Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Республиканская целевая программа
"Развитие производства и товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения в Республике Бурятия на 2013 - 2017 годы"
(Утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 18 июня 2013 г. N 309)
Паспорт
Республиканской целевой программы "Развитие производства и товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения в Республике Бурятия на 2013 - 2017 годы"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие производства и товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения в Республике Бурятия на 2013 - 2017 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"; указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 N 559-р об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации; постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" |
Государственный заказчик-координатор Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Заказчики Программы |
Министерство образования и науки Республики Бурятия; Министерство здравоохранения Республики Бурятия; Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
Цель и задачи Программы |
Цель Программы: Обеспечение экономической и физической доступности питания с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения. Задачи Программы: 1) Создание современной инфраструктуры производства и товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания. 2) Организация адресной продовольственной помощи в учреждениях здравоохранения, образования, социальной сферы |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется в 2013 - 2017 годы в один этап |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы на 2013 - 2017 годы в ценах соответствующих лет составляет 33 млн. рублей, в том числе: за счет внебюджетных средств - 20,0 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 1,0 млн. рублей; 2014 год - 4,0 млн. рублей; 2015 год - 6,0 млн. рублей; 2016 год - 5,0 млн. рублей; 2017 год - 4,0 млн. рублей; за счет средств республиканского бюджета 13,0 млн. рублей*, в том числе по годам: 2013 год - 1,0 млн. рублей; 2014 год - 2,0 млн. рублей; 2015 год - 4,0 млн. рублей; 2016 год - 4,0 млн. рублей; 2017 год - 2,0 млн. рублей. Примечание: Финансирование Программы из всех источников возможно при условии выделения средств из федерального бюджета |
Основные мероприятия Программы |
1. Субсидирование части затрат на приобретение оборудования и автотранспорта. 2. Внедрение электронных платежных систем для организации адресной продовольственной помощи. 3. Развитие законодательной, нормативно-правовой и методической базы. 4. Создание специализированного сайта по развитию системы социального питания и адресной продовольственной помощи. Внедрение систем качества, проведение мониторинга |
Исполнитель Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Целевые индикаторы и ожидаемый результат реализации Программы |
В результате реализации мероприятий Программы к 2017 году по сравнению с 2013 годом: уровень достижения рациональных норм питания организованных коллективов увеличится с 55% до 75%. Удельный вес продукции местных производителей в общем объеме пищевых ресурсов, требуемых для полного охвата организации социального питания увеличится с 35% до 55%. Производство хлеба и хлебобулочных изделий лечебно-профилактического назначения возрастет на 16%, с 655 т. до 750 т. Будет создано 875 новых рабочих мест, в т. ч. по годам 2013 г. - 130, 2014 г. - 145, 2015 г. - 190, 2016 г. - 200, 2017 г. - 210 |
Система управления и контроля |
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 N 60-IV "О республиканских целевых программах" |
* Объемы финансирования подлежат корректировке согласно Закону Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной год и плановый период.
1. Основные понятия
Развитие производства и товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения является одним из важных инструментов поддержки отечественного сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Под социальным питанием понимается питание отдельных групп населения на основе рациональных норм потребления в государственных (муниципальных) учреждениях.
Система социального питания включает в себя органы управления, учреждения, в которых организуется социальное питание, организации, производящие пищевую продукцию для социального питания, а также группы населения, для которых организуется социальное питание.
Продовольственная помощь - способы государственной поддержки уязвимых слоев населения, направленные на улучшение питания и достижение его сбалансированности с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов.
Организованные коллективы - это коллективы детей дошкольного и школьного возраста, учащихся средних и высших учебных заведений, военнослужащих, граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, здравоохранения, Федеральной службы исполнения наказаний и т. д.
2. Технико-экономическое обоснование
Настоящая Программа разработана с целью создания товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания и организации адресной продовольственной помощи в учреждениях здравоохранения, образования, социальной сферы.
Комплекс программных мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, состоит из мероприятий, требующих соответствующего финансового обеспечения из средств республиканского бюджета и внебюджетных средств.
В приложении к Программе представлены развернутые мероприятия с указанием необходимых объемов и источников финансирования и сроков реализации.
Финансирование мероприятий рассчитано с учетом существующих цен на рынке, стоимости необходимого оборудования.
Механизм финансирования Программы устанавливается Порядками финансирования, утвержденными постановлением Правительства Республики Бурятия.
3. Характеристика состояния производства продуктов здорового питания в Республике Бурятия
Республика Бурятия динамично развивающийся аграрный регион России с высоким научным, инновационным и образовательным потенциалом. В настоящее время в республике реализуется ряд республиканских целевых программ и более 20 инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса (далее - АПК), ожидаемыми результатами которых является значительное увеличение производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольственного сырья.
Пищевая и перерабатывающая промышленность Республики Бурятия относится к числу стратегически важных отраслей, определяющих обеспечение населения продуктами питания и включает в себя 11 подотраслей, связанных с переработкой сельскохозяйственного сырья и производством продуктов питания и напитков для населения. Ведущими подотраслями являются мясная, молочная, хлебопекарная, ликероводочная, кондитерская, плодоовощная и др. Всего в отрасли насчитывается свыше 350 организаций различных форм собственности с общей численностью работающих почти пять тысяч человек.
На протяжении последнего ряда лет неуклонно растет товарооборот продукции, выпускаемой предприятиями отрасли. Величина отгруженных товаров собственного производства по полному кругу предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в 2012 году в действующих ценах составила 7951,9 млн. рублей (по чистым видам экономической деятельности). Еще три года назад эта величина составляла 6023,7 млн. рублей (рис. 1).
Рис. 1. Динамика объемов отгруженной продукции собственного производства в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Бурятия.
В республике проводится работа, направленная на преодоление в питании населения недостатка микроэлементов, необходимых организму человека.
На предприятиях хлебопекарной подотрасли Республики Бурятия ведется работа, направленная на увеличение и расширение ассортимента выпускаемой продукции, в том числе обогащенной необходимыми микронутриентами, внедрение в производство новых видов изделий лечебного и диетического питания, в том числе с пониженной энергетической ценностью с использованием витаминно-минерального комплекса, содержащего В1, В2, В6, В12, РР, Е, бета-каротин, фолиевую кислоту, железо, серия хлебных продуктов и хлеб "Тонус", содержащие В1, В2, В6, В12, РР, цинк, йод, кальций и магний, хлеб с использованием йодата калия и йодированной соли. Предприятия республики по вопросам производства (в т. ч. функциональной хлебопекарной продукции) взаимодействуют с государственным НИИ хлебопекарной промышленности Российской академии сельскохозяйственных наук. Заключены договоры о сотрудничестве с Восточно-Сибирским государственным университетом технологий и управления.
В целом по территории Республики Бурятия выпуск комбинированных пищевых продуктов заданного химического состава, в том числе обогащенных препаратами микронутриентов и их премиксов, осуществляет ряд местных предприятий различных отраслей пищевой промышленности, в том числе вырабатывающих, в первую очередь, хлеб и хлебобулочные изделия, а также, безалкогольные напитки и соки, кондитерские изделия, молочную продукцию. Производство пищевой продукции, обогащенной эссенциальными нутриентами и бифидобактериями, осуществляется на 30-ти ведущих пищевых и перерабатывающих предприятиях республики.
4. Характеристика состояния питания и здоровья населения Республики Бурятия
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.
Динамика потребления основных продуктов питания на душу населения Республики Бурятия за последние пять лет характеризуется некоторыми положительными тенденциями в изменении структуры потребления пищевых продуктов: потребление продуктов питания на душу населения уменьшилось по отдельным углеводосодержащим укрупненным группам продуктов питания и увеличилось по белково-витаминным.
В то же время общее состояние питания населения Республики Бурятия свидетельствует о сохраняющихся отклонениях от принципов здорового питания. Среднедушевое потребление продуктов питания ниже рациональных норм потребления, рекомендованных Институтом питания РАМН.
Таблица 1
Потребление основных продуктов питания (на душу населения в год, килограммов) (данные Бурятстата)
Значения показателя по годам |
|
||||||
Рекомендуемая норма |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2011 в % к рекомендуемым нормам |
|
Хлебные продукты |
105 |
116 |
117 |
117 |
118 |
117 |
111 |
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) |
75 |
57 |
59 |
60,5 |
63 |
64 |
85 |
Рыба и рыбопродукты |
20 |
8 |
9 |
9,1 |
9,7 |
10,4 |
52 |
Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко) |
305 |
240 |
250 |
261,4 |
264 |
262 |
86 |
Масло растительное |
12 |
9 |
9 |
10,9 |
12 |
11,8 |
98 |
Яйца, штук |
250 |
172 |
189 |
192,2 |
200 |
202 |
81 |
Сахар |
30 |
28 |
28 |
27,5 |
28 |
30 |
100 |
Картофель |
100 |
89 |
94 |
95,5 |
96 |
99 |
99 |
Овощи и бахчевые культуры |
150 |
48 |
55 |
59,9 |
62 |
65 |
43 |
Недостаточное потребление биологически ценных продуктов питания, являясь постоянно действующим фактором, оказывает неблагоприятное влияние на здоровье населения Республики Бурятия, способствуя развитию алиментарно зависимых заболеваний как среди взрослого, так и детского населения.
Анализ заболеваемости алиментарно-зависимых заболеваний за последние пять лет свидетельствует, что заболеваемость анемией возросла среди детского населения на 4,5% (с 1760,0 до 1843,4 на 100 тыс. населения) и среди взрослого населения - на 51% (с 434,0 до 882,4 на 100 тыс. населения); рост регистрации ожирения среди детского населения произошел на 15% (с 434,0 до 882,4 на 100 тыс. населения) и среди взрослого населения на 32% (с 937,2 до 1374.2 на 100 тыс. населения). Имеют тенденцию к росту показатели заболеваемости болезнями кожи и подкожной клетчатки в среднем на 6 % и йододефицитными заболеваниями на 3% за счет эндемичной территории республики.
В Республике Бурятия не создана единая система обеспечения школьников качественными молочными продуктами. Отсутствуют условия для формирования культуры потребления молочных продуктов и принципов здорового питания. Введение молока в качестве обязательного дополнительного компонента в рацион питания школьника позволит приступить к решению данной проблемы. Обогащение молока полезными микроэлементами и витаминами обеспечит профилактику микронутриентной недостаточности питания детей.
Рационы питания в школьных столовых характеризуются несбалансированностью, использованием ограниченного набора продуктов, не обеспечивают нормируемое содержание пищевых веществ, микроэлементов и витаминов. На фоне дефицитов потребления биологически ценных продуктов питания превалирует углеводистая модель питания.
На качестве питания учащихся отражается низкая материальная обеспеченность пищеблоков. В 44% сельских школ республики пищеблоки не соответствуют санитарно-гигиеническим нормативам по набору и площадям помещений, отмечается изношенность технологического и холодильного оборудования, в том числе в Тункинском, Селенгинском, Закаменском, Мухоршибирском, Бичурском, Кабанском районах.
В настоящее время в Республике Бурятия насчитывается около 2000 учреждений социальной сферы.
В сфере образования функционируют 414 самостоятельных дошкольных образовательных учреждений, 2 филиала дошкольных образовательных учреждений, 57 групп дошкольного образования, организованных в общеобразовательных учреждениях, с численностью 45915 детей.
Организация питания осуществляется непосредственно образовательными учреждениями. Отличительными особенностями питания дошкольников являются 100% охват питанием.
В республике функционируют 509 общеобразовательных учреждений (с филиалами, с вечерними школами), обучается 123814 школьников. В муниципальных общеобразовательных учреждениях действуют 407 пищеблоков, 19 буфетов с охватом питания - 90%, в 27 школах-интернатах функционируют пищеблоки со 100%-ым охватом питания.
Система начального и среднего профессионального образования республики включает 27 учреждений начального и среднего профессионального образования, в данных учреждениях республики в 2012/2013 учебном году обучалось 19600 человек. Охват студентов горячим питанием составляет 40,0 %.
Региональная система высшего профессионального образования в Республике Бурятия включает 4 государственных ВУЗа, 1 негосударственный ВУ3, 11 филиалов ВУЗов РФ (5 из них ведут обучение только по заочной форме). Численность студентов по состоянию на октябрь 2012 года составила 46298 человек, из них по очной форме обучается 18142 студента. В государственных ВУЗах действуют 10 столовых и 13 буфетов.
Лечебно-оздоровительное питание обеспечивается в 42 государственных медицинских организациях.
За последние годы мало внимания уделяется профилактическому питанию на промышленных предприятиях, сокращается число объектов питания на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, значительно снижен охват горячим питанием рабочих и служащих в трудовых коллективах.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость в обеспечении жителей Республики Бурятия, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях, рациональным питанием.
5. Характеристика проблемы и пути ее решения
Несмотря на положительные тенденции в производстве продуктов массового потребления, обогащенных незаменимыми микронутриентами, в данной сфере остаются актуальными следующие проблемы:
- недостаточное развитие современных индустриальных технологий производства пищевой продукции для детей раннего, дошкольного и школьного возраста, обладающей высокими органолептическими свойствами, сбалансированностью микро- и макронутриентов, повышенной биологической и пищевой ценностью;
- несформированность основ культуры питания и недостаточность мотивации к практической реализации принципов рационального питания;
- отсутствие у части населения республики (около 11 % от всей численности населения республики) доходов, обеспечивающих приобретение минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
В результате нарушений структуры питания населения Республики Бурятия и его отдельных категорий выявляются следующие определенные последствия для здоровья человека, это:
1. Прогрессирующее в последние годы увеличение количества детей раннего возраста со сниженными антропометрическими показателями.
2. Широкое распространение среди населения избыточной массы тела и различных форм ожирения.
3. Нарушение иммунного статуса с различными формами иммунодефицита, со сниженной резистентностью к инфекциям и другим неблагоприятным факторам окружающей среды.
4. Увеличение частоты алиментарнозависимых заболеваний.
Решением проблемы должны стать разработка и модернизация системы организации социального питания, развитие промышленного производства продуктов питания функционального и оздоровительного назначения, создание новых видов пищевых производств, в том числе на основе биотехнологий и совершенствования товаропроводящей инфраструктуры.
Важная роль в решении указанной проблемы отводится товаропроводящей (логистической) инфраструктуре, предназначенной, в первую очередь, для решения проблем социального питания.
В сфере повышения экономической доступности пищевых продуктов для всех групп населения особое внимание необходимо уделить осуществлению мер, направленных на обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, и развитию механизмов оказания адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание.
В создавшейся ситуации возникает необходимость программно-целевого подхода для обеспечения концентрации и координации финансовых и организационных ресурсов, организации межведомственного взаимодействия в решении обозначенных проблем.
6. Цель и задачи реализации Программы
Основной целью Программы является обеспечение экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
создание современной инфраструктуры производства и товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания;
организация адресной продовольственной помощи в учреждениях здравоохранения, образования, социальной сферы.
7. Перечень программных мероприятий
Система основных программных мероприятий, планируемых к реализации, разработана, исходя из положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, из направлений, определенных приоритетами развития АПК Республики Бурятия и стратегией социально-экономического развития региона на период до 2025 года (постановление Правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 N 410), указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения".
Система программных мероприятий обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, решение поставленных задач по достижению основной цели Программы и включает в себя:
- субсидирование части затрат на приобретение оборудования и автотранспорта;
- внедрение электронных платежных систем для организации адресной продовольственной помощи;
- развитие законодательной, нормативно-правовой и методической базы;
- создание специализированного сайта по развитию системы социального питания и адресной продовольственной помощи, внедрение систем качества, проведение мониторинга.
Участниками Программы являются организации агропромышленного комплекса всех форм собственности, занятые в создании товаропроводящей инфраструктуры и системы социального питания и развитии внутренней продовольственной помощи, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Республики Бурятия.
Перечень программных мероприятий изложен в приложении.
Общий объем финансирования Программы на период 2013 - 2017 гг. составляет 33,0 млн. рублей.
8. Управление и механизм реализации Программы, порядок осуществления контроля за ходом ее реализации
Управление реализацией Программой осуществляет заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, который:
- разрабатывает порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку потребительской кооперации в Республике Бурятия на весь период реализации Программы;
- обеспечивает своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы, осуществляет координацию деятельности исполнителей;
- отвечает за целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы, и достижение пороговых значений целевых индикаторов Программы;
- осуществляет мониторинг выполнения мероприятий Программы, сбор статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий; представляет отчетность по реализации Программы;
- организует формирование нормативной правовой базы Программы;
- подготавливает ежегодно предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточняет затраты по программным мероприятиям и механизм реализации Программы;
- проводит ежегодную оценку эффективности реализации Программы в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Бурятия;
- выполняет другие функции в соответствии с действующим законодательством.
Участники Программы ежегодно представляют в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия отчет о достижении показателей результативности за отчетный год.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 N 60-IV "О республиканских целевых программах", постановлением Правительства Республики Бурятии от 30.06.2009 N 248 "О Порядке разработки, экспертизы и реализации республиканских целевых программ".
9. Оценка эффективности реализации Программы и целевые индикаторы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать стабильному сбыту продукции сельхозтоваропроизводителей, увеличению производства продуктов питания функционального назначения, развитию инфраструктуры внутренней продовольственной помощи.
Ход реализации Программы будет оцениваться индикаторами, на основе которых строится система управления и контроля реализации Программы.
Таблица 2
Целевые индикаторы Программы
NN п/п |
Наименование целевого индикатора |
Пороговые значения индикаторов по годам*: |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
1 |
Уровень достижения рациональных норм питания организованных коллективов, % |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
2 |
Удельный вес продукции местных производителей в общем объеме пищевых ресурсов, требуемых для полного охвата организации социального питания, % |
35 |
40 |
47 |
50 |
55 |
3 |
Производство хлеба и хлебобулочных изделий лечебно-профилактического назначения, т |
775 |
785 |
800 |
820 |
850 |
4 |
Создание новых рабочих мест, кол. |
130 |
145 |
190 |
200 |
210 |
*Возможна корректировка пороговых значений индикаторов Программы в зависимости от объема финансирования ее мероприятий.
10. Оценка рисков реализации Программы
1. К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
- недостаточный уровень финансирования со стороны бюджетных и внебюджетных источников;
- необходимость координации работ между различными органами исполнительной власти отраслевого управления в центре и на местах, между предприятиями и организациями различных форм собственности;
- высокие технические требования предлагаемой технологии организации современного социального питания;
- организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров.
2. Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.