Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная программа Республики Бурятия
"Управление государственными финансами и государственным долгом"
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 27 декабря 2012 г. N 812)
30 апреля, 4 сентября, 4 декабря 2014 г., 12 февраля, 15 июня, 13, 16 ноября, 24 декабря 2015 г., 25 марта, 8 июля 2016 г.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 8 июля 2016 г. N 303 в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
Ответственный исполнитель программы |
Министерство финансов Республики Бурятия |
|||
Соисполнители программы |
Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия; Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия; Министерство природных ресурсов Республики Бурятия; Министерство здравоохранения Республики Бурятия; Министерство образования и науки Республики Бурятия; Министерство культуры Республики Бурятия; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия; Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия; Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия; Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия; Министерство экономики Республики Бурятия; Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия; Республиканское агентство по государственным закупкам; Республиканское агентство по туризму; Республиканское агентство по физической культуре и спорту; Республиканское агентство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций; Республиканское агентство занятости населения; Республиканское агентство лесного хозяйства; Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия; Республиканская служба государственной жилищной инспекции; Республиканская служба государственного строительного надзора; Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования; Управление ветеринарии Республики Бурятия; Управление по делам архивов Республики Бурятия; Управление инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Республике Бурятия; Представительство Республики Бурятия Российской Федерации в г. Улан-Батор Монголии; Полномочное представительство Республики Бурятия при Президенте Российской Федерации |
|||
Подпрограммы программы |
1. Повышение эффективности управления общественными финансами; 2. Совершенствование межбюджетных отношений; 3. Управление государственным долгом; |
|||
Цель программы |
Повышение эффективности и качества управления государственными финансами и государственным долгом Республики Бурятия |
|||
Задачи программы |
1. Обеспечение условий для эффективного использования средств республиканского бюджета; 2. Создание условий для повышения качества управления муниципальными финансами в Республике Бурятия; 3. Обеспечение эффективного управления государственным долгом Республики Бурятия; 4. Создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов |
|||
Целевые индикаторы (показатели) программы |
1. Доля индикаторов оценки качества управления бюджетным процессом, значение которых улучшилось в сравнении с 2013 годом. 2. Доля муниципальных образований, у которых увеличение сводной оценки качества управления муниципальными финансами к уровню 2013 года составило 2 балла, к общему количеству муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия. 3. Уровень долговой нагрузки на республиканский бюджет (2014 - 2015 годы). 3.1. Отношение объема государственного долга Республики Бурятия к общему годовому объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений в отчетном финансовом году (2016 - 2020 годы). 4. Результативность предоставления субсидии из федерального бюджета на повышение эффективности бюджетных расходов по оценке Министерства финансов РФ. |
|||
Этапы и сроки реализации программы |
I этап - 2014 - 2016 годы II этап - 2017 - 2020 годы |
|||
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
Годы |
Итого, тыс. рублей |
РБ, тыс. рублей |
ФБ, тыс. рублей |
2014 |
3 366 574,4 |
3 342 876,8 |
23 697,6 |
|
2015 |
3 771 438,5 |
3 771 438,5 |
0,0 |
|
2016 |
4 279 132,5 |
4 279 132,5 |
0,0 |
|
2017 |
3 485 735,9 |
3 485 735,9 |
0,0 |
|
2018 |
3 485 735,9 |
3 485 735,9 |
0,0 |
|
2019 |
3 485 735,9 |
3 485 735,9 |
0,0 |
|
2020 |
3 485 735,9 |
3 485 735,9 |
0,0 |
|
Всего |
25 360 089,0 |
25 336 391,4 |
23 697,6 |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Достижение к 2020 году: - доли индикаторов оценки качества управления бюджетным процессом, значение которых улучшилось в сравнении с 2013 годом, - не ниже 44%; - доли муниципальных образований, у которых увеличение сводной оценки качества управления муниципальными финансами к уровню 2013 года составило 2 балла, к общему количеству муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия, - не ниже 22%; - отношения объема государственного долга Республики Бурятия к общему годовому объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений в отчетном финансовом году, - не более 50%; - результативности предоставления субсидии из федерального бюджета на повышение эффективности бюджетных расходов по оценке Министерства финансов РФ, - до 100% |
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 марта 2016 г. N 112 в раздел I настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы Республики Бурятия "Управление государственными финансами и государственным долгом", основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития
Устойчивая система государственных финансов является одним из важнейших факторов эффективного функционирования государственного управления и имеет ключевое значение для долгосрочного устойчивого развития регионов, повышения качества жизни населения.
За последние годы в Республике Бурятия осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на совершенствование системы управления государственными финансами.
Поэтапно с 2006 года в Республике Бурятия внедряются инструменты бюджетирования, ориентированного на результаты. В настоящее время нормативными правовыми актами республики закреплены процедуры работы с докладами о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственными целевыми программами, государственными заданиями. Составляются и ведутся реестры расходных обязательств.
Благодаря переходу с 2008 года от годового составления и утверждения республиканского бюджета к среднесрочному бюджету на очередной финансовый год и плановый период, обеспечивается преемственность и предсказуемость бюджетной политики, повышение устойчивости бюджетной системы при различных сценариях социально-экономического развития республики, долгосрочная сбалансированность и устойчивость республиканского бюджета Республики Бурятия, обоснованность планирования бюджетных расходов.
В целях выполнения бюджетных обязательств Министерство финансов Республики Бурятия постоянно отслеживает ход исполнения республиканского бюджета с целью своевременного прогнозирования кассовых разрывов и принятия мер по их ликвидации. Это гарантирует стабильное финансирование текущих расходов бюджета, своевременное и полное выполнение принятых обязательств.
С 2009 года создана система мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета. Основными целями проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета, являются повышение качества планирования и исполнения республиканского бюджета, соблюдение требований бюджетного законодательства, стимулирование главных распорядителей к повышению качества управления финансами на стадии планирования и исполнения республиканского бюджета и формирования отчетности. Мониторинг направлен на анализ и оценку совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих элементы бюджетного процесса.
В республике введены формализованные методики распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципалитетов. В соответствии с концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях утвержден порядок и определяются приоритетные направления софинансирования расходных обязательств муниципальных образований.
В полном объеме и с соблюдением установленных сроков осуществлен переход на новые правовые механизмы деятельности государственных учреждений, установленные Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Политика в области управления государственным долгом была направлена на минимизацию долговых обязательств республиканского бюджета и расходов на обслуживание государственного долга, что позволяло на протяжении последних нескольких лет сохранять объем государственного долга Республики Бурятия на низком уровне. Вместе с тем в 2010 - 2012 годах наблюдается рост объема государственного долга, обусловленный в значительной степени капитальными расходами на строительство объектов социальной сферы в рамках реализации мероприятий празднования 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства.
Кроме того, рост объема государственного долга Республики Бурятия обусловлен нарастанием дефицита республиканского бюджета. С целью финансирования дефицита республиканского бюджета в 2013 году увеличены объемы государственных внутренних заимствований до 4 076 386,5 тыс. рублей, что привело к росту государственного долга Республики Бурятия и нарастанию долговой нагрузки на республиканский бюджет, которая по состоянию на 1 января 2014 года составила 29,0% против 18,1% по итогам 2012 года.
Государственная программа содержит особые расходы - расходы на обслуживание государственного долга Республики Бурятия, которые определяются объемом и структурой долговых обязательств Республики Бурятия, не могут перераспределяться внутри государственной программы, не имеют прямого влияния на достижение ее целей. Объем расходов на обслуживание долговых обязательств Республики Бурятия зависит от сценариев бюджетной политики и соответственно долговой политики Республики Бурятия.
В условиях экономического спада и нарастания инфляционных рисков и, как следствие, возможного ужесточения Банком России денежно-кредитной политики может продолжиться рост стоимости заемных средств, привлекаемых с открытых финансовых рынков. Снижение поступления собственных доходов в бюджеты регионов вынуждает субъекты Российской Федерации увеличивать дефицитное финансирование расходов, при этом перераспределяя направление заемных средств на текущие расходы. Все это влечет рост процентных расходов бюджетов регионов.
При наличии рисков продолжения экономического спада в долгосрочном периоде ожидается нарастание расходов бюджета Республики Бурятия на обслуживание долговых обязательств.
По итогам оценки качества управления региональными финансами за 2011 год Республике Бурятия присвоена II степень качества, соответствующая надлежащему уровню.
В сравнении с субъектами Российской Федерации отдельные показатели качества управления государственными финансами характеризуются следующими значениями:
Таблица 1
Показатели качества управления государственными финансами в 2011 году
N |
Наименование |
Республика Бурятия |
Субъекты РФ |
|
Наилучшее значение |
Наихудшее значение |
|||
1. |
Исполнение бюджета субъекта Российской Федерации по доходам без учета безвозмездных поступлений к первоначально утвержденному уровню, % |
27,6 |
84,6 |
0,3 |
2. |
Соотношение недополученных доходов по региональным налогам в результате действия налоговых льгот, к общему объему поступивших региональных налогов, % |
51,4 |
0,2 |
117,2 |
3. |
Отклонение объема расходов бюджета в IV квартале от среднего объема расходов за I-III кварталы, % |
142,9 |
114,4 |
330,6 |
4. |
Уровень долговой нагрузки регионального бюджета, % |
12,2 |
0,4 |
73,9 |
5. |
Удельный вес расходов бюджета субъекта Российской Федерации, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета (за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета), % |
30,6 |
98,0 |
2,3 |
6. |
Соотношение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также субвенций бюджетам муниципальных районов по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений, и объема субсидий муниципальным образованиям из регионального бюджета (за исключением субсидий, предоставленных муниципальным образованиям из федерального бюджета, а также поступивших от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства) |
1,72 |
17,3 |
0,01 |
7. |
Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными) организациями, в общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование отраслей социальной сферы, % |
8,3 |
0,1 |
33,8 |
8. |
Удельный вес расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в соответствии с государственным заданием, в общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций, межбюджетных трансфертов местным бюджетам, расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации), % |
29,3 |
79,5 |
0,1 |
Анализ материалов, представленных Министерством финансов Российской Федерации, показывает, что большая часть значений индикаторов республики находится на среднем уровне, при этом есть индикаторы значение которых неудовлетворительно.
Приведенные показатели качества управления государственными финансами свидетельствуют о необходимости продолжения решения задач по совершенствованию бюджетного процесса в Республике Бурятия. Их системное объединение в рамках настоящей Государственной программы позволит обеспечить планомерность и результативность этой работы.
II. Основные цели и задачи Программы
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года стратегической целью социально-экономического развития Республики Бурятия является обеспечение качества жизни населения не ниже среднероссийского на основе устойчивого экономического роста.
Достижение стратегической цели предполагает выход Республики Бурятия на финансовую самообеспеченность путем повышения эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Республики Бурятия на основе внедрения результативных принципов управления.
При этом основной целью бюджетной политики, определенной Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы, является обеспечение роста экономики Республики Бурятия на основе стабильного функционирования бюджетной системы и достижения высокой эффективности государственных расходов.
В соответствии с указанными приоритетами социально-экономического развития Республики Бурятия выделена следующая основная цель Государственной программы - повышение эффективности и качества управления государственными финансами и государственным долгом Республики Бурятия.
Для достижения цели определены следующие задачи Государственной программы:
- обеспечение условий для эффективного использования средств республиканского бюджета Республики Бурятия;
- создание условий для повышения качества управления муниципальными финансами в Республике Бурятия;
- эффективное управление государственным долгом Республики Бурятия.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 апреля 2014 г. N 204 раздел III настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
III. Ожидаемые результаты реализации Программы
В итоге реализации Государственной программы к 2020 году будут достигнуты следующие результаты:
- доля индикаторов оценки качества управления бюджетным процессом, значение которых улучшилось в сравнении с 2013 годом не ниже 44%;
- доля муниципальных образований, у которых увеличение сводной оценки качества управления муниципальными финансами к уровню 2013 года составило 2 балла, к общему количеству муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия не ниже 22%;
- отношение объема государственного долга к общему годовому объему доходов республиканского бюджета без учета объема безвозмездных поступлений не более 50%
IV. Целевые индикаторы Программы
Состав показателей (индикаторов) Программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения цели и решения задач Программы (приложение N 4, таблица 1).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 апреля 2014 г. N 204 раздел V настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
V. Объемы бюджетных ассигнований за счет всех источников финансирования и по годам реализации Программы
Ресурсное обеспечение реализации Программы представлено в приложении N 4, таблицах 2, 3
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 июня 2015 г. N 297 в раздел VI настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
VI. Правовое регулирование Программы
В рамках Государственной программы предусматривается совершенствование нормативной правовой базы бюджетного планирования с учетом изменений в бюджетном законодательстве Российской Федерации, в том числе по переходу на формирование республиканского бюджета исходя из принятых государственных программ Республики Бурятия, повышению эффективности использования бюджетных средств и направлению их на решение приоритетных задач социально-экономического развития и оптимизации государственного долга Республики Бурятия.
Кроме того, планируется реализация мер по развитию нормативно-правовой и организационной базы регулирования межбюджетных отношений, повышения доступности и качества государственных и муниципальных услуг, внедрения государственных и муниципальных заданий, расширения самостоятельности и ответственности учреждений за их выполнение.
Таблица 3
Правовое регулирование
государственной программы Республики Бурятия
N |
Наименование правового акта |
Основные положения |
Ответственные исполнители |
Ожидаемые сроки принятия |
1. |
Закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период |
Проект республиканского бюджета очередной финансовый год и на плановый период |
Минфин |
Ежегодно |
2. |
Закон о внесении изменений в закон "О республиканском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период" |
Внесение изменений в республиканский бюджет |
Минфин |
По мере необходимости |
3. |
Закон Республики Бурятия "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О бюджетном процессе в Республике Бурятия" |
Приведение в соответствие бюджетному законодательству Российской Федерации |
Минфин |
По мере необходимости |
4. |
Закон Республики Бурятия "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия" |
Внесение изменений в методики расчета и порядок предоставления межбюджетных трансфертов |
Минфин |
По мере необходимости |
5. |
Закон Республики Бурятия об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год |
Исполнение республиканского бюджета за отчетный финансовый год |
Минфин |
Ежегодно |
6. |
Распоряжение Правительства Республики Бурятия об основных направлениях бюджетной политики Республики Бурятия на очередной финансовый год и плановый период |
Основные направления бюджетной политики Республики Бурятия на очередной финансовый год и плановый период |
Минфин |
Ежегодно |
7. |
Распоряжение о мерах по реализации закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год |
Меры по реализации закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год |
Минфин |
Ежегодно |
8. |
Приказ Минфина Республики Бурятия о внесении изменений в бюджетную классификацию расходов республиканского бюджета |
Внедрение программно-целевых методов формирования республиканского бюджета Учет изменений федеральной нормативной правовой базы бюджетного процесса |
Минфин |
По мере необходимости |
9. |
Приказ Минфина Республики Бурятия "Об утверждении методики проведения оценки рисков для бюджета республики" |
Определение источников информации Выявление факторов и видов рисков Выявление источников и причин рисков Определение путей снижения рисков |
Минфин |
I квартал 2013 г. |
10. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 10 |
|
|
|
11. |
Распоряжение Правительства Республики Бурятия об основных направлениях долговой политики Республики Бурятия на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов |
Дополнительные меры по обеспечению устойчивости республиканского бюджета. Совершенствование механизма предоставления государственных гарантий Республики Бурятия |
Минфин |
2015 г. |
12. |
Постановление Правительства Республики Бурятия "О Порядке формирования бюджетного прогноза Республики Бурятия" |
Описание требований к структуре, содержанию, срокам разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Бурятия на долгосрочный период |
Минфин |
2015 г. |
13. |
Распоряжение Правительства Республики Бурятия "Об утверждении бюджетного прогноза Республики Бурятия до 2028 года" |
Основные характеристики бюджета, показатели финансового обеспечения государственных программ, а также подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период |
Минфин, Минэкономики |
2016 г. |
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 апреля 2014 г. N 204 в раздел VII настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
VII. Меры государственного регулирования и анализ рисков реализации Программы
На реализацию Государственной программы могут повлиять как внешние, так и внутренние риски.
Таблица 4
Риски |
Меры по снижению рисков |
Внешние риски | |
изменение федерального законодательства в области бюджетного и налогового законодательства |
мониторинг изменений федерального законодательства и анализ их влияния на бюджетный процесс в Республике Бурятия и муниципальных образованиях |
ухудшение экономической ситуации и, как следствие, снижение динамики поступления, прежде всего собственных доходов в республиканский бюджет и местные бюджеты |
совершенствование планирования и оптимизация бюджетных расходов; мониторинг финансового состояния местных бюджетов |
снижение качества управления муниципальными финансами |
координация работы муниципальных образований по повышению качества финансового управления |
ухудшение условий заимствований на внутреннем финансовом рынке из-за неблагоприятной экономической ситуации и финансовой конъюнктуры или сокращения ликвидности, прежде всего в банковском секторе, вызванной иными причинами |
оптимизация бюджетных расходов, совершенствование инструментов государственных заимствований и управления ликвидностью счета республиканского бюджета |
финансирование Государственной программы в неполном объеме |
своевременная корректировка объемов финансирования государственной программы |
Внутренние риски | |
вероятность неоптимального распределения работ по исполнению мероприятий и достижению показателей государственной программы |
усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствованием механизма текущего управления реализацией программы; ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов |
недостаточная квалификация кадрового состава |
повышение квалификации и ответственности персонала |
Из вышеназванных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию Государственной программы могут оказать внешние риски, связанные с ухудшением экономической ситуации и условий заимствования на внутреннем рынке, поскольку рычаги управления указанными рисками практически отсутствуют, а меры по снижению их влияния на устойчивость республиканского бюджета ограничены требованиями полного исполнения расходных обязательств Республики Бурятия.
VIII. Оценка эффективности Государственной программы
См. текст раздела VIII
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 апреля 2014 г. N 204 в раздел IX настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
IX. Структура государственной программы
Государственная программа включает в себя следующие подпрограммы:
Подпрограмма 1. "Повышение эффективности управления общественными финансами";
Подпрограмма 2. "Совершенствование межбюджетных отношений".
Подпрограмма 3. "Управление государственным долгом".
Подпрограмма 4. "Повышение эффективности бюджетных расходов".
Подпрограммы представлены в приложениях 1 - 3.1 к Государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.