Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Государственной программе
Республики Бурятия
"Управление государственными финансами
и государственным долгом"
Паспорт
подпрограммы "Управление государственным долгом" Государственной
программы Республики Бурятия "Управление государственными финансами
и государственным долгом"
Наименование подпрограммы |
Управление государственным долгом |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство финансов Республики Бурятия |
Соисполнители подпрограммы |
Соисполнители отсутствуют |
Цель подпрограммы |
Эффективное управление государственным долгом Республики Бурятия |
Задачи подпрограммы |
- совершенствование инструментов управления государственным долгом Республики Бурятия; - обслуживание государственного долга Республики Бурятия |
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы |
- доля государственных ценных бумаг Республики Бурятия в общем объеме государственного долга Республики Бурятия; - число международных рейтинговых агентств, присвоивших Республике Бурятия кредитный рейтинг, для включения государственных ценных бумаг Республики Бурятия в Ломбардный список Банка России; - доля расходов на обслуживание государственного долга в расходах республиканского бюджета (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций); - отсутствие нарушений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничений на объем государственного долга Республики Бурятия и объем расходов на обслуживание государственного долга Республики Бурятия; - отсутствие просроченной задолженности по государственному долгу Республики Бурятия |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2014 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Общая сумма бюджетных ассигнований на 2014 - 2020 годы за счет средств республиканского бюджета Республики Бурятия составит 5 860 033,4 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 722 095,4 тыс. рублей; в 2015 году - 856 323,0 тыс. рублей; в 2016 году - 856 323,0 тыс. рублей; в 2017 году - 856 323,0 тыс. рублей; в 2020 году - 2 568 969,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты |
Формирование источников финансирования дефицита для обеспечения сбалансированности республиканского бюджета Республики Бурятия. Соблюдение предельных параметров по объему государственного долга и объему расходов на обслуживание государственного долга, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, установленных программой социально-экономического развития Республики Бурятия. Оптимизация расходов на обслуживание государственного долга Республики Бурятия с учетом экономического потенциала Республики Бурятия, динамики и конъюнктуры финансового рынка Российской Федерации. Отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Бурятия |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных
проблем и прогноз ее развития
Политика в области управления государственным долгом является неотъемлемой частью политики управления государственными финансами субъекта Российской Федерации. Проведение эффективной долговой политики способствует организации своевременного финансирования социально-значимых и инвестиционных расходов республиканского бюджета. Такая политика характеризуется не только отсутствием просроченных долговых обязательств, но также гибкостью и прозрачностью системы управления государственным долгом, публичностью государственных долговых обязательств.
Объем государственного долга Республики Бурятия на протяжении последних нескольких лет находился на достаточно низком уровне, что обусловлено проведением взвешенной политики в сфере государственных внутренних заимствований и предоставления государственных гарантий Республики Бурятия.
При этом рост объема государственного долга Республики Бурятия в 2010 - 2012 годах был обусловлен в значительной степени капитальными расходами на строительство объектов социальной сферы в рамках реализации мероприятий празднования 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства и выдачей государственных гарантий Республики Бурятия.
Основной прирост задолженности приходится на бюджетные кредиты, предоставленные республиканскому бюджету из федерального бюджета для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также для частичного покрытия дефицита республиканского бюджета Республики Бурятия.
Начал действовать механизм предоставления государственных гарантий юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты в Республике Бурятия, установленный постановлением Правительства Республики Бурятия от 11.12.2008 N 528 "О регламенте предоставления государственных гарантий Республики Бурятия юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты в Республике Бурятия". По состоянию на 01.10.2012 года сохраняют силу две государственные гарантии Республики Бурятия на общую сумму 630 903,3 тыс. рублей. Планируется развивать механизм предоставления государственных гарантий Республики Бурятия по инвестиционным проектам, имеющим высокую экономическую, бюджетную и социальную эффективность.
Государственная долговая политика Республики Бурятия будет направлена на обеспечение финансирования дефицита республиканского бюджета путем привлечения ресурсов на российском рынке капитала на благоприятных условиях, в том числе в форме кредитов от российских кредитных организаций и размещения ценных бумаг Республики Бурятия, номинированных в российской валюте.
На 2013 - 2015 годы запланировано размещение государственных ценных бумаг Республики Бурятия на российском внутреннем финансовом рынке. Это позволит диверсифицировать структуру государственного долга Республики Бурятия, обеспечить оптимальное соотношение длительности и стоимости обслуживания долговых обязательств, создать условия для более равномерного распределения во времени расходов на обслуживание государственного долга.
Вместе с тем в условиях экономических и финансовых кризисов риски, связанные с управлением государственным долгом, возрастают, что связано с угрозой сокращения поступлений доходов, прежде всего налоговых, в бюджетную систему. Нужно учитывать, что рост заимствований федерального бюджета на внутреннем рынке в случае новой "волны" мирового финансового кризиса может привести к "шоковой" реакции инвесторов и существенному увеличению стоимости государственных заимствований, выраженных в валюте Российской Федерации.
В связи с этим в ближайшие несколько лет важно обеспечить сохранение умеренной долговой нагрузки на республиканский бюджет, а для этого соблюдать более жесткие ограничения на объем государственного долга и объем расходов на обслуживание государственного долга, чем ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации. В целом необходимо обеспечить взвешенную политику государственных внутренних заимствований и управления государственным долгом Республики Бурятия, сохранить достигнутую долговую устойчивость республиканского бюджета.
Таким образом, долговая политика Республики Бурятия в период 2013 - 2020 годов будет направлена на обеспечение финансирования дефицита республиканского бюджета, поддержание оптимального объема государственного долга, своевременное и в полном объеме исполнение обязательств по обслуживанию государственного долга.
При этом будет осуществлен ряд мероприятий, направленных на оптимизацию структуры государственного долга Республики Бурятия, а также на повышение прозрачности долговой политики и укрепление репутации Республики Бурятия как надежного заемщика. Для этого будет организовано эффективное планирование объема и структуры государственного долга, регулярное размещение информации о государственном долге Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
При наличии лимитов предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации данный источник привлечения заемных средств будет являться приоритетным. Кроме того, будут привлекаться кредиты коммерческих банков для финансирования капитальных расходов и обеспечения частичного покрытия дефицита республиканского бюджета, в том числе по текущим расходам.
Государственную поддержку в виде государственных гарантий Республики Бурятия целесообразно оказывать крупным высокоэффективным инвестиционным проектам, способным оказать существенное влияние на развитие экономики Республики Бурятия. При этом важно не допустить отвлечения средств республиканского бюджета на исполнение долговых обязательств по государственным гарантиям. В связи с этим необходимо обеспечить последовательный анализ и мониторинг реализации инвестиционных проектов, достижения запланированных показателей результативности, регулярный контроль выполнения обязательств юридическими лицами, которым были предоставлены государственные гарантии.
Основные принципы управления государственным долгом будут закреплены в Концепции управления государственным долгом Республики Бурятия, которую предстоит разработать и принять в 2013 году.
Для обеспечения соблюдения ограничений на объем государственного (муниципального) долга и на объем расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга будет осуществляться регулярный мониторинг задолженности, в том числе в рамках информационного взаимодействия с муниципальными образованиями Республики Бурятия.
2. Основные цели и задачи, ожидаемые результаты реализации подпрограммы
Цель подпрограммы - эффективное управление государственным долгом Республики Бурятия. Достижение указанной цели подразумевает осуществление государственных заимствований и отсутствие гарантийных случаев по предоставленным государственным гарантиям для обеспечения финансирования дефицита республиканского бюджета и формирования благоприятных условий для экономического развития Республики Бурятия, а также полное и своевременное исполнение обязательств по государственному долгу Республики Бурятия.
Достижение указанной цели обеспечивается за счет решения следующих задач подпрограммы:
- совершенствование инструментов управления государственным долгом Республики Бурятия;
- обслуживание государственного долга Республики Бурятия.
Подпрограмма реализуется в 2014 - 2020 годах без разделения на этапы.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить сбалансированность республиканского бюджета путем привлечения кредитов и размещения займов для финансирования дефицита республиканского бюджета, оптимизировать структуру и объем расходов на обслуживание государственного долга, своевременно и в полном объеме осуществлять обслуживание государственного долга.
Управление государственным долгом планируется осуществлять таким образом, чтобы объем расходов на обслуживание государственного долга не превышал 2,5% от общего объема расходов республиканского бюджета (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций) в соответствующем финансовом году в течение всего периода реализации государственной программы. При этом будет обеспечено соблюдение ограничений на объем государственного долга и объем расходов на обслуживание государственного долга, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Будет организовано размещение государственных ценных бумаг Республики Бурятия на внутреннем российском рынке. Планируется, что доля государственных ценных бумаг в общем объеме государственного долга Республики Бурятия к 2020 году превысит 40%. Это позволит оптимизировать в среднесрочной перспективе объем расходов на обслуживание государственного долга и повысить равномерность распределения во времени указанных расходов.
Будет продолжено оказание государственной поддержки в форме государственных гарантий Республики Бурятия по юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты в Республике Бурятия, с высокими экономическими, бюджетными и социальными показателями, что создаст благоприятные условия для ускорения темпов экономического развития Республики Бурятия. При этом необходимо обеспечить надлежащий контроль за соблюдением юридическими лицами обязательств по предоставленным государственным гарантиям.
3. Целевые индикаторы подпрограммы
Показатели (индикаторы) подпрограммы отражены в приложении к подпрограмме (Таблица 1).
4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма предусматривает реализацию следующих мероприятий:
1. Эффективное планирование объема и структуры государственного долга.
Планирование объемов вновь принимаемых долговых обязательств, расходов на обслуживание государственного долга будет осуществляться в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом будет осуществляться выбор долговых инструментов, отвечающий требованиям минимизации рисков долговой политики и стоимости заимствований. По результатам планирования будут формироваться:
- программа государственных внутренних заимствований Республики Бурятия на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
- программа государственных гарантий Республики Бурятия.
Планирование расходов на обслуживание государственного долга будет осуществляться с учетом необходимости своевременного и полного осуществления таких расходов.
На регулярной основе будут разрабатываться предложения по совершенствованию структуры государственного долга и оптимизации расходов по его обслуживанию.
Также будет осуществляться мониторинг соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований предельных параметров по объему муниципального долга (в том числе по муниципальным гарантиям) и по объему расходов на обслуживание муниципального долга, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Совершенствование учета долговых обязательств местных бюджетов будет реализовано путем автоматизации представления отчетных данных муниципальными образованиями с использованием программного комплекса и электронной цифровой подписи.
Министерство финансов Республики Бурятия будет в установленном порядке осуществлять ведение Государственной долговой книги Республики Бурятия.
2. Повышение прозрачности в сфере управления государственным долгом и укрепление репутации Республики Бурятия как надежного заемщика.
Для повышения прозрачности в сфере управления государственным долгом будет осуществляться регулярная публикация информации о государственных долговых обязательствах Республики Бурятия на официальном сайте Министерства финансов Республики Бурятия в сети Интернет. Также будут размещаться на сайте действующие нормативные правовые акты Республики Бурятия по вопросам управления государственным долгом.
В целях совершенствования нормативной правовой базы по управлению государственным долгом Республики Бурятия и повышения прозрачности долговой политики будет разработана Концепция по управлению государственным долгом Республики Бурятия, которая будет представлена на согласование в Правительство Республики Бурятия в 2013 году.
Также в 2013 году будет осуществлен комплекс мер по подготовке к получению Республикой Бурятия кредитного рейтинга одного из международных рейтинговых агентств. Получение кредитного рейтинга позволит организовать размещение государственных ценных бумаг Республики Бурятия по умеренной ставке доходности и обеспечить включение указанных ценных бумаг в Ломбардный список Банка России.
3. Обслуживание государственного долга Республики Бурятия.
Выплата процентных платежей по государственному долгу и оплата услуг, связанных с размещением государственного долга, будут обеспечивать своевременное и полное исполнение обязательств по обслуживанию государственного долга Республики Бурятия.
Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы представлено в приложении к подпрограмме (Таблица 2).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.