообразие форм профилактических мероприятий.
Материально-техническая база ГУЗ "Бурятский республиканский онкологический диспансер" (далее - онкодиспансер), основного звена онкологической службы Республики Бурятия, развита недостаточно. По типовому проекту здание онкодиспансера построено в 1964 году, и в настоящее время онкодиспансер не соответствует современным требованиям медицинской науки. Затруднено внедрение и проведение современных медицинских технологий. В радиологическом отделении онкодиспансера отмечается 100% изношенности гамматерапевтических аппаратов для проведения лучевого лечения. На современном этапе для лечения ЗНО должны применяться современные линейные ускорители для проведения конформной (прицельной) лучевой терапии. Их использование позволяет достичь высокого качества проводимого лечения и отличается максимальной безопасностью, эффективностью и доступностью.
В Республике Бурятия обеспеченность онкологическими койками составляет 1,4 на 10 тыс. населения (РФ - 2,1), рентгенрадиологическими койками - 0,4 на 10 тыс. населения (РФ - 0,5). Площадь на 1 онкологическую койку составляет 4,7 кв. м при нормативе - 7 кв. м, дефицит площадей равен 299 кв. м (33%). На 1 рентгенрадиологическую койку приходится 7 кв. м, при нормати-ве - 10 кв. м, дефицит составляет 196 кв. м (49%). На 1 реанимационную койку приходится 8 кв. м при нормативе - 13 кв. м, дефицит составляет 30 кв. м (38,5%). Операционный блок диспансера на 5 операционных столов имеет площадь 100 кв. м, при нормативе - 180 кв. м, дефицит составляет 44,5%. В каждом отделении имеется дефицит площадей по перевязочным и процедурным кабинетам до 50%, что не соответствует требованиям СанПиН.
Отсутствует возможность развития онкоурологической специализированной медицинской помощи, открытия отделения реконструктивно-пластической хирургии, при онкодиспансере нет патолого-анатомического отделения, иммуногистохимической лаборатории, отсутствует отделение паллиативной помощи.
Не решены вопросы организации реабилитационного лечения пациентов после проведения им высокотехнологичных и часто агрессивных методов лечения, что ухудшает медицинскую результативность и экономическую эффективность лечебных мероприятий, увеличивает социально-экономические потери из-за низкой социальной и трудовой реабилитации.
II. Стратегические цели и задачи развития онкологической помощи
населению Республики Бурятия до 2017 г.
Основной целью Концепции является сохранение и улучшение здоровья населения в Республике Бурятия - снижение преждевременной смертности, увеличение продолжительности жизни больных, снижение инвалидности от злокачественных новообразований.
Достижение цели Концепции предполагает решение ряда задач:
- совершенствование системы первичной профилактики онкологических заболеваний;
- усиление роли первичной медико-санитарной службы в ранней диагностике предраковых и раковых заболеваний путем проведения массовых скрининговых исследований на выявление предраковых и раковых заболеваний среди населения республики;
- формирование групп повышенного риска развития онкологических заболеваний;
- совершенствование материально-технической и организационно-методической базы онкодиспансера, детского онкологического отделения ГУЗ "Детская республиканская клиническая больница";
- организация и внедрение паллиативного лечения инкурабельных онкологических больных;
- совершенствование системы подготовки кадров общей лечебной сети, специализированной онкологической службы;
- совершенствование системы лекарственного обеспечения;
- совершенствование и внедрение информационных технологий в деятельности онкологической службы, в т.ч. развитие телемедицины.
III. Основные направления по совершенствованию
оказания онкологической помощи населению Республики Бурятия
Одним из основных направлений по оказанию онкологической помощи населению Республики Бурятия являются реализация профилактических мероприятий в первичном звене здравоохранения - информирование населения о мерах личной и общественной профилактики рака, проведение массовых социологических опросов (кабинетами, отделениями медицинской профилактики), активизация работы смотровых кабинетов с целью выявления предопухолевой и опухолевой патологии среди неорганизованного и организованного населения, в первую очередь среди работников, занятых на работах с воздействием канцерогенных факторов, с последующим созданием и обеспечением функционирования регистра данной категории лиц и проведение диспансеризации групп повышенного риска по онкологическим заболеваниям врачами различных специальностей.
Важным направлением должно стать обязательное проведение скрининговых методов выявления предопухолевых и опухолевых заболеваний молочной железы (у женщин до 35 лет - УЗИ молочной железы, у женщин после 35 лет - рентгеновская маммография), предопухолевых заболеваний и рака шейки матки (цитологический скрининг у женщин с 18 лет), рака легких (флюорографическое обследование легких 1 раз в 2 года), рака предстательной железы.
Для системного совершенствования организации онкологической помощи актуально внедрение в первичном звене здравоохранения методологии управления качеством, в частности клинико-организационного руководства (далее - КОР) "Раннее выявление злокачественных новообразований основных локализаций в первичном звене здравоохранения", основной целью которого является внесение изменений в систему, организацию и процессы оказания медицинской помощи так, чтобы помощь пациенту оказывалась по доказательным клиническим рекомендациям.
Должен обеспечиваться полицевой учет всех случаев заболеваний, для чего необходимо проведение мероприятий по разработке и внедрению автоматизированных раковых регистров во всех муниципальных лечебно-профилактических учреждениях в рамках функционирования территориального ракового регистра.
Неудовлетворительное материально-техническое состояние онкодиспансера сдерживает оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями, что сказывается на результатах лечения и продолжительности их жизни.
Планируется улучшение материально - технической базы онкодиспансера в 3 этапа:
I этап - 2010-2011 годы - разработка проектно-сметной документации и начало строительства двух каньонов для установки линейных ускорителей в радиологическом отделении;
II этап - 2012-2013 годы - строительство хирургического корпуса и патологоанатомического отделения с иммуногистохимической и цитологической лабораториями;
III этап - 2014-2015 годы - строительство вспомогательных отделений. Предусматривается развертывание отделений онкоурологии, для опухолей головы и шеи, восстановительной терапии, паллиативной помощи, оснащение отделений онкодиспансера и ГУЗ "Детская республиканская клиническая больница" современным медицинским и технологическим оборудованием.
Одним из главных направлений повышения доступности медицинской помощи является возможность удовлетворения потребности всех пациентов (включая социально незащищенных) в качественных лекарственных средствах в соответствии со стандартами и клиническими протоколами. Совершенствование системы лекарственного обеспечения онкологических больных предусматривает применение инновационных методик лечения - таргентной (направленной), антиангиогенной терапии современными химиопрепаратами, аутологичной трансплантации костного мозга.
Необходимо создание организационной системы, предусматривающей поэтапное продолжение лечения больных после получения интенсивных, высокотехнологичных методов лечения, для чего целесообразно открытие кабинета психотерапевтической помощи онкологическим больным, кабинетов реабилитации и противоболевой терапии при поликлинике онкодиспансера.
Для повышения доступности медицинской помощи инкурабельным больным (больным с запущенными ЗНО, не подлежащим специальным видам лечения), улучшения качества их жизни необходимо открытие хосписов, отделений и палат сестринского ухода в лечебно-профилактических учреждениях республики с целью проведения симптоматического лечения, подбора необходимой обезболивающей терапии, оказания им социально-психологической помощи, обучения их родственников навыкам ухода за тяжелобольным.
Эффективное развитие онкологической помощи в Республике Бурятия в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки медицинских кадров. Необходима подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров первичного звена здравоохранения, специализированной онкологической службы, в том числе с учетом потребности в конкретных специалистах - специалистах по обслуживанию линейных ускорителей, специалистах для проведения лучевой терапии, морфологической диагностики.
В целях повышения эффективности диагностики и лечения онкологических больных необходимо создание и обеспечение функционирования центра телекоммуникационной, консультативно-диагностической системы "Онкология", которая предусматривает наличие в операционном зале телесистемы, работающей в режиме on-line и предоставляющей возможность осуществления консультаций специалистов федеральных онкологических центров во время оперативного вмешательства.
IV. Нормативно-правовая основа
Основными федеральными нормативными актами, обеспечивающими оказание онкологической помощи населению, являются:
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- Закон Российской Федерации от 28.06.1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.12.1996 г. N 420 "О создании Государственного ракового регистра";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.04.1999 г. N 135 "О совершенствовании системы Государственного ракового регистра";
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2006 г. N 154 "О мерах по совершенствованию медицинской помощи при заболеваниях молочной железы";
- Методические рекомендации Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2007 г. N 9588-ВС "Выявление злокачественных новообразований и оказание медицинской помощи онкологическим больным";
- Методические рекомендации Минздравсоцразвития РФ от 22.10.2009 г. "Алгоритмы выявления онкологических заболеваний у населения Российской Федерации".
V. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает:
- координацию действий органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления, направленных на совершенствование оказания специализированной медицинской помощи населению республики;
- разработку и реализацию республиканской целевой программы, направленной на решение основных задач, сформулированных в Концепции.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, позволит:
- совершенствовать систему государственных мер, способствующих развитию онкологической помощи населению;
- обеспечить выполнение государственных гарантий по предоставлению бесплатной медицинской помощи с учетом имеющихся финансовых ресурсов;
- совершенствовать систему управления, финансирования, подготовки кадров лечебно-профилактических учреждений;
- создать предпосылки для улучшения показателей состояния здоровья населения к 2017 году:
1. Улучшить показатели, характеризующие раннее выявление злокачественных новообразований, в том числе увеличить долю больных с визуальными локализациями опухоли, выявленными на I - II стадиях заболевания, до 68-70%.
2. Снизить долю больных, умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза, в числе впервые выявленных больных в предыдущем году до 28%.
3. Снизить смертность трудоспособного населения от злокачественных новообразований до 75 на 100 тыс. трудоспособного населения.
4. Снизить первичный выход на инвалидность в трудоспособном возрасте на 10%.
5. Увеличить долю больных с ЗНО, наблюдающимися 5 лет и более после установления диагноза (пятилетняя выживаемость), до 50,8%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 28 декабря 2009 г. N 509 "О Концепции развития онкологической помощи в Республике Бурятия до 2017 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 30 декабря 2009 г. N 141