Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния, основные проблемы развития
В современном мире формирование гражданского общества непосредственно связано с созданием самоуправляемых и добровольных гражданских объединений, в том числе СО НКО.
Деятельность СО НКО способствует социальной стабильности, достижению нового качества экономического роста, развитию инновационных технологий, сохранению и приумножению образовательного, научного, духовного потенциала общества, реализации профессиональных, общественных, любительских интересов населения, защите прав потребителей, экологической безопасности. СО НКО принимают участие в решении таких важных вопросов, как:
- социальная поддержка и защита граждан;
подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
охрана окружающей среды и защита животных;
охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
профилактика социально опасных форм поведения граждан;
благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта, содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
По состоянию на 31 августа 2015 года в ведомственный реестр Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия внесены данные о 1371 зарегистрированных некоммерческих организаций. Из них 736 общественных организации, 227 религиозных организаций, 45 национально-культурных объединений, 42 молодежных и детских организации, 27 благотворительных фонда, 15 правозащитных, 135 профсоюзных, 36 казачьих обществ, 135 профсоюзных организации.
Направлениями деятельности СО НКО является работа по самоорганизации и мобилизации усилий на успешное выполнение уставных целей и задач, организация и проведение общественно значимых мероприятий социальной, культурной, межнациональной направленности, а также образовательная, научно-исследовательская, краеведческая работа, благотворительная деятельность и др.
На 1 октября 2015 года в Республиканском реестре СО НКО - получателей поддержки имелись сведения о 173 СО НКО, получавших поддержку на республиканском и муниципальном уровнях. Министерствами и муниципальными образованиями республики указанным организациям оказана финансовая помощь на общую сумму более 200 млн. рублей.
Реестр СО НКО, получивших поддержку от органов государственной власти Республики Бурятия разработан в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.05.2011 N 223 "О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами" и утвержден Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.12.2011 N 671 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций". Реестр размещен на официальных сайтах органов государственной власти Республики Бурятия в сети Интернет. Каждая некоммерческая организация имеет возможность получить справку о предоставленных мерах государственной поддержки.
Высоким уровнем социальной активности определяется деятельность тех общественных организаций, которые не только принимают участие в городских и республиканских мероприятиях, но и сами являются инициаторами социально значимых проектов, что, в свою очередь, вызывает положительный общественный резонанс.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным неоднократно подчеркивалась необходимость дальнейшего развития институтов гражданского общества, постепенной передачи части государственных функций от государства институтам гражданского общества. Сейчас признается более высокая эффективность СО НКО в некоторых сферах по сравнению с государственными социальными системами.
Правительство Республики Бурятия активно взаимодействует и проводит совместные мероприятия с профсоюзами, ветеранскими организациями, национально-культурными центрами и автономиями, другими общественными организациями.
Для диалога и совместной работы общественности и органов исполнительной власти созданы при Главе Республики Бурятия постоянно действующие координационные и совещательные органы: Консультативный совет женщин, Совет старейшин, Совет национальностей.
Создано два эндаумент-фонда (июль 2010 г. - Некоммерческий фонд целевого капитала развития культуры "Эндаумент "ВАРК", август 2011 г. - Некоммерческий фонд целевого капитала "Эндаумент БГУ").
Оперативно реагируя на необходимость решения актуальных социальных проблем, возникающих в процессе модернизации общества, некоммерческие организации активно участвуют в стратегически важных направлениях социально-экономического развития Республики Бурятия.
С учетом того, что Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации с ярко выраженным многонациональным и поликонфессиональным составом (по данным переписи 2010 года, в республике проживают представители 173 национальностей), значимым направлением деятельности некоммерческих организаций является реализация проектов в сфере этнокультурного и межконфессионального взаимодействия. Общественные изменения, связанные с процессами формирования открытого общества и трансформацией этнической структуры населения республики, делают приоритетными проекты некоммерческих организаций, направленные на межнационального и межконфессионального диалога, предупреждение конфликтных ситуаций на религиозной и национальной почве.
В Республике Бурятия в решении вопросов, находящихся в сфере этнокультурной политики, значительная роль отводится институтам гражданского общества. Среди указанных институтов особое место занимает Региональная общественная организация "Ассоциация народов Бурятии "Дом Дружбы"
В состав Региональной общественной организации "Ассоциация народов Бурятии "Дом Дружбы" входят 19 национальных общественных организаций, представляющих интересы национальностей и этнических групп, проживающих в Бурятии, которые согласно своим уставным целям занимаются решением этнокультурных задач.
Дом Дружбы народов в республике появился в 2011 году. Строительство осуществлялось на средства республиканского бюджета. Торжественное открытие прошло в дни празднования 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав российского государства. На площади 690 кв. м. расположен актовый зал (выполняет функции хореографического зала и помещения для проведения круглых столов и собраний) на 70 слушателей, костюмерная комната, 17 офисных помещений, 2 кабинета для воскресных школ, оборудованных для занятий 40 учащихся, гардероб и подсобные помещения. Здание построено с соблюдением всех требований доступа инвалидов-колясочников.
В честь открытия и начала работы каждому национально-культурному центру Правительством Бурятии в безвозмездное пользование были переданы офисные помещения и полный комплект офисной техники.
В республике развиваются партнерские взаимоотношения между органами государственной власти и СО НКО. Руководители ряда СО НКО, благотворительных фондов, добровольческих объединений республики являются признанными специалистами в общественном секторе. Наметилась тенденция конструктивного взаимодействия СО НКО и министерств республики, работающих в соответствующих отраслях.
В рамках профилактики наркотизации населения в Республике Бурятия СО НКО, занимающиеся комплексной реабилитацией и ресоциализацией лиц, потребляющих психоактивные вещества, тесно взаимодействуют с Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Бурятия. Наиболее эффективно результаты партнерства проявляются при формировании у наркопотребителей мотивации на обращение за лечением и реабилитационной помощью, а также при содействии в ресоциализации и трудовой адаптации лиц, прошедших реабилитацию от наркозависимости.
Деятельность СО НКО позволяет более гибко и адресно реагировать на возникающие потребности в услугах для специфической категории населения (наркобольные, созависимые), улучшить качество оказываемых услуг.
СО НКО, отражая интересы различных, в первую очередь социально незащищенных, групп населения, играют значительную роль в развитии демократии, участвуя в выработке и принятии важных решений, формировании общественного мнения по многообразным аспектам жизни общества, чувства патриотизма и гражданской ответственности, активной жизненной позиции, внедрении новых форм самоорганизации и самоуправления.
Неправительственные организации решают самые разнообразные задачи в области охраны окружающей среды, содействуют активному участию населения в соответствующих мероприятиях, формированию экологической культуры населения.
В рамках реализации мероприятий настоящей программы предполагается вовлечение экологических некоммерческих организаций в решение таких проблем, как снижение нагрузки реальных отраслей экономики на окружающую среду и здоровье населения, в совершенствование способов управления охраной окружающей среды и природопользованием, в разработку системы минимизации негативного воздействия на окружающую среду за счет формирования экологической культуры и мышления у населения Республики Бурятия.
Значимым направлением в деятельности СО НКО является трудоустройство и социальная адаптация инвалидов и их семей, повышение качества жизни людей пожилого возраста. В рамках реализации долгосрочной программы "Доступная среда" по предложениям СО НКО создаются условия для доступности людей с ограниченными физическими возможностями на наиболее посещаемых ими объектах.
Паспортизация объектов социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях республики осуществляется на основе утвержденного паспорта объекта, в обязательном порядке согласуемого с общественными организациями инвалидов.
Наиболее востребованным среди граждан пожилого возраста стал долгосрочный сетевой проект "Некоммерческое образовательное учреждение "Университет третьего возраста", реализуемый Отделением Общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России" по Республике Бурятия. Проект направлен на обучение пожилых людей, повышение их востребованности и активности в различных сферах общественной и экономической жизни республики.
Катализатором социально значимых инициатив и важнейшим институтом гражданского общества республики является Общественная палата Республики Бурятия. Наработанный опыт, налаженные механизмы взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти, населением, научным и бизнес-сообществом позволяют ей выступать по отношению к НКО в качестве своеобразного ресурсного центра, делиться своими научно-методическими и практическими наработками.
В муниципальных образованиях растет вариативность форм взаимодействия граждан и органов местного самоуправления. Серьезный потенциал развития институтов гражданского общества имеет участие представителей некоммерческих организаций в общественных советах министерств и ведомств, муниципальных образований республики. Их конструктивное взаимодействие с органами муниципальной власти - это не только надежный канал обратной связи с населением, но и расширение возможностей республиканских и муниципальных властей по активному влиянию на формирование актуальной повестки дня, нахождения точек соприкосновения по проблемным вопросам.
Вместе с тем в большинстве районов взаимодействие некоммерческих организаций с муниципальными органами власти пока не является планомерным и систематическим. Имеется существенная потребность в развитии муниципальными образованиями на своих территориях инфраструктуры сектора СО НКО.
Требуется активизация использования потенциала и ресурсов некоммерческих организаций в решении актуальных проблем социально-экономического развития, возникающих в процессе модернизации экономики и социальной сферы в республике. В целом налаженные конкурсные механизмы поддержки СО НКО, меры содействия выдвигаемым ими социальным инициативам пока не образуют единой системы общественно-государственного взаимодействия, основанного на программно-целевом подходе и технологиях социального проектирования.
Требуют совершенствования методики оценки деятельности СО НКО, организационно-правовые и экономические механизмы, направленные на повышение эффективности практик СО НКО в сфере оказания комплексных социальных услуг населению.
На решение указанных проблем направлена настоящая Государственная программа. Ее реализация в Республике Бурятия в течение 2016 - 2020 годов позволит усилить координацию действий некоммерческого сектора социально ориентированной направленности в сфере государственно-общественных отношений, создавать единые подходы в работе с организованными общественными инициативами и устранять дублирование действий органов государственной власти и некоммерческого сектора.
Настоящая Государственная программа разработана на основе анализа опыта реализации Республиканской программы "О программе поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Бурятия на 2011 - 2013 годы", утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.10.2011 N 552, Закона Республики Бурятия от 07.03.2013 N 3171-IV "О государственной поддержке социально ориентированных организаций в Республике Бурятия", с использованием новых ключевых принципов, призванных обеспечить целостность охвата всех сфер и аспектов проблемы, эффективность принимаемых мер и результативность воздействия программы на все основные факторы, от которых зависит развитие некоммерческого сектора.
В ходе реализации Государственной программы планируется привлечь в установленном законодательством порядке благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы, а также средства муниципальных бюджетов.
В результате реализации Государственной программы СО НКО будут активнее вовлекаться в решение социальных проблем, станут партнерами государства, включаясь в реализацию социальной политики, будут предлагать действенные пути решения актуальных общественных проблем. СО НКО должны стать каналом обратной связи между гражданами и органами государственной власти, способствовать повышению прозрачности деятельности органов государственной власти и возникновению у населения чувства гражданской ответственности, конструктивного общения с властью.
Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблемы, и возможности их преодоления:
1. Изменения законодательства Российской Федерации. Для своевременной реакции на изменения в правовом поле в Государственной программе предусмотрен механизм постоянного мониторинга законодательства Российской Федерации, хода выполнения и результативности Государственной программы, а также механизмы оперативной корректировки Государственной программы.
2. Изменение финансово-экономических условий. Модульность запланированных проектов позволит реализовывать их разными темпами и в разной конфигурации в зависимости от объемов финансирования.
3. Риск слабой управляемости выполнением Государственной программы, потери обратной связи. Для преодоления этого, помимо ежегодных отчетов, предусмотрен постоянный мониторинг результативности Государственной программы.
Анализ рисков и управление рисками при реализации Государственной программы осуществляет ответственный исполнитель - Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.
Количественная и качественная оценка рисков реализации Государственной программы производится в зависимости от социально-экономического положения в регионе и подлежит корректировке в соответствии с изменениями в бюджете субъекта, а также этнополитической ситуации в стране в целом. Степень воздействия рисков на проект и объемы непредвиденных затрат, которые могут понадобиться для реализации Государственной программы, можно оценить как умеренный.
Недофинансирование мероприятий программы может привести к снижению показателей ее эффективности, прогнозируемости результатов, вариативности приоритетов при решении рассматриваемых проблем.
Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск связан с неэффективным управлением Государственной программой, который в свою очередь может привести к невыполнению целей и задач Государственной программы; срывам выполнения мероприятий и не достижению целевых показателей; неэффективному использованию ресурсов; повышению вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Государственной программы.
Способами ограничения административного риска являются:
- регулярная публикация данных о ходе финансирования программы;
- формирование ежегодных планов реализации Государственной программы;
- постоянный мониторинг выполнения программных мероприятий и индикаторов Государственной программы, оценки эффективности и результативности с принятием мер по управлению рисками;
- своевременная корректировка мероприятий программы.
Социальные риски связаны с вероятностью повышения социальной напряженности из-за неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях, в силу наличия разнонаправленных социальных интересов социальных групп, а также в условиях излишнего администрирования.
Основными мерами управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Государственной программы выступают:
- мониторинг;
- открытость и подотчетность;
- научно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение;
- информационное сопровождение и общественные коммуникации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.