27 января, 22 сентября 2010 г., 1 ноября 2011 г.
В целях обеспечения экологической безопасности, совершенствования организации сбора, вывоза, переработки и обезвреживания отходов в республике Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления отходами производства и потребления в Республике Бурятия.
2. Определить Министерство природных ресурсов Республики Бурятия координирующим органом по управлению отходами производства и потребления в Республике Бурятия.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Бурятия при реализации мероприятий в области обращения с отходами руководствоваться Концепцией управления отходами производства и управления в Республике Бурятия.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности |
И.М.Егоров |
Концепция
управления отходами производства и потребления
в Республике Бурятия
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 29 мая 2009 г. N 210)
27 января, 22 сентября 2010 г., 1 ноября 2011 г.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27 января 2010 г. N 20 в Введение настоящей Концепции внесены изменения
Введение
Концепция управления отходами производства и потребления в Республике Бурятия (далее - Концепция) является стратегией управления потоками отходов, определяет цели, задачи и пути решения проблем в сфере обращения с отходами.
Концепция разработана в соответствии с федеральными законами от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 01.05.1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 19.07.1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", Концепцией обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации, утвержденной постановлением коллегии Госстроя России от 22.12.1999 г. N 17, Законом Республики Бурятия от 25.11.2005 г. N 1348-III "Об охране окружающей среды в Республике Бурятия".
1. Цели и задачи
Основной целью Концепции является создание единой системы комплексного управления отходами производства и потребления для сохранения и развития комфортной среды обитания населения, а также обеспечения экологической безопасности республики.
Главными задачами для достижения основной цели являются:
- создание нормативной правовой и технологической базы для реализации на территории Республики Бурятия единой государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления на различных уровнях управления;
- строительство современных полигонов твердых бытовых отходов с учетом последующей рекультивации территорий. Строительство полигонов промышленных отходов;
- предупреждение несанкционированного размещения отходов и возврат в хозяйственный оборот территорий, занятых несанкционированными свалками;
- максимальное использование селективного сбора твердых бытовых отходов с цельюполучения вторичных ресурсов;
- стимулирование вторичной переработки отходов, повторного использования материалов и снижения токсичности отходов;
- развитие рынка вторичного сырья и его продукции;
- снижение объема отходов за счет мер по предотвращению их образования, более эффективного использования ресурсов и создания более устойчивых моделей производства и потребления;
- организация научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ по внедрению в Республике Бурятия современных технологий по переработке отходов производства и потребления;
- увеличение доли перерабатываемых отходов по отношению к отходам, размещенным без переработки;
- привлечение малого и среднего бизнеса в сферу обращения с отходами;
- развитие информационной базы данных по отходам производства и потребления в Республике Бурятия;
- экологическое воспитание и просвещение населения, в том числе повышение уровня культуры и заинтересованности населения в области сбора отходов.
2. Анализ существующего положения в системе управления отходами
производства и потребления в Республике Бурятия
2.1. Анализ накопления и образования отходов
Одной из важнейших экологических проблем территорий населенных пунктов является причинение ущерба окружающей среде в результате накопления отходов производства и потребления. Негативное воздействие отходов выражается, прежде всего, в поступлении в природную среду вредных химических и токсичных веществ, ведущих к загрязнению почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха. За последние годы количество образовавшихся отходов резко увеличилось, вследствие чего возросли проблемы их удаления, переработки, обезвреживания и захоронения.
На протяжении последних 5 лет на территории Республики Бурятия прослеживается устойчивая тенденция к увеличению объемов образования отходов. Ежегодно образуется в среднем более 17 млн. тонн отходов производства и потребления. Среднегодовой прирост объемов образования отходов составляет 14%.
В 2007 году в Республике Бурятия образовалось 21 370,569 тыс. тонн отходов, в том числе 1 класса опасности - 0,067 тыс. тонн (0,0003%), 2 класса опасности - 0,068 тыс. тонн (0,0003%), 3 класса опасности - 142,723 тыс. тонн (0,67%), 4 класса опасности - 255,874 тыс. тонн (1,2%), 5 класса опасности -20 971,837 тыс. тонн (98,13%).
Динамика образования отходов в Республике Бурятия в 2004 - 2007 годах представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика образования отходов в Республике Бурятия (2004 - 2007 гг.)
(тыс. т)
|
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
% от образовавшееся в 2007 году |
Всего отходов |
13558,539 |
16875,188 |
18026,477 |
21 370,569 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
1 класс опасности |
0,040 |
0,031 |
0,065 |
0,067 |
0,0003 |
2 класс опасности |
0,210 |
0,088 |
0,363 |
0,068 |
0,0003 |
3 класс опасности |
45,017 |
55,246 |
85,130 |
142,723 |
0,67 |
4 класс опасности |
217,701 |
267,559 |
796,807 |
255,874 |
1,2 |
5 класс опасности |
13295472 |
16552,264 |
17144,112 |
20971,837 |
98,13 |
Отходы 5 класса в основном представлены многотоннажными отходами, образующимися при добыче полезных ископаемых (18314,6 тыс. т), а также строительными (1711,5 тыс. т) и золошлаковыми (611,4 тыс. т) отходами. Отходы 4 класса опасности образуются в основном за счет отходов целлюлозы, бумаги и картежа (55,5 тыс. т), осадков очистных сооружений (41,9 тыс. т), золошлаков (36,7 тыс. т), твердых коммунальных отходов (22 тыс. т). Среди наиболее опасных промышленных отходов 1 и 2 классов опасности значительные объемы образования приходятся на отработанные конденсаторы с трихлордифенилом (1 класс опасности - 33,1 т), ртутные лампы (1 класс опасности - 23,8 т), отходы кислот и щелочей (2 класс опасности - более 30 т), отработанные свинцовые аккумуляторы (2 класс опасности - 11,3 т).
Из общего объема образовавшихся в 2007 году отходов утилизировано 10224,6 тыс. т (47,84%), размещено на объектах захоронения отходов 6071,4 тыс. т (28,4%). На территории предприятий на конец 2007 года накоплено 61833,3 тыс. т.
Движение отходов производства и потребления в 2007 году по республике представлено в таблице 2.
Таблица 2
Движение отходов производства и потребления в 2007 году
(тыс. т)
Наименование отходов |
Образовалось в отчетном году всего |
Использовано и обезврежено (утилизировано) |
Размещено на санкционированных свалках |
Наличие на территории предприятий на конец отчетного года |
||
всего |
% |
всего |
% |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего отходов |
21370,569 |
10224,635 |
47,84 |
6071,397 |
28,4 |
61833,329 |
1 класс опасности |
0,067 |
0,076 |
113,43 |
0 |
0 |
0,027 |
2 класс опасности |
0,068 |
0,064 |
94,12 |
0,001 |
1,47 |
0,022 |
3 класс опасности |
142,723 |
142,378 |
99,76 |
0,220 |
0,15 |
0,590 |
4 класс опасности |
255,874 |
227,306 |
88,83 |
143,379 |
56,03 |
151,569 |
5 класс опасности |
20971,837 |
9854,810 |
46,99 |
5927,797 |
28,26 |
61681,120 |
Образование основного объема отходов наблюдается в сфере добычи полезных ископаемых, производства цемента, извести и гипса, целлюлозно-бумажного производства, электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
Наибольшее количество отходов образуется при добыче полезных ископаемых, вклад от этого вида деятельности в общее количество образования отходов по Республике Бурятия составил в 2007 году 93,18% (в 2006 году -90,2%).
Таблица 3
Образование отходов в 2007 году по видам экономической деятельности
(тыс. т)
Виды экономической деятельности |
Образование отходов по годам |
% вклада (2007 г.) |
|
2006 г. |
2007 г. |
||
Всего |
18026,477 |
21370,569 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
606,607 |
111,6 |
0,52 |
Рыболовство, рыбоводство |
8,117 |
686 |
0,03 |
Добыча полезных ископаемых |
15788,280 |
19913,247 |
93,18 |
Обрабатывающие производства |
702,693 |
605,797 |
2,83 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
640,647 |
497,287 |
2,33 |
Строительство |
9,102 |
11,034 |
0,05 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
5,596 |
6,081 |
0,03 |
Транспорт и связь |
157,515 |
123,091 |
0,58 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
8,931 |
41,687 |
0,05 |
Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность |
16,287 |
13,196 |
0,06 |
Прочие виды экономической деятельности |
82,702 |
40,861 |
0,19 |
Современное состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления характеризуется образованием значительного объема опасных отходов, что представляет реальную угрозу уникальной экосистеме озера Байкал и Байкальской природной территории.
Наибольшее количество токсичных отходов образуется на крупных промышленных предприятиях г. Улан-Удэ (ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", Улан-Удэнский ЛВРЗ - филиал ОАО "РЖД", Улан-Удэнская ТЭЦ-1, Улан-Удэн-ская ТЭЦ-2). Промышленные отходы размещаются на пяти санкционированных площадках:
- площадка для размещения промышленных отходов в п. Матросово предназначена для Складирования производственных отходов Улан-Удэнского ЛВРЗ - филиала ОАО "РЖД". Площадь участка - 7 га. Расчетная емкость площадки (бывшего глиняного карьера) около 1 000 000 куб. м;
- площадка для размещения промышленных отходов на территории летного поля в п. Загорск предназначена для складирования токсичных жидких производственных отходов ОАО "Улан-Удэнский авиазавод";
- площадка для размещения золошлаковых отходов Улан-Удэнской ТЭЦ-1 в п. Кирзавод (так называемый промежуточный золоотвал). Площадь участка - 12 га. Расчетная емкость золоотвала -около 150 000 тыс. т. Эксплуатируется в зимнее время, заполняется ежегодно до отметки 586 м - с накоплением от 60 до 150 тыс. т, в летнее время золошлаки перекачиваются на постоянный шлакоотвал в п. Тальцы;
- площадка для размещения золошлаковых отходов Улан-Удэнской ТЭЦ-1 в районе ст. Тальцы (постоянный золоотвал). Площадь участка - 102 га. Расчетная емкость золоотвала - около 8067,37 тыс. куб.м (8560 тыс. т). 1-я очередь золоотвала емкостью 3680,0 тыс. т полностью заполнена. 2-я очередь золоотвала емкостью 4880 тыс. т эксплуатируется с 2000 года. Расчетный срок эксплуатации - 13 лет;
- площадка для размещения золошлаковых отходов Улан-Удэнской ТЭЦ-2. Площадь участка - 10,3 га. Расчетная емкость золоотвала - около 394 тыс. куб. м (500 тыс. т). Расчетный срок эксплуатации - 3 года. Ведется строительство золоотвала "Малиновой лог" емкостью 615 тыс. т золошлаков площадью 147,2 га.
Наличие в черте города пяти санкционированных площадок не решает проблемы размещения производственных отходов предприятий г. Улан-Удэ, в том числе токсичных. Часть производственных отходов вывозится на городскую свалку бытовых отходов, а зачастую складируется в зеленой зоне города, что ухудшает экологическую и санитарную обстановку, снижает рекреационную ценность городских лесов.
Требует срочного решения проблема ликвидации техногенных отходов отвалов Джидинского вольфрамово-молибденового комбината, которая начиная с 90-х годов прошлого века остается одной из экологических проблем республики. Основное количество техногенных хвостов сконцентрировано в четырех местах:
- лежалые отходы гравитационного обогащения холтосонских руд - 3,8 млн. т. на площади 20,1 га;
- хвосты обогащения инкурских руд объемом порядка 37 млн. т;
- отвал аварийного сброса пульпы, где находится смесь отходов обогащения, - порядка 1 млн. т;
- площадка в устье реки Модонкуль, где находится большая часть отходов обогащения молибденовых руд площадью 1 х 2,5 км. Это наименее изученная часть отходов комбината.
В нестоящее время ООО "Закаменск" реализует проект по переработке отходов хвостохранилищ Джидинского вольфрамово-молибденового комбината, но в целом решить проблему снижения негативного воздействия отходов без привлечения средств федерального бюджета не представляется возможным.
Другой не менее важной проблемой остается утилизация запрещенных и не пригодных к использованию пестицидов и агрохимикатов с истекшим сроком годности. Поданным Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в сельскохозяйственных предприятиях республики хранится значительное количество (103,367 тонн) средств химизации растений с истекшими сроками годности, в том числе запрещенных для применения на территории Российской Федерации. Гранозан, ртуть, ДУСТ -чрезвычайно опасные и высокоопасные химические вещества, ввезенные в хозяйства в 70-80-е годы XX века, и другие непригодные средства химизации растений в Кяхтинском, Прибайкальском, Мухоршибйрском, Иволгинском, Джидинском районах складированы в ветхих, неприспособленных помещениях, что приводит к загрязнению почвы и возможному загрязнению водоносного горизонта. По данным лабораторных исследований зарегистрированы факты загрязнения почвы высокоопасными пестицидами на территориях Иволгинского и Прибайкальского районов.
Остается проблемой рост количества несанкционированных свалок, которые из-за воздействия природных осадков и процессов в твердых бытовых отходах способствуют загрязнению атмосферы и источников водоснабжения.
2.2. Современное состояние санитарной очистки населенных
пунктов и мест массового отдыха
Санитарное состояние населенных мест и прилегающих к ним территорий, зеленых зон, берегов водоемов остается неудовлетворительным, несмотря на проводимые ежегодные мероприятия по санитарной очистке.
Основными объектами для захоронения отходов являются полигоны для твердых бытовых отходов и санкционированные свалки. В настоящее время в Республике Бурятия действует всего 5 полигонов твердых бытовых отходов:
- полигон для захоронения твердых бытовых отходов в районе с. Нижний Саянтуй;
- полигон для твердых бытовых отходов в г. Северобайкальск;
- полигон для твердых бытовых отходов в п. Нижнеангарск;
- полигон для твердых бытовых отходов в г. Гусиноозерск;
- полигон для твердых бытовых отходов в п. Саган-Нур.
В большинстве населенных пунктов республики не решены вопросы сбора и вывоза твердых бытовых отходов из жилых массивов частного сектора. Жители занимаются самовывозом на местные свалки, которые организованы не во всех населенных пунктах. В случае если свалки расположены далеко от населенных пунктов, незаконно складируют отходы на берегах водоемов, на улицах и в зеленой зоне. Поэтому во многих населенных пунктах замусорены окраины поселений, дороги, лесные массивы, естественные овраги и т.п., образуются так называемые "стихийные свалки".
На 1 января 2009 года всего на территории республики насчитывалось 1335 свалок, в том числе санкционированных - 311 ед. на площади 1131,9 га и несанкционированных - 1024 ед. на площади 682,8 га. За 2008 год ликвидировано 1088 несанкционированных свалок. Несмотря на проводимую работу по ликвидации несанкционированных свалок, количество несанкционированных свалок не уменьшается.
Большой ущерб местам массового отдыха, в том числе и побережью озера Байкал наносит массовый туризм; норм образования отходов в местах массового отдыха нет.
В населенных пунктах и местах массового отдыха Республики Бурятия сложилась следующая система санитарного содержания территории:
- в г. Улан-Удэ функцию санитарной очистки выполняют муниципальные унитарные предприятия отрасли жилищно-коммунального хозяйства по схеме "квартира - мусор - мусоросортировочная станция - полигон". Для организации сбора и вывоза бытовых отходов Администрацией города было приобретено 7 бункеровозов и 59 бункеров-накопителей объемом 10 куб. м каждый, которые установлены на территории частного сектора. Однако в соответствии со схемой санитарной очистки г. Улан-Удэ потребность в бункерах составляет 171 ед., в бункеровозах - 38 ед.;
- в крупных населенных пунктах функции санитарной очистки, уборки и благоустройства территории выполняют муниципальные унитарные предприятия отрасли жилищно-коммунального хозяйства или ведомственные организации (РЖД, БАМ и т.д.);
- в остальных населенных местах отсутствует планово-регулярная система очистки и существует так называемая "система самовывоза".
В местах массового отдыха санитарная очистка территорий осуществляется, в основном, за счет общественных мероприятий и различных экологических акций. На территориях национальных парков производится регулярная санитарная очистка территорий силами сотрудников особо охраняемых территорий,
Для решения проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления в рамках реализации подпрограммы "Отходы" РЦП "Экология и природные ресурсы Республики Бурятия (2005 - 2008 годы)" за счет средств республиканского бюджета за период 2005 - 2007 гг. были профинансированы следующие мероприятия:
- строительство полигона твердых бытовых отходов в г. Северобайкальск - на общую сумму 7,75 млн. руб.;
- реконструкция полигона твердых бытовых отходов в п. Нижнеангарск - на общую сумму 17,36 млн. руб.;
- проектно-изыскательские работы и софинансирование строительства полигона ТБО в п. Усть-Баргузин - на общую сумму 2,7 млн.руб.;
- софинансирование строительства полигона твердых бытовых отходов в местности Култушная - на общую сумму 1,0 млн. руб.;
- разработка проектно-сметной документации строительства полигонов твердых и жидких бытовых отходов в с. Мухоршибирь - на общую сумму 0,875 млн. руб.;
- проведение инженерных изысканий и разработка рабочего проекта строительства полигона ТБО в с. Сосново-Озерское - на общую сумму 1,036 млн. руб.
Всего профинансировано 30,72 млн. руб.
На территории г. Улан-Удэ действует мусоросортировочная станция N 1 мощностью 80 тыс. т отходов в год. В 2007 году в юго-западной части города начаты работы по строительству второй мусоросортировочной станции мощностью 40 тыс. т твердых бытовых отходов в год.
В районах и городах республики не развита сеть пунктов приема вторичного сырья, не внедряются современные технологии раздельного сбора, переработки и утилизации отходов производства и потребления, слабо развит рынок вторичного сырья.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 сентября 2010 г. N 411 раздел 2.3 настоящей Концепции изложен в новой редакции
2.3. Морфологический состав отходов и переработка вторичного сырья
По исследованиям зарубежных и отечественных специалистов удельное годовое накопление на одного жителя населенных мест (норма накопления) имеет тенденцию к постоянному росту, что объясняется повышением уровня благоустройства жилого фонда и ростом упаковочных материалов в составе ТБО. Норма накопления - это количество отходов в кг или куб. м, образующихся на расчетную единицу (человек) в единицу времени (день, год).
Правильная организация системы сбора и удаления отходов предполагает наличие сведений об обслуживаемых объектах (благоустроенный или неблагоустроенный жилой фонд, этажность, численность постоянного населения и количество отдыхающих, процент охвата населения планово-регулярной системой вывоза ТБО и т.д.). Нормы накопления ТБО являются исходными данными для планирования количества подлежащих удалению отходов.
Годовой объем твердых бытовых отходов (ТБО) в республике по расчетным данным составляет 342,9 тыс. т.
При обращении с твердыми бытовыми отходами необходимо учитывать, что они содержат ценные утильные компоненты.
В таблице 4 представлен морфологический состав ТБО по данным Концепции обращения с отходами в Российской Федерации и проекта Генеральной схемы очистки населенных пунктов и мест массового отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Таблица 4
Морфологический состав ТБО поселков и станций,
городов и поселков городского типа
(в %)
Составные части |
В средней |
В поселках |
В городах и |
В среднем |
Пищевые отходы |
35, ..., 45 |
17 |
25,2 |
25,7 |
Бумага, картон |
32, ..., 35 |
26,1 |
28,4 |
28,8 |
Дерево |
1, ..., 2 |
1,2 |
- |
0,7 |
Металлолом (черный, цветной) |
3,5, ..., 5,5 |
7,6 |
10,2 |
7,7 |
Текстиль |
3, ..., 5 |
0,4 |
2,5 |
1,9 |
Кости |
1, ..., 2 |
0,2 |
- |
0,6 |
Стекло |
2, ..., 3 |
7,4 |
11,2 |
7,2 |
Кожа, резина |
0,5, ..., 1 |
1,1 |
2,5 |
1,5 |
Пластмасса |
3, ..., 4 |
4 |
7,6 |
5,2 |
Прочее |
1, ..., 2 |
8,5 |
- |
3,2 |
Отсев, камни |
5, ..., 7 |
26,5 |
12,4 |
15,3 |
Исходя из морфологического состава ТБО, при условии сортировки и внедрения раздельного сбора отходов, вторичное сырье может составить более 25% из общего количества, что может составить 87,0 тыс. т вторичного сырья, в том числе 48,0 тыс. т макулатуры, 24,7 тыс. т стекла, 14,3 тыс. т полимеров.
Также, по расчетным данным, от автотранспортных средств образуется в среднем более 4,5 тыс. т изношенных автопокрышек в год. Автопокрышки являются источником длительного загрязнения окружающей среды, поскольку они не подвергаются биологическому разложению и устойчивы к воздействию внешних факторов. Кроме того, покрышки крайне огнеопасны и в случае возгорания погасить их достаточно сложно.
В настоящее время в г. Улан-Удэ реализуется система 2-х этапного вывоза отходов (сбор и извлечение утилизируемых фракций на мусоросортировочной станции и захоронение на полигоне неутилизируемой части ТБО). В 2008 году объем вторичного сырья составил 8% из всего объема ТБО, поступивших на мусоросортировочную станцию, в 2009 году сортировка практически не производилась, ТБО напрямую направлялись на захоронение на полигон ТБО. Причинами послужили отсутствие предприятий по переработке ТБО, рынка сбыта вторичного сырья.
3. Система комплексного управления отходами производства и потребления
Эффективная система комплексного управления отходами в Республике Бурятия может быть создана при разработке единого подхода к системе обращения с отходами, включающей сбор, утилизацию, обезвреживание, транспортировку, хранение, захоронение и контроль за этими операциями на всех уровнях власти.
Управление отходами должно базироваться на шести принципах:
1) минимальное воздействие отходов на окружающую среду;
2) минимизация бюджетных затрат;
3) максимальное использование и обезвреживание отходов;
4) комплексный подход к решению указанных проблем;
5) муниципальная система управления отходами должна разрабатываться с учетом конкретных местных условий с использованием программно-целевого метода;
6) участие органов местного самоуправления, а также всех групп населения - необходимый элемент любой программы по решению проблемы образования отходов.
При создании системы управления отходами необходимо учесть следующие пути регулирования процесса управления отходами:
- экономическое регулирование обращения с отходами;
- лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
- государственный контроль и надзор;
- создание информационной базы данных по движению отходов, объектам размещения отходов, технологиям использования и обезвреживания отходов;
- экологическое воспитание и просвещение:
3.1. Экономическое регулирование сферы обращения с отходами
Основными принципами экономического регулирования сферы обращения с отходами, являются:
- уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;
- размещение отходов на полигонах на платной основе;
- экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
Задачей экономического регулирования сферы обращения с отходами является создание благоприятных условий для экологического предпринимательства.
Система экономического регулирования включает в себя:
- систему экономического стимулирования экологически безопасного обращения с отходами, использования, утилизации и переработки отходов субъектами хозяйственной деятельности;
- создание на территории республики государственных, частных и смешанных предприятий централизованной переработки отходов в товарную продукцию, пользующуюся платежеспособным спросом;
- систему мероприятий по привлечению инвестиций на осуществление природоохранной деятельности в области управления отходами и снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду: организация конкурсов на создание системы по сбору и переработке различных видов отходов, предоставление субсидий в виде грантов, займов, покрывающих до 50% расходов;
- систему налоговых льгот, стимулирующих экологическое предпринимательство;
- систему налоговых льгот для предприятий и организаций, стимулирующих их природоохранную деятельность;
- систему льготных кредитов, направленных на поддержку бизнес-планов инвестиционных проектов, связанных с решением задач утилизации и переработки отходов промышленного производства, сельского хозяйства и твердых бытовых отходов;
- возможность создания муниципального заказа на продукцию из вторичного сырья.
3.2. Лицензирование деятельности посбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов
Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию.
Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности осуществляется. Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Бурятия.
Лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов являются:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности уши на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;
- наличие у индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами;
- проведение лицензиатом - юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
- наличие у лицензиата паспортов опасных отходов, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению;
- иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами в отношении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 1 ноября 2011 г. N 569 в подраздел 3.3. раздела 3 настоящей Концепции внесены изменения
3.3. Государственный контроль и надзор
Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией.
Федеральным органом исполнительной, власти, осуществляющим государственный контроль и надзор за деятельностью в области обращения с отходами на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, является Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия.
Государственный экологический контроль за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории Республики Бурятия, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляет Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования.
Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами включает в себя:
- контроль за выполнением экологических требований (государственный экологический контроль) в области обращения с отходами;
- контроль за выполнением санитарно-эпидемиологических и иных требований в области обращения с отходами;
- контроль за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов;
- контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в области обращения с отходами;
- контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
- контроль за соблюдением требований и правил транспортировки опасных отходов;
- контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
- контроль за достоверностью представляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах;
- выявление нарушений законодательства в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;
- привлечение в установленном порядке индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненого окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства в области обращения с отходами.
3.4. Создание информационной системы по движению отходов,
объектам размещения отходов, технологиям использования
и обезвреживания отходов
Данные по движению отходов представляются Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Бурятия и формируются в федеральной годовой статистической отчетности N 2-ТП (отходы).
Министерством природных ресурсов Республики Бурятия разработан порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления, утвержденный постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.06.2008 г. N 303.
Региональный кадастр отходов производства и потребления состоит из следующих разделов:
- классификационный каталог отходов;
- региональный реестр объектов размещения отходов;
- банк данных движения отходов;
- банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, применяемых в Республике Бурятия.
Информацию для ведения кадастра представляют юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления, и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
При сведении всей этой информации в единый банк данных станет возможным проверять достоверность данных путем сравнения информации из различных источников, восстанавливать недостающие данные косвенным путем.
В составе информационной базы данных по обращению с отходами будут сведения, позволяющие судить о:
- количественном и качественном составе отходов, образующихся у хозяйствующих субъектов, расположенных на территории республики;
- движении этих отходов (поступивших от других предприятий или переданных друим предприятиям, в том числе на захоронение);
- свободных резервах на объектах размещения отходов;
- причинах накопления или захоронения отходов на объектах размещения и др.
Аналитические исследования, проводимые по данным; занесенным в базу, могут быть использованы для принятия управленческих решений на каждом из уровней системы управления отходами. В первую очередь это касается вопросов организации (направления) потоков отходов на действующие объекты по использованию, обезвреживанию, размещению отходов, привлечению инвестиций в строительство новых объектов по переработке и размещению отходов.
Анализ собранной информации позволит выявлять несоответствие объемов приема (передачи) отходов между предприятиями, перевозчиками и объектами по использованию (обезвреживанию) отходов и таким образом предотвращать образование несанкционированных свалок в процессе неконтролируемого движения отходов.
3.5. Экологическое воспитание и просвещение
Реализация комплекса мер в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Бурятия невозможна без участия как руководителей предприятий, ученых и специалистов, общественных объединений, так и населения республики.
Одной из причин, затрудняющих осуществление экологически безопасного и экономически эффективного обращения отходов на территории республики, является то, что руководители различных уровней зачастую не осознают важности грамотного решения проблемы отходов, образующихся в процессе производства, либо избавляются от отходов наиболее дешевым способом, нарушая законодательство в области обращения с отходами. Для улучшения ситуации помимо жесткого контроля за отходопроизводителями необходимо вести просветительскую деятельность для формирования грамотного и ответственного подхода к обращению с отходами. С целью внедрения передового опыта и новых технологий в области обращения с отходами и развития переработки вторичного сырья необходима организация проведения конференций, круглых столов, выставок по соответствующей тематике. Помимо этого необходимо развитие непрерывного экологического образования, ориентированного на развитие навыков рационального природопользования, внедрение передовых методов обращения с отходами.
Необходимо вовлечение жителей городов и населенных пунктов республики в систему экологического просвещения. Невозможно без проведения соответствующей подготовки и разъяснительной работы среди населения организовать раздельный сбор отходов. Нужно донести до каждого жителя информацию о том, какие экологические и экономические результаты влечет раздельный сбор бытовых отходов, как он будет осуществляться (какие виды отходов будут собираться в отдельные контейнеры, как различить контейнеры для бумаги, пластика и других видов отходов и т.д.). Надо постоянно вести разъяснения о недопустимости сжигания открытым способом мусора, смета, древесных отходов, о том вреде, который наносится этим здоровью людей.
Для обучения населения грамотному подходу к отходам полезно создание научно-популярных фильмов, издание и распространение листовок, буклетов и других информационных материалов об экологических и экономических аспектах обращения с отходами, формирующих у населения интерес к проблемам охраны окружающей среды от негативного воздействия отходов. Осознание жителями республики своей возможности влиять на состояние окружающей среды, участвовать в реальном ресурсосбережении позволит сделать раздельный сбор бытовых отходов наиболее полным и эффективным. Использование продукции из вторичного сырья, которая будет снабжена соответствующими наклейками, этикетками и надписями "Изготовлено из вторичного сырья", даст возможность наглядно продемонстрировать людям, что раздельный сбор отходов и переработка вторичного сырья имеет реальный смысл, ведет к ресурсо-сбережению и охране окружающей среды, что позволит снизить скептическое отношение некоторой части населения к идее рационального отношения к отходам.
4. Обзор регионального законодательства субъектов Сибирского
федерального округа в сфере обращения с отходами и технологий
по сортировке и переработке отходов
Из 12 субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, в Республике Алтай, Республике Тыва, Республике Хакасия, Кемеровской и Омской областях, Алтайском крае разработаны и приняты региональные законы "Об отходах производства и потребдения", которые призваны регулировать отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления в части, отнесенной к ведению субъекта Российской Федерации.
Правительство Забайкальского края разработало концепцию обращения с промышленными и бытовыми отходами в целях борьбы с загрязнением окружающей среды, в которой предусмотрено создание межведомственной комиссии по решению этой проблемы, подготовка и принятие регионального закона и краевой целевой программы об отходах производства и потребления. Каждому муниципальному образованию рекомендовано разработать схемы сбора, транспортировки и обезвреживания мусора, создать конкурентную среду в этой сфере, оптимизировать финансовые и транспортные потоки.
Основными направлениями для решения проблем в сфере обращения с отходами в субъектах Сибирского федерального округа являются раздельный сбор твердых бытовых отходов, строительство полигонов твердых бытовых отходов, мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводов, внедрение технологий по переработке отходов производства и потребления.
В г. Иркутск разработана программа сбора, сортировки и переработки твердых бытовых отходов. Для реализации проекта городская администрация устанавливает "системы сбора мусора" - контейнеры, основная часть которых находится под землей. Всего планируется установить 246 таких систем. После начала реализации программы горожане должны будут самостоятельно сортировать мусор, который выбрасывают. Проектом предусмотрены дополнительные средства на информирование иркутян о нововведении, в образовательных учреждениях уже начата работа в этом направлении. Рассматриваются возможности снижения платы за коммунальные услуги в качестве поощрения за сортировку мусора. Также в 2008 году под г. Иркутск начал работать завод по переработке старых автопокрышек, в создание которого было инвестировано 850 тыс. долл. Предприятие сможет перерабатывать до 5 тыс. резинотехнических изделий в год.'
На острове Ольхон реализуется российско-германский проект по программе "Консультативная помощь" в области управления ТБО на Байкале, направленный на разработку и оптимизацию схемы сбора и утилизации отходов на побережье острова Ольхон с учетом немецкого опыта. В результате реализации проекта проведен анализ законодательной базы в сфере обращения с ТБО и туристической деятельности, инвентаризация коммунального хозяйства на острове Ольхон, анализ рынка сбыта вторичных ресурсов в Байкальском регионе, научное исследование морфологии ТБО на Ольхоне. Разработана местная стратегия управления ТБО, построен пункт приема вторичных материальных ресурсов, разработан бизнес-план и расчет финансовых затрат для организованной регулярной утилизации ТБО на острове Ольхон. Также подготовлен выпуск первого справочника предприятий в сфере вторичной переработки отходов в Иркутской области и информационных брошюр и листовок по видам отходов.
В 2009 году в г. Чита начнется строительство мусоросортировочного комплекса. При выходе завода на полную мощность предполагается переработка отходов в количестве 356-365 т в сутки или 130-150 тыс. т в год. Кроме того, в г. Чита продолжается поэтапная замена всех контейнеров и строительство, новых контейнерных площадок для сбора мусора.
В г. Новокузнецк Кемеровской области идет активное строительство первого в регионе мусороперерабатывающего завода с высокой степенью утилизации. Завод проектной мощностью более 200 тыс. т мусора в год сможет перерабатывать все твердые бытовые отходы г. Новокузнецк, при этом 30% городского мусора предполагается сортировать и отправлять на вторсырье потребителю, а 70% отходов - на прессование, брикетирование с использованием стрейч-пленки и последующее захоронение.
5. Предложения по санитарной очистке населенных пунктов
В соответствии с действующим законодательством организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения, что значительно повышает роль и ответственность органов местного самоуправления в области обращения с отходами потребления.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления в Российской Федерации" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Органы местного самоуправления должны осуществлять организацию деятельности в области обращения с отходами, определять порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и прочие) в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Численность городского и сельского населения является одним из основных факторов, определяющих объем работ по сбору и удалению ТБО, а также выбор оптимального варианта их обезвреживания.
Организация санитарной очистки городов от отходов производства и потребления, применяемые технические средства и формы обслуживания во многом определяются конкретными условиями, из которых основными являются:
- численность и плотность городского и сельского населения;
- уровень благоустройства жилищного фонда (наличие канализации, централизованного отопления и теплоснабжения, этажность и наличие мусоропровода);
- климатические и другие природные условия;
- архитектурно-планировочная композиция населенного пункта;
- состояние и перспектива развития жилой застройки;
- экономические возможности.
Органы местного самоуправления должны разработать программы управления отходами. Муниципальная программа "Управление отходами" должна включать:
- правовое регулирование вопросов в сфере обращения с отходами;
- механизм реализации программы;
- координацию действий участников обращения с отходами;
- обоснование финансовых потребностей, необходимых для реализации программ;
- определение источников финансирования расходов, связанных с реализацией программы;
- прогнозирование правовых, экономических и социальных результатов от реализации программы.
Мероприятия программы должны предусматривать:
- разработку порядка обращения с отходами производства и потребления, предусматривающего права и обязанности каждого участника процесса обращения с отходами;
- организацию системы сбора и вывоза отходов из частного жилого сектора;
- проектирование и строительство полигонов захоронения бытовых и промышленных отходов в соответствии с экологическими и санитарно-гигиеническими требованиями;
- строительство новых контейнерных площадок твердых бытовых отходов с учетом вводимого жилья, объектов социально-культурного назначения, встроено-пристроенных в жилые дома;
- организацию передвижных и стационарных пунктов по приему вторичного сырья;
- создание производств по переработке бытовых и производственных отходов, внедрение современных технологий переработки вторичного сырья;
- создание и развитие специализированных предприятий по обращению с отходами, укрепление их материально-технической базы;
- организацию мероприятий по предотвращению и ликвидации несанкционированных свалок (повышение эффективности муниципального земельного контроля, рекультивация нарушенных земельных участков, определение земель под застройку, благоустройство и т.д.);
- повышение экологической культуры населения.
Организация мероприятий по предотвращению и ликвидации несанкционированных свалок предусматривает следующие действия:
- проведение инвентаризации имеющихся свалок в районах республики, для чего в каждом районе должна быть создана комиссия. По результатам инвентаризации бесхозные свалки должны быть ликвидированы;
- решение вопроса по отводу земель под объекты размещения отходов (полигоны, свалки и т.д.);
- обустройство объектов размещения отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
- внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", вступающим в силу с 1 января 2010 года, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
5.1. Организация управления отходами в центральной экологической зоне
Байкальской природной территории Республики Бурятия
В соответствии с перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 г. N 643, в центральной экологической зоне запрещена деятельность по утилизации отходов в части складирования, захоронения и обезвреживания вновь образующихся промышленных отходов, обезвреживания отходов производства и потребления путем сжигания. Основными проблемами являются повышенные затраты на транспортировку, утилизацию и переработку отходов.
Основными направлениями по санитарной очистке населенных пунктов и мест массового отдыха в центральной экологической зоне является строительство мусороперегрузочных и мусоросортировочных станций, приобретение современных мусоровозов. Это позволит снизить расходы на транспортировку отходов.
Также одним из направлений с целью уменьшения поступления в природную среду вредных химических и токсических веществ, ведущих к загрязнению почв, вод и атмосферного воздуха на Байкальской природной территории, является приоритет использования упаковки из экологически безопасных материалов, в частности, использование бумажных пакетов и мешков вместо пластиковых.
В соответствии с Правилами организации мест массового отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в местах массового отдыха и на прилегающей к ним территории не допускается скопление загрязняющих веществ и мусора. Утилизация мусора и отходов должна производиться своевременно специализированными организациями, имеющими соответствующее разрешение на данный вид деятельности, на основании договора.
Организациям, осуществляющим пользование (эксплуатацию) местами массового отдыха, необходимо предусмотреть:
- персонал для уборки территорий мест массового отдыха;
- контейнеры для сбора мусора, которые должны располагаться на бетонированных площадках с удобными подъездными путями;
- договор на вывоз и утилизацию мусора со специализированными организациями.
6. Основные направления по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортировке, размещению отходов производства и потребления
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 сентября 2010 г. N 411 в раздел 6.1 настоящей Концепции внесены изменения
6.1. Сбор и транспортировка твердых бытовых отходов
Организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов относятся к вопросам поселений и городских округов. Это предполагает разработку и реализацию комплекса мероприятий:
- планирование и постановка целей;
- определение стандартов и нормативов;
- анализ возможностей и способов достижения целей (муниципальный заказ, реализация муниципальных программ);
- разработка мероприятий по реализации задач;
- правовое регулирование;
- заключение договоров и соглашений, координация деятельности участников соглашений;
- контроль за их реализацией.
Выбор технологий по селективному сбору и сортировке мусора, применяемых в России, достаточно широк. Это мусоросортировочные заводы, мусоросортировочные и мусороперегрузочные станции.
Максимальное использование селективного сбора твердых бытовых отходов предполагает:
- внедрение раздельного сбора в отдельных районах г. Улан-Удэ (преимущественно в новостройках), крупных населенных пунктах республики и местах массового отдыха;
- сбор вторичного сырья из отходов общественных и коммерческих организаций и учреждений, количество и качество которого выше качества вторичного сырья, содержащегося в ТБО жилого фонда;
- организация сети пунктов приема вторичного сырья.
Одним из реальных путей сокращения транспортных расходов является переход к двухэтапной системе вывоза с применением межрайонных мусоросортировочных, мусороперег-рузочных станций и большегрузных транспортных мусоровозов.
Внедрение мусороперегрузочных станций, а также системы централизованного сбора и сортировки отходов в городах и населенных пунктах прибрежных районов республики позволит:
- сократить транспортные расходы на 30%;
- снизить на 15-20% в год, а при четкой организации - до 25% поток отходов на полигоны и, следовательно, нагрузки на природную среду;
- возвратить вторичные материальные ресурсы в сферу производства и потребления с рыночной реализацией вторичного сырья и компенсацией тем самым бюджетных средств на создание сортировочного производства;
- более рациональное использование пространства полигона за счет упорядоченного размещения в нем компактных прессованных брикетов "неделовой" части отходов после сортировки;
- сокращение затрат на захоронение ТБО;
- удаление материалов, при сжигании которых выделяются токсичные газы.
Данная схема применима как для г. Улан-Удэ, так и для близлежащих районов.
В других районах предпочтительным является применение следующих технологий:
1. Мини-станция для сортировки твердых бытовых отходов в городских условиях. К тому, чтобы сортировать мусор прямо в квартире и выносить отдельно бутылки, отдельно бумагу или пластик, ни жители, ни работники коммунального хозяйства еще не готовы. Но вариант, когда сортировка идет непосредственно на крытой контейнерной площадке, превращенной в сортировочный комплекс, вполне соответствует нашим реалиям. Стоимость мини-станции площадью 100 кв. м - 1,5 млн. руб. Она позволяет переработать твердые бытовые отходы микрорайона численностью 9 тыс. чел. Жилищная организация получает возможность экономить ежемесячно на вывозе мусора на полигон до 150 тыс. руб. за счет того, что 30% вторичного сырья изымается и продается, а остатки, не подлежащие переработке, перед вывозом на полигон прессуются.
2. Мусоросортировочная площадка на площади 50 кв. м с оборудованием для переработки полиэтилена, пластмассовой тары и упаковки, стекла, металла, макулатуры. Стоимость оборудования - 0,5-1,0 млн. руб.
3. Передвижные сортировочные линии - это технология разделения ТБО на фракции для сортировки отходов, поступающих от жилого сектора и коммерческих организаций. Она позволяет получать до 40% полезных фракций, которые после сортировки поступают на реализацию.
При сортировке твердых бытовых отходов передвижной сортировочной линией:
- вырабатывается сырье для производства продукции;
- извлекается дополнительная прибыль;
- уменьшаются объемы ТБО и площади на полигонах;
- сокращается риск возгорания ТБО и поступление в атмосферу вредных ядовитых веществ.
Укомплектовав сортировочную линию электростанцией мощностью до 50 кВт, отходы можно сортировать на стихийных свалках, где нет электроэнергии. Вагоны, из которых монтируется линия, можно перевозить по автомобильным дорогам без получения разрешения в ГИБДД.
4. Развитие сети приемных пунктов вторичного сырья по видам сырья. Из практики европейских стран известно, что оптимальным считается расположение одного пункта комплексного приема вторичного сырья (макулатура, полимеры, стекло, металлические банки) на 10-15 тыс. жителей. Площадь одного приемного пункта составляет около 100 кв. м.
5. Организация селективного сбора твердых бытовых отходов предусматривает установку специально оборудованных контейнерных площадок, покупку современных мусоровозов, а также информирование населения о нововведении.
Таким образом, в целях увеличения доли ТБО, вовлекаемых в хозяйственный оборот, целесообразно построить мусоросортировочные и мусороперегрузочные станции в гг. Кяхта, Гусиноозерск, Баргузинском, Кабанском, Прибайкальском районах, в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа. В районных центрах Бичурского, Джидинского, Заиграевского, Иволгинского, Мухоршибирского, Тарбагатайского районов и крупных населенных пунктах необходимо создание пунктов приема вторичного сырья, в сельских поселениях Центральной экологической зоны БПТ и местах массового отдыха целесообразно организовать площадки раздельного сбора отходов с применением сепарации.
6.2. Использование отходов
Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с отходами производства и потребления, является степень их использования. Технологии переработки позволяют практически использовать более 30% отходов производства и потребления.
При утилизации стеклобоя в европейских странах предпочтение отдается тем технологиям переработки, которые не оказывают вредного воздействия на окружающую среду и не требуют больших затрат энергии. Поэтому широкое распространение получили перерабатывающие системы с циркулярным движением теплоносителей, расплавление и фильтрация стекла по современной "газовой" технологии и т.д. Полученная после соответствующей переработки стекломасса может использоваться для изготовления различных строительных материалов, конструкций и изделий: стеклоблоков, стеклопакетов, обычного оконного стекла, изоляционных материалов, пеноматери-алов, кирпичей и других видов продукции. Также основным направлением использования стеклобоя является производство тары.
Целлюлозный материал широко применяется для изготовления полиграфической продукции, упаковки, тепло- и электроизоляции и т.п.
Американскими изготовителями стеклотары разработан новый вид белых и цветных кирпичей, изготовленных из макулатуры (старой газетной бумаги) и стеклобоя. Масса их меньше на 2/3, чем у обычных кирпичей, а стоимость -ниже на 30%. Кирпичи огнеупорны и водостойки.
Анализ применения вторичной пластмассы ориентирует ее рынок, прежде всего, на неполимерные области, например на производство древесно-полимерных плит, бетона и т.п. Для этих целей не требуется столь высокой степени очистки и сортировки вторичных полимеров.
Особое место среди полимерных отходов занимают бутылки для напитков из полиэти-лентерефталата (ПЭТФ). Регенерированный ПЭТФ может быть использован для изготовления полиэфирного штапельного волокна-наполнителя утепленных изделий (курток, пальто и т.п.), для ковровых изделий, контейнеров, лотков и поддонов для непищевых продуктов, бамперов, решеток и дверных панелей автомобилей и т.п.
Для переработки старых автомобильных шин наиболее эффективным методом считается механическое измельчение. Полученная резиновая крошка может быть использована для дорожного строительства и производства строительных материалов.
Из пищевых отходов можно получать электрическую и тепловую энергию - биогаз. Стандартная комплектация объемом 6 куб. м выпускает в день 0,6 т органического удобрения, 24 куб. м биогаза (эквивалент по электроэнергии - 48 кВт.ч, 17 кг топочного мазута), 432000 кДж теплоэнергии в сутки. Стоимость - 350,0 тыс. руб. (для фермы на 15-20 голов КРС, свинофермы на 150 - 180 голов, птицефермы на 1500 - 1800 голов). Для размещения нужна площадь от 20 кв. м, 5 кВт электроэнергии.
Для значительного увеличения объемов переработки и использования вторичного сырья необходимо проведение комплекса организационных мероприятий, которые позволили бы создать эффективно действующий рынок отходов, вторичного сырья и изделий из вторичного, сырья.
Комплекс организационных мер для увеличения доли использования вторичного сырья сводится к следующему:
1. Организация центров сбора и первичной обработки отходов.
2. Создание нормативно-правовой базы, обязывающей юридические лица (промышленные предприятия, торговые центры, магазины, оптовые рынки, банки) осуществлять вывоз отходов на центры сбора и первичной обработки. При этом данная нормативная база должна обеспечивать экономическую эффективность деятельности этих центров.
3. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей применение изделий из вторичных материалов в городском хозяйстве.
4. Организация селективного сбора отходов в городах республики.
5. Привлечение малого и среднего бизнеса в сферу переработки отходов.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 сентября 2010 г. N 411 настоящая Концепция дополнена разделом 6.2.1
6.2.1. Строительство мусороперерабатывающего комплекса
в Республике Бурятия
Строительство мусороперерабатывающего комплекса в Республике Бурятия предусматривает поэтапное вовлечение твердых бытовых отходов в хозяйственный оборот.
1 этап - создание системы раздельного сбора, сортировки и переработки отходов. В результате будет вовлечено в переработку 27% ТБО.
2 этап - создание объектов получения энергии и топлива из отходов и увеличение доли перерабатываемых ТБО.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 19.04.2001 г. N 392-р были одобрены материалы "Обоснование инвестиций в строительство производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов (ТБО) в г. Улан-Удэ" и рекомендованы к дальнейшей разработке и реализации проекта. При выборе метода переработки и ликвидации твердых бытовых отходов были учтены последние достижения в этой области в России и странах дальнего и ближнего зарубежья.
Строительство производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов предполагается осуществить в две очереди:
I очередь - мусоросортировочные станции NN 1, 2 и два полигона по захоронению неутилизируемой части ТБО. Отобранные для дальнейшей утилизации и переработки фракции отправляются предприятиям-переработчикам вторичного сырья.
II очередь - строительство комплекса предприятий по переработке утилизируемых частей ТБО в качестве вторичных ресурсов для выпуска новой продукции (эковата, полимер-песчаные изделия), подготовка полуфабрикатов для отправки сторонним предприятиям на дальнейшую переработку (хлопья ПВХ, резиновая крошка и др.).
В настоящее время реализация проекта первой очереди производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов близится к завершению:
- мусоросортировочная станция N 1 мощностью 80 тыс. т/год и первая очередь полигона мощностью 43,8 тыс. т введены в эксплуатацию в 2007 году, что позволило закрыть единственную санкционированную свалку в районе пос. Стеклозавод и в значительной степени улучшило экологическую обстановку в поселке и городе;
- ввод в эксплуатацию мусоросортировочной станции N 2 и второй очереди полигона намечены в 2010 году.
В г. Улан-Удэ при приеме 120 тыс. т ТБО в год на мусоросортировочные станции, количество вторичных ресурсов составит металл черный - 0,6 тыс. т, металл цветной - 0,9 тыс. т, бумага, картон - 14,7 тыс. т, пленка полиэтиленовая - 0,9 тыс. т, бутылки ПЭТФ - 0,9 тыс. т, стекло - 6,0 тыс.т.
Вторая очередь строительства предусматривает создание ряда производств по переработке коммерческой части ТБО, в том числе:
- комплекс по переработке сильнозагрязненных отходов полиэтиленовой и полипропиленовой пленки, твердых пластиков, производительность 600 кг/час;
- комплекс по переработке ПЭТФ-бутылок производительностью 500 кг/час;
- комплекс по переработке изношенных автопокрышек производительностью 2,5 т/час;
- комплекс по переработке отходов макулатуры (производство эковаты) производительностью 1500 кг/час;
- установка термической переработки медицинских отходов, включая трупы животных, производительностью 200 кг/час;
- установка по производству полимер-песчаных изделий;
- мусороперегрузочная станция производительностью 20 тыс. т/год в с. Кабанск.
В составе 2-ой очереди также предусматриваются затраты на расширение полигона ТБО (на увеличение расчетного срока эксплуатации до 30 лет).
Все перечисленные выше предприятия по переработке коммерческих фракций ТБО и медицинских отходов предполагается, в зависимости от класса опасности, разместить на трех площадках:
- 1-я площадка располагается в Юго-Западном промузле, в районе ст. Медведчиково на территории, смежной с площадкой мусоросортировочной станции N 2. На площадке будут размещаться предприятия по переработке: сильнозагрязненных отходов полиэтиленовой и полипропиленовой пленки, твердых пластиков, ПЭТФ-бутылок, отходов макулатуры; теплая стоянка на 100 автомобилей; автомастерские и механические мастерские; объекты энергетического и сантехнического назначений;
- 2-я площадка расположена на территории полигона (урочище "Березняк" в 4,5 км от трасы г. Улан-Удэ - с. Тарбагатай и от с. Верхний Саянтуй, на земельном участке хозяйственного двора полигона с размещением на ней следующих перерабатывающих производств: термическая переработка медицинских отходов, включая трупы животных; комплекс по переработке изношенных автопокрышек; установка по производству полимер-песчаных изделий.
- 3-я площадка: мусороперегрузочная станция в Кабанском районе (полигон ТБО в п. Селенгинск, мусороперегрузочная станция в с. Кабанск).
Комплекс по переработке сильнозагрязненных отходов полиэтиленовой и полипропиленовой пленки, твердых пластиков в гранулу. Сырье поступает с мусоросортировочных станций в виде отобранной в процессе сортировки полиэтиленовой и полипропиленовой пленки, твердых пластиков. Годовая мощность переработки комплекса - 1,0 тыс. т. Готовая продукция представляет собой гранулы.
Комплекс по переработке ПЭТФ-бутылок. Часовая производительность комплекса по переработке ПЭТФ-бутылок, составляет 500 кг/час, следовательно, годовая производительность станции составит 837,5 т. Готовая продукция представляет собой ПЭТФ-хлопья (670 т в год).
Комплекс по переработке изношенных автопокрышек. Шины представляют собой ценное полимерное сырье: в 1 т шин содержится около 700 кг резины, которая может быть использована для производства топлива, резинотехнических изделий и материалов строительного назначения. Годовая мощность переработки изношенных автопокрышек - 4200 тонн. Готовая продукция представляет собой резиновый порошок, на основе которого можно изготовить сорбенты широкого спектра использования, резинобитумные мастики, кровельные материалы, материалы дорожного покрытия, например, прорезиненную тротуарную плитку, широкую номенклатуру резинотехнических изделий.
Комплекс по переработке отходов макулатуры (производство эковаты). Строительство данного комплекса позволит переработать макулатуру и производить из нее теплоизоляционный материал - эковату. Производительность комплекса 1500 кг/час, годовая - 2 512,5 т. Эковата - это экологически чистый утеплитель, имеющий хорошие теплозвукоизоляционные свойства, не выделяющий вредных веществ, отпугивающий грызунов, пожаробезопасный, невосприимчивый к гниению и плесени, удобный в работе. Это утеплитель, изготовленный из высококачественной целлюлозы (древесноволокнистый материал) с добавлением антисептиков и антипирена. Древесноволокнистое сырье состоит из переработанной газетной бумаги (80%) и прочей макулатуры: картона, книжных страниц, свободной от добавок бумаги. Для производства эковаты не подходит бумага с большими примесями пластиков (глянцевая бумага с покрытием из воска или полиэтилена, журнальная бумага, книжные обложки).
Установка по производству полимер-песчаных изделий. Технология производства полимер-песчаных изделий основана на переработке отходов пластмасс с учетом российских условий (сильная загрязненность, неаккуратная сортировка и т.п.). Полимерное сырье доставляется автотранспортом с мусоросортировочных станций на склад для временного хранения, из которого поступает на переработку. Полученная полимер-песчаная композиция позволяет использовать ее для изготовления большого ассортимента продукции различного назначения. Проектом предусматривается возможность изготовления черепицы, коньковых элементов, тротуарной и террасной плитки, бордюрного камня, урн, колодезных люков (тип "Л").
В частности, производительность установки составляет 35 м2 черепицы в смену. Для производства 100 м2 расход материала составит: песка - 1700 кг, полимера - 783 кг, красителя - 12,5 кг. Годовая производительность установки составит 8 750 м2 черепицы при использовании расходных материалов: песка - 148,75 т, полимера - 68,5 т, красителя - 1,1 т.
Мусороперегрузочная станция. Строительство мусороперегрузочной станции планируется в с. Кабанск Кабанского района. Объем ТБО в Кабанском районе составляет 22 757 т. Применение мусороперегрузочных станций снижает интенсивность движения транспортных средств. Снижается потребность в большом количестве собирающих мусоровозов и уменьшаются затраты на перевозку отходов за счет их запрессовки в накопительные контейнеры большой емкости. Производительность станции - 20 тыс. т ТБО в год.
Проектом строительства производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов не предусмотрены комплексы по производству готовой продукции из резинового порошка и ПЭТФ-хлопьев, а также по переработке стеклобоя. Необходимо предусмотреть проектирование данных комплексов для более полной переработки вторичного сырья.
В дальнейшем планируется производство биогаза из пищевых отходов и на мусорных свалках, что увеличит вторичное использование ТБО еще на 15%. По теплоте сгорания 1 м2 биогаза эквивалентен: 0,8 м2 природного газа, 0,7 кг мазута, 0,6 кг бензина, 1,5 кг дров (в абсолютно сухом состоянии), 3 кг навозных брикетов. Биогаз, как и природный газ, относится к наиболее чистым видам топлива.
В перспективе из неутилизируемой части отходов мусоросортировочных станций целесообразно получать топливо в виде гранул и брикетов. Утилизация отходов путем сжигания с целью получения тепловой и электрической энергии позволит снизить размещение ТБО на полигонах на 38%. Из каждой тонны отходов можно выработать около 300-400 кВтч электроэнергии. В местах расположения мусоросжигательных предприятий необходимо наличие теплосетей. Данная практика широко применяется в Швеции, Германии и других европейских странах.
6.3. Обезвреживание отходов
Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.
Полной переработке и обезвреживанию должны подвергаться отходы 1-2 класса опасности, неутилизируемые "хвосты" мусоросортиро-вочного комплекса, пестициды и агрохимикаты с истекшим сроком годности. Существуют различные технологические разработки, позволяющие перерабатывать в рамках одного комплекса как высокотоксичные промышленные (нефтесодержащие, ртутьсодержащие), так и нетоксичные ТБО и упаковочные отходы.
6.4. Полигоны для захоронения отходов производства и потребления
Отходы, не являющиеся вторичным сырьем, будут направляться для захоронения на полигоны бытовых и промышленных отходов. Полигоны в настоящее время остаются необходимым элементом технологического цикла обращения с отходами потребления и производства. Пока существует дефицит производственных мощностей по промышленной переработке мусора, полигоны останутся частью общей технологической цепи обращения с бытовыми отходами, оптимальным объектом захоронения (либо временного размещения) отходов.
Для снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду необходимо предусмотреть строительство (реконструкцию) полигонов твердых бытовых отходов в каждом районном центре и городах республики.
Строительство полигонов должно вестись с учетом последующей рекультивации. Дальнейшее использование рекультивируемой территории определяется направлением рекультивации, которое может быть санитарно-гигиеническим или строительным, кроме объектов капитального строительства.
Для решения проблемы захоронения промышленных отходов снеобходамо предуемотреть строительство полигона для захоронения промышленных отходов.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 сентября 2010 г. N 411 раздел 7 настоящей Концепции изложен в новой редакции
7. Этапы реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции осуществляется в два этапа.
Первый этап реализации (2009 - 2017 гг.) - создание системы раздельного сбора, сортировки и переработки отходов:
- создание нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами производства и потребления на региональном и муниципальном уровнях;
- разработка Генеральной схемы санитарной очистки территории населенных пунктов Республики Бурятия;
- проектирование и строительство полигонов твердых бытовых и промышленных отходов;
- организация санитарной очистки в муниципальных образованиях, ликвидация несанкционированных свалок;
- создание пунктов приема вторичного сырья, организация площадок раздельного сбора отходов;
- строительство производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов;
- строительство мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций;
- ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината.
Второй этап реализации (2017 - 2020 гг.) - создание объектов получения энергии на основе получения из отходов топлива и увеличения доли перерабатываемых ТБО:
- организация производства биогаза и пищевых отходов;
- строительство тепловых сетей на основе топлива из отходов.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 сентября 2010 г. N 411 в раздел 8 настоящей Концепции внесены изменения
8. Ресурсное обеспечение реализации Концепции
Расчетная сумма финансирования по полному перечню мероприятий, необходимых для реализации Концепции (приложение), составляет 6252,71 млн. руб., в том числе:
- за счет средств федерального бюджета - 4205,5 млн. руб.;
- за счет бюджетных средств Республики Бурятия - 1284,07 млн. руб.;
- за счет средств местных бюджетов - 612,99 млн. руб.;
- за счет привлеченных средств предприятий - 150,15 млн. руб
Источниками финансирования являются средства федерального и республиканского бюджетов, муниципальных бюджетов, средства инвесторов: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с законодательством сбор и удаление (в том числе захоронение) отходов осуществляется за счет средств населения, организаций и предприятий, образующих отходы. Сбор за вывоз отходов в полном объеме будет одним из источников реализации Концепции. По расчетам, он должен составить более 50 млн. руб. в год. В настоящее время объем сбора этой платы по домовладениям г. Улан-Удэ составляет лишь 10-15%.
Исходя из объемов поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2007 - 2008 гг. на софинансирование мероприятий по реализации Концепции из республиканского и местных бюджетов может быть направлено 30-50 млн. руб. ежегодно.
Финансовые механизмы реализации Концепции предусматривают следующие подходы:
1) доведение уровня сбора платежей за негативное воздействие на окружающую среду и вывоз твердых бытовых отходов до 90-95%;
2) проведение взвешенной и экономически обоснованной тарифной политики в области обращения с твердыми бытовыми отходами, в том числе путем включения в тариф инвестиционной составляющей;
3) привлечение заемного капитала в видекредитов российских банков в строительство объектов природоохранного назначения;
4) субсидирование из республиканского бюджета части банковской ставки по кредитам, выданным на строительство объектов в рамках Концепции;
5) участие в федеральных целевых програм#.
9. Оценка социально-экономической эффективности, а также социальных,
экономических и экологических последствий от реализации Концепции
Результаты реализации Концепции должны обеспечить:
- создание нормативной правовой и технологической базы для реализации на территории Республики Бурятия единой государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления на различных уровнях управления;
- развитие информационной базы данных по отходам производства и потребления в Республике Бурятия;
- снижение на 15-20% негативного воздействия отходов на окружающую среду;
- улучшение санитарного состояния населенных пунктов и рекреационных зон;
- уменьшение до 40% объема отходов, размещаемых на полигонах ТБО, за счет организации селективного сбора и строительства пунктов по сортировке ТБО;
- создание новых рабочих мест, занятых в области сортировки и переработки отходов;
- экологическую безопасность системы обращения с отходами производства и потребления;
- совершенствование системы экологического образования и воспитания.
В целом реализация Концепции позволит улучшить состояние окружающей природной среды, снизить риски от воздействия на нее антропогенных загрязнений, тем самым стабилизирует экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории республики и улучшит показатели здоровья населения.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 сентября 2010 г. N 411 настоящее Приложение изложено в новой редакции
Приложение
к Концепции
управления отходами
производства и потребления
в Республике Бурятия
Мероприятия по реализации Концепции управления
отходами производства и потребления в Республике Бурятия
22 сентября 2010 г.
NN п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
I этап - создание системы раздельного сбора, сортировки и переработки отходов |
2009 - 2017 гг. |
|
|
1. |
Создание нормативно-правовой базы |
|
|
1.1. |
Разработка и принятие закона Республики |
2009 - 2010 гг. |
Министерство природных ресурсов Республики Бурятия |
1.2. |
Определение порядка сбора отходов, |
2009 - 2011 гг. |
Сельские и городские поселения, городские округа "город Улан-Удэ", "город Северобайкальск" |
2. |
Проектирование и строительство полигонов твердых бытовых отходов |
2009 - 2017 гг. |
Органы местного самоуправления, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия |
3. |
Проектирование и строительство полигона промышленных отходов |
2012 - 2017 гг. |
Городской округ "город Улан-Удэ", Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия |
4. |
Организация санитарной очистки в муниципальных образованиях, ликвидация несанкционированных свалок |
2009 - 2015 гг. |
Органы местного самоуправления |
5. |
Создание пунктов приема вторичного сырья в районных центрах Баргузинского, Бичурского, Джидинского, Заиграевского, Иволгинского, Мухоршибирского, Тарбагатайского районов и крупных населенных пунктах |
2011 - 2012 гг. |
Органы местного самоуправления МО "Баргузинский район", "Бичурский район", "Джидинский район", "Заиграевский район", "Иволгинский район", "Мухоршибирский район", "Тарбагатайский район" |
6. |
Организация площадок раздельного сбора отходов в сельских поселениях и местах массового отдыха |
2010 - 2012 гг. |
Органы местного самоуправления, Министерство природных ресурсов Республики Бурятия |
7. |
Строительство производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов |
2009 - 2017 гг. |
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия |
8. |
Строительство мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций |
2012 - 2014 гг. |
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия |
9. |
Ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината |
2011 - 2017 гг. |
Министерство природных ресурсов Республики Бурятия |
10. |
Разработка генеральной схемы санитарной очистки населенных пунктов Республики Бурятия |
2013 - 2015 гг. |
Министерство природных ресурсов Республики Бурятия |
II этап - создание объектов получения энергии на основе получения из отходов топлива и увеличения доли перерабатываемых ТБО |
2017 - 2020 гг. |
|
|
1. |
Организация производства биогаза из пищевых отходов |
2017 - 2020 гг. |
Органы местного самоуправления, Министерство природных ресурсов Республики Бурятия |
2. |
Строительство тепловых сетей на основе топлива из отходов |
2020 гг. |
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 29 мая 2009 г. N 210 "О Концепции управления отходами производства и потребления в Республике Бурятия"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 2 июня 2009 г. N 59
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 17 апреля 2018 г. N 203 настоящее постановление признано утратившим силу с 18 апреля 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 29 ноября 2013 г. N 621
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Бурятия от 1 ноября 2011 г. N 569
Постановление Правительства Республики Бурятия от 22 сентября 2010 г. N 411
Постановление Правительства Республики Бурятия от 27 января 2010 г. N 20