Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Государственной программе
Республики Бурятия
"Управление государственными финансами
и государственным долгом"
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 марта 2016 г. N 112 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
подпрограммы "Повышение эффективности управления общественными финансами" Государственной программы Республики Бурятия "Управление государственными финансами и государственным долгом"
30 апреля, 4 декабря 2014 г., 12 февраля, 15 июня, 16 ноября 2015 г., 25 марта 2016 г.
Наименование программы |
Повышение эффективности управления общественными финансами |
|||
Ответственный исполнитель |
Министерство финансов Республики Бурятия |
|||
Соисполнители подпрограммы |
Министерство экономики Республики Бурятия |
|||
Цель подпрограммы |
Обеспечение условий для эффективного использования средств республиканского бюджета Республики Бурятия |
|||
Задачи подпрограммы |
1. Совершенствование бюджетного процесса; 2. Обеспечение внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок. |
|||
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы |
- доля главных распорядителей средств республиканского бюджета повысивших итоговые показатели оценки качества финансового менеджмента по сравнению с 2011 годом; - отношение объема расходов республиканского бюджета, охваченных проверками, ревизиями при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля, к общей сумме расходов республиканского бюджета; - доля закупок, в которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок к общему объему проверенных закупок. |
|||
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2014 - 2016 годы и на период до 2020 года |
|||
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Годы |
Итого, тыс. рублей |
РБ, тыс. рублей |
ФБ, тыс. рублей |
2014 |
100 734,9 |
100 734,9 |
|
|
2015 |
92 676,7 |
92 676,7 |
|
|
2016 |
92 042,5 |
92 042,5 |
|
|
2017 |
92 037,0 |
92 037,0 |
|
|
2018 |
92 037,0 |
92 037,0 |
|
|
2019 |
92 037,0 |
92 037,0 |
|
|
2020 |
92 037,0 |
92 037,0 |
|
|
Всего |
655 276,2 |
653 602,1 |
|
|
Ожидаемые результаты |
Достижение к 2020 году: - доли главных распорядителей средств республиканского бюджета повысивших итоговые показатели оценки качества финансового менеджмента по сравнению с 2011 годом - 50%; - отношения объема расходов республиканского бюджета, охваченных проверками, ревизиями при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля, к общей сумме расходов республиканского бюджета - 10 %; - доли закупок, в которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, к общему количеству проверенных закупок - 40%. |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития
Повышение эффективности управления государственными финансами невозможно без обеспечения сбалансированности республиканского бюджета. Устойчивость и сбалансированность являются основными показателями качества состояния и перспектив развития бюджетной системы.
Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются точность прогнозирования доходов республиканского бюджета, соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов государственной власти, повышение эффективности бюджетных расходов республиканского бюджета, использование подходов корпоративного финансового менеджмента к управлению государственными финансами.
Для повышения устойчивости бюджетной системы в Республике Бурятия проведена результативная работа по развитию доходной базы, удлинению горизонта бюджетного планирования, формированию нормативно-правовой и организационной базы регулирования бюджетных отношений, автоматизации бюджетного процесса, ведению реестра расходных обязательств, исполнения бюджета по казначейской системе, созданию системы государственного финансового менеджмента.
В настоящее время успешно реализуется Программа Правительства Республики Бурятия по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 04.07.2011 N 342. Меры бюджетного реформирования, осуществляемые в последние несколько лет, позволили установить четкий, регламентированный характер бюджетного процесса.
В целях перехода на программно-целевой метод формирования бюджета в Республике Бурятия приняты следующие правовые акты:
- постановление Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия";
- распоряжение Правительства Республики Бурятия от 30.11.2011 N 852-р, которым утвержден перечень государственных программ Республики Бурятия;
- приказ Министерства экономики Республики Бурятия от 24.04.2012 N 36 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Республики Бурятия".
Несмотря на проведенную работу по реформированию бюджетной системы в целом, следует отметить, что не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления финансовыми ресурсами бюджета, работают в полную силу. На сегодняшний день остается ряд существенных недостатков таких как:
- отсутствие взаимосвязи бюджетного планирования со стратегическим;
- низкое качество представляемых главными распорядителями бюджетных средств материалов для формирования реестра расходных обязательств Республики Бурятия;
- неудовлетворительное качество финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета, которое выражается, в частности, в ежегодном наличии остатков средств на конец года на счетах главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств республиканского бюджета;
- отсутствие комплексной системы автоматизированного управления бюджетным процессом на этапе внедрения программно-целевых принципов формирования бюджета;
- недостаточная открытость и доступность для граждан и организаций информации о деятельности публично-правовых образований по управлению общественными финансами в Республике Бурятия.
Устранение существующих недостатков возможно в рамках данной подпрограммы путем реализации основных мероприятий, направленных на совершенствование бюджетного процесса. В целом реализация подпрограммы окажет положительное влияние на функционирование всей бюджетной системы Республики Бурятия в целом: будут обеспечены рост бюджетного потенциала, долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, что приведет к расширению возможностей республиканского бюджета для активного развития общественной инфраструктуры и повышения качества жизни населения.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 апреля 2014 г. N 204 раздел 2 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
2. Основные цели и задачи.
Цель подпрограммы - обеспечение условий для эффективного использования средств республиканского бюджета. Достижение указанной цели подразумевает организацию исполнения республиканского бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, повышение эффективности планирования и расходования средств республиканского бюджета, организацию государственного финансового контроля, совершенствование нормативной правовой базы бюджетного процесса.
Достижение указанной цели обеспечивается за счет решения следующих задач подпрограммы:
Задача 1. Совершенствование бюджетного процесса.
Для решения данной задачи предусмотрены следующие основные мероприятия:
1. Повышение качества управления региональными финансами;
2. Формирование, утверждение и ведение кассового плана республиканского бюджета в целях соблюдения равномерности исполнения его показателей;
3. Анализ причин отнесения платежей к невыясненным поступлениям;
Задача 2. Обеспечение внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок.
Для решения данной задачи предусмотрены следующие основные мероприятия:
4. Организация и осуществление внутреннего государственного финансового контроля;
5. Организация и осуществление контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить своевременное исполнение расходных обязательств Республики Бурятия, повышение эффективности планирования и расходования средств республиканского бюджета.
3. Целевые индикаторы подпрограммы.
Показатели (индикаторы) подпрограммы отражены в приложении к подпрограмме (Таблица 1).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 апреля 2014 г. N 204 раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы и ожидаемые результаты.
Мероприятие 1. Повышение качества управления региональными финансами.
Важным условием, необходимым для реализации мероприятия, является качественное и своевременное осуществление планирования и исполнения бюджета, а также формирование бюджетной отчетности, являющиеся неотъемлемыми частями бюджетного процесса и прямыми задачами Министерства финансов Республики Бурятия. Результатом исполнения указанных задач являются разработка и внесение на рассмотрение в Народный Хурал Республики Бурятия проекта республиканского бюджета, исполненный в сроки и в полном объеме республиканский бюджет, а также составленный согласно законодательным требованиям отчет об его исполнении, утвержденный республиканским законом.
Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении республиканского бюджета позволяет предоставить участникам бюджетного процесса необходимую для анализа, планирования и управления бюджетными средствами информацию, оценить выполнение расходных обязательств Республики Бурятия, оценить финансовое состояние бюджетных учреждений.
Кроме того, деятельность Министерства финансов Республики Бурятия направлена на совершенствование бюджетного процесса. Регулярное внесение изменений в нормативные правовые акты по вопросам бюджетного процесса вызвано внесением изменений в Бюджетный кодекс, реализацией задач по повышению эффективности бюджетных расходов, определенных Правительством Российской Федерации.
В настоящее время важнейшим направлением совершенствования нормативной правовой базы бюджетного процесса является переход к формированию республиканского бюджета на основе государственных программ Республики Бурятия.
Согласно Перечню, утвержденному распоряжением Правительства Республики Бурятия от 30.11.2011 N 852-р, разрабатываются и утверждаются государственные программы Республики Бурятия. Внесены изменения в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500, что повлекло пересмотр структуры и состав утвержденных государственных программ. При этом важно обеспечить согласованность действий различных исполнительных органов государственной власти при решении задач, носящих комплексный характер, ориентацию их деятельности на конечные результаты.
Корректировка государственных программ будет осуществляться с учетом результатов мониторинга качества финансового менеджмента. Положение о проведении мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета, утверждено постановлением Правительства Республики Бурятия от 20.07.2010 N 292. Начиная с 2013 года 100% главных распорядителей средств республиканского бюджета охвачены мониторингом качества финансового менеджмента. Данный мониторинг должен быть автоматизирован на базе программного комплекса "Хранилище-КС".
После утверждения долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации необходимо будет не позднее 2015 года разработать и утвердить Долгосрочную бюджетную стратегию Республики Бурятия, в которой будут определены приоритетные направления и ориентиры бюджетной политики на период до 2025 года.
Для повышения качества бюджетного планирования и обеспечения безусловного исполнения расходных обязательств необходимо осуществить переход к обоснованному планированию финансового обеспечения расходных обязательств на основе нормативов финансовых затрат.
Нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства Республики Бурятия, в обязательном порядке должны содержать оценку финансового обеспечения на их реализацию.
Планирование финансового обеспечения государственных заданий будет осуществляться на основе системы нормативов, предусматривающих финансирование из республиканского бюджета оказываемой гражданам услуги, а не содержание предоставляющего данную услугу учреждения. Расчет финансового обеспечения оказания государственных услуг по всем государственным учреждениям Республики Бурятия должен осуществляться на основе единых однотипных (групповых) нормативов. Не подлежат нормированию расходы капитального характера и расходы, осуществляемые учреждениями за счет средств целевых субсидий.
Оценка результатов работы по данному мероприятию осуществляется по следующему показателю:
- доля главных распорядителей средств республиканского бюджета, повысивших итоговые показатели оценки качества финансового менеджмента по сравнению с 2011 годом.
Мероприятие 2. Формирование, утверждение и ведение кассового плана республиканского бюджета в целях соблюдения равномерности исполнения его показателей.
Одним из инструментов повышения качества планирования и исполнения бюджета является формирование, утверждение и ведение кассового плана, предусматривающего составление главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета и главными распорядителями бюджетных средств помесячного распределения прогноза кассовых поступлений и кассовых выплат из бюджета. Составление и ведение кассового плана республиканского бюджета, наряду со сводной бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования, является основой обеспечения стабильности исполнения республиканского бюджета, позволяет прогнозировать и исключить возможность возникновения кассовых разрывов при исполнении республиканского бюджета. При возникновении временных кассовых разрывов могут привлекаться бюджетные кредиты из федерального бюджета.
В целях обеспечения эффективной организации кассового исполнения республиканского бюджета посредством ведения кассового плана главным администраторам доходов бюджета, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета, главным распорядителям бюджетных средств необходимо повысить качество планирования и помесячного распределения кассовых поступлений и кассовых выплат из бюджета, усилить ответственность за соблюдение показателей кассового плана.
При этом, главным распорядителям бюджетных средств следует обеспечить равномерность планирования и исполнения расходов республиканского бюджета.
Качественное составление и ведение кассового плана республиканского бюджета будет способствовать повышению качества управления государственными финансами республиканского бюджета, эффективности использования средств республиканского бюджета.
Мероприятие 3. Анализ причин отнесения платежей к невыясненным поступлениям.
В рамках данного мероприятия будет проводиться разъяснительная работа с администраторами доходов в результате, которой планируется снижение среднегодового уровня невыясненных поступлений в объеме налоговых и неналоговых поступлений.
Мероприятие 4. Организация и осуществление внутреннего государственного финансового контроля.
В 2013 году на уровне Российской Федерации приняты два федеральных закона регулирующие вопросы внутреннего государственного финансового контроля:
- от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- от 23.07.2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В связи с этим, в 2013 году Министерством финансов Республики Бурятия проведена определенная работа по приведению в соответствие с федеральным законодательством нормативно-правовых актов Республики Бурятия, направленных на реализацию полномочий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля.
Министерство финансов Республики Бурятия, как уполномоченный орган внутреннего государственного финансового контроля Республики Бурятия осуществляет контроль за:
- соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий;
- соблюдением требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;
- соблюдением правил нормирования в сфере закупок;
- обоснованием начальной (максимальной) цены контракты, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
- применением заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
- своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
- соответствием использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Помимо контрольных полномочий Министерство финансов Республики Бурятия, как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, будет осуществлять бюджетные полномочия по проведению анализа осуществления главными администраторами средств республиканского бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Оценка результатов работы по данному мероприятию осуществляется по следующему показателю:
- отношение объема расходов республиканского бюджета, охваченных проверками, ревизиями при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля, к общей сумме расходов республиканского бюджета.
Мероприятие 5. Организация и осуществление контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" расширил сферы контроля, в связи с чем существенно возросли роль и значимость контроля.
Контроль сфере закупок как важная часть бюджетного процесса должен обеспечивать эффективность и результативность осуществления закупок, а также достижение целей закупок.
В связи с вступлением в силу названного закона приоритетом политики в сфере реализации подпрограммы является совершенствование организации и осуществления контроля в сфере закупок, а также создание надлежащих правовых и организационных условий, позволяющих эффективно контролировать закупки, в рамках полномочий Министерства финансов Республики Бурятия.
Контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе путем проведения плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществление закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд Республики Бурятия, в отношении специализированных организаций, выполняющих отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд Республики Бурятия.
Порядок проведения плановых контрольных мероприятий установлен в административных регламентах Министерства финансов Республики Бурятия по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках данного мероприятия обеспечивается:
- формирование планов поверок соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
- осуществление мероприятий по подготовке к проведению плановых проверок;
- проведение плановых проверок;
- оформление актов проверки;
- выдача предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществление контроля за их исполнением;
- возбуждение административного производства по фактам нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, установленных в ходе проведения проверок;
- рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере осуществления закупок.
Выполнение вышеуказанного комплекса мероприятий обеспечит соблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части осуществления контроля в сфере закупок и будет способствовать предупреждению нарушений в указанной сфере в будущем.
Оценка результата работы по данному мероприятию осуществляется по следующему показателю:
- доля закупок, в которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, к общему количеству проверенных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.